Характеристика ермака из думы рылеева. Каким показан исторический герой в думе К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака. Кто такой Ермак
В этой статье мы проведем анализ думы Кондратия Федоровича Рылеева «Смерть Ермака», которая изучается школьниками в 8 классе. Данное литературное произведение было во многом обусловлено жизнью самого писателя. Поэтому мы немножко окунемся в действия, предшествовавшие его написанию, и ознакомимся с биографией писателя - Кондратия Рылеева. Это необходимо в первую очередь для того чтобы лучше осознать, какие мысли в процессе написания были у автора и что этому послужило.
- «Державин»;
- «Димитрий Донской»;
- «Волынский»;
- «Богдан Хмельницкий»;
- «Вещий Олег».
Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен.
Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем , который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.
В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.
Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.
Творческий процесс
- 1820 год был знаменателен тем, что автор создал свою известную сатирическую оду «К временщику»;
- Спустя год, Рылеев вступил в состав Вольного общества приверженцев русской словесности, а также находился на службе заседателя уголовной палаты Петербурга;
- В 1824 г. возглавил управленческий отдел российско-американской компании;
- С 1823 по 1825 год совместно с Александром Бестужевым трудился над изданием альманаха «Полярная звезда», а также был в составе масонской ложи «К пламенеющей звезде».
В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.
Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой - это известный персонаж истории - казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич . Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.
Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.
Далее в думе рассказывается , как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.
Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.
Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.
Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.
Литературный анализ
Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.
Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.
В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот - восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.
В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум - опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.
Смерть воина
Ермак кидается в речку, одетый в тяжелый панцирь, который ему подарил царь, и утопает. Рылеев считает, что именно нелегкое снаряжение богатыря повлекло за собой его смерть. Речка практически с ходу поглотила мужественного воина. Герой умер, он променял собственную свободу и начал служить самодержавию. «Смерть Ермака» Рылеев тоже заканчивает описанием буянящих ветров и громов.
Для автора стиха чрезвычайно важна проблема собственной свободы. Служить царю и служить России - для него это разные вещи. Он восторгается отважным героизмом атамана, а также его службой во благо России, однако он против того, что Ермак принял дорогой презент от правителя, который и повлек за собой его смерть.
Анализ стихотворения «Смерть Ермака». Анализ стихотворения «Смерть Ермака»
- Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали…
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
О, спите, спите, мнил герой,
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит.
Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы не праздно в мире жили!Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина…Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает…Плывет… уж близко челнока
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь дар царя
Стал гибели его виною.Ревела буря… вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали. - Дума К. Ф. Рылеева Смерть Ермака основана на реальных исторических событиях. Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи. Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось уступить силе и внезапности удара. Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш. По преданию, была гроза и шторм, и Ермак погиб в волнах бурной реки. К. Ф. Рылеев рисует в своей думе именно такую ситуацию страшную, бурную ночь: Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Беспрерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали
Автор показывает, как на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой, в то время как спали его воины. Ермак думает о жизни своей и своих товарищей, была ли она правильной. Многие его казаки люди отчаянные, в прошлом преступники, перешедшие на службу к царю. Но Ермак, а с ним и автор, не осуждает их, а, напротив, восхищается. Он считает, что все преступленья буйной жизни смыты кровью врагов, и теперь эти люди не щадят своей жизни за более высокую цель за Русь святую.
Ермак еще не знает, что впереди ждет героев страшная гибель: нападение Кучума. Смелому и мужественному казаку Кучум противопоставлен как человек низкий и подлый он нападает исподтишка. Страшась вступить с героем в бой, Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой В страшной битве пала дружина Ермака, так и не обнажив мечей. Ермак плывет по бушующей реке, напрягая силы, но сила року уступила. Автор считает, что виною гибели Ермака стал тяжелый панцирь дар царя. Герой погиб, променяв свою свободу на верную службу самодержавию. Для декабриста Рылеева проблема личной свободы особенно важна, служить царю и служить России для него не одно и то же. Восхищаясь героизмом Ермака, его службой на благо России, он не согласен с тем, что герой принял от царя дорогой подарок и в этом видит одну из причин его гибели.
Репутация у Рылеева как поэта неоднозначна. Среди его современников было немало людей, которые оценивали его стихи не очень высоко. Нужно понимать, что его репутация определяется не только его писательскими способностями, но и его гражданской позицией. Для многих Рылеев был человеком огромных достоинств, героем и праведником, в силу того что он стал одним из участников декабристского движения.
Рылеев был первым русским поэтом, которого казнили за его убеждения и общественную деятельность. Он прожил всего 30 лет. За этот небольшой период он успел многое сделать. Как и многие русские дворяне, поэт служил. Рылеев бы из мелкопоместной семьи, его отец следил за чужим имением и находился под властью более крупного помещика. Сначала Рылеев служил по военному делу, а позже по гражданскому, в качестве заседателя в Гражданской палате, а в конце жизни состоял на службе в Российско-американской компании.
Рылеев и дуэли Институт дуэли играл огромную роль в русской дворянской жизни. Многие писатели стрелялись на дуэлях, многие были секундантами. Кроме таких известных дуэлей, как те, на которых были убиты Пушкин и Лермонтов, в истории русской литературы есть много других, известных и драматичных (рис. 1). Рис. 1. А.А Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом Рылеев тоже участвовал в дуэлях, и некоторые из них весьма известны. Одной из таких знаменитых дуэлей была дуэль между Черновым и Новосильцевым, на которой Рылеев был секундантом. Чернов был другом Рылеева, небогатым дворянином, а Новосильцев – аристократом и богачом. Как это часто бывает, дуэль случилась из-за женщины. У Чернова была сестра, и к ней посватался Новосильцев, они были помолвлены, но через какое-то время под влиянием матери Новосильцев «дал задний ход». Помолвка была расторгнута. Такие ситуации встречались довольно часто, но в данном случае острота заключалась в том, что Чернов был «мелкой сошкой», а Новосильцев – аристократом. С точки зрения Рылеева и других будущих декабристов, это было жестокое оскорбление: сильный и богатый оскорбил бедных и слабых. Дело закончилось дуэлью. Как секундант Рылеев сделал все, чтобы дуэль состоялась и была как можно более кровавой (это противоречит устоям: обычно обязанностью секундантов является примерить дуэлянтов или смягчить условия дуэли). Рылеев и его товарищи повели дело так, что дуэль оказалась ужасной. Они поставили дуэлянтов на таком расстоянии, с которого промахнуться практически невозможно, и в результате погибли оба. Похороны Чернова вылились в демонстрацию. Декабристы сделали все, чтобы выставить эту ситуацию в свете политического разлада внутри высшего общества. Этот случай показывает нам, насколько Рылеев был жестким в вопросах, которые касались чести и достоинства человека. Он был готов жертвовать не только своей, но и чужой жизнью ради того, чтобы отстоять свои убеждения. |
Творчество Рылеева
Рылеев не только писал стихи, но и издавал альманах «Полярная звезда». Намного позже, в 1850-е годы, именно так назвал свой журнал А.И. Герцен (рис. 2).
Рис. 2. Альманах «Полярная звезда»
В русской литературе слово «полярный» относилось к северу. Издавать такой альманах в Петербурге – совершенно естественное дело. Издавал Рылеев его не один, а вместе со своим единомышленником А. Бестужевым.
В своем творчестве декабристы ориентировались на Гавриила Романовича Державина. Имя этого писателя связано с классицизмом, с высоким штилем и одой как любимым жанром. Это поэзия, ориентированная на серьезные, возвышенные темы. Будущие декабристы были достаточно сурово настроенными людьми не только в своей частной жизни, но и в сфере литературы и искусства. Поэзия как украшение жизни или поэзия легких тем им была совершенно чужда. Если мы посмотрим литературную карту России того времени, то основная полемика была между державинцами и карамзинистами. Сторонники сентиментальной эстетики Карамзина считали, что поэзия может быть легкой по слогу, словарю, выбору тем. Суровые декабристы были за старый стиль, чеканный стиль Ломоносова и Державина, и именно в таком ключе пытался писать Рылеев. Декабристы также были людьми, ориентированными на подвиги и свершения. И за геройством они обращались к древнеримской истории.
Все эти особенности литературного вкуса и выбора декабристов и Рылеева хорошо видны в одном из его произведений, в «Оде к временщику».
Временщик – человек, по воле сильного покровителя (обычно монарха) на время оказавшийся у власти, достигший высокого положения, почестей.
«Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула – достойных хвал венец»!
Рылеев ругает и поносит временщика очень грубо и яростно, но использует для этого высокий слог. Далее автор переходит к угрозам. Посмотрим, как он обращается к временщику.
«Тиран, вострепещи! родиться может он,
Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон!
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое кто от тебя избавит»!
Кассий, Брут и Катон – герои древнеримской истории.
Рылеев не хотел просто подражать Державину, он пытался найти свой слог и стиль. Думы – это большие произведения с героями – русскими и украинскими историческими деятелями. Герои дум обычно размышляли о судьбе Отечества, и все они так или иначе пожертвовали собой ради народного блага. Например, Иван Сусанин, хорошо известный нам из истории, отдал свою жизнь за царя и Россию.
И снова мы убеждаемся, что поэзия Рылеева – поэзия серьезных, трагических тем, и в центре всегда гражданский интерес, общее дело. Идейно-художественный парадокс произведений Рылеева состоял в том, что он изображал антиромантических героев посредством романтических приемов. Одним из таких героев является Ермак из думы «Смерть Ермака» (рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация к думе «Смерть Ермака»
Ермак Атаман Ермак Тимофеевич – один из самых известных казаков в истории Руси. Он стоит в одном ряду с такими персонажами, как Булавин, Пугачев и Разин. Но эти люди – бунтовщики, которые выступили против власти, против государства. Ермак немного другой персонаж, он тоже представитель вольной антигосударственной силы, грабитель и разбойник, который решил послужить Отечеству. Но Ермак в нападении на Сибирское ханство преследовал корыстные цели. Сразу понятно, что нападение позволило бы ему много награбить, да и в случае победы он получил бы награду от государя. Но грабеж за пределами государства, который оно же и поддерживает, уже не является злодеянием, а становится воинским подвигом. Успех Ермака был одним из положительных событий времен Ивана Грозного. Ермак одновременно является и воплощением разгульной вольной силы, и слугой государевым. Это привлекло не только Рылеева, А.К. Толстой вывел Ермака в романе «Князь Серебряный», но сделал это довольно необычным образом. Сам Ермак ни разу не появляется на страницах романа, о нем рассказывают другие. У Толстого Ермак является спасительным лучом на фоне описанной в романе опричнины, образом светлого будущего. |
Ермак является реальным персонажем русской истории XVI века. Он был казацким атаманом, который пошел завоевывать Сибирь, находящуюся под властью хана Кучума. Ермак погиб, утонув в реке, при внезапном нападении татар. Именно с похода Ермака на Сибирь началось присоединение этих земель к территории Российского государства.
Уже из названия думы читателям становится известен ее исход.
«Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой».
Описание романтическое: герой представлен нам в окружении природы и в полном одиночестве. Далее мы читаем обращение казака к его дружине.
«Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, – мнил герой, –
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!
Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит».
Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).
Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»
Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.
«Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,–
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы – не праздно в мире жили!»
Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.
«Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.
«Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала»!
Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную – мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.
«Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках –
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...»
Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.
«Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней –
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...»
В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока. Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место. Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.
«Плывет... уж близко челнока –
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь – дар царя
Стал гибели его виною»
В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.
«Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.
Заключение
Прошло три года после создания думы «Смерть Ермака», произошло выступление на Сенатской площади. Это был венец политической и гражданской жизни Рылеева. Этот темпераментный человек был душой и мотором этого восстания. Восстание декабристов было подавлено, Рылеев арестован и последние месяцы провел в тюрьме. Он был приговорен к смертной казне и вместе с четырьмя товарищами повешен. Поэт в точности предсказал свою судьбу в думе «Наливайко».
«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода»?
Рылеев в тюрьме Непреклонный Кондратий Рылеев мог быть терпеливым и мягким. Он был христианином (рис. 5). Рис. 5. К. Рылеев Особенно его христианская позиция была видна в конце жизни. Рылеев принял приговор без гнева и протеста. Сохранилось письмо, которое он написал жене в последние часы. Обычно предсмертное письмо писали перед дуэлью, где исход был неизвестен. У Рылеева сомнений не было. Интересно, что он пишет жене. Он просит ее примириться с происходящим и не гневаться ни на Бога, ни на государя, которые вынесли ему приговор. «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе». Рылеев умер примиренным, простился с женой. Он принял смерть как смиренный человек, а не как бунтарь, каким он помнится нам в первую очередь. |
Как он и хотел, как и мечтал, пострадал за правое дело. И выходит, что был он настоящим романтиком. Он на деле исповедовал романтический принцип: живи, как пишешь, пиши, как живешь. Так и получилось: что Кондратий Рылеев жил, писал и умер как романтик.
Вопросы к конспектам
Составьте таблицу, в которую внесите заглавия микротем. В каждую колонку запишите ключевые слова, фразы, фрагменты предложений микротемы (по думе Рылеева «Смерть Ермака»).
Напишите эссе «Роль декабристов в развитии общественной мысли в России».
Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя-Ермака параллельны?»
На этом уроке мы познакомимся с одним из писателей-декабристов - Кондратием Рылеевым. Мы поговорим о думах поэта - особом жанре, который он хотел ввести в русскую литературу. Проанализируем думу «Смерть Ермака» и поговорим о некоторых фактах из биографии писателя.
Ермак Атаман Ермак Тимофеевич - один из самых известных казаков в истории Руси. Он стоит в одном ряду с такими персонажами, как Булавин, Пугачев и Разин. Но эти люди - бунтовщики, которые выступили против власти, против государства. Ермак немного другой персонаж, он тоже представитель вольной антигосударственной силы, грабитель и разбойник, который решил послужить Отечеству. Но Ермак в нападении на Сибирское ханство преследовал корыстные цели. Сразу понятно, что нападение позволило бы ему много награбить, да и в случае победы он получил бы награду от государя. Но грабеж за пределами государства, который оно же и поддерживает, уже не является злодеянием, а становится воинским подвигом. Успех Ермака был одним из положительных событий времен Ивана Грозного. Ермак одновременно является и воплощением разгульной вольной силы, и слугой государевым. Это привлекло не только Рылеева, А.К. Толстой вывел Ермака в романе «Князь Серебряный», но сделал это довольно необычным образом. Сам Ермак ни разу не появляется на страницах романа, о нем рассказывают другие. У Толстого Ермак является спасительным лучом на фоне описанной в романе опричнины, образом светлого будущего. |
Ермак является реальным персонажем русской истории XVI века. Он был казацким атаманом, который пошел завоевывать Сибирь, находящуюся под властью хана Кучума. Ермак погиб, утонув в реке, при внезапном нападении татар. Именно с похода Ермака на Сибирь началось присоединение этих земель к территории Российского государства.
Уже из названия думы читателям становится известен ее исход.
«Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой».
Описание романтическое: герой представлен нам в окружении природы и в полном одиночестве. Далее мы читаем обращение казака к его дружине.
«Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, - мнил герой, -
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!
Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит».
Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).
Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»
Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.
«Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,-
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили!»
Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.
«Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.
«Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала»!
Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную - мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.
«Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках -
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...»
Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.
«Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней -
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...»
В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока. Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место. Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.
«Плывет... уж близко челнока -
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь - дар царя
Стал гибели его виною»
В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.
«Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.
Прошло три года после создания думы «Смерть Ермака», произошло выступление на Сенатской площади. Это был венец политической и гражданской жизни Рылеева. Этот темпераментный человек был душой и мотором этого восстания. Восстание декабристов было подавлено, Рылеев арестован и последние месяцы провел в тюрьме. Он был приговорен к смертной казне и вместе с четырьмя товарищами повешен. Поэт в точности предсказал свою судьбу в думе «Наливайко».
«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода»?
Рылеев в тюрьме Непреклонный Кондратий Рылеев мог быть терпеливым и мягким. Он был христианином (рис. 5). Рис. 5. К. Рылеев Особенно его христианская позиция была видна в конце жизни. Рылеев принял приговор без гнева и протеста. Сохранилось письмо, которое он написал жене в последние часы. Обычно предсмертное письмо писали перед дуэлью, где исход был неизвестен. У Рылеева сомнений не было. Интересно, что он пишет жене. Он просит ее примириться с происходящим и не гневаться ни на Бога, ни на государя, которые вынесли ему приговор. «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе». Рылеев умер примиренным, простился с женой. Он принял смерть как смиренный человек, а не как бунтарь, каким он помнится нам в первую очередь. |
Как он и хотел, как и мечтал, пострадал за правое дело. И выходит, что был он настоящим романтиком. Он на деле исповедовал романтический принцип: живи, как пишешь, пиши, как живешь. Так и получилось: что Кондратий Рылеев жил, писал и умер как романтик.
Список литературы
- Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
- Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. - М., 1988.
- Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.). - Горький, 1984.
- Интернет портал «Biography.5litra.ru» ()
- Интернет портал «Km.ru» ()
- Интернет портал «Literature-xix.ru» ()
Домашнее задание
- Составьте таблицу, в которую внесите заглавия микротем. В каждую колонку запишите ключевые слова, фразы, фрагменты предложений микротемы (по думе Рылеева «Смерть Ермака»).
- Напишите эссе «Роль декабристов в развитии общественной мысли в России».
Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя-Ермака параллельны?»
Дума К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака» основана на реальных исторических событиях.
Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи. Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш. По преданию, была гроза и шторм, и Ермак погиб в волнах бурной реки. К. Ф. Рылеев рисует в своей думе именно такую
Ситуацию – страшную, бурную ночь: Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Беспрерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали…
Автор показывает, как «на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой» , в то время как спали его воины. Ермак думает о жизни своей и своих товарищей, была ли она правильной. Многие его казаки – люди отчаянные, в прошлом преступники, перешедшие на службу к царю. Но Ермак, а с ним и автор, не осуждает их, а, напротив, восхищается.
Он считает, что «все преступленья буйной жизни» смыты кровью врагов, и теперь эти люди не щадят своей жизни за более высокую цель – «за Русь святую»
.Ермак еще не знает, что впереди ждет героев страшная гибель: нападение Кучума. Смелому и мужественному казаку Кучум противопоставлен как человек низкий и подлый
– он нападает исподтишка. Страшась вступить с героем в бой, Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой… В страшной битве пала дружина Ермака, так и «не обнажив мечей». Ермак плывет по бушующей реке, напрягая силы, но «сила року уступила».
Автор считает, что виною гибели Ермака стал «тяжелый панцирь – дар царя». Герой погиб, променяв свою свободу на верную службу самодержавию. Для декабриста Рылеева проблема личной свободы особенно важна, служить царю и служить России для него не одно и то же. Восхищаясь героизмом Ермака, его службой на благо России, он не согласен с тем, что герой принял от царя дорогой подарок и в этом видит одну из причин его гибели.
(2
оценок, среднее: 2.50
из 5)
Сочинения по темам:
- «Иван Сусанин» – это дума, в которой описывается невероятный героизм и самопожертвование обычного русского крестьянина, который ценной своей жизни сохранил...
- Имя Рылеева стало широко известно читателям-современникам с момента появления в печати его Оды-сатиры «К временщику» (1820). Напечатанная в популярном журнале...
- Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был...
- «Последняя смерть» (1827). Стихотворение относится к философской лирике. Поэт, видя в древности образцы прямого благородства и силы духа, осознает человеческую...
- В советские времена стихи на производственную тематику пользовались огромной популярностью, так как прославлять труд других людей считалось признаком хорошего тона....
- Перебирая в памяти русских поэтов, неизменно вспоминаешь великого Н. А. Некрасова, его стихотворения, поэмы, которые глубоко пропитаны любовью к русскому...
- Действие происходит в 1890–1918 гг. Произведение написано в форме воспоминаний автора о своем сверстнике, молодом английском офицере, погибшем во Франции...