Дипломная работа: Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки. Работа над дикцией на уроках сольного пения Выработка круглого звучания на уроках вокала

В тембре, заключены почти все качества голоса. Красивый, правильно оформленный тембр – показатель полноценной и наиболее совершенной работы голосового аппарата. Тембр голоса (фр. timbre – колокольчик) – психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: формантной структурой спектра; степенью выраженности шумовых компонентов, негармонических обертонов; модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса воспринимается синтетически как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова.

Для педагога, работающего с учеником, исходной задачей является воспитание и совершенствование тембра. Надо помнить, что этимособым качеством никогда нельзя жертвовать в угоду громкости или умению «брать» более высокую ноту. В академическом стиле пения тембр формируется на основе смешанного типа голосообразования, когда «голосовые связки колеблются ни по чисто грудному, ни по чисто фальцетному типу, а в их колебаниях одновременно присутствуют и грудной, и фальцетный механизмы работы». Причем «характер смешения должен диктоваться не столько вкусом педагога, сколько индивидуальными особенностями голосового аппарата каждого ученика». В связи с последним для формирования естественного смешанного голосообразования у певцов особое значение приобретает форма и система применяемых вокальных упражнений и умелое использование их педагогом. Опыт показывает, что, заботясь при воспитании певца в первую очередь о качестве тембра, удается достигнуть успеха в выявлении и развитии всех других качеств его голоса и вокальной речи.

Многие певцы от природы или в результате предшествующего пения приходят в класс, имея определенные недостатки в тембре голоса. Порочные тембры могут быть исправлены совсем или частично в результате правильного воспитания голоса.

К порочным тембрам относят, например, тремолирующий, горловой, зажатый, гнусавый, гудкообразный и др. Недостатки тембра, связанные с нарушением вибрато. Под вибрато понимается легкое вибрирование голоса, сопутствующее певческому голосообразованию и отсутствующее в речевом. Вибрато украшает тембр и придает голосу живой, трепещущий, выразительный характер. Если вибрато осуществляется слишком часто, то слушатель воспринимает его как «барашек» в голосе, если чересчур редко – то создается впечатление качания голоса. Напряженная работа гортани, тотчас же сказывается на характере вибрато. При нахождении более правильного, менее напряженного состояния гортани во время фонации улучшается и качество вибрато. У мастеров вокального искусства вибрато отличается большой ровностью и постоянством. Это воспринимается нашим слухом как устойчивость, определенность звукообразования. Гортань таких певцов работает свободно, без лишнего напряжения, что и рождает ровное вибрато. У неопытных певцов гортань напряжена, работает неустойчиво, поэтому вибрато у них непостоянно, неровно. На слух такой голос не льется, имеет неопределенный, неустойчивый характер. У детей, с их фальцетной манерой голосообразования, вибрато обычно выражено плохо.

Степень овладения красивым вибрато, возможности исправления его дефектов всегда ограничены природными данными индивидуума. Педагог должен уметь разобраться в голосе ученика и, если имеются те или иные дефекты вибрато, целенаправленно воспитывать голос в нужном направлении.

Проблемы подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования.

Под форсированным звучанием голоса следует понимать не просто громкое пение, а такое, при котором голосовой аппарат работает с явным перенапряжением. Постепенно, в результате форсированного пения стирается тембр и начинает нарушаться вибрато. Форсировка трудно поддается исправлению, но при постоянной систематической работе над голосом можно в большинстве случаев достичь возвращения его утерянных качеств. Для этого следует упорно работать над качеством певческого тона, исключив на время все, что может толкать певца к форсированному звучанию. Снимая лишние напряжения на упражнениях, вокализах и позднее на правильно подобранном репертуаре, постепенно можно добиться значительных улучшений в голосообразовании. Начиная работать над снятием форсировки, следует помнить, что избавление от нее приходит не сразу, а достигается постепенной тренировкой голосового аппарата в смысле смягчения голоса и нахождения более естественно звучащих нот. Нельзя сразу переводить певца, который форсирует, на облегченное звучание, иначе голос может «сняться с опоры», потерять профессиональное звучание.

Зажатость звука сочетается обычно с горловым оттенком, поэтому, в сущности, речь идет о едином недостатке, сущность которого состоит в неверной работе голосовой щели. При правильной работе гортани создается впечатление, что у певца широко открыто горло и звук идет, как бы ничего по пути не задевая. При зажатом или горловом звучании создается впечатление, что горло сжато, и звук как бы выжимается, с известным усилием проходя через гортань. Лучшим средством борьбы с зажатостью является придыхательная атака, которая уменьшает фазу смыкания голосовых связок и при- водит гортань в более правильную координацию с дыханием. Придыхательную атаку следует давать как прием, на определенное время, переходя затем на мягкую атаку, которой и следует пользоваться постоянно голосом склонным к зажатию, к горловому звучанию.

Носовые звуки («гнусавость»).

Если мягкое нёбо опущено, воздух свободно поступает в носовую полость, а выгнувшийся горбом язык максимально сужает объём полости рта и препятствует свободному прохождению воздуха во рту, что часто бывает у людей поющих верхние ноты, то все звуки приобретают явственно слышимый носовой призвук. Это, так называемая, гнусавость. Развитие подвижности мягкого нёба имеет очень важное значение для певца. Хорошая степень активности мягкого нёба способствует получению округлого прикрытого звучания гласных, сохранению ровного выдоха, создаёт условие для естественного резонирования звуков и ликвидирует нежелательный носовой призвук («гнусавость»).

Основное упражнение для тренировки поднятия мягкого нёба – это формирование правильной позиции зевка. Зевните, сомкнув губы,запомните при этом правильное положение голосового аппарата для следующего упражнения. При этом челюсти разомкнуты, губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань чуть опущена. Хорошо представить при этом, что во рту лежит горячая картофелина, но чтобы она не выпала, губы стягиваются в пучок. Отработка развития мускулатуры зева – это длительный процесс и может порой занимать 3-5 месяцев. Порочные призвуки в тембре голоса возникают от нарушения в работе различных отделов голосового аппарата. Педагог должен работать над их исправлением, зная причину того или иного недостатка. Тембр может быть значительно улучшен, если педагог правильно борется с недостатками. «Качание», «барашек» в голосе, как и его гудкообразный характер, связаны с нарушениями вибрато, поэтому все внимание педагога должно быть направлено на снятие лишнего напряжения шейных мышц, освобождения гортани. Горловой тембр, зажатие звука происходят от излишне активной смыкательной работы голосовых связок. Педагог поступит правильно, если будет временно расслаблять их чрезмерно плотное смыкание. Форсировка разрушающе действует на голос, вызывая появление «качки» и заметное ухудшение тембра. Изменение насыщенности звучания, легкий репертуар, подвижные упражнения – помощники в борьбе с форсировкой. Хотя тембр в значительной степени определяется природными свойствами голосового аппарата, он может меняться под влиянием работы над голосом. Работа над тембром голоса является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений.

1. Методы вокально-хоровой работы

Наряду с общедидактическими методами и методами, присущими музыкальному обучению, в вокальной педагогике сложились специальные методы и приемы, которые не исключают, а дополняют друг друга. Рассмотрим наиболее известные из них.

Концентрический метод

Этот метод (а точнее – методика), разработал основоположник русской вокальной школы М.И. Глинка. Его метод лежит в основе методических систем многих авторов и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми. М.И. Глинка считал, что сначала необходимо усовершенствовать «натуральные тоны» голоса, то есть звуки, берущиеся безо всякого усилия. Голос должен развиваться естественного «центра голоса», на котором основывается спокойная речь человека, к тонам, окружающим этот центр.

В основе концентрического метода лежат следующие установки:

1) плавное пение без придыхания;

2) при вокализации на гласный звук должна звучать чистая фонема;

4) умеренное раскрытие рта при пении;

5) пение без гримас и чрезмерных усилий;

6) пение на меццо-форте, которое должно превалировать, особенно на первом этапе работы (в работе с детьми Сулу голоса необходимо соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ученика);

7) умение долго тянуть звук ровным по силе голосом (что гораздо труднее, чем менять силу);

8) умение петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком (то есть, сохранять одинаковый регистровый настрой, что возможно в пределах лишь небольшого по диапазону отрезка звукоряда и при соблюдении одинаковой динамики);

9) точное «попадание» в ноту в момент атаки звука (без «подъездов»);

10) соблюдение последовательности заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, расположенных рядом, которые необходимо плавно соединять. Далее – тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением, арпеджио и гаммы;

11) не допускать усталости.

Фонетический (фонопедический) метод

Данный метод используют в вокально-хоровой работе все педагоги. Наиболее распространено его применение в качестве способа настройки детского голоса на определенный стиль регистрового звучания.

Из-за индивидуальных различий учащихся трудно составить общий план упражнений. Однако замечено, что гласный У отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, поэтому он наиболее употребим при коллективном обучении пению в хоре. С него и следует начинать упражнения. При индивидуальном обучении возможны варианты: удобно петь А (начинать с него), при глубоком звуке лучше начать с И, при плоском – с У. Гласные при обучении принято нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный должен как бы вливаться в другой без толчка.


Большое значение для тембра имеет манера артикуляции: степень открытости рта, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, положение губ и т.д. Артикуляция каждого гласного может быть ярко выраженной или нивелированной. Например, «на улыбке», «на полуулыбке», округленными губами.

Известно, что воздушное давление под голосовыми складками увеличивается с уменьшением объема полости рта в последовательности: а-о-у-э-и. В этом же направлении постепенно утолщается рабочая часть голосовых складок, то есть меняется регистровый режим, что отражается на тембре голоса. Поэтому с целью выравнивания тембрового звучания и возникает необходимость нивелирования гласных, заключающаяся в стремлении стабилизировать объемы рото-глоточных полостей при произношении различных фонем.

С целью достижения легкости, полетности и звонкости голосов можно, например, максимально приблизить вокальную позицию за счет унифицированного исполнения всех гласных на «полуулыбке», не боясь получить плоское звучание. Начинать желательно с У.

Целесообразность сохранения позиции рта на «полуулыбке» оправдана необходимостью закрепить близкую вокальную позицию, что на начальном этапе работы является задачей №1. Позже округление звука можно осуществлять и за счет губ, но направляя внимание учащихся на создание близкой вокальной позиции. Однако начинать с этого нельзя, так как это может привести к заглублению вокальной позиции, к этому же приводит пение «на зевке».

А.В. Свешников использовал прием – зевнуть перед пением: это снимает все мышечные зажимы голосового аппарата и активизирует мягкое небо. Однако «на зевке» у Свешникова не пели.

Нахождению близкой позиции способствуют сонорные согласные: Р, Л, М, Н, З, где голос преобладает над шумом. С этой же целью рекомендуется «мычание» и «нычание».

При использовании в вокальных упражнениях различных слогосочетаний необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. По мере удаления места их образования от губ к гортани они выстраиваются в такую последовательность: звонкие – м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г; глухих – п, ф, т, с, ц, ш, к, х.

Наиболее легкие из них – полярные (м, г). Чем дальше к середине, тем сложнее артикуляция. Поэтому исправление недостатков следует вести по принципу последовательного введения в упражнения соседних звуков по приведенной таблице.

Все глухие согласные, где голос полностью выключен, тянут голосовой аппарат к речевой, а не к певческой установке. Поэтому они требуют очень быстрого произношения их в пении, как бы «спрессованного» окружающими гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции.

Произношение глухих согласных замедляется при вялой артикуляции. Поэтому с самого начала вокальной работы необходимо добиваться активной артикуляции, но не допускать при этом чрезмерных напряжений и мышечных зажимов.

Поскольку первая задача в вокальной работе - это научить тянуть звук, петь легато, то целесообразно в первых упражнениях делать ставку на вокализацию чистых гласных, а для исправления недостатков в звуке использовать различные слогосочетания. Вокализация на различных гласных (чаще У, О, А) удобна для впевания песенного материала, что целесообразно для выработки кантилены, формирования навыка удерживать гортань в стабильном положении при смене высоты тона с целью выравнивания тембрового звучания голоса.

Метод показа и подражания

Для того, чтобы подражание пению педагога было не слепое, а осознанное, используют как позитивный, так и негативный показ, которые сочетаются со словом учителя. С детьми обсуждается – как и почему следует петь так или иначе. Таким образом, даже подражание должно быть осознанным, а не простым внешним повторением.

В певческой практике различают подражание в вокально-технической и художественно-исполнительской работе с учащимися.

Метод показа и подражания в первом случае целесообразен при наличии однородности голосов учителя и учеников. В противном случае его нельзя применять часто. Педагог с низким голосом, то есть использующий преимущественно грудной регистр, при злоупотреблением показом может отяжелить, перегрузить тембры детей. В этом случае учитель должен использовать показ при помощи различных регистров своего голоса.

Не следует увлекаться показом и подражанием художественно-исполнительских моментов, способов выразительности. Целесообразно прийти к ним методом воздействия на эмоциональную сферу учеников, заставив их прочувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста, через поисковые ситуации и наводящие вопросы.

Данный метод преобладает на первом этапе вокально-технической работы, в дальнейшем он используется минимально и направляется на раскрытие сущности певческого приема. Учение должен сам найти нужные внутренние установки для выполнения той или иной исполнительской задачи.

Таким образом, от подсознательного подражания к осмыслению художественного образа и осознанному поиску вокальных приемов и способов исполнения – таков путь творческого развития учащихся.

Метод воздействия на сознание

Он тесно связан с методом показа и подражания. Они взаимодополняют друг друга (подражание должно быть осознанным).

Метод мысленного (внутреннего) пения

Данный метод используется не только в вокальной работе, но и при обучении игре на музыкальных инструментах. Мысленное пение можно считать основой формирования вокально-слуховых связей. Это один из наиболее оптимальных и эффективных методов разучивания, повторения, исполнительского усовершенствования, вокального репертуара, усвоения новых вокальных приемов или трудно интонируемых оборотов в пении, а также как форму самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса. При его применении желательно использовать зрительную, слуховую и двигательную наглядность.

Метод сравнительного анализа

Можно использовать данный метод с самых первых занятий. Благодаря аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус. Дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения пению. Помогает в этом сравнение звучания своего голоса в записи с заданным эталоном. Поэтому целесообразно использовать запись голосов учащихся на магнитофон. Метод используется и при прослушивании пения других учащихся или записей. Музыкальное восприятие при этом постепенно становится осознанным, углубляются и уточняются вокально-слуховые представления о качествах певческого звука и способах его образования, а, следовательно, улучшается и воспроизведение.

2. Приемы вокально-хоровой работы

Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия
и вокально-слуховых представлений

Вслушивание в показ учителя, анализ услышанного;

Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора правильного из них;

Введение понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности;

Слуховой анализ и оценка прослушанных новых произведений и собственного исполнения;

Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

Повторение отдельных звуков за инструментом;

Пение «по цепочке»;

Отражение способов звукообразования в движениях рукой;

Моделирование направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

Пение без музыкального сопровождения;

Настройка на тональность перед началом пения;

Устные диктанты;

Задержка звучания хора на первом звуке песни или любом другом по руке дирижера с целью выстроить унисон, привлечь внимание, дать возможность вслушаться в качества звука и пр.;

Вычленение отдельных трудных интонационных оборотов в специальное упражнение и исполнение его в различных тональностях;

Смена тональности в процессе разучивания и исполнения песни с целью поиска наиболее удобных для пения;

Письменные и устные задания на анализ качества вокального исполнения и способов звукообразования;

Выделение слухом отдельных звуков из нескольких, одновременно звучащих, и воспроизведение их в мелодическом и гармоническом изложении и пр.

Представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен голосом;

Пропевание песен легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации при переходе со звука на звук и снятия форсировки;

Вокализация песен на какой-либо слог (чаще всего «лю») или гласный звук с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

Выработка активного пиано как основы воспитания детского голоса;

Произвольное управление дыхательными движениями;

При пении восходящего интервала верхний звук сопровождается легким втягивающим движением нижней челюсти живота с целью повысить подскладочное давление, необходимое для производства более высокого тона;

Приподнятие верхней губы в процессе пения, как при спокойном положении губ в «полуулыбке», с целью нивелирования гласных, приближения вокальной позиции пр.;

Расширение ноздрей при вдохе и сохранение их в таком положении при пении, что способствует активизации мягкого нёба и придает упругость тканям носоглоточного резонатора;

Произношение текста песни активным шепотом на крепком выдохе, что вызывает ощущение опоры на дыхание, активизируя дыхательную мускулатуру;

Беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание эталона активизирует артикуляционный аппарат;

Декламация текстов песен, которая рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически ми вокальными напряжениями. Выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, то есть является приемом развития образного мышления детей, что лежит в основе выразительности исполнения;

Нахождение главного по смыслу слова во фразе, придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающее основой смысл содержания;

Вариативность заданий при повторении упражнений и впевании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, темпа, тональности, эмоциональной выразительности;

Сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на уроке, так и на концерте.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся

Использование записей в виде плакатов основных правил пения, а также самоконтроль и самооценка в процессе вокального исполнения;

Вопросы, создающие поисковую ситуацию, которые стимулируют мыслительную деятельность;

Соревнование в процессе певческой деятельности между отдельными детьми, группами как игровой момент, вызывающий интерес к занятиям;

Юмор как способ стимулирования положительных эмоций на уроке, повышающие работоспособность учащихся;

Различные индивидуальные задания и рисунки детей на темы исполняемых песен для усиления их эмоциональной отзывчивости;

Одобрение и поощрение успехов учеников;

Направленность певческой деятельности на какое-то мероприятие с целью мотивации процесса обучения.

3. Организация пения на уроках музыки

Вокально-хоровая работа как правило занимает приблизительно половину всего урока. Вместе с тем, могут быть и исключения. Например, если на уроке в средних классах необходимо прослушать и проработать крупное произведение, то пение не только отодвигается на второй план, но может и отсутствовать вовсе. Однако на следующем уроке следует восполнить данный пробел и уделить основное внимание именно вокально-хоровой работе.

Для организации вокально-хоровой работы на уроке педагог подбирает примерно три упражнения для распевания и 1-2 песни. При этом новой может быть только одна из песен.

Вокально-хоровые упражнения

Важное место в обучении школьников пению занимают вокально-хоровые упражнении. Их цель – выработка специальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Упражнения содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.

Упражнения должны вводиться в определенной системе. В начале это упражнения, направленные на овладение основными вокально-хоровыми навыками в самом элементарном виде: дыхание, артикуляция и т.д. Дальнейшая работа предполагает привитие белее тонких навыков: умение филировать звук, изменять тембр звучания и прочее.

Пение упражнений перед началом разучивания или исполнением песни служит своеобразной настройкой голоса, приведение его в рабочее состояние.

Существуют две основные категории упражнений:

1) упражнения, которые применяются вне связи с каким либо конкретным произведением. Они содействуют последовательному накоплению вокально-хоровых навыков как основы повышения художественного уровня исполнения;

2) упражнения, связанные с разучиваемым репертуаром и направленные на преодоление конкретных трудностей какого-либо произведения. Они служат решению более узких задач и не могут быть систематизированы с большой четкостью и последовательностью.

В процессе обучения необходимо формировать у детей сознательное отношение к упражнениям. Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач. Последовательность в усложнении упражнений – условие сохранения интереса и внимания учащихся к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.

Разучивание песни

В практике вокально-хоровой работы сложилась определенная последовательность разучивания песни. Здесь можно выделить два основных этапа: 1) подготовительная работа учителя; 2) разучивание песни на уроке.

На подготовительном этапе педагог подбирает музыкальный репертуар (песни и вокально-хоровые упражнения). Избранные произведения должны соответствовать универсальным критериям выбора художественного материала для уроков музыки: художественность, увлекательность и доступность для детей, педагогическая целесообразность, воспитательная значимость.

Примерный план краткого анализа песни с ориентацией на структуру художественного образа

Идея (главная мысль);

Форма :

1) композиционное построение:

Общее строение песни (куплетная форма, куплетная с припевом и т.д.);

Наличие вступления, проигрышей, отыгрышей;

Строение по фразам и предложениям.

2) средства художественной выразительности:

Тональность;

Ритмический рисунок;

Дыхание;

Звуковедение;

Атака звука;

Характер звука.

Результаты анализа песни обусловливают выработку ее исполнительского плана, который включает в себя:

Основной принцип исполнения (непрерывность или периодичность развития);

Темповой план;

Общие и частные смысловые кульминации;

Динамика и агогика;

Трудные места;

Специальные методы и приемы работы, вокально-хоровые упражнения;

Приемы дирижирования.

Следующий этап подготовительной работы учителя – собственно планирование организации пения в контексте темы урока и его главной цели, подбор методов и приемов, максимально способствующих раскрытию художественного образа песни.

Последовательность разучивания песни на уроке

Обязательной составляющей урока является смысловая связка между пением и предыдущим видом деятельности, основу для которой составляют тема и цель урока. Как правило, она формулируется в виде задачи, которую традиционно ставит педагог перед прослушиванием новой песни или исполнением знакомой. В последнем случае учащимся предлагается оценить какую-либо новую сторону песни, которая выдвигается на первый план в связи с темой и целью данного урока.

Указанная задача является заключительной частью первого этапа разучивания песни – вступительное слово учителя . Аналогично слушанию, вступительное слово нацелено на создание необходимого эмоционального настроя, активизацию воображения детей, а также осознание ими выразительной сущности песни.

Показ (слушание) песни :

При знакомстве с песней она чаще всего предлагается вниманию школьников целиком;

Звучание произведения должно быть качественным;

Песня может звучать как в записи, так и в исполнении учителя или подготовленных заранее учащихся.


Беседа о прослушанном (анализ-разбор)

На данном этапе школьники под руководством учителя решают поставленную перед слушанием задачу, размышляют о художественном образе песни, определяют средства выразительности, необходимые для ее исполнения.

Данный этап строится на основе заранее подобранных педагогом разноплановых вокально-хоровых упражнений.

Работа над песней.

Учащимся предлагается послушать часть песни, которую предполагается разучить на данном уроке. Если в песне есть припев, то, как правило, он разучивается в первую очередь.

Разучивание должно осуществляться по фразам, при этом нельзя разрывать мелодию и текст – работа над ними должна вестись одновременно. При этом сразу же необходимо формировать правильное исполнение, как с точки зрения техники, так и выразительности. Наиболее эффективным приемом разучивания является пение без аккомпанемента, «с голоса». Разученные фразы объединяются в исполнение части песни целиком.

На пение отводится на уроке мало времени, каждая минута работы должна быть максимально эффективной. Поэтому нельзя заниматься с детьми на уроке зубрежкой текста, а также его записью. Выучить текст песни – домашнее задание для детей, технически обеспечить выполнение которого – долг каждого современного учителя.

В процессе разучивания песни педагог должен реализовать принципы вокально-хоровой работы. Обязательное условие – интенсивный темп работы и разнообразие методов и приемов ее организации, что позволяет увлечь детей, удерживать их внимание и дисциплину, а тем самым – эффективно решать поставленные задачи.

Подведение итога

В завершении вокально-хоровой работы (как и в любом другом виде учебной музыкальной деятельности) необходимо сделать некоторое обобщение (подвести итог). Он представляет собой ряд вопросов учителя и ответов детей, которые направлены на закрепление основных понятий урока, постепенное достижение его ведущей цели. Материалом для этого в рамках вокально-хоровой работы служит использованный песенный репертуар.

Продолжение разучивания песни

Работа над знакомой песней примерно аналогична разучиванию новой. Однако здесь уже нет необходимости заново возвращаться к анализу художественного образа, к слушанию песни целиком. Основной упор целесообразно делать на узнавание, повторение, закрепление уже разобранного и разученного ранее. При этом необходимо разнообразить методику работы и ориентировать ее на решение новых задач, поставленных в связи с продолжением работы над песней.

Примерная последовательность работы над знакомой песней:

1. вступительное слово учителя, содержащее задачу, связанную с новой темой и целью урока;

2. распевание (если знакомая песня на уроке разучивается первой; возможно также введение упражнения, подобранного специально для данной песни, даже если она вводится в урок не первой);

3. исполнение разученной ранее части песни, внесение необходимых коррективов, доработка);

4. показ запланированного для разучивания фрагмента песни, беседа о выразительных и технических сторонах исполнения;

5. собственно разучивание;

6. краткое обобщение, связанное с темой и целью урока (итог).

В заключение всего блока вокально-хоровой работы подводится общий итог как промежуточное обобщение основных понятий урока, ведущее к полному раскрытию темы и достижению главной цели.

Комплексный характер певческого процесса и взаимосвязанное формирование всех певческих умений и навыков, а также всех качеств музыкального слуха, внимания, мышления. Характеристика периодов формирования певческого голоса и основных певческих умений (дыхание, выразительность и чистота интонирования, дикция и артикуляция, техническая подвижность голоса, тембр звучания, чистота унисона и др.), содержание, методы и результаты.

Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов . Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться нахудожественном замысле композитора . Поэтому выработкапевческих навыков является одной из актуальных проблемвокальной педагогики . Выработкавокально -хоровых навыков осуществляется успешно лишь при условии тесной связи с развитиеммузыкального слуха учащихся. Слуховой контроль дает возможность установить, соответствует ли воспроизводимый звук его предварительному представлению, его внутреннему «слышанию» учащимися. Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случаяприемов исполнения . На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде: сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы и рук при пении, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, протяженность звучания.

В процессе дальнейшей работы мы постепенно закрепляем, углубляем и совершенствуем эти навыки - вырабатываем нижнереберно -диафрагматическое дыхание , требующее сохранения вдыхательного положения грудной клетки и расширения нижних ребер, работаем над правильностью звука,расширением диапазона , красотой тембра, гибкостью,подвижностью голоса , тонкой и разнообразнойнюансировкой .

Большое значение для выработки вокально-хоровых навыков имеет так называемое «мышечное чувство». Под этим понимаются те ощущения, которые возникают во время пения и которые являются результатом раздражений, исходящих от мышц и связок, участвующих в процессе голосообразования . Ощущения эти помогают отбору необходимыхисполнительских средств в пении. «Мышечное чувство» в сочетании с предварительно слышимым звучанием обусловливает формированиеисполнительских навыков и приемов , которые придаютпевческому звучанию необходимуюхудожественную окраску .

В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения . Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Однако непригодным является и исключительно целостный подход к разрешениюзадач вокального обучения : учить сразу всему, не закрепляя отдельные элементы голосообразования. Это ведет к отсутствию технической четкости в работеголосообразующего аппарата .

Как же следует решать эту проблему в вокальном воспитании учащихся? Искусство пения требует овладения сложным комплексомхудожественно -технических элементов . Достигается это путем фиксации внимания учащихся на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.

Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для выработки протяженности звучания. Работая в хоре надансамблем в двух- и трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги) для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучанияхоровых партий .

Первым условием в работе над вокально-хоровыми упражнениями является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий. В начале обучения хоровому пению школьники больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в наглядных объяснениях педагога. Постепенно, в результате сознательного обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют полученные навыки. Достаточно определенногодирижерского жеста руководителя хора, соответствующей мимики, даже взгляда, и весьхоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.

Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного - к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше, то есть упражнения подбирают в соответствии спевческой подготовкой и возможностями данного хорового коллектива.

Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применять, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.

Новая песня , новое упражнение, новая задача при повторении известного материала, новыйметодический прием в закреплении навыков, эмоциональность руководителя-все это содействует поддержанию активности, внимания, интереса в процессе работы над формированием певческих навыков. На первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим предметом изучения-искусством пения.

Необходимо показать всю прелесть, богатство, разнообразие этого вида искусства , возбудить у школьников желание овладеть им. Это поможет воспитать у них настойчивость, упорство и прилежание в обучении хоровому пению.Четвертое условие -охват целого комплекса заданий, их разнообразие. Концентрация упражнений вокруг определеннойхудожественно -технической задачи приводит к усвоению соответствующего навыка. Однако не следует слишком долго задерживать внимание учащихся на каком-либо одном задании: это утомляет детей и отвлекает их от других задач.

Например, известно, что пение g а t о считается основойвокального искусства . Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыкамипения поп g а to , то это может привести к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы.

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

    Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

    Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

    Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

    Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

    Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

    Пение «по цепочке»;

    Моделирование высоты звука движениями руки;

    Отражение напровления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

    Настройка на тональность перед началом пения;

    Устные диктанты;

    Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;

    Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

    В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;

    Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;

    Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.

    представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

    вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

    вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

    выработка активного pianoкак основы воспитания детского голоса;

    при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

    расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

    целенаправленное управление дыхательными движениями;

    произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

    беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

    проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;

    речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;

    нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;

    вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

    сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

    творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

    запись основных правил пения на плакатах;

    постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

    организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

    юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

    различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

    одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

    использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

    формирование личностного и социального смысла певческой деятильности.

Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п.

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это понятие более обширно, чем музыкальный слух. Вокальный слух – способствует различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

В. П. Морозов писал: «Вокальный слух это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукооброзования..»

Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизвидению.

Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:

— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
С уважением,
Ирина Анищенко