Аварии и теракты в московском метрополитене. Взрывы в московском метро На какой станции произошел теракт

Взрыв на станции «Площадь Революции»

Информация о терактах появилась только спустя два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя несколько месяцев по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре - расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ . По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными .

Сход с рельсов поезда на перегоне «Автозаводская» - «Коломенская» (1979 год)

На Горьковско-Замоскворецкой линии 15 апреля года произошел сход поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек, и кузова упали на путь. Последствия схода устраняли почти сутки. Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы. Этот случай заставил метрополитен разработать специальное устройство для контроля габарита вагона по нижней кромке (точке) корпуса редуктора (УКГ). Этими устройствами оборудовали все линии. Причины аварии рассматривала специальная научно-техническая комиссия. Она установила, что при разработке габарита вагона типа «Е» (нижних его точек) не были учтены все особенности конструкции этого типа вагонов, особенно уменьшение диаметра колес и высоты буксового штыря.

Авария на станции «Автозаводская» ускорила оснащение ПВС депо немецким спецавтомобилем «УНИМОГ», а также переоборудование техкабинета с пультом для аварийных игр локомотивных бригад. Всё оборудование вагона типа «Е» было действующим и работающим в штатном режиме.

Пожар на перегоне «Третьяковская» - «Октябрьская» (1981 год)

12 июня 1981 года на перегоне Третьяковская - Октябрьская возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. Сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, отравившись продуктами горения. Жертв не было . По другим данным, погибли минимум 7 человек . Причина - неисправ­ность аккумулятора .

Пожар на строительстве перегонного тон­неля (1982 год)

В 1982 году во время строительства перегонного тон­неля щитовым способом на участке трассы, где раньше находилась автозаправочная станция произошёл пожар. Загорелся нефтенасыщенный грунт, поступивший из забоя .

Пожар в подземной пневматической мастерской (1982 год)

В помеще­нии подземной пневматической мастерской в результате «грубого нарушения в эксплуата­ции электромеханического хозяйства» возник пожар .

Авария эскалаторов на «Авиамоторной» (1982 год)

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля года на станции «Авиамоторная » в результате поломки эскалатора , вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, в 2 - 2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора - около 100 человек - скатились вниз. В 17:10 вход на станцию был ограничен, в 17:35 перекрыт, в 17:45 станция «Авиамоторная» была полностью закрыта - поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших - это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на неё людей, и люди действительно проваливались сквозь неё, однако никаких механизмов под балюстрадой нет - люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Многие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

Точное количество жертв - 8 погибших и 30 раненых - было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырёх эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев, с момента установки тормозных систем по день катастрофы, все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения - тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена - произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм .

Повреж­дение обделки тоннеля (1983 год)

Обвал породы (1986 год)

В 1986 году во время сооружения пересадочного узла был нарушен проект. В результате при проходке фурнели снизу вверх произошёл вывал породы .

Пожар в поезде на станции «Павелецкая»

Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943 году. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая древняя часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953 года.

После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994 году коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена .

Случаи загазованности (1989 год)

В 1989 году при строительстве метро произошли сразу два случая загазованности. В одном случае из-за нарушения режима проветривания при проходке фурнели в забое снизилось содержание кислорода в атмосфере. В втором случае при выполнении работ по искусственно­му замораживанию грунтов произошла утеч­ка жидкого азота в тран­шею, где находились люди .

После 1991 года

Пожар на Серпуховско-Тимирязевской линии (1994 год)

Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году

В течение четырнадцати с половиной часов на разных перегонах линии произошло три аварии. 20 человек получили увечья, 9 из них были госпитализированы.

Первая авария произошла в среду 30 марта года в 18:48 на перегоне «Нагорная » - «Нахимовский проспект ». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. 31 марта во время манёвров, в 5:30, один из составов пропускался не по тому пути. Результат - новое столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. А в 9:14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская », но ещё не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошёл с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. Серьёзно пострадали три пассажира и машинист второго поезда - его госпитализировали с черепно-мозговой травмой .

Возгорания вагонов (1995 год)

Весной 1995 года из-за неисправности ходовой части загорелась ходовая часть вагона в перегонном тоннеле . Осенью того же года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Поезд пробил стену депо «Владыкино »

Возгорание поезда (1996 год)

В феврале 1996 года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Задымление тоннеля и станций (1996 год)

В марте 1996 года из-за короткого замыкания на перегоне загорелся си­ловой кабель, в результате произошло задымление тоннеля и станций .

Теракт 1996 года

Второй теракт в истории московского метро произошёл поздним вечером 11 июня года. В поезде между станциями «Тульская » и «Нагатинская » взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава .

7 декабря 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались . По данным, которые приводит «Экспресс-Газета», ответственность на себя взяли чеченские террористы , однако другие источники не подтверждают эти сведения. Самые известные из полевых командиров чеченских сепаратистов того времени - Шамиль Басаев и Салман Радуев - не делали заявлений, что имеют отношение к этому теракту. По состоянию на 2001 год уголовное дело не было раскрыто .

Теракт 1 января 1998 года

Взрыв в 2000 году

8 августа 2000 года в 17:55 в подземном переходе на Пушкинской площади сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек, 61 получили ранения .

Размывы на перегоне «Царицыно» - «Кантемировская»

Взрыв на станции «Белорусская»

Теракт 2004 года

Столкновение поездов в 2004 году

Авария энергосети 25 мая 2005 года

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго », подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

  • Замоскворецкая от ст. «Красногвардейской» до ст. «Павелецкая», включая Каховскую линию
  • Серпуховско-Тимирязевская от ст. «Серпуховской» до ст. «Бульвар Дм. Донского»
  • Калужско-Рижская от ст. «Битцевский парк» до ст. «Проспект Мира»

Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро (На последней было восстановлено челночное движение, пассажиров перевозили только от улицы Старокачаловская).

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой , Таганско-Краснопресненской , Калужско-Рижской , Серпуховско-Тимирязевской , Бутовской , Люблинской , Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов были возвращены. Например, на «Китай-Городе » работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку - на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях, она была закрыта на вход и выход до конца дня.

  • Обесточенные станции (доступ по ссылке заблокирован в России) - фотографии очевидцев.

Разрушения тоннелей мелкого заложения в результате несанкционированного забивания свай

Начиная с 2000-х годов в истории Московского метрополитена случались инциденты, связанные с несанкционированным забиванием свай под различные конструкции в зоне пролегания тоннелей мелкого заложения метрополитена.

Как оказалось, над тоннелем производилась забивка свай под крупный рекламный стенд. После того, как одна из свай провалилась под землю, рабочие отогнали технику от места проведения работ. По заявлению руководства метрополитена, никаких обращений от этой или другой организации за разрешением проводить работы над метротоннелем в данном месте не поступало. Однако проводившая работу фирма предъявила все необходимые документы, выданные владельцем земельного участка. Выяснилось, что из-за режима секретности на планах даже не указывалось, что под этим участком на небольшой глубине проходит линия метрополитена.

В результате аварии часть Замоскворецкой линии метро от станции «Сокол» до «Речного вокзала» была закрыта, для обеспечения перевозки пассажиров на линию от метро «Речной вокзал» до «Сокола» вышли дополнительно 89 автобусов и 16 троллейбусов . В дневное время также была отменена оплата проезда на маршрутах, следующих через метро «Сокол» по Ленинградскому проспекту.

Машинист попавшего в аварию состава, 25-летний Андрей Ульянов за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом Президента Российской Федерации был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени . Специалисты, расследовавшие случай аварии, пришли к выводу, что реакция машиниста помогла избежать человеческих жертв - Ульянов своевременно заметил падающую сваю и организовал эвакуацию пассажиров .

Сход с рельсов поезда между станциями «Владыкино » и «Отрадное »

Теракты 29 марта 2010 года

Падение дерева между станциями «Измайловская » и «Первомайская »

4 июня года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская » и «Первомайская » упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движения поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров, в конце концов, выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено.

3 апреля на перегоне между станциями питерского метрополитена «Сенная площадь» и «Технологический институт» прогремел взрыв. По официальным данным, девять человек погибли. Предыдущий теракт в метро Санкт-Петербурга произошел в 1996 году. Тогда в ночь с 18 на 19 декабря 1996 года взрывное устройство сработало в вагоне между станциями «Площадь Ленина» и «Выборгская». Пострадал один человек. Взрывы в метрополитене в России за последние 20 лет — в фотогалерее РБК.

11 июня 1996 года взрыв самодельного устройства произошел в Москве между станциями метро «Тульская» и «Нагатинская». Взрывное устройство мощностью около 1 кг тротила было заложено под одним из сидений. Погибли четыре человека, еще 16 пострадали. В декабре 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, их имена не разглашались.

В ночь с 18 на 19 декабря 1996 года взрывное устройство сработало в вагоне между станциями «Площадь Ленина» и «Выборгская» Петербургского метрополитена. Из-за позднего времени суток жертв удалось избежать, пострадал один человек.

1 января 1998 года в Москве произошел взрыв в вестибюле станции метро «Третьяковская». Мощность взрывного устройства составляла 150 г в тротиловом эквиваленте. Машинист поезда передал дежурной по станции сумку, которая вызвала у него подозрения. Дежурная положила сумку на щит с огнетушителями и отошла вызвать милицию, в этот момент взрывное устройство сработало. Три человека получили ранения.

8 августа 2000 года в центре Москвы, в подземном переходе под Пушкинской площадью, прогремел взрыв. Мощность устройства составила 800 г в тротиловом эквиваленте. Погибли 13 человек, 118 получили ранения разной степени тяжести. В 2005 году случившееся было признано террористическим актом. Преступники так и не были найдены, а в августе 2006 года прокурор Москвы Юрий Семин заявил, что исполнителей теракта, скорее всего, нет в живых.

5 февраля 2001 года на станции «Белорусская-кольцевая» в Москве сработало взрывное устройство мощностью около 300 г. Бомба была заложена под мраморную скамью на платформе. Пострадали 20 человек, в том числе двое детей.

6 февраля 2004 года в Москве на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел взрыв. Бомбу мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, начиненную поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник. В результате теракта погибли 41 человек (не считая террориста), более 250 получили ранения.

Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

31 августа 2004 года в Москве у станции метро «Рижская» совершила взрыв террористка-смертница. Женщина попыталась пройти на станцию, но увидела у входа милиционеров, развернулась и привела в действие взрывное устройство. В результате погибли 10 человек, ранения получили 46 человек. Троих фигурантов дела в 2007 году приговорили к пожизненному заключению.

29 марта 2010 года в московском метро произошел двойной теракт. Первый взрыв прогремел около 08:00 мск на станции «Лубянка», через полчаса бомба взорвалась на станции «Парк культуры». Жертвами теракта стали 41 человек, еще более 100 пострадали. По данным следствия, организаторами теракта стали члены исламистского подполья Дагестана.

3 апреля 2017 года на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» в Санкт-Петербурге прогремел взрыв. По официальным данным, 10 человек погибли, десятки пострадали.

Многие люди уверены, что Московский метрополитен является самым безопасным в мире. Но даже здесь бывали трагические случаи, устроенные террористически настроенными группировками.

Первый взрыв

Удивительно, но первый взрыв в метро в Москве произошел еще в В далеком 1977 году совершили трое - Затикян, Степанян и Багдасарян. Первая подложенная ими бомба сработала между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Вторая и третья бомбы еще через некоторое время взорвались на улицах и Никольская.

В результате этого террористического акта семь человек попрощались с жизнью сразу, еще 37 получили различные травмы. На время было закрыто московское метро. Взрыв на Арбатско-Покровской линии засекретили.

Тайна за семью печатями

Не стоит забывать, что все события происходили в те времена, когда правительство старалось умалчивать о всевозможных трагедиях. Последствия быстро устранили, никто в городе не говорил о трагедии. В СМИ кое-какая информация просочилась лишь спустя три года.

Виновных, конечно, наказали. Суд происходил в строжайшей тайне и очень быстро. Родственники преступников даже не успели приехать попрощаться с ними перед расстрелом. По мнению некоторых современных историков, такая быстрота ответной реакции могла означать сфабрикованность дела, но правды до сих пор никто не знает.

Спустя 19 лет

Возобновились в 1996 году. Тогда взорвалось самодельное устройство, наполненное тротилом. Бомба была заложена прямо под сиденье пассажиров, и никто не замечал неизвестный черный предмет. Авария произошла между станциями «Тульская» и «Нагатинская». Трагедия унесла жизни четырех человек, еще 14 не могли самостоятельно выбраться из вагонов. Пассажирам с легкими ушибами пришлось по рельсам добираться до ближайшей станции.

О том, кто виноват, говорили много. Вроде бы в содеянном признались чеченские боевики, но после проверки данных эта информация не подтвердилась. Допрашивали также лидеров сепаратистских группировок, но они отрицали свою причастность. Дело так и осталось нераскрытым.

Новый 1998 год

Утро первого января 1998 года началось с ужасного сообщения: «В Московском метро совершены теракты». Лишь удачливый случай помог этому событию не стать трагедией. Неизвестный бесхозный сверток с проводами и часами нашел машинист поезда рано утром, когда направлялся на службу. Он сразу отнес бомбу дежурной по станции. Пока она звонила на пост и рассказывала ситуацию, механизм сработал.

На счастье, сила взрыва была невелика, и дежурную и еще двух уборщиц слегка ранило. Но психологическая травма, полученная ими, была более тяжелой. Расследование события зашло в тупик. Имеется версия, что этот теракт, и тот, что произошел двумя годами ранее, связаны между собой.

Начало 21-го века

С начала 21-го века люди стали опасаться спускаться в подземку. Причиной тому был взрыв метро «Пушкинская» в Москве. Возможно, из-за того что об этом теракте было наиболее подробно рассказано в СМИ, а может, потому что жертв было намного больше, чем за все время до этого, но именно с теракта 2000 года над нами нависла серьезная угроза.

История происшествия такова. Примерно около 6 часов вечера, как раз в час пик, к одному из киосков на станции метро «Пушкинская» подошли двое неизвестных кавказской национальности. Они хотели совершить покупку за валюту, но продавец в киоске отказала им в этом, указав, что рядом есть обменный пункт. Мужчины направились туда, оставив свои личные вещи рядом на скамье. Когда они долго не возвращались, продавец киоска обратила внимание на пакет и тут же позвала охранника, который находился в другом конце зала. В тот момент, когда он направлялся к бомбе, и произошел взрыв.

Трагедия унесла жизни 12 человек, еще около 120 получили ранения. Тяжесть нанесенных ударов увеличивалась еще и тем, что кроме тротила в бомбе были различные острые железные предметы.

Сначала следователям удалось выйти на след преступной группировки, но как показал дальнейший ход событий, к этому происшествию они отношения не имели. Виновных за смерть десятка людей так и не нашли.

2001 год

Взрывы в метро в Москве продолжались. Следующий взрыв произошел в начале февраля 2001 года на станции "Белорусская". Но это событие вызвало немало вопросов и дискуссий.

Вечером приблизительно в 18:50 кто-то неизвестный оставил черный пакет под мраморной лавкой около остановки первого вагона поезда. Несколькими минутами позже прозвучал взрыв. Мощность его была мала, и весь основной удар приняла на себя лавка. Несколько людей были госпитализированы.

Теракт или не теракт?

Если это теракты в московском метро, то почему преступники действовали так слабо? В бомбе было всего 200 граммов тротила, и хотя это довольно много, он не был наполнен осколочными элементами, как это делают для увеличения урона. Тем более бомба была подложена под лавку, и будь она на метр дальше, жертв было бы намного больше. Следствие зашло в тупик. Было много версий, но ни одна из них не подтвердилась и не опровергалась.

И снова февраль

Февраль стал роковым месяцем для московской подземки. На этот раз взрыв в метро в Москве прогремел 6 февраля 2004 года. Трагедию связывают с именем одного чеченского боевика - Павлом Косолаповым. Именно его следствие считает организатором этого и еще нескольких других терактов в столице.

Взрывы в метро в Москве в феврале 2004 года отличались тем, что в этот раз бомба не была подложена, а ее нес на себе смертник. Он зашел в подземку в час пик, который приходится от 8 до 10 утра. Именно в этот период самое большое количество людей торопится на работу. Ничего не подозревавшие пассажиры сели во второй вагон поезда, двигавшегося по Замоскворецкой линии. Взрыв произошел между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская".

Трагедия унесла жизни 41 пассажира, еще несколько сотен получили различные травмы. Многие люди просто не могли выбраться и задыхались от дыма, который возник в результате возгорания. От разрыва бомбы пострадало три вагона и сотни человек. В этот раз теракт был подготовлен очень тщательно. Бомба была собрана по высшему разряду и наполнена множеством поражающих элементов - гаек, болтов, шурупов, гвоздей.

В этот раз следствию удалось найти концы. К теракту оказался причастен не только Павел Косолапов, но и несколько его соратников. Некоторых из них удалось поймать. Над ними проводился суд, решение которого гласило о пожизненном заключении.

Еще один взрыв в 2004 году

В 2004 году теракты и аварии в московском метрополитене участились. Столицу охватили ужас и паника. Всего за один год два нападения в подземке, два взорванных самолета, множество атак в городском общественном транспорте. Аварию на формально нельзя отнести к трагедиям в подземке, поскольку событие произошло на поверхности, около входа. Но в СМИ то и дело звучали заголовки о том, что целью террористов было именно метро, но по каким-то причинам им не удалось пробраться ниже поверхности земли.

Итак, история начинается около 8 часов вечера в последний день лета 2004 года. Все спешат домой, ведь завтра - первый день сентября, и нужно как следует подготовить детей к школе. На входе метро дежурят полицейские. Такие меры предосторожности были введены из-за участившихся терактов. Одному из служащих показалось, что некая женщина замешкалась при входе в подземку. Ее остановили и попросили предъявить документы. Женщина развернулась и пошла прочь. Именно в этот момент раздался взрыв. Неизвестная оказалась смертницей, и в ее сумочке была заложена бомба.

Без жертв не обошлось. Большое количество тротила и разрывающихся предметов привело к тому, что три человека погибли на месте, еще семерым были нанесены травмы, несовместимые с жизнью, и они скончались по дороге в реанимацию. Сотни раненых была направлены в больницы.

У одного из пострадавших удалось обнаружить поддельный паспорт на имя Николая Самыгина. Следствие вышло на настоящее имя террориста - Николая Кипкеева. В этой трагедии он исполнял роль куратора. Его задачей было проследить за смертницей, чтобы та спустилась в подземку. Но так как она не смогла этого сделать, а решила взорвать бомбу прямо у входа, пострадал и ее соучастник. Впоследствии были задержаны еще два человека, причастных к взрыву. Все они были осуждены на в тюрьме.

Последний взрыв в метро в Москве

После трагедий 2004 года наступило затишье на целых шесть лет. Жизнь столицы вернулась в прежнее русло, все раны были залатаны, как вдруг... Серии взрывов в 2010 году оглушили всех. Эти события стали наиболее громкими и сильными по своему психологическому воздействию. Террористы доказали: они не спят, не затихли, а готовы вести систематическую разрушительную войну.

Взрывы в метро в Москве прогремели с разницей около получаса. Первый произошел на станции "Лубянка". Как рассказывают очевидцы, к вагону подошедшего поезда подошла женщина, двери открылись и после этого раздался взрыв. Сила его была настолько мощной, что сразу унесла жизни 24 человек. Дело было в понедельник, в 7 часов 30 минут, и метро было переполнено пассажирами. Закрыть подземку полностью казалось нереальным, поэтому спасатели лишь перекрыли пострадавшую станцию для устранения последствий.

Все остальные линии работали, и это не помешало второй женщине-смертнице привести в исполнение свой зловещий план уже на станции "Парк культуры". Схема была аналогичной: подошел поезд, раздался взрыв. Мощность этой бомбы была меньше, в результате чего сразу скончались 12 человек. Позднее еще четверых не удалось спасти врачам-реаниматологам. Счет раненых и пострадавших шел на несколько сотен.

Взрывы в метро в Москве были лишь начальной точкой для дальнейшей серии терактов уже на поверхности земли. Это была целая цепь направленных действий бандитской группировки. Следствию практически сразу удалось выйти на след преступников. Как сообщалось позднее, был ликвидирован организатор всеобщего хаоса - Магомедали Вагабов.

Длинная история взрывов

История взрывов в московском метрополитене тянется уже два десятка лет. Места взрывов на схеме московского метро отмечены красным.

Это одна из главных бед 21-го века. И наша с вами задача - всегда быть начеку. Выполняйте указания брошюр, вывешенных в подземке, обращайте внимание на подозрительных лиц и всегда сообщайте о неизвестных бесхозных предметах. Неизвестно, что готовят группировки в будущем, но мы с вами благодаря бдительности и аккуратности можем остановить их.

В Московском метро в 7.52 утра 29 марта прогремел мощный взрыв, погибло 24 человека, десятки ранены.

Саму шахидку разорвало на мелкие куски. Однако сохранились ее голова и нога. По этим частям тела в дальнейшем возможно будет установить личность террористки.

В 8.37 утра на станции "Парк культуры" взорвалась еще одна бомба - погибло 13 человек.

Первый взрыв произошел в тот момент, когда открылись двери поезда, люди стали выходить, а другие - входить в вагон, - сообщил корреспонденту Life News сотрудник милиции, побывавший на месте теракта.

Я был в соседнем вагоне, когда прогремел взрыв, - рассказал пассажир "Красной стрелы", взорванной на "Лубянке". - Двери соседнего вагона буквально вывернуло наружу. Как минимум человек 15 погибли сразу же.


День для проведения теракта бандиты выбрали непростой. 29 марта в России началась Страстная неделя - последняя седмица перед Пасхой.

Бомба разрушила 2-й и 3-й вагоны с головы состава. Взрывное устройство находилось во втором вагоне.

Я ехала на работу в соседнем вагоне с тем, в котором произошел взрыв, - рассказывает уроженка Челябинска Юлия Тарасевич. - Буквально на подъезде к платформе раздался хлопок, поезд остановился, потом тронулся и доехал до станции. В вагоне началась паника: двери заклинило и их пришлось разжимать руками. Когда толпа вынесла меня на платформу, я увидела, что у меня окровавлена нога. В итоге меня отправили в больницу № 13.

Взрывная волна пошла в третий вагон и в первый, в потолок, по бокам и на выход, - рассказал Life News источник в правоохранительных органах. - Машинист поезда тоже пострадал. Он находится в шоке, но серьезных ранений нет. Взрывное устройство было начинено рублеными кусками арматуры. Также известно, что его, скорее всего, привели в действие с помощью мобильного телефона - на месте взрыва найдены элементы питания и обрывки проводов. Большинство жертв было во втором вагоне. Также погиб мужчина, стоявший в третьем вагоне рядом со стеклянной межвагонной дверью.


К месту взрыва приехали мэр столицы Юрий Лужков и глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев.

Большинство раненых очень тяжелые, - рассказали Life News медики.


По предварительным данным, мощную бомбу, начиненную стальными шариками, привела в действие террористка-смертница.


Телефоны горячей линии, по которым можно узнать судьбу родственников, возможно, оказавшихся в метро в момент взрывов: 622-14-30, 624-34-40, 626-37-07.

Второй взрыв прогремел на станции метро "Парк культуры" (радиальная). Здесь, по словам мэра столицы Юрия Лужкова, погибло 13 и ранены 19 человек.

Информация еще о трех взрывах - на станциях "Улица Подбельского", "Проспект мира" и "Беговая" - не подтвердилась. Как выяснил Life News, на "Подбельского" было подозрение о взрыве, туда выезжал наряд милиции. На "Проспекте мира" и "Беговой" просто сработала сигнализация.

Между тем столичные таксисты-частники, как передают репортеры Life News с места ЧП, решили воспользоваться ситуацией. Цены за проезд между 2 - 3 станциями метро подскочили до 3 - 4 тысяч рублей.

Взрывные устройства, по данным спецслужб, приводились в действие террористами по телефонному звонку. Сейчас в метро отключены базовые станции операторов связи, чтобы не допустить возможного повторения терактов.

Ровно шесть лет исполнится в текущем году со дня ужаснейшей трагедии в столичном метрополитене. 29 марта прогремел взрыв на станции «Лубянка» и следом за ним - на «Парке культуры». Ужасающее количество жертв тех событий потрясло всю мировую общественность. Утро понедельника унесло более 40 жизней, а около 100 человек получили тяжёлые травмы. Среди пострадавших были не только российские граждане, но и жители из Филиппин, Малайзии, Израиля и соседних азиатских стран. Похороны прошли 1 апреля, при этом Москва была не единственным городом, где скорбели родственники погибших. В другие регионы (Ростов-на-Дону, Чехов, Севастополь, Якутск, Таджикистан) отправлено 16 тел.

Взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры», относящихся к управлению метрополитена города Москвы, как позже установило следствие, был произведён террористками.

Начало расследования

В этот же РФ были возбуждены уголовные дела, каждое из которых квалифицировали как террористический акт.

Двойной на «Лубянке» и «Парке культуры» в ходе расследования объединили в единое производство. Первой версией сыщиков стала догадка о слаженной запланированной работе смертников. Спустя несколько часов после случившегося в СМИ просочилась информация о предположениях властей. Кроме того, одним из доказательств того, что взрывы произвели с целью более трагичного исхода, следствие посчитало следующее. Оба сработали тогда, когда станции были максимально переполнены людьми. А так как современные технологии дарят массу возможностей, в том числе и преступникам, то, скорее всего, взрывы в московском метро «Лубянка» и «Парк культуры» произошли тогда, когда устройство включили с помощью мобильных телефонов.

Организованная преступная группировка

Тот страшный день собрал практически всех представителей правоохранительных органов в одном месте. Также там находились многочисленные бригады «Скорой помощи», кинологи с собаками, сапёры, пожарные. Благодаря совместным усилиям нескольких структур, следственным органам удалось найти конкретные улики, подтверждающие причастность к трагедии женщин-смертниц.

Однако одно было понятно наверняка: чтобы осуществить теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» 29 марта 2010 г., террористкам помогали сообщники.

Смертницы - главные действующие лица

Некоторые сомнения по этому страшному делу развеялись благодаря камерам видеонаблюдения, установленным на перроне. Полученные изображения лиц подтвердили, что функцию смертельного исполнения на себя взяли две молодые женщины. На них чётко было видно, что на вид обеим террористкам, устроившим взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры», не более 25 лет. Одетые в тёмные одежды и облачённые в платки, они пытались скрыть свои лица, выдававшие их кавказскую национальность. Также стало известно, что накануне трагического происшествия в одном из отделений милиции раздался странный звонок. Женщина, жительница столицы, заявляла, что стала случайной свидетельницей разговора чеченцев на станции метро «Коньково», которые обсуждали организацию взрывов. Однако, несмотря на незамедлительную реакцию правоохранителей, выехавший на предполагаемое место совершения масштабного преступления наряд с кинологами не смог обнаружить хоть что-то подозрительное.

Кто виноват?

Вскоре одно за другим последовали объяснения случившегося. Спустя два дня в сеть попал ролик с участием одного из разыскиваемых террористов в Чечне Доку Умарова. В своём видеообращении он официально заявил, что взрывы в метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» организованы его подвластной группой, аргументировав свои незаконные действия местью за недавние февральские события в Ингушетии. Тогда федеральными российскими войсками в посёлках Датых и Аршты была проведена в которой было уничтожено одно из незаконных бандформирований и погибли четверо жителей. При этом стоит отметить, что опровержение не заставило себя долго ждать.

Буквально через несколько часов к журналистам Первого Кавказского канала в Грузии попала запись, в которой якобы Умаров отрицал подлинность своего предыдущего выступления и ответственность за взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры» полностью с себя снимает. Как выяснилось позже специалистами, данная аудиозапись была ненастоящей, голос человека на ней не принадлежал разыскиваемому Умарову.

Виновница трагедии на «Парке культуры»

Благодаря слаженным действиям столичного управления спецслужб и их коллег на Северном Кавказе, удалось выяснить личность одной погибшей преступницы, виновной в трагедии «Парка культуры». Как оказалась, это была жительница Дагестана, и по её следам следствие смогло сделать следующие важные шаги. Данные о смертнице в скором времени всё-таки просочились в СМИ. Общественность была шокирована тем, что девушке, подорвавшей себя, было всего лишь 17 лет. Звали её Джанет Абдуллаева (Абдурахманова). Умалат Магомедов, также член террористической группировки, погибший двумя месяцами ранее во время проведения спецоперации по уничтожению незаконных формирований, был супругом смертницы, мотивом действия которой была цель отомстить за смерть мужа. Взрывы в метро «Лубянка» и «Парк культуры» стали для неё целым «актом возмездия».

Опознание второй террористки

В процессе определения личности второй погибшей террористки помогло обращение гражданина Магомедова в прокуратуру Дагестана. Взрывы в метро «Лубянка» и «Парк культуры», фото участниц которых он увидел во время просмотра телевизионных новостей, были совершены Джанет Абдуллаевой и его дочерью. Смертница, которую узнал отец, Марьям Шарипова, привела в действие взрывной механизм на станции «Лубянка». По его словам, девушке было 27 лет. Однако для подтверждения появившейся информации была назначена генетическая экспертиза, которая подтвердила, что погибшая действительно была дочерью Магомедова.

Практически одновременно с разоблачением личностей смертниц федеральным службам удалось обнаружить и сведения о лицах, непосредственно организовавших взрывы в московском метро «Лубянка» и «Парк культуры». Хроника событий тех дней говорит о том, что, несмотря на скорое выявление базы преступной операции, самим сообщникам погибших смертниц посчастливилось сбежать. Правоохранители подтверждают лишь то, что группировка проживала в съёмной квартире, которая находится в непримечательном жилом доме, неподалёку от станции «Хамовники».

События утра понедельника 29 марта: сначала «Лубянка»

Два взрыва в московском метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» стали неожиданностью для всей Москвы.

Первый из них произошёл утром, когда на часах ещё не было восьми. Организаторами данный промежуток выбран неслучайно, ведь это своеобразный час пик для населения. В 07:56, зайдя во второй вагон поезда с ярким запоминающимся названием «Красная стрела», Марьям Шарипова исполнила план террористов. Взрыв случился во время движения подземного транспорта, который только начал отходить от станции в сторону «Улицы Подбельского». Экспертам удалось определить и восстановить картину тех страшных минут. Они заключили, что женщина стояла прямо у двери вагона, когда поезд остановился у перрона, и буквально за миг до открытия двери она привела злосчастный механизм в действие.

Немаловажным считается и тот факт, что, по словам очевидцев произошедшего, эвакуировать людей сразу же после взрыва никто не собирался. По громкой связи диспетчеры лишь передавали сообщения об опоздании прибывающих поездов и рекомендовали пассажирам обратиться к услугам наземного общественного транспорта.

Второй взрыв произошёл через сорок минут

Менее чем через час раздался второй взрыв, в метро «Парк культуры». «Лубянка» подверглась более сильному удару. Если измерять мощность взрывного устройства, то в в бомбу было заложено почти четыре килограмма вещества. Для трагедии на втором месте террористы воспользовались приблизительно полутора килограммами взрывчатки. Взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры» (фото поездов настолько шокирующие, что предоставить их невозможно) практически не оставил шанса на выживание тем, кто оказался в ближайшей зоне поражения. Об этом свидетельствует и анализ специалистов из лаборатории, который определил, что бомбы содержали гексоген и мелкие арматурные детали, железные болты.

Поезд, пострадавший вторым, также следовал в сторону «Улицы Подбельского». Всё случилось в третьем вагоне в 08:39.

Эвакуация людей из метрополитена

Администрацией метрополитена было принято решение о немедленном перекрытии любого движения поездов на промежутке пути от «Спортивной» станции до «Комсомольской». Когда на помощь подоспели сотрудники МЧС, началась масштабная эвакуация людей со всех подземных станций, так как, по данным управления метро, на тот момент под землёй находилось почти 4 тысячи человек.

Опасаясь, что теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» могли быть не последними, спасатели выводили людей на поверхность в обязательном порядке. Ликвидировать страшные последствия трагедии привлекли огромное множество экспертов, оборудования и специальной техники.

Меры, принятые правоохранителями после трагедии

Нововведения произошли и в охранной работе милиции. Руководством МВД РФ в городе Москве отданы приказы об усилении контроля над столичными улицами и метрополитеном, режима проверки документов, паспортов у всех прохожих (тем более лиц кавказской наружности). Кроме того, когда произошли взрывы в московском метро «Лубянка» и «Парк культуры», возникла острая необходимость в помощи внутренних войск МВД Российской Федерации. Их задачей было постоянное патрулирование вокзалов, аэропортов, метро и других важных объектов.

Соболезнования погибшим

Реакция мирового сообщества на случившееся не заставила себя долго ждать. Следующий день после терактов в Москве объявили траурным. Выразить свои соболезнования главе российского государства поспешили руководители множества государств, известные зарубежные политические деятели. Поспешили осудить террористический акт как проявление терроризма в целом главы стран «Большой восьмёрки», ЕС, Азии, президенты постсоветских государств, а также Пан Ги Мун, Папа Римский и другие.

Взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры» (фото Дмитрия Медведева, возлагающего цветы в память о погибших можно увидеть ниже) и место трагедии стали символичными для жителей Москвы.

Многих людей, спускающихся к станции, страх окутывает до сих пор. Ведь любое проявление терроризма опасно не только для граждан какого-либо государства, но и для всего человечества. Это прямая угроза мировому порядку и стабильности.

Как избежать новых терактов?

Во избежание повторения таких трагических событий, как теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры», все мировые страны должны действовать в одном направлении. Несмотря на достижение определённого уровня безопасности на вокзалах, аэропортах, метрополитенах, ещё многое предстоит предпринять, задействовав дополнительные средства и силы. В комитетах по безопасности при ООН и Совете Европы неоднократно поднимается к рассмотрению данный вопрос. Учитывая правильное функционирование системы видеонаблюдения московского метро, а также механизм аналитической обработки полученных данных, сбой всё-таки произошёл. Сотрудники охранной службы не смогли обнаружить замаскированных смертниц в час пик.

Одним из важных шагов стал указ, подписанный президентом Дмитрием Медведевым. Нормативно-правовой акт предполагает пересмотр существующих и создание новых условий для комплексного обеспечения безопасности в транспортной инфраструктуре, особенно в метрополитене.

Взрывы в московском метро «Лубянка» и «Парк культуры», дата которых навсегда останется в памяти родственников погибших, людей, которым посчастливилось выжить и тем, кто каждый день спускается к станциям, напоминают о том, что современным государствам ещё предстоит проделать огромную работу по преодолению важной проблемы всего мира - терроризма.