Дача евгении гаусвальд. Как реставрируются особняк гаусвальд и дача громова. Остров острых заборов

Каменный остров расположен между Большой и Малой Невками и речкой Крестовкой. Насыщен историческими памятниками, усадьбами и дачами известных людей. Часть скрыта за высокими заборами государственных резиденций, поэтому полюбуемся лишь некоторыми из них.

Каменноостровский дворец (наб. Малой Невки, 1)

Бывшая загородная резиденция императорской фамилии после 1917 года была сначала госпиталем, потом колонией для беспризорников и затем долгое время (до 2007 года) санаторием для военных летчиков. В 2008 началась реконструкция под резиденцию губернатора. Однако Г. Полтавченко передал здание Академии талантов. Дворец можно посетить с бесплатными экскурсиями (запись на официальном сайте).

Дача принца Ольденбургского (наб. Малой Невки, 11)

Строилась в 1831-33 годах архитектором С. Л. Шустовым для князя В. В. Долгорукова. В 1833 году переходит во владение принца Ольденбургского. Частично перестраивается А. И. Штакеншнейдером. В 1928 году переделывается под жилой дом (позже - общежитие). В настоящее время пустует.

Дом В. М. Бехтерева (наб. Малой Невки, 25)

Фахверковый дом построен в 1914 архитектором М. И. Девишиным. В 1956 году воссоздан в камне. Знаменит тем, что принадлежал знаменитому неврологу, психиатру и психологу В. М. Бехтереву. Ныне – многоквартирный жилой дом.

Дом княгини М. К. Кугушевой (Боковая аллея, 1)

Построен в 1895 архитектором К. Г. Прейсом. После революции отдан под коммунальные квартиры. В 1971 расселен в связи с капитальным ремонтом, после окончания которого передан Санкт-Петербургской детской художественной школе им. Б. М. Кустодиева.

Дача П. С. Петровой (наб. Малой Невки, 12)

Построена в 1880-ых годах архитектором Г. А. Прейсом. В советское время отдана под коммунальные квартиры. В 1990-ых перепланирована под санаторный корпус. В 2002 разобрана, в 2003-2004 воссоздана на кирпичном каркасе с деревянной обшивкой и приспособлена под президент-отель.

Особняк Руадзе (наб. Малой Невки, 33А)

Построен в 1865 архитектором Г. А. Прейсом. Разрушен в 1989 году и восстановлен в 2003-2005 по историческим материалам.

Дом инженера С. Н. Чаева (наб. Малой Невки, 33А)

Возведен в 1913-1915 инженером-архитектором В. П. Апышковым. В советское время - дом отдыха.

Дача Вургафт / «Голубая дача» (наб. Крестовки, 2)

Построена в 1913 году архитектором для М. М. Синявером для жены статского советника. Перед революцией дачу снимал банкир Д. Рубинштейн. В советское время в особняке поочередно размещались детская колония, дом отдыха и резиденция Ленгорисполкома. В настоящее время является спецрезиденцией К-5.

Собственная Его Императорского Величества дача / Министерская дача (наб. Крестовки, 7)

Построена в 1810 году архитектором Г. П. Пильниковым для И. Гепнера. В 1818 году продана шталмейстеру двора Г. И Опочинину. С 1820 года арендовалась для Великого Князя Михаила Павловича. После наводнения 1824 года сильно пострадала и была выкуплена в казну. Реставрирована в 1825-1826 годах архитектором К. И. Росси. Вскоре владельцем становится император Николай I. Дача неоднократно перестраивается:

в 1827-29 годах архитектором Л. И. Шарлеманем,

в 1889 - архитектором А. И. Семеновым,

в 1894 - архитектором Стуколкиным.

В советское время - дом отдыха им. Кирова.

Дача А. Г. Соловейчик (Полевая аллея, 1)

Возведена в 1914-1915 годах гражданским инженером Е. Ф. Эделем на берегу Продольного канала. В 1919 году особняк передали детской колонии, затем детскому дому. Во время войны в здании разместился госпиталь. В мирное время дом стал жилым. В семидесятых на бывшую дачу въехал противотуберкулезный детский сад. В восьмидесятых пожар уничтожил интерьеры. В двухтысячных прошла реставрация и ныне это государственная гостевая резиденция К-4.

Каменноостровский театр (наб. Крестовки, 10)

Уникальный памятник ДЕРЕВЯННОГО зодчества. Построен в 1827 года архитектором С. Л. Шустовым для выездных спектаклей императорских театров. Неоднократные наводнения повредили здание, и в 1843-1844 архитектор А. К. Кавос провел реставрацию. Спектакли продолжались до 1881 года. Потом помещения использовались под склад декораций. После революции здание стояло бесхозным. Его заселяли беспризорники. Затем бывший театр перешел к ЦПКИО. В 1932 году прошел реконструкцию. Использовался для показа кинофильмов и проведения вечеров отдыха. В 1967 году ленинградское телевидение приспособило здание под Телевизионный театр - проводило съемку телеспектаклей. С восьмидесятых здесь поочередно размещались концертная и репетиционная площадка оркестра им. В. В. Андреева, клуб спортивного бального танца, школа танцевального искусства. С 2005 года здание является Малой сценой БДТ.

Дача М. Э. Клейнмихель / Дача Л. Чинизелли (наб. Крестовки, 12)

В 1893 году дачу Н. А. Верховцевой покупает М. Э. Клейнмихель. В 1904 году особняк перестраивается в готическом стиле.

В 1907 г. часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли, для которой строится двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн. Чтобы уйти от архитектурной разноголосицы двух домов, дачу графини вновь перестраивают в неоготическом стиле. Фасад украшает герб с изображением Зимнего дворца, объятого пламенем. Это право даровано генералу-адъютанту П. А. Клейнмихелю именным указом Николая I за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году.

Во время Первой мировой войны Мария Эдуардовна оборудовала в своем доме госпиталь. А в 1918 году повесила на двери объявление: «Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость», что помогло ей спокойно собрать вещи и уехать в эмиграцию.

В советское время в особняке располагались дом отдыха и общежитие. В 2006-2007 проведена реконструкция, и сейчас дом принадлежит Управлению делами Президента РФ.

Дача Л. Чинизелли в 1978 году была разобрана, в 2006-2007 воссоздана.

Особняк В. Н. Яковенко (Большая аллея, 22Ж)

Построен в 1887 году архитектором Шаубом. Более двадцати лет принадлежал семье Яковенко. Затем - Сельскохозяйственным курсам и Морскому колледжу. В настоящее время - Управлению делами президента России.

Особняк Э. Г. Фолленвейдера (Большая аллея, 13)

Возведен в 1904-1905 архитектором Р. Ф. Мельцером для главы портновской мастерской Эдуарда Фолленвейдера (швейцарского подданного). Принадлежит к ранним и самым ярким образцам «северного модерна» в Петербурге. В городской топонимике известен как «Сахарная голова» и «Теремок».

В советские годы был передан Ленинградскому управлению курортами профсоюзов и использовался в качестве санатория по болезням желудочно-кишечного тракта.

В ноябре 1992 г. перешел Генеральному Консульству Королевства Дании.

Неоднократно снимался в кино: «Господин оформитель», «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Приключения принца Флоризеля».

Дача Гаусвальд (2-я Берёзовая аллея, 32; Большая аллея, 12-14)

Построена в 1898 архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. В 1918 году передана детской колонии, затем санаторию-профилакторию Ленинградского металлического завода. В 1990-х годов особняк продан частной компании. Был поражен грибком и планировался к сносу. Но пока стоит. Ждет решения своей участи.

Использовался для съемок фильмов «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Дон Сезар де Базан», «Без семьи» и «Летучая мышь».

Позволю себе субъективную ремарку: на мой вкус - это самый замечательный особняк из всех, что я когда-либо видела.

Хлебных дел мастер Гаусвальд решил порадовать свою жену и подарить ей дачу, но как настоящий булочник решил дачу не просто построить, а "испечь"! Место было выбрано тоже удачно, сверхэлитный дачный поселок на Каменном острове в котором только начали раздавать земли с барской руки императорского двора Николая II. Здесь вовремя подсуетились и уже успели отстроиться купцы Елисеевы, профессор Бехтерев, промышленник Путилов и даже основатель китайского города Харбина господин Свирягин.

Чтобы дача выглядела как праздничный торт на юбилее заморского князя, как пряничный домик в императорском саду или как предмет чаепития из сказки Кэрролла, Гаусвальд позвал молодых архитекторов, которые смогли воплотить самые смелые кулинарные решения в архитектуре этого особняка. Не удивлюсь, если в кладке стен и правда использовался настоящий бисквит.

С задачей Чагин и Шёне, а именно они и были архитекторами, блестяще справились. Я даже уверен, что новый дом как свежеиспеченный торт хотелось откусить, при этом обязательно запачкав нос в воздушном креме. Кстати, в азбуке Александра Бенуа есть картинка про заколдованный дом сморщенной старушки-сказочницы, сложенный из пастилы и шоколада, может именно им восхищался Гаусвальд и архитекторы?

3.

фото из гугл документов

Остров трудящихся

Спустя 15 лет дорвавшаяся до руля новая социалистическая власть не очень жаловала "элитные" слои населения, в которые входили и обитатели местных дач. Чтобы не гневить это правительство, те спешно испарились из страны и материализовались в Европейских поселениях, оставив все свое добро на благо трудящихся. Правда в первые годы революции эти дома никому не были нужны, только их внутренности. В стране же решались другие вопросы, остров опустел, чем и воспользовались беспризорники, обосновавшись на дачах по всему острову.

4.

Новая власть быстро опомнилась и решила разом национализировать все особняки, передав их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Легким движением руки дача Гаусвальд стала домом для третьей детской колонии имени Луначарского. В таких условиях особняку приходилось особенно тяжело, если даже цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек.

5.

Остров острых заборов

Продлилась эта радость от пятизвездочного размещения для беспризорников недолго, выгодное стратегическое расположение острова и дач оценили и новые рулевые страны. Какие беспризорники? Тут наша "элита" жить будет, зря чтоли за равноправие воевали? Ну и превратили по сути весь комплекс на Каменном острове в список номенклатурных дач, за что тот получил в народе звание "Остров острых заборов". В особняке Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров стал довольно далек не только от социальных потрясений, но и от нужд трудящихся. С чем боролись, на то и напоролись.

6.

Дом Ирэн Адлер

С развитием советского кино особняк благодаря своим прекрасным формам и природной красоте превратился в знаменитость. Дача Гаусвальд начала принимать активное участие в съемках и была готовой декорацией для многих фильмов. Главной лентой принесшей ей известность стала картина "Шерлок Холмс: Сокровище Агры", где она сыграла роль дома Ирэн Адлер.

Пускай в стенах этого дома играли такие актеры как Ливанов, Соломины, Караченцов, Боярский, Самохина, Дмитриев, Богатырев, Удовиченко и многие другие, но именно эта роль настолько запала людям в душу, что с тех пор все забыли про булочника, а здание теперь называют исключительно домом Ирэн Адлер.

7.

Белый гриб

Самым сложным и губительным периодом дачи стало время "перестройки". В начале 90-х с молотка одного аукциона карамельный домик отправили в руки частных владельцев. То ли хозяин погиб в бандитской разборке, то ли бежал за границу, то ли отправился в места не столь отдаленные, но известно точно одно, про дом он забыл и за ним никто больше не следил.

8.

Вспомнили о бисквитном домике только в 2008 году на заседании совета по сохранению культурного наследия. Именно там был поднят вопрос, который сам по себе и отпал по результатам проведенной экспертизы, 85% деревянных перекрытий уничтожены белым грибком. Каков приговор? Дача должна быть снесена.

9.

Естественно такой расклад жителей не устроил, и нашли новое компромиссное решение. В администрации города сказали, что будут разобраны, а после воссозданы все деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. Как вы видите, особняк по-прежнему в аварийном состоянии, внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно, а реставрационные работы так и не начались. Судя по вяло текущим процессам и сообщениям прессы, в администрации города все же собираются исполнить изначальный приговор.

Помните фильм "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона"?
Вот в это окно, что на фотографии, Ватсон бросал дымовую шашку в дом Ирэн Адлер (серия "Сокровища Агры")..
Это дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге.
Я была там в этот понедельник..
Неужели в этот понедельник???
Даже не верится...Прошло всего четыре дня, а все вокруг так переменилось...
Ну ладно, я сейчас не об этом...
В субботу я гуляла по Каменному острову, в том числе и эту дачу фотографировала...
А после прогулки залезла в интернет и прочла, что "дачу Гаусвальд спасти невозможно и принято решение ее снести"..
Мне сразу же захотелось пойти туда снова и пофотографировать поподробнее.
Что я и сделала в понедельник.
Пришла, а там.....

А там, обойдя дачу со всех сторон, захотела подойти поближе..
Но невысокий металлический заборчик окружает ее со всех сторон, калитка закрыта на замок...
Что делать? - я уже было собралась перелезть через ограду...
Но тут, случайно, из флигеля вышел охранник и сказал, что за забор нельзя ни в коем случае, что это теперь частная собственность и вход строго воспрещен.
Он подошел к заборчику с другой стороны, очень симпатичный дядька лет за 50, и оказалось, что это не просто охранник, а настоящий знаток своего "объекта", который рассказал мне всю историю дачи Гаусвальд, с подробностями, которых я не видела и в интернете..
Даже старые фотографии дачи показал..
Все через забор - свою обязанность охранника блюдет он очень строго....
Вот бы везде такие охранники были!
Кстати, если хотите, вы можете увидеть этого замечательного человека в самом конце вот этого ролика:
http://www.spbtv.ru/new.html?newsid=381

А история этого здания чрезвычайно интересна!...
Построена дача была в 1898 году для жены булочного мастера, поставщика императорского двора, Евгении Карловны Гаусвальд.
Авторы проекта — очень модные в то время в Петербурге архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне.
И выполнена дача в самом модном в то время стиле - в стиле модерн..
Почему-то именно зданий в стиле модерн сохранилось в наше время очень мало...
Как в Москве, так и в Петербурге...

"Их дом отличается свободным планом и многоуровневым расположением помещений. Угол дома, выходящий на пересечение аллей, выделен характерным для французского направления модерна закругленным порталом входа.

Дом, построенный для семьи Гаусвальд, имеет фасад, оформленный различными материалами: бутовой плитой, желтым кирпичом, деревом, и по праву принадлежит к лучшим произведениям модерна в Петербурге.

Отечественные кинематографисты снимали особняк неоднократно. Почти в каждом втором фильме-оперетте, выпущенном в советские времена на «Ленфильме», мы с легкостью узнаем главный фасад дома по очень характерной круглой двери.

Утрачен металический завиток у светильника.
С ним это был символический скрипичный ключ, который намекал на музыкальные пристрастия хозяйки дачи:

Именно отсюда миссис Айзенштайн (Л. Максакова) провожала в тюрьму (как ей казалось) своего супруга Генриха Айзенштайна (Ю. Соломин) в фильме «Летучая мышь». И именно перед этой дверью «авантюристка», оперная певица и просто красавица Ирэн Адлер появляется впервые перед Холмсом и зрителями в замедленной рапидной съемке."
Кроме того, здесь снимались фильмы "Дон Сезар де Базан", "Марица".
Каменный остров всегда считался привилегированным местом..
До Екатерины II он принадлежал канцлерам, сначала Головкину, потом Бесстужеву-Рюмину.
В 1765 году императрица Екатерина II вернула его в собственность императорской фамилии, подарив наследнику престола цесаревичу Павлу Петровичу. Столичная элита тут же выстроилась в очередь за высочайшим соизволением на строительство дач в соседстве с резиденцией великого князя..
Выпала такая честь и поставщикам двора его Величества - булочнику-кондитеру Гаусвальду, ювелиру Гау, обувному торговцу П.Гозе и др..
Дом Гаусвальд (2-я Березовая аллея, 32) считается первым в России зданием в этом стиле: подчеркнутая асимметрия, изломанные линии портала и крыши. Прототипом послужила архитектура английских коттеджей.

В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Думаю не надо объяснять что это такое?
Беспризорники отломали почти все копья с металлической ограды, разобрали красивые витражи в окнах ради свинцовых перемычек, из которых они делали грузила для удочек, а цветными стеклышками витражей они просто играли...
Внутри дачу поделили на клетушки, в которых могло поместиться по несколько кроватей...
Через несколько лет дачу отдали Ленинградскому Металлическому заводу, для жилья рабочим...Но руководство завода быстро сообразило, что удобнее тут будет сделать санаторий-профилакторий.
В таком виде дача и просуществовала до самой перейстройки..До того времени, как заводы стали "чахнуть" и избавляться от детских садов, пионерских лагерей, санаториев, и прочего "балласта" ..
Дачу приобрела частная компания, которой был нужен собственно только участок..Но разрешения на снос памятника арзитектуры компания получить не могла..
Тогда - "не мытьем, так катаньем" - предприниматели просто забросили здание, оно простояло 8 лет без отопления и все деревянные детали дачи были "съедены" белым грибком..
Так бы дача и погибла, уже почти погибла..Но..
Новый хозяин дачи, выкупив ее именно как памятник архитектуры, обязан реставрировать ее...
И оказалось, что это все-таки возможно:
"Заместитель председателя КГИОП Борис Кириков отметил, что дача — это первая законченная вещь в стиле модерн. Тем не менее, по его мнению, утрата деревянной части не такая уж беда, так как она претерпела много кардинальных искажений. «Драматизм ситуации смягчается тем, что мы имеем дело с результатом многочисленных перестроек, — считает он. - А восстановление позволит вернуть ей утраченный первозданный вид». Вместе с тем, чиновник считает, что «за кирпичную часть необходимо держаться». «Ну не умеем мы делать такой кирпич! - с досадой заявил он. — Что видно на особняке Ксешинской».
Член Совета Михаил Мильчик отметил, что если фундаменты будут разобраны, объект потеряет статус памятника, так как полное воссоздание - это новострой. «Башню и входную дверь нужно сохранять и реставрировать», — считает он.
Напомним, что дача Гаусвальда включает 4 здания. Она на 80% состоит из деревянных конструкций. Согласно экспертизе, проведенной в 2005 году, было установлено, что деревянные конструкции заражены белым грибком, который не поддается уничтожению через обработку растворами. Единственный способ борьбы с ним - вырезание пораженных участков и сжигание на стороне (чтобы спорами грибка не заразить окружающие постройки). Но если пойти на это, то от дачи останется 2-3 метра обрезков древесины. Поэтому эксперты считают, что деревянные конструкции постройки не подлежит реставрации.
В фундаменте башни имеются неравномерные просадки, трещины, тем не менее, все каменные конструкции при оборудовании системы водоотведения могли бы быть сохранены, считают специалисты."

Так что, есть надежда, что дача Гаусвальд не погибнет, а будет еще долго радовать своим видом наших детей и внуков.
Вот!

Этот необычный особняк хорошо знаком жителям Санкт-Петербурга и гостям Северной столицы. Дача Гаусвальд на Каменном острове отличается от всех окружающих ее строений. Этот дом, напоминающий карамельную игрушку, удивительно яркий и даже озорной. Здесь режиссер И. Масленников снимал популярную киноленту о приключениях легендарного Шерлока Холмса и его помощника и верного друга доктора Ватсона.

Авторы проекта

Дача Гаусвальд, адрес которой: остров Каменный, Большая аллея, 14 — редкий и оригинальный образец деревянного зодчества России, первое сооружение в стиле модерн не только в Санкт-Петербурге, но и в стране. Многие считают, что здание напоминает пряничный дом. И это неслучайно. Молодые архитекторы Василий Шене и Владимир Чагин строили его для Е. К. Гаусвальд — жены известного в Петербурге булочного мастера.

В. И. Чагин получил академическое образование. Дача Гаусвальд - не первая работа известного архитектора. До начала строительства он уже участвовал в крупных проектах. Примечательно, что после революции 1917 года Чагин не покинул страну, а начал заниматься восстановлением и реконструкцией многих памятников истории и архитектуры Петербурга. Здания в стиле модерн Владимир Иванович стал строить в Петербурге одним из первых. Большинство работ мастер создавал в содружестве с В. И. Шене.

О Василии Ивановиче сохранилось немного сведений. Он имел собственный особняк с небольшим парком на Крестовском острове. В 1916 году он был конфискован за долги. Даже дата смерти точно не известна: источники, как правило, ограничиваются фразой «после 1935 года». Тем не менее работы Шене сохранились: четыре дачи, расположенные на Каменном острове, среди них и его собственная, которая так и не была завершена, особняк Кельха, который можно увидеть на улице Чайковского, 28, дом Н. В. Чайковского на Невском, 67, а также несколько доходных домов, которые находятся в историческом центре Санкт-Петербурга.

Для молодых архитекторов дача Гаусвальд стала настоящим экзаменом, который они выдержали с честью: к делу подошли творчески, отбросив все стереотипы. Они сделали акценты на выразительности геометрических форм — цилиндра, куба и конуса, совместив эти элементы.

Каменный остров

Уже во времена строительства особняка Каменный остров считался привилегированным районом города, где жили состоятельные и известные люди: купец Елисеев, выдающиеся учёные, промышленник Путилов. История Каменного острова окутана легендами и тайнами.

В древности заблудившиеся моряки увидели огромную скалу, которая высилась над водой. Причалив к берегу, они исследовали землю и решили дать острову название Каменный. Гораздо позже, когда к власти пришел Николай II, остров стал очень популярен у элиты — буквально за несколько лет он был застроен усадьбами.

Дача Гаусвальд (Санкт-Петербург): история

Здание, построенное в 1898 году, названо по фамилии его первых владельцев — супругов Гаусвальд. После революции 1917 года остров был переименован. Он получил распространенное в те годы название — остров Трудящихся. Эта некогда живописная территория опустела, а роскошные дома облюбовали беспризорники. С каждым годом в Петербурге их становилось все больше и больше.

Именно тогда (1918 г.) новые власти города приняли решение об открытии в здании детской колонии № 3 имени Луначарского. жили здесь до 1923 года. Маленькие обитатели растаскивали все, что могли снять. Великолепные цветные витражи с изящными вставками из свинца они разбирали и делали грузила для удочек, а красивые цветные стеклышки использовались в играх или обменивались на что-то еще более «ценное».

Спустя годы в особняке разместили санаторий-профилакторий завода. Остров Трудящихся превратился в место отдыха крупных чиновников. Здесь снова появился дачный поселок. В девяностых годах прошлого столетия дача Гаусвальд была продана компании «Импульс», которая и сегодня является ее владельцем.

Описание

Дача Гаусвальд на Каменном острове (Петербург) является уникальным памятником архитектуры. На первом этаже здания находились жилые комнаты, выше - комнаты для гостей и кабинет хозяина. За образец авторы проекта, по мнению некоторых специалистов, взяли классический английский коттедж, имевший отдельный вход для прислуги, а другие считают, что в архитектуре здания отчетливо просматривается баварский стиль. Думаем, что для владельцев дома это было не столь важно: импозантный и стильный снаружи, изнутри коттедж был очень уютным. Здесь все было продумано до мелочей.

Архитектура особняка

Дача Гаусвальд на Каменном острове построена в стиле модерн. Серый кирпич башни, каменные плиты, желтые оштукатуренные стены соседствуют с резными элементами фронтонов, выполненными из дерева. Они придают конструкции изящество и сложность. При этом точно соблюдена характерная для этого стиля асимметрия, изломанная линия крыши и т. д.

Двухэтажная центральная часть строения изготовлена из дерева, к ней прилегает одноэтажное здание с полукруглым порталом. Цокольная часть, облицованная бутовой плитой, характерна для практически всех коттеджей на Каменном острове. Здание почти не имеет острых углов, оно асимметрично, сглажено и по этой причине раскрывается со всех сторон. Фасады украшают остроконечные башенки. Чтобы по достоинству оценить замысел авторов проекта, необходимо обойти вокруг здания.

Дача Гаусвальд отличается красивым силуэтом. С севера расположена башня с полуциркульными окнами. Две террасы, каждая из которых имеет по четыре колонны, находятся с южной стороны. План дома был разделен на функциональные зоны: северо-восточная отводилась для жизни владельцев, а юго-западная предназначалась для служебных помещений,

Дача Гаусвальд является настоящей кинематографической знаменитостью. Эти стены стали декорациями для многих фильмов. Здесь снимали сцены знаменитого сериала о Шерлоке Холмсе режиссера И. Масленникова. Петербуржцы нередко называют это здание домом Именно так по сюжету звали любимую женщину великого сыщика. Здесь же снимались такие популярные ленты, как «Летучая мышь» и «Дон Сезанн де Базан» Яна Фрида.

В особняке снимались такие выдающиеся актеры, как Юрий и Виталий Соломины, Михаил Боярский, Игорь Дмитриев, Анна Самохина, Лариса Удовиченко, и многие другие.

Дальнейшая судьба памятника

Для этого уникального сооружения тяжелые времена настали после распада СССР, в годы перестройки. Дача Гаусвальд была продана частной компании «Импульс», которая двадцать лет не использовала ее и не обслуживала. В результате дом пришел в запустение. Проведенные исследования показали, что более 80% всех деревянных построек разрушены плесенью и поражены грибком.

Ознакомившись с заключением экспертов, городские власти решили снести все деревянные конструкции. Однако этого не было сделано. Еще через несколько лет по итогам новой проверки аварийности строения было принято окончательное решение разобрать все деревянные конструкции сооружения и в дальнейшем построить здесь здание по проекту Рафаэля Даянова. К сожалению, и сегодня сооружение находится в плачевном состоянии и продолжает разрушаться.

Дача Гаусвальд: как попасть?

Сегодня туристы уже не смогут попасть внутрь здания. Но еще можно увидеть, как выглядит снаружи знаменитое строение. Чтобы добраться сюда, петербуржцам и гостям Северной столицы необходимо доехать до станции метро «Петроградская». Здесь потребуется пересадка на автобусы № 46 или 1, троллейбус № 34. Этот транспорт довезет вас до остановки «Каменный остров». Затем необходимо пройти по улице Первой Березовой до Большой аллеи и свернуть направо, к дому № 14. Пешая прогулка займет не более десяти минут.

Можно доехать до станции метро «Черная речка». Выйдя из метро, пройдите пешком в сторону набережной. Затем перейдите через мостик на Каменный остров и по набережной Большой Невки следуйте до Большой аллеи. Затем сверните налево, к дому № 14.

Оригинальное по решению здание красивого силуэта. К деревянной двухэтажной центральной части здания примыкает одноэтажная часть с поукруглым порталом. Круглая башня с полуциркульными окнами расположена с севера. С южной стороны находятся две таррасы, оформленные 4-мя каменными столбами. Цокольный этаж выполнен из бутовой плиты.

План дома включал выделение функциональных зон - юго-западной - для служебных целей, и северо-восточной - для жизни семьи. Кухня, буфетная и комнаты прислуги имели отдельный вход. Жилые комнаты находились на первом этаже, на втором - кабинет и комнаты для гостей.

На участке размещались многочисленные служебные постройки - одно- и двухэтажные прямоугольные здания.

Дача Е. К. Гаусвальд

Дача г-жи Е. К. Гаусвальд в С.-Петербурге, внутри парка Каменного острова - проектирована и построена архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене. Стиль дачи - новый, с преобладанием мотивов американских деревянных построек. Дача предназначена для малой семьи, причем не требовалось мужского кабинета и зала, но на первом плане должна была быть выдвинута столовая, и в одно с ней - бильярдная. Во втором этаже находятся две комнаты для гостей. Здание покрыто черепицею, а башня и шпиль около входа - шифером. При даче имеются: конюшня на 4 лошади, сарай и служебный флигель, состоящий из прачешной с катком, двух комнат для кучера и конюха и таких же помещений для дворников. В даче проведен водопровод, для чего на чердаке помещен бак на 250 ведер воды.

Вся стоимость дачи составила 44 795 руб. 22 коп., причем по стоимости отдельных работ эти суммы распределены следующим образом: Земляные работы. . . . . . . . . . . . . 275 р. 24 к. Каменные работы. . . . . . . . . . . . . 9383 р. 01 к. Плотничьи и столярные. . . . . . . . . . 15168 р. 36 к. Приборы для окон и дверей. . . . . . . . 537 р. 44 к. Конопатные работы. . . . . . . . . . . . 426 р. 15 к. Кровельные работы (черепицей и шифером) . . 1618 р. 45 к. » » (железом) . . . . . . . 453 р. 50 к. Печные работы. . . . . . . . . . . . . . 1942 р. 90 к. Штукат. работы. . . . . . . . . . . . . . 2987 р. 10 к. Паркетные работы. . . . . . . . . . . . . 357 р. 50 к. Водопроводные работы. . . . . . . . . . 926 р. - Малярные работы (вкючая обои) 2633 р. 37 к. Стекольные работы. . . . . . . . . . . . 1190 р. 31 к. Леса, подмостки и непредвиденные расходы 5% (около) . . . . . . . . . . . . . . . 2024 р. 95 к. Составление чертежей, детальные рисунки, жалование чертежникам и десятнику и разъезды. . . . . . . . . . . . . . . . 20157р. 68 к. Решетка вокруг здания и художественные кузнечные работы. . . . . . . . . . . . . 2467 р. 85 к. Страховка здания во время постройки. . . . 145 р. 21 к. Всего 44795 р. 22 к. Насыпь и садовые работы в эту сумму не входят, равно как линолеум, которым покрыты все полы, за исключением паркетных; на все это израсходовано, сверх приведенной общей суммы, около 4500 руб. Арх. В. Шене.