Когда пишется Ь для обозначения мягкости согласных? Обозначение мягкости согласных на письме мягкий знак в середине слова Слова с мягким знаком для обозначения мягкости

Правописание ъ и ь

А. Употребление разделительного ъ.

1. Разделительный ъ пишется :

1) перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную: въезд, подъем, предъюбилейный, межъядерный ;

2) перед буквами е, ё, ю, я в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр, об-, суб, транс-), или составная частица пан-: адъютант, инъекция, конъюнктивит, контръякобинский, объект, субъект, трансъяпонский, панъевропейский ;

3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех-: двухъярусный, четырехъязычный .

2. Разделительный ъ не пишется :

1) в сложносокращенных словах перед буквами е, ё, ю, я : детясли ;

2) перед гласными а, о, у, э : безапелляционный, безоблачный, отэкзаменовать .

Б. Употребление разделительного ь.

Разделительный ь пишется:

1) перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, курьёзный, воробьиный, вьюга, обезьяна, подьячий (от слова дьяк , т.е. ь в корне);

2) в некоторых иноязычных словах перед о : бульон, компаньон, шампиньон .

В. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных.

1. Буква ь пишется:

1) нa конце слова после любого мягкого согласного: конь, уголь, фонарь ;

2) после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): больной, сельдь, мальчик, пильщик ;

3) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным: Кузьма, меньше, борьба ;

4) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба);

5) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот , после первого корня: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот ; в числительных, оканчивающихся на -дцать на конце слова: пятнадцать, девятнадцать, двадцать .

2. Буква ь не пишется:

1) внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рш, рч : речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный ;

2) между мягкими лл : иллюзия , иллюминация, иллюстрация .

Г. Употребление ь для обозначения грамматических форм.

Примечание: к шипящим относятся буквы ж, ш, щ, ч .

1. После шипящих ь пишется:

1) в именах существительных женского рода единственного числа: речь, тишь, рожь (не смешивать с туч, рощ, тысяч , так как это формы родительного падежа множественного числа);

2) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте ;

3) в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься ;

4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени: несешь, возишь, бросишь, несешься, бросишься, возишься ;

5) в наречиях: невмочь, сплошь . Исключения: уж, замуж, невтерпёж ;

6) в частицах: вишь, бишь, лишь, ишь .

2. Употребление ь в некоторых других падежных и глагольных формах:

1) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя , а также и в других падежах числительного восемь : восьми, восемью и восьмью ;

2) в неопределенной форме глаголов: возить — возиться, брить — бриться ;

3) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь . Исключения: ляг, лягте .

Упражнения на тему « Правописание ъ и ь»

Упражнение 1. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей.
2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим.

3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько любимых его п...ес.

4. Лакей обез...янничает их манеры, замашки.

5. Высокий зеленый бур...ян рос на том месте, где когда-то был двор.

6. Обивка на креслах первых рядов и на бар...ерах лож... давно выцвела.

7. Раз...яренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной.
8. Порой выходила группа от...экзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала.

9. Повар давал им [матросам] вываренное бул...онное мясо.
10. Среди большой чистой площадки на высоком п...едестале высился слепок могучей фигуры Давида.
11. Вот нам и еще один компан...он для пикника.
12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ...ятный лазурный простор.

13. При малейшем из...яне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр.

14. Мы уж с отцом от...ужинали.

15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными ар...ергардами.

16. Письма Андрея стали неот...емлемой част...ю моей жизни.

17. Аксинья с...узила глаза, шевел...нув черными бровями.

18. Настал день прем...еры, подготавливавшейся свыше полугода.

19. Мы пред...явили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. В городке было сконцентрировано нескол...ко батал...онов пехоты.

2. Сначала производились натурные с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны кинофабрики.

4. Во время ремонта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.
5. В газете опубликовано интерв...ю с руководителем иностранной делегации.

6. Новые методы работы позволили с...экономить много времени и средств.
7. Активная контр...атака противника поставила в затруднител...ное положение молодого шахматиста.

8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трех...язычный словарь.

9. В такую в...южную ноч... нетрудно было сбит...ся с пути в незнакомых местах.

10. По ночам нередки были заморозки, и лист...я на дерев...ях с...ёжилис... от холода.

11. Для пересылки срочных и важных документов была испол...зована фельд...егерская связь.
12. Крестьяне неоднократно восставали, стремяс... избавит...ся от тяжести под...яремной жизни в условиях крепостничества.

13. Беряс... за какую-либо работу, нужно об...ективно оцениват... свои возможности.
14. Денежные знаки старого образца были из...яты из обращения.

15. На заре человеческой жизни поч...ти любое явление природы казалось людям сверх...естественным и необ...яснимым.

16. Химик производил опыты с какими-то четырех...элементными соединениями.

17. В основе таких теорий, как пан...тюркизм, пан...японизм, лежат не стол...ко религиозные, скол...ко политические цели.

18. Гигантский советский реактивный самолет совершил транс...европейский перелет за нескол...ко часов.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

1. Прос...ба моя состоит в следующем.

2. Дождик сеялся все мел...че и мел...че.

3. На землю легла измороз... .

4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора, в который тянет апрел...ской свежест...ю.

5. Ему не сиделос....

6. Он учит...ся катат...ся на кон...ках.

7. Короткий зим...ний день начинал смеркат...ся.

8. С ним все нян...чилис... .

9. Помощ...ник был старателный и толковый.
10. Феврал... сем...надцатого ворвался в город ветром, л...дистым и в...южным.

11. Нян...ка любила возит...ся с дет...ми.

12. Л...няные головы белели во т...ме.

13. Я боюс... сер...езно увлеч...ся.

14. И нечему дивит...ся: как дереву с огнем дружит...ся?

15. Захочеш... — доб...еш...ся.
16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес.

17. Позабот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой.

18. Не плач...те, утеш...тес... .

19. Заступитес... за слабого.

20. Брос...те ругат...ся.

Источники:

  • Глава «Трудности русской орфографии и пунктуации» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Буквы ъ и ь» в «Пособии по русскому языку для поступающих в вузы» Розенталя Д.Э.

Дополнительно на Геноне:

Мягкий знак- хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

но в слово часто просится.

Мягкий знак звука не обозначает.Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь

Задания.

1.Спишите. Вставьте ь, где это следует.

Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.

2.Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат.Образец: мел – мель.

3.Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы, обозначающей звук, предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв.

Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных.Исходные слова: октябрь, олень, тетрадь.

Образец: деталь – лебедь – день – ноль- лошадь – дельфин – нить- тюлень.

4.Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.

дуб, дерево, ольха, тополь, берёза;дождь, снег, осадки, иней, град;секунда, час, год, день, неделя.

6.Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.

Мал..чики ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.

Тест «Проверь себя.»

1.В какой строке все слова, в которых ь(мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

а) пень, соловьи, метель, морковь;

б) угольки, зверь, коньки, фасоль;

в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

2. В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:

а) деньки, крыльцо, брать, мельник;

в) друзья, ручьи, лисья, варенье.

3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.

Наташа - … Даша - … Таня - … Луша - … Илюша - … Уля - …

4. Поставьте слова во множественное число.

Друг - … брат - … звено - …

Дерево - … сук - … перо - …

Лист - … колос - … прут - …

5. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

Рога оленя - …

шкурка белки - …

лапа зайца - …

берлога медведя - …

6. Составь и запиши пословицу из данных слов.

Без, учен…я, умен…я, нет.

7. Подбери к данным словам противоположные по значению.

Работа – безделье болезнь - … скука - … враги - … вред - …

8. Подбери к данным словам близкие по значению.

Приятели – друзья метель - … дом - … горе - … вьюга - …

Тест «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных» .

1. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) ступен...ка
2) кан...тик
3) грус...тить
4) девоч...ка

2. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) скол...зить
2) птен...чик
3) колокол...чик
4) пис...мо

3. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) с...темнеет
2) пол...за
3) хищ...ник
4) почис...ти

4. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) мос...тик
2) Ол...га
3) бол...шой
4) вос...мой

5. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) новос...ть
2) жен...щина
3) поч...товый
4) брос...те

6. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) воз...му
2) дал...ний
3) тон...ше
4) доч...ка

7. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) хвос...тик
2) огон...ки
3) точ...ный
4) вин...тик

8. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) песоч...ный
2) гос...ти
3) пал...чик
4) в поез...де

9. Укажи слово, в котором не пишется Ь.
1) апел...син
2) Кос...тя
3) ден...ки
4) встан...те

10. Укажи слово, в котором пишется Ь.
1) гроз...ди
2) овощ...ной
3) з...десь
4) л...ды

Мягкий знак - Ьь в русском языке - это единственная в своём роде буква, которая не обозначает какого-либо звука. Мягкий знак служит лишь для смягчения согласных. Так же -ь может быть разделителем перед гласными буквами.

Мягкий знак может выполнять такие функции:

  1. Разделительного мягкого знака. В таком случае -ь употребляется в сочетании с согласными перед пятью буквами, это: е, ё, ю, я, и;
  2. "Смягчителя" согласного звука перед твердым согласным. Такой вариант возможен в конце слова или в середине слова перед твёрдой согласной;
  3. Указывать принадлежность слова к 3-му склонению, при условии, что оно женского рода, единственного числа, и это слово оканчивается на шипящую согласную.

Подобрать и написать 5 слов с разделительным -ь

Во всех пяти словах, приведенных в пример, мягкий знак стоит перед одной из пяти букв: е, ё, ю, я, и.

Вьюнок, бурьян, поместье, соловьиный, крестьянин.

Подобрать и написать 5 слов с -ь обозначения мягкости согласных на письме

Мягкость согласного звука -ь может показывать в середине слова между двумя согласными или на конце, когда стоит после согласной.

В середине: пеньюар, школьник, учительница, мельница, желтенький.

На конце: конь, медведь, учитель, грабитель, нагреватель .

Важно!

  1. Не забывать, что мягкость в сочетаниях -ч и -щ с другими согласными буквами, не обозначается с помощью -ь. Например: скворечник, речка, почка, хищник.
  2. В середине слова после буквы -л, между двумя согласными, всегда стоит -ь. Например: льняной, льдина, остальной, альбом.

Подобрать и написать 5 существительных, в которых буква -ь в конце слова после букв шипящих, указывает на женский род

В этом случае наличие мягкого знака в конце слова не обозначает мягкости. Например, такие слова, как: мышь, рожь, вещь, брошь, пустошь - являются словами женского рода, единственного числа, с шипящими на конце.

Все они женского рода и относятся к существительным 3-го склонения именно по причине присутствия на конце слова, после шипящей, мягкого знака -ь.

Важно! Если существительное с шипящей на конце имеет мужской род, тогда -ь после шипящей никогда не пишется. Например: сторож, камыш, плащ.

) и выполняет несколько служебных функций:

  • разделительная функция,
  • обозначение мягкости согласного на письме,
  • показатель грамматических форм.

Разделительный мягкий знак.

  • Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. :
    семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].

    После приставок Ь никогда не пишется

    Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] (- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
    Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
    Пылю пылью .
    Коля несёт колья .
    Сначала полю , потом полью .

    Неразделительный мягкий знак.

    Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).

    • Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
      моль , роль , пять , фонарь .
      При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
      тол — толь, угол — уголь, вес — весь, ясен — ясень, ел — ель, дан — дань.
    • в середине слова Ь обозначает:
      • мягкость согласного перед твердым согласным:
        Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма;
      • Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:

        Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);

        Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.

      • мягкость согласного Л перед любыми другими согласными (не Л):
        маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.

    Мягкий знак пишется (орф. №9):

    • в конце слов для обозначения мягкости согласных: конь, пять ;
    • Мягкий знак в числительных (№41)
      • В Именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак Ь: семьдесят, семьсот .
      • в падежах числительного восемь : восьми (род., дат., пр. падежи), восьмью или восемью (тв.падеж) ;
    • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя ;
    • в стечении согласных после л , перед м, б, г, к : мольба, письмо, резьба, возьму ;
    • в середине слова между двумя мягкими согласными : скользить ;
    • у возвратных глаголов в повелительном наклонении и большинства глаголов в неопределенной форме: одевать — одеваться, бежать, мыть — мыться ; приготовь, приготовься, приготовьтесь (повелительное наклонение); назначьте;
    • в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский ): июньский, сентябрьский .

    Мягкий знак не пишется

    • внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч, щн, ст, нт, нн :
      ночк а, ночн ик, конч ик, барабанщ ик, спорщ ик, испорч енный, помощн ик, мост ик, банти к, осенн ий.
    • между двумя мягкими Л : илл юзия, колл екция .
    • у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова: пятьдесят, пятьсот.

    Ь — показатель грамматических форм.

      • Ь пишется после шипящих (орфограммы 8,20,22,48, 64)

        • в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
          дочь , мышь , ночь , тишь .
          Сравните с существительными мужского рода ед.числа: мяч, шалаш, ёж.
        • в глагольных формах (во всех формах после шипящих):
          • во 2-м лице ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени: идёшь , поёшь , решаешь , спишь, учишь ся, бросишь , бросишь ся;
          • в инфинитиве (неопределенной форме глагола): беречь , беречь ся, стеречь , лечь , жечь , обжечь ся;
          • в глаголах повелительного наклонения: спрячь , отрежь , отрежь те, съешь , съешь те.
        • в наречиях с основой на шипящую: вскачь , наотмашь , навзничь .
          Исключение : Уж замуж невтерпёж .
        • в : вишь , лишь , ишь , бишь .
      • Ь после шипящих не пишется:

        • у существительных не 3-го склонения:
          • в существительных 2 склонения (мужской род единственное число, нулевое ): грач, луч, шалаш.
          • в существительных в форме родительного падежа множественного числа: (нет) задач, туч, луж, рощ.
        • в кратких прилагательных: горяч, тягуч.
        • у наречий на —ж (кроме настежь ): уж, замуж, невтерпёж .
    • -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах (№ 23)

      • Если глагол на -тся, -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени (нет Ь в вопросе), то перед -ся мягкий знак не пишется: Купается (что делает? наст.вр.) . Если глагол отвечает на вопросы неопределенной формы (есть Ь в вопросе), то мягкий знак пишется: купаться (что делать? — неопр.ф.) .

Логопедическое занятие проводится с младшими школьниками 1 – 3 классов.

Цель: научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

Ход занятия

1. Организационный момент

На урок звонок нас приглашает.

Каждый на уроке что-то новое узнает.

2. Закрепление пройденного материала.

Задание 1. На доске написаны пары слов.

Кон – конь, стан – стань, стал – сталь, угол – уголь.

Логопед. Ребята, прочитайте пары слов. Скажите, чем различаются эти слова на письме.

Ученики. В каждой паре слов втрое написано с буквой Ь на конце.

Логопед. Есть ли другие различия (лексическое, смысловое, артикуляционное) этих пар слов?

Ученики. Эти слова различаются по смыслу.

Логопед. Значит, мы можем сделать вывод: мягкий знак не только смягчает согласную, после которой стоит, но и меняет смысл слов.

Задание 2.

Логопед. Послушайте слова и назовите в них только те согласные, которые звучат мягко.

Горько, порка, зорька, корка, Кирьян, дырка, бурьян, пырей, Веерка.

Ученики по очереди отвечают.

Задание 3.

Логопед. Ребята, послушайте слова. Сравните их по смыслу, по звучанию и написанию.

Булка – Булька, полка – полька, уголки – угольки.

Ученики. Эти слова различные по смыслу, но сходны в написании и отличаются только Ь в середине слова.

Задание 4.

Логопед. Послушайте слова. Назовите в них согласные, которые звучат мягко.

Горько, мыльный, больно, пальто, полька, долька, пыльно.

Задание 5.

Логопед. Внимательно прочитайте, перепишите в тетрадь предложения, где нужно, ставьте мягкий знак.

От супа шел пар… – Долго ноги не пар…

Миша грушу ел… – В лесу растет ел…

Пора красит.. крышу. – Маляр красит.. крышу.

Лодка села на мел.. – Вот доска и мел..

Задание 6.

Логопед повторяет правило правописания Ь знака :

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь, сельдь, мальчик.

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ница .

Логопед. Сейчас я буду диктовать слова, а вы их запишите и разделите вертикальной чертой на слоги.

Несколько слов логопед записывает на доске и делит на слоги.

Тюль/пан, ас/фальт, крыль/цо, письмо, горько, борьба, стальной, окуньки, раньше, меньше, больше, банька, галька.

4. Итог занятия

Обобщающая беседа

Логопед. Как могут звучать согласные? Как обозначается мягкость согласных на конце слова? Какой согласный в словах – пальто, долька, пыльно – звучит мягко? Почему?

Ученики. Потому что согласные в середине слова смягчил мягкий знак.

Игровое задание «Колокольчики» (на развитие навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова).

Логопед произносит ряд звуков, заранее договорившись с учениками, что реагировать хлопком в ладоши (звуком колокольчика) они будут только на произношение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.