Критерии эффективности системы дистанционного обучения. Рекомендации по повышению эффективности дистанционного обучения. Учебно-тематический план заочной формы обучения


Любая инновация должна быть оценена на предмет эффективности. Образовательная среда специфична, поскольку процесс обучения в любой форме – долгосрочное явление, на него оказывают влияние гораздо больше факторов, чем на любой другой процесс. Кроме того, образовательная услуга не является таковой в полном смысле слова, а потому весьма трудно оценить эффективность внедрения той или иной формы обучения.

Предлагаемая в проекте МБОУ СОШ №14 г.Химки инновационная идея дистанционного обучения требует разработки системы критериев эффективности. В педагогической литературе есть источники, в которых рассматриваются различные подходы к оцениванию этого показателя. Однако они во главу угла ставят эффективность именно процесса обучения, не берут в расчет экономические показатели, которые в любом проекте играют важную роль. Поэтому подойдем к этому вопросу с экономических позиций.

Будем рассматривать эффективность дистанционного обучения как коэффициент, равный отношению затрат (ресурсы, издержки и пр.) к получаемому результату и выраженный в процентах. Тогда, чем ближе значение этого коэффициента к нулю, тем более эффективна предлагаемая модель дистанционного обучения.

При этом будем оценивать эффективность с помощью критериев, где оценка каждого имеет числовое выражение, максимально простое и понятное в пределах определенной шкалы, одинаковой для всех критериев.

Разобьем все критерии на две большие группы: количественные и качественные .

Качественные, в свою очередь, рассмотрим в показателях педагогической эффективности для учащихся и показателях педагогической эффективности для учителя .


Рассмотрим количественные критерии затрат:

  • затраты на оборудование, необходимое для реализации той или иной модели дистанционного обучения;

  • затраты на обучение кадров, обеспечивающих ход учебного процесса в дистанционной форме по предлагаемым моделям;

  • затраты на заработную плату педагогических и иных кадров, занятых в проекте;

  • общее учебное время (в часах), выделенное на реализацию той или иной модели;

  • затраты на обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, с высоким качеством связи;

  • время, затрачиваемое педагогами на подготовку к урокам, подготовку и передачу материалов и заданий для учащихся.
Рассмотрим качественные критерии затрат:

  • наличие нормативной базы документов, регламентирующих дистанционное обучение детей по различным моделям;

  • уровень квалификации педагогических кадров;

  • сложность реализации модели дистанционного обучения;

  • сложность построения курса дистанционного обучения по той или иной модели.
Рассмотрим количественные критерии результатов:

  • уровень интеллектуального развития учащегося (например, качество знаний, степень обученности);

  • количество запросов на проведение тех или иных курсов в рамках предлагаемых модулей;

  • частота участия детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях и пр.;

  • результативность участия в различных мероприятиях учащихся;

  • результаты итоговой аттестации учащихся;

  • количество участников процесса обучения (объем целевой аудитории);

  • количество поступивших в ВУЗы и др. учебные заведения.
Рассмотрим качественные критерии результатов:

  • показатели работоспособности учащихся;

  • мотивационная устойчивость учителя;

  • сложность и востребованность знаний по курсам;

  • разработка систем оценивания деятельности учащегося;

  • разработка системы контроля работы педагога;

  • рациональность и эффективность использования оборудования;

  • оценка учащимися результатов обучения.
Каждый из указанных критериев легко оценить, например, по 10-бальной шкале, если задать текстовый эквивалент этой оценки. Например, разработав специальную форму, представленную для каждого из критериев ниже в таблицах 1, 2, 3 и 4.

Таблица 1. Форма оценивания количественных критериев затрат



Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля



Диапазон критерия

Меньше A тыс. Руб.

Больше A тыс. Руб.

Затраты на оборудование, необходимое для реализации той или иной модели дистанционного обучения

1

10

Затраты на обучение кадров, обеспечивающих ход учебного процесса в дистанционной форме по предлагаемым моделям;

1

10

Затраты на заработную плату педагогических и иных кадров, занятых в проекте;

1

10

Затраты на обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, с высоким качеством связи

1

10

Диапазон критерия

Меньше A часов

Больше A часов

Общее учебное время (в часах), выделенное на реализацию той или иной модели

1

10

Время, затрачиваемое на подготовку у урокам педагогами, подготовку и передачу материалов и заданий для учащихся

1

10

Таблица 2. Форма оценивания качественных критериев затрат

Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия

Разработана не полностью

Разработана полностью

Наличие нормативной базы документов, регламентирующих дистанционное обучение детей по различным моделям

1

10

Диапазон критерия (исходя из доли педагогов высшей и первой категории)

Низкий уровень

Высокий уровень

Уровень квалификации педагогических кадров

1

10

Диапазон критерия

Низкая сложность

Высокая сложность

Сложность реализации модели дистанционного обучения

1

10

Сложность построения курса дистанционного обучения по той или иной модели

1

10

Таблица 3. Форма оценивания количественных критериев результатов



Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия

Низкое качество знаний

Высокое качество знаний

Уровень интеллектуального развития учащегося (например, качество знаний, степень обученности)

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество запросов на проведение тех или иных курсов в рамках предлагаемых модулей

1

10

Частота участия детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях и пр.

1

10

Диапазон критерия

Малое количество призовых мест

Большое количество призовых мест

Результативность участия в различных мероприятиях учащихся, (можно с учетом уровня – муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1

10

Диапазон критерия

Резльтаты итоговой аттестации ниже показателей региона

Резльтаты итоговой аттестации выше показателей региона

Результаты итоговой аттестации учащихся

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество участников процесса обучения (объем целевой аудитории)

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество поступивших в ВУЗы и др. учебные заведения

Таблица 4. Форма оценивания качественных критериев результатов



Название критерия

Балл (1 – 10)

Модуль №1

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия (по опросам учителей)

Низкая

Высокая

Показатели работоспособности учащихся

1

10

Диапазон критерия (по социометрическим опросам учителей)

Низкий уровень

Высокий уровень

Мотивационная устойчивость учителя

1

10



Низкая сложность

Высокая сложность

Сложность и востребованность знаний по курсам

1

10

Диапазон критерия (разработка Административно-управленческого персонала)

Разработана не полностью

Разработана полностью

Разработка систем оценивания деятельности учащегося

1

10

Разработка системы контроля работы педагога

1

10

Рациональность и эффективность использования оборудования

1

10

Диапазон критерия (по социологическим опросам учащихся)

Низкая оценка

Высокая оценка

Оценка учащимися результатов обучения

1

10

Подобные таблицы можно усложнять, добавляя в них необходимые критерии, исходя из специфики того или иного учреждения. Они составляются для каждого модуля обучения с дистанционной составляющей, внедряемого в основной образовательный процесс. После чего рассчитывается итоговое значение коэффициента эффективности каждой модели – формула 1.

­­­ - значение каждого из критериев затрат (в баллах),

- значение каждого из критериев результатов (в баллах).

Для того, чтобы достигнуть высоких значений данного коэффициента, деятельность учреждения должна следовать определенной политике, которая разграничивает и определяет работу всех структур, задействованных в проекте. Эта система действий включает следующие пункты:


  • выбор и организация той или иной модели обучения с использованием дистанционных технологий;

  • выбор педагогов, задействованных в проекте;

  • расстановка учебных часов в сетке расписания;

  • организация курсов повышения квалификации педагогических кадров;

  • организация контроля учебного процесса;

  • формирование отчетов о результативности той или иной модели;

  • формирование экспертной комиссии по оценке эффективности процесса обучения;

  • формирование нормативной базы, регламентирующей прохождение процесса с соблюдением законов, кодексов и иных государственных документов.
В учреждении должен быть определен Регламент любого учебного курса, который определяет:

  • кто разрабатывает учебные курсы;

  • как устанавливаются сроки выполнения работ по созданию учебных курсов;

  • что может быть включено (не должно быть включено) в учебный материал;

  • как должен оформляться учебный курс;

  • какие методы дистанционного обучения существуют и как их использовать;

  • как будет тестироваться готовый курс.
В настоящее время в МБОУ СОШ №14 имеются разработки по следующим пунктам:

  • имеется авторская программа по автоматизированному составлению расписания учебного процесса;

  • разработана форма и ведутся журналы для контроля учебного процесса, оценивающие количество часов с использованием оборудования, программного обеспечения, лабораторного оборудования, ресурсов сети Интернет;

  • рабочие программы по организации уроков с дистанционной составляющей;

  • таблицы для проведения Мониторинга эффективности использования оборудования;

  • материалы педагогических советов по организации дистанционного урока, видам уроков, наполнение их контентом;

  • выступления коллег на мероприятиях областного, муниципального и школьного уровня по обмену опытом;

  • формируется видеотека примеров уроков с дистанционной составляющей для детей-инвалидов.
Подведем итог: предлагаемая модель оценивания эффективности уроков с дистанционной составляющей позволяет всесторонне рассмотреть процесс дистанционного обучения по любой модели, поскольку экономические показатели не менее важны, чем педагогические в образовательном процессе. Модель проста в организации и не требует кардинальной реорганизации работы школы. Она применима для учреждений основного, среднего специального и высшего образования. Ее легко трансформировать и программировать в электронный вариант, позволяющий формировать отчеты и анализы в автоматизированном режиме.

Данную задачу наше учреждение планирует решить в сроки внедрения проекта в жизнь школы.

Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения.

В том числе: время затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

Еще одним достоинством дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Анализ показывает, что при достижении минимального количества слушателей дистанционного обучения, дистанционное обучение становится более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением. При дальнейшем увеличении количества слушателей дистанционное обучение становится значительно дешевле по сравнению с традиционным очным обучением. Это связано с тем, что, не смотря на то, что запуск дистанционного обучения требует инвестиций, проведение дистанционного обучения значительно дешевле, чем традиционное очное обучение.

Еще одним важным преимущество дистанционного обучения является его эффективность. Эффективность дистанционного обучения во многом зависит от предмета дистанционного курса, но в большинстве случаев она выше эффективности традиционного очного обучения. Некоторые исследования показывают, что продолжительность обучения при проведении его в дистанционной форме может сокращаться на 30 - 40% по сравнению с традиционным очным обучением, а скорость запоминания материала возрастает на 10 - 30%. Необходимо обратить внимание, что данный тезис противоречит представлению большинства людей о дистанционном обучении. Это вызвано тем, что к сожалению, сегодня рынок дистанционного обучения в России не устоялся и мы очень часто сталкиваемся с некачественным дистанционным обучением.

Важным преимуществом дистанционного обучения является возможность его использования для проведения обучения лиц, имеющих ограниченные возможности. Также проведение дистанционного обучения позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения.

Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением. Но для этого необходимо следовать некоторым рекомендациям. При их соблюдении дистанционное обучение будет намного эффективнее.

Организация эффективного дистанционного обучения в условиях Интернета невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой, особенностей поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам процесса дистанционного обучения (учащимся, преподавателям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения.

Специфика общения в сети определяется тем, что в Интернете происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Следовательно, при создании различных средств обучения (образовательных веб-сайтов, веб-учебников, справочных систем и прочее) необходимо еще на этапе их проектирования, а также при использовании их в учебном процессе учесть наиболее важные психолого-физиологические особенности восприятия человеком информации, представленной в визуальной форме. С развитием мультимедийных средств, включенных в Интернет (например, видео- и аудиотелеконференций), становится актуальным и изучение особенностей восприятия информации в речевой форме. Это позволит не только повысить эффективность и качество дистанционного обучения, но и снимет лишние учебные нагрузки на учащихся.

Авторы и разработчики дистанционных курсов, а также преподаватели и координаторы, проводящие дистанционное обучение, должны взаимодействовать с психологами на всех этапах работы над курсом в целях повышения его эффективности.

Учебное заведение или организация системы дополнительного образования, осуществляющие дистанционное обучение, должны включить в штат своих сотрудников профессиональных психологов, владеющих в достаточной степени навыками работы со средствами новых информационных и коммуникационных технологий и выполняющих свои функциональные обязанности в новой среде обучения.

Главной целью психолого-педагогической поддержки учащихся является создание благоприятного психологического климата при проведении дистанционного обучения. Помимо этого не менее важной целью является оказание помощи учащимся в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное усвоение знаний, получаемых дистанционно. А также психолого-педагогическое сопровождение важно для формирования необходимых личностных качеств студентов в течение всего процесса обучения.

Одними из наиболее важных предпосылок успешного дистанционного обучения являются личностные особенности учащихся, поэтому необходимо применять методы психодиагностики при приеме абитуриентов в ВУЗ, диагностики их профессиональной направленности.

Низкий уровень контроля требует более сильной внутренней мотивации учебной деятельности, которую необходимо повышать в процессе обучения постоянно различными способами (как в принципе и усилить этот самый контроль). Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента. В противном случае многие студенты не закончат обучение.

При создании курсов ДО необходимо помнить и такие правила, как то, что студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям- разработчикам дистанционных курсов будут полезны рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

Распределение каждого материала на известные ступени и небольшие законченные части;

Указывание на каждую ступень отдельной части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приведение из него отдельных данных, чтобы возбуждалась любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

Распределение и расположение материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее Ф. Дистервег "Руководстве к образованию немецких учителей"..

Для обеспечения доступа студентов к учебно-методическим и аттестационным материалам при проведении очных групповых занятий и аттестации, а также для обеспечения эффективной работы тьюторов и администраторов (кураторов) групп дистанционного обучения образовательное учреждение, реализующее дистанционное обучение, должно располагать новейшим техническим оборудованием с высокой скоростью интернета.

Для более успешного усвоения материала курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Основные требования к построению такой структуры: логичность выделения структурной единицы, обозримость ее с содержание раздела, наличие для учащегося возможности прямой навигации из любой структурной единицы в любую другую, логически с ней связанную, возможность перейти от данного раздела к другому разделу курса.

Методические пособия должны быть построены таким образом, чтобы студент мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.

Одна из наиболее распространенных ошибок при создании курсов ДО заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников. Информационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя мощный набор инструментов, которые должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса при дистанционном обучении.

Учебник для ДО должен обладать следующими качествами:

Развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей).

Удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переход в раздел дискуссий.

Использованием мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).

Наличием подсистемы контроля знаний, встроенной в учебник.

Разбивкой курса на небольшие блоки (страницы).

Наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылками на глоссарий, разрабатываемые для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

Эффективной обратной связь с преподавателем, средствами для переговоров через Интернет в реальном масштабе времени, которое дает студентам и преподавателям возможность разговаривать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога.

Немаловажно для ДО, чтобы четко определялись для студентов сроки выполнения заданий.

Современный метод дистанционного обучения (ДО) посредством интернета стал логическим продолжением более ранних способов получения «удаленного» образования. О нем много пишут, его рекламируют и называют достойной альтернативой "очному" обучению. Однако вопрос о его эффективности практически не освещается. А это очень важно, поскольку популярность ДО постоянно растет, а значит все большее число специалистов получает знания именно таким способом.

Современный метод дистанционного обучения (ДО) посредством интернета стал логическим продолжением более ранних способов получения «удаленного» образования: заочного, корреспондентского, телевизионного и т.д. О нем много пишут, его рекламируют и называют достойной альтернативой "очному" обучению. Однако вопрос о его эффективности практически не освещается. А это очень важно, поскольку популярность ДО постоянно растет, а значит все большее число специалистов получает новые знания именно таким способом.

Предпосылки для роста популярности дистанционного обучения


Основным фактором, определяющим постоянный рост популярности дистанционного обучения , является то, что такой способ позволяет преодолеть ограничения доступности образования, связанные с географическим, пространственным фактором. При этом зачастую дистанционные курсы обучения сегодня предлагаются по более доступной цене, чем "очные". Что, впрочем, вполне логично: организация учебного процесса с применением дистанционных технологий требует значительных затрат только на начальном этапе (который в большинстве ВУЗов уже давно и благополучно пройден), и в дальнейшем не нуждается в серьезных дополнительных финансовых вложениях.

Другими словами, получение образования методом дистанционного обучения позволяет:

  • сэкономить - мало того, что курсы ДО стоят дешевле "очных", так еще и не нужно тратиться на проживание и питание в другом городе;
  • самостоятельно планировать процесс обучения - студент сам выбирает как и когда ему удобно изучать обучающий материал;
  • получать образование без отрыва от производства - самостоятельно спланированный график "лекций" позволяет совмещать работу с учебой.

Вполне естественно, что студенты, стесненные временными, географическими и финансовыми рамками (а таких с каждым годом становится все больше и больше) делают свой выбор в пользу дистанционного обучения. Но вот, насколько такое обучение эффективно?

Виды дистанционного обучения

Изначально, еще на заре становления ДО, было понятно, что несмотря на все преимущества дистанционного обучения , этот метод лишен тех главных факторов, которые обеспечивают (или могут обеспечивать) высокое качество обучения в традиционной ситуации классного или индивидуального образования: присутствие талантливого и харизматического педагога, способного развивать в ученике интерес к предмету, увлечь его, побудить к осмыслению и решению проблем, а также поддерживать в нем высокую самооценку и уверенность в своих силах.

Очевидно, что все это наверняка отсутствует в обучении по переписке и – с очень большой долей вероятности – в телевизионных уроках. Но такое положение вещей считалось нормальными издержками метода, платой за возможность учиться на расстоянии и без особых затрат. Появление технологий обеспечило более широкие возможности подачи материала и большее удобство применения метода.

Современное дистанционное образование представлено двумя видами:

  • синхронное - занятия осуществляются в реальном времени. То есть, в назначенное время студент (или группа студентов) "встречаются" он-лайн с педагогом, который читает лекции, отвечает на возникшие вопросы студентов и задает встречные вопросы, позволяющие проверить уровень усвоения материала. Как правило, виртуальные занятия ведутся с помощью интернета и веб-камер.
  • асинхронное - классический вариант ДО, в котором студенту высылается обучающий материал для самостоятельного изучения с последующей сдачей зачетов и экзаменов. При этом сдать зачеты студент может как очно, так и дистанционно.

Эффективность дистанционного обучения


Не сложно догадаться, что синхронное дистанционное обучение , которое отличается от классического "очного" только способом взаимодействия педагога со студентами, по эффективности не уступает своему традиционному аналогу. Правда, здесь не приходится говорить о временной независимости, поскольку студент должен выходить в он-лайн в четко определенное время. Да и стоимость такого обучения если и будет ниже, чем у очного, то не намного. Поэтому их трех перечисленных выше основных преимуществ дистанционного обучения (финансовая, временная и географическая доступность) "на лицо" только географическая независимость.

А вот эффективность асинхронного дистанционного обучения весьма сомнительна, поскольку здесь очень многое зависит от способности студента к обучаемости, уровня его подготовки, соответствия сложности выбранного курса возможностям учащегося, доступность поддержки и помощи со стороны педагога и др. Не стоит также забывать и о мотивации студента.

Опытные педагоги считают, что «…когда мотивация к учению очень низка, то можно, не рискуя ошибиться, предположить, что потенциальная успешность в учебе будет до какой-то степени снижена». Специфика асинхронного метода ДО в вопросе мотивации учения проявляется в отсутствии стандартных для традиционного обучения мотивирующих моментов, таких, как давление группы, знакомая ситуация обучения, социальные факторы и т.д.

Иными словами, эффективность асинхронного дистанционного обучения в большей степени зависит от самого студента: от его желания учиться и получать новые знания, умения самоорганизоваться и стремления к самосовершенствованию.

Вывод

Говоря об эффективности дистанционного обучения – и более широко: образования с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, можно сделать однозначный вывод. Да, его можно считать достаточно эффективным, но только в том случае, если это метод синхронного обучения или у студента имеются достаточно сильные мотивации для самостоятельного изучения материала. В других случаях дистанционное обучение является скорее самообманом и способом самоуспокоения, позволяющим получить только "корочки", но никак не должный уровень знаний.

На примере компании с численностью персонала 4000 человек рассмотрим опыт внедрения дистанционного обучения. Девиз его организаторов: обеспечить доступность и массовость обучения сотрудников при условии единого качества подготовки для всех.

Показатели эффективности системы дистанционного обучения (СДО)

Запуск дистанционного обучения в компании - проект довольно дорогостоящий. Чтобы оценить целесообразность затрат на него, необходимо разработать систему показателей эффективности СДО. Среди таковых можно выделить:

  • общие (характеризуют функционирование дистанционного обучения в компании как части общей системы обучения);
  • частные организационные;
  • показатели качества, восходящие к понятию педагогической эффективности.

Ключевой вопрос в достижении эффективности дистанционного обучения касается внедрения стандартов его организации в компании. В ЗАО «Страховая группа «УралСиб» в этом направлении были определены следующие KPI:

  1. Подготовка и утверждение документа, устанавливающего порядок организации дистанционного обучения, а именно содержащего описание конкретных процедур, в том числе касающихся создания учебных программ, а также схемы документооборота, стандарты отчетности.
  2. Все директора, функциональные и линейные менеджеры, определяющие потребность в дистанционном обучении, должны быть ознакомлены с порядком его организации.
  3. Все филиалы и точки продаж региональной сети должны получить доступ к СДО, т.е. обеспечение технической возможности дистанционного обучения для 100% сотрудников.
  4. Все направления деятельности организации нужно обеспечить поддержкой дистанционного обучения в соответствии с имеющейся потребностью. Она выявляется ежегодно в рамках процедуры планирования. Объем, сроки и темы определяются в соответствии с планами бизнес- и функциональных подразделений - основных инициаторов дистанционного обучения. В частности, оно обязательно при внедрении нового страхового продукта, оценке квалификации ключевых специалистов для подтверждения или изменения полномочий (на заключение договоров или урегулирование убытков), ознакомлении сотрудников с новыми или скорректированными политиками и правилами, прохождении обязательных по законодательству форм аттестации, посттренинговой поддержке очных программ обучения, адаптации новых работников (ориентационный курс, базовые программы), расширении или изменении функциональных обязанностей сотрудников и др.
  5. Все запросы бизнес-подразделений о предоставлении отчетов о повышении квалификации персонала с помощью дистанционного обучения должны быть выполнены в установленный срок.

Первые три показателя были сформулированы как критерии достижения целей по усовершенствованию СДО после запуска пилотного проекта, которые оценивались по факту исполнения. Четвертый - конкретизируется ежегодно в соответствии с ростом потребности в дистанционном обучении. Все они направлены на обеспечение стабильности и устойчивости работы СДО. Пятый из названных показателей - постоянный KPI системы обучения в целом и дистанционного, в частности. Он говорит о полезности и продуктивности обучения представителей бизнес-подразделений и руководства.

Важны и частные организационные показатели эффективности администрирования СДО:

  • обработка заявок на дистанционное обучение в течение N рабочих дней на 100%;
  • организация учебных мероприятий СДО в соответствии с заявленными заказчиком (руководителем структурного регионального подразделения) сроками на 100%.

Эти показатели позволяют оценить качество организации процесса, и влияют на уровень удовлетворенности специалистов и руководителей системой дистанционного обучения. Интересно, что для оценки администрирования достаточно просто понаблюдать: кому из специалистов HR-подразделения предпочитают звонить участники обучения и ответственные за его мониторинг сотрудники филиалов в случае возникновения проблем и за поддержкой.

Создавать дистанционные учебные курсы могут как внутренние специалисты, так и внешние поставщики образовательных и консультационных услуг - выбор делает сама компания. Показателями эффективности разработки программ могут быть следующие:

  • выполнение плана создания и модификации курсов на 100%;
  • подготовка и корректировка программ в установленные сроки;
  • обеспечение на 100% программ обучения инструментами проверки знаний (тесты, задачи, кейсы);
  • разработка и утверждение стандартов по созданию программ дистанционного обучения;
  • включение учебных презентаций, методически ориентированных на дистанционное обучение, в 100% программ.

Последний показатель может оказаться недооцененным, однако он содержит несколько важных аспектов. Учебный материал СДО должен быть наглядным, структурированным, логически организованным, лишенным противоречий и, главное, самодостаточным, поскольку рядом с участником обучения нет преподавателя, который мог бы дать необходимые пояснения и комментарии. Курс также должен включать алгоритмы работы сотрудника, примеры расчета или построения общения с клиентом, памятки, «шпаргалки» с полезными для работы речевыми оборотами, фразами и др. Такие элементы обеспечивают эффективность учебного курса.

Ориентир на названные показатели способствует регулярности, устойчивости и системности процессов разработки программ, тому, чтобы используемые учебные материалы учитывали специфику дистанционной формы обучения. Анализ соотношения прогнозируемого и фактически затраченного слушателем времени на прохождение курса и аттестацию позволяет выявить недостатки методической или организационной работы. На практике использование всех перечисленных пяти показателей невозможно, так как потребуется слишком много времени, чтобы их отслеживать. В ЗАО «Страховая группа «УралСиб» в обязательном порядке используются первый и третий из названных.

Анализируя эффективность дистанционного обучения, также важно учитывать показатели педагогической эффективности . Это системное понятие, традиционно применяемое в исследованиях эффективности дистанционного обучения в образовательных учреждениях (например, в трудах А. А. Андреева, Т. Рассела, О.К. Филатова, Д.В. Чернилевского и др.). Основной критерий - доля (в процентах) аттестованных участников обучения от их общего числа. В компании «Страховая группа «УралСиб» он был внесен в список показателей эффективности деятельности предприятия в целом, сформулированный как «процент аттестованных сотрудников». Важность данного индикатора вытекает как из общих целей обучения (обеспечение должного уровня квалификации персонала), так и из частных. Например, продуктовое обучение организуется для того, чтобы специалисты подразделений продаж знали, и понимали условия страхования. Ознакомительный курс, рассказывающий об истории, традициях и достижениях предприятия, проводится для того, чтобы сотрудники помнили, в какой компании они работают, осознавали, где и когда им смогут пригодиться эти знания, и как их можно использовать в своей ежедневной деятельности. Освоение политик (например, по информационной безопасности) необходимо для того, чтобы обеспечить условия для их соблюдения. Изучение типовых сложностей работы в учетных базах и системах позволяет сохранять высокую точность и целостность хранящейся информации. И очевидно, что проконтролировать достижение перечисленных (и других) целей без проверки освоенных знаний невозможно. Таким образом, доля сотрудников, успешно прошедших аттестацию, становится значимым показателем как эффективности системы дистанционного обучения, так и развития персонала в целом.

В период становления СДО в ЗАО «Страховая группа «Урал-Сиб» в качестве показателя мотивации к дистанционному обучению рассматривался такой: освоение 75% сотрудников филиала не менее двух учебных программ в год. Исследование в этой сфере осложняется тем, что довольно часто в форме дистанционных занятий организуются обязательные для определенных категорий персонала учебные курсы. Индивидуальные особенности (самоорганизованность/ неорганизованность, усидчивость/ торопливость, способность к аналитическому мышлению, общительность/ замкнутость и др.) на отношение к данному виду обучения и на качество его результатов, безусловно, влияют, однако их учет требует отдельного внимания.

Показатели эффективности дистанционного обучения целесообразно анализировать системно. Объединение их в общую концепцию должно учитывать своеобразие процессов той или иной компании. Примером показателя, интегрирующего разные группы факторов, может служить анализ методической и административной работы. Время, затрачиваемое на администрирование (регистрация участников, отправка информационных писем и уведомлений, формирование итоговых протоколов по результатам обучения, техническая поддержка пользователей учебного портала и др.), по опыту ЗАО «Страховая группа «Урал-Сиб», не должно превышать третьей части периода создания и модификации учебных курсов. В противном случае качество СДО в целом может постепенно снизиться.

Существенную роль играет оценка применения знаний и влияния их на результат деятельности. Рассмотрим методы, которыми можно провести данную оценку.

Методы оценки эффективности СДО

Анкетирование

Традиционный метод оценки эффективности обучения - обратная связь его участников и заказчиков. Ее можно получать путем анкетирования сотрудников сразу по окончании занятий, а также руководителей - на регулярной основе (например, раз в квартал). Таким образом, по модели оценки эффективности обучения взрослых П. Киркпатрика, фиксируется сначала непосредственная реакция слушателей (опрос сотрудников) и затем - то, насколько изменилось их поведение после обучения и отношение к работе (анализ мнений руководителей).

Участникам в анкетах предлагается оценить (по 3-, 5-, 7- или 10-балльной шкале) ясность и наглядность учебных материалов, актуальность, практическую ценность полученных знаний, качество организации СДО, а также описать, был ли интересен курс, насколько трудно или легко было его проходить, дать общую эмоциональную оценку: «понравилось/ не понравилось». Об эффективности обучения может говорить установленный показатель, к примеру, средняя оценка - не ниже 7 баллов (по 10-балльной шкале).

Анкетирование линейных руководителей - более сложная задача. Получению от них качественной обратной связи препятствуют следующие факторы:

  • отсутствие инициативы руководителя при определении потребности в обучении -выбор сотрудников осуществляется по их функциям, а не исходя из видения ситуации в подразделении его руководителем;
  • период обучения определяется централизованно, и в связи с этим руководитель не имеет свободы планировать прохождение курсов его подчиненными с учетом текущей загрузки (и их, и его собственной).

Два данных обстоятельства значительно снижают желание предоставлять обратную связь, делиться своим мнением об организованном обучении. Формальные же ответы никому не нужны.

В случае, когда дистанционное обучение проводится централизованно для всех сотрудников определенной категории (например, специалистов операционной поддержки в филиалах), можно ограничиться анкетированием непосредственных участников. Если же руководитель сам выбирает из каталога программ те, которые считает нужными для своих подчиненных, то он способен предоставить полноценную информацию об эффективности дистанционного обучения.

Оценка методом анкетирования в случае СДО имеет свои особенности. Так, участники и руководители могут давать обратную связь по желанию, т.е. это необязательная процедура. Технически ее имеет смысл организовывать в форме опроса, привязанного к конкретному курсу. Важно, чтобы анкета предъявлялась вся полностью, а не по одному вопросу, поскольку отвечая, сотрудник одновременно анализирует собственное впечатление об учебной программе, и ему важно отразить его целиком.

Некоторые организации создают отдельные форумы, где работники могут обсуждать разные вопросы по конкретной учебной программе, а также получать дополнительную информацию от администратора форума и методиста курса. В компании «Страховая группа «УралСиб» форума нет, так как для его поддержки требуется значительное время и человеческие ресурсы.
Другая важная особенность оценки дистанционного обучения методом анкетирования - необходимость реагировать на полученную обратную связь.

Приведенная ситуация служит также примером того, как может проводиться работа по расширению «живой» части учебных курсов в интересном для сотрудников направлении. Однако ключевой момент - непосредственно реакция на обратную связь, т.е. вся проделанная на ее основании работа. Это активизирует общение участников дистанционного обучения, таким образом, повышается его интерактивность, а значит, и эффективность.

Метод инцидентов

Опыт внедрения СДО в компании «Страховая группа «Урал-Сиб» показал, что для оценки эффективности дистанционного обучения целесообразно использовать метод инцидентов. Суть его наследована из практики инженерной психологии: в случаях, когда в работе возникает нетипичный вопрос, производится специальный анализ проблемы.

Он включает: выяснение обстоятельств появления сложностей, рассмотрение действий участников, поиск оптимального выхода из ситуации. Причины явления и найденное решение, а также способы правильного поведения в аналогичных ситуациях закрепляются в письменной форме, и далее транслируются всем сотрудникам, которые задействованы в поддержании работы СДО. Такой анализ способствует повышению качества учебных курсов, позволяет обогащать методические материалы.

Периодически возникает необходимость прояснять формулировки и расширять содержание учебных курсов. Например, работа в страховании предъявляет к сотруднику продающего подразделения высокие требования: знание правовых норм, экономических основ страхования, экономики предприятий, особенностей налогообложения, основ работы смежных отраслей и др.

Такой подход позволяет фиксировать возможные технические трудности, возникающие при пользовании учебным порталом, и способы их устранения, а также передавать коллегам актуальный опыт. Составленным справочником удобно пользоваться как новому, так и опытному администратору.

Пример 1

Участники обучения дали понять, что в учебном курсе недостаточно практических примеров. Это выразилось в низких оценках по соответствующей шкале в анкете обратной связи. Методист проанализировал ситуацию, конкретизировал с помощью точечного опроса, в чем состоит «замечание», и затем добавил, и откорректировал примеры в курсе. Согласовав с ответственным сотрудником бизнес-подразделения внесенные изменения, поместил информацию о них в разделе «Новости» на учебном портале со словами благодарности тем, кто предоставил критическую обратную связь, которая позволила улучшить качество курса.

Пример 2

У работника возникли сложности с одним из тестовых вопросов продуктового курса, и он обратился с ним в дирекцию обучения и развития персонала. Методист уточнил, в чем суть затруднения, затем обратился к материалам, и проверил корректность формулировок. При необходимости, в таких случаях он запрашивает помощь у представителей бизнес-подразделения, являющегося разработчиком условий страхования. Измененный тестовый вопрос был согласован не только с участвовавшими в создании учебного курса специалистами, но и с самим сотрудником, обозначившим неточность. Затем методист зафиксировал суть возникшего инцидента и способ его урегулирования. Информация была передана коллегам в форме обычного электронного письма.

Пример

Участник обучения, проходя тестирование, столкнулся с технической сложностью. Он позвонил администратору, но тот не смог обнаружить причину проблемы и решить ее. Тогда был подключен методолог по дистанционному обучению. Его задача состояла в том, чтобы определить характер технической неполадки, зафиксировать обстоятельства ее появления. Методолог связался с ИТ-специалистом, который по результатам анализа ситуации определил критерии идентификации проблемы, вывел алгоритм ее решения, и транслировал его всем администраторам дистанционного обучения.

Анализ динамики финансовых показателей компании

Отдельное место в оценке СДО занимают общие показатели эффективности бизнеса.

Сегодня популярен такой индикатор качества обучения, как «объем продаж». В страховании он рассматривается как объем страховой премии в разрезах корпоративного и розничного страхования, по видам страхования, каналам продаж, характеру договора (новый/пролонгированный) и др.

При этом необходимо помнить следующее. В оценке учебных программ имеет значение объем и динамика продаж не вообще, а только по тем видам страховых услуг, по которым проводилось обучение. Конечно, в случае как хороших, так и плохих значений, нельзя утверждать, что они стали следствием именно обучения (или его отсутствия). Имеет значение «синхронность»: пройден курс - есть результат, равно как и наоборот. Следует насторожиться, если обучение не привело к изменениям в работе.

Опыт ЗАО «Страховая группа «УралСиб» показывает, что сориентировать обучение на нужные участки продаж удается лишь в период, когда план учебных программ составляется вслед за утверждением продуктовой стратегии и стратегии развития каналов продаж, повторяя обозначенные бизнес-приоритеты.

Показатель «объем продаж» характеризует результативность, прежде всего, сотрудников продающих подразделений, а значит, не является единственным. К примеру, при обучении работе с базами данных, которое тоже удобно запускать в массовом дистанционном формате, об эффективности курса скажут статистика и аналитическая информация о количестве и характере ошибок, допускаемых в работе с программами. Сравнение данных, собранных до обучения и через 1-2 месяца после него, продемонстрирует воздействие пройденных курсов.

Учебный портал позволяет вовлекать персонал в дистанционное обучение. Для повышения активности участников можно использовать: рейтинги «успеваемости» филиалов, подразделений или личные; публичные виртуальные награды - «за организованность» при прохождении обучения, «за самую высокую квалификацию филиала/ подразделения», «за активное участие» и т.д. Таким образом, измерителями вовлеченности могут быть: количество участников опроса, голосования, конкурса; динамические показатели участия в обучении (соблюдение сроков, доля участников от общей численности персонала, рост количества разовых заявок на прохождение курсов, подаваемых линейными руководителями).

Метод сравнения

В своей работе дирекция обучения и развития персонала компании использует также метод сравнения. Чтобы оценить, эффективно ли организована СДО, целесообразно посмотреть, как это делают другие, например, побывав на известной выставке-конференции e-learning или на открытых семинарах и круглых столах, которые организуют предприятия, разрабатывающие и продающие программное обеспечение для дистанционного обучения. Эти же компании сами поддерживают специальные интернет-ресурсы для своих клиентов, где можно задать провайдеру вопросы, получить ответы, посмотреть, чем интересуются специалисты других организаций.

Неоспорима сложность задачи определения эффективности дистанционного обучения. Ввиду активного развития информационных технологий можно оптимистично смотреть на перспективу реализации разных методов оценки при условии минимальных затрат времени и человеческих ресурсов. Еще раз обратим внимание на важность системных (общих) показателей качества СДО. Успех дистанционного обучения в целом значительно зависит от методологов, участвующих в организации обучения. Именно в их задачи входит налаживание диалога с участниками, повышение воздействия дистанционных программ.

В настоящее время технологии дистанционного обучения проникли практически во все секторы обучения (школы, вузы, корпорации и т.д.). Тысячи компаний и университетов тратят немалую часть своих ресурсов на подобные проекты. Зачем они это делают? Какова отдача (прямая и косвенная)? Каков результат от этих инвестиций? Этими и многими другими подобными вопросами задаются сегодня многие руководители и участники образовательных проектов. Чтобы на них ответить, необходимо оценить такой существенный параметр, как эффективность этих проектов.

Существуют различные подходы к оценке эффективности разнообразных систем обучения. Остановимся сначала на тех из них, которые позволяют оценить относительную эффективность, основанную на анализе технологий обучения. Так, можно выделить следующие основные процессы, определяющие эффективность исследуемой системы обучения в целом: методологию формирования системы знаний, методологию формирования системы профессиональных умений и навыков, рентабельность образовательного процесса и разумную стратегию цен за обучение.

Сформулируем некоторые правила, которые позволяют перейти от методологических утверждений к более конкретным критериям оценки сравнительной эффективности систем обучения.

  • 1. Система обучения является более эффективной по сравнению с другой, если учебная нагрузка студента в течение рассматриваемого периода (семестр, год) в этой системе будет более равномерной, чем в сравниваемой. Это утверждение основывается на том, что в большинстве случаев невозможно сформировать систему знаний при неравномерной учебной нагрузке (например, только во время сессионных занятий).
  • 2. Система обучения более эффективна по сравнению с другой, если отношение числа часов занятий, формирующих умения и профессиональные навыки к общему числу занятий будет больше аналогичного отношения в сравниваемой системе. Другими словами, для того чтобы сформировать профессиональные умения и навыки, необходимо провести достаточное количество практических занятий, тренингов, деловых игр и других занятий, на которых отрабатываются сложные профессиональные умения и навыки. С учетом внедрения интерактивных сетевых заданий в технологии дистанционного обучения соотношение практических занятий к общему числу часов становится достаточно высоким и приближается к показателям очной формы обучения. Особенности организации и ведения заочного обучения не позволяют увеличить значение данного показателя до приемлемого уровня. В среднем отношение количества часов практических занятий к общему количеству часов, отводимому на изучение дисциплины, для различных форм обучения распределяется следующим образом: очная -- до 40 %, заочная -- до 10 %, дистанционная -- до 30 %.
  • 3. Система обучения должна быть рентабельной при разумной политике цен.

Таким образом, по критериям формирования знаний, умений и навыков, а также вследствие более равномерного распределения учебной нагрузки студента в течение года (рис. 3) технология дистанционного обучения сопоставима с очной формой обучения и значительно превосходит по качественным параметрам заочную форму обучения.

Рис. 3.

Достаточно высокая эффективность дистанционного обучения во многом достигается благодаря высокой степени его интерактивности, специфическим особенностям информационных и телекоммуникационных технологий, индивидуальному планированию и организации учебного процесса.

Это подтверждается экспериментом, который провел профессор социологии Калифорнийского государственного университета Дж. Шютте. В один из семестров профессор в произвольном порядке разделил группу студентов на две подгруппы. Студенты одной из них посещали занятия как обычно: слушали лекции, выполняли домашние задания и сдавали тесты, а студенты другой прошли аналогичный курс дистанционно. Последние получали задания и оценки через Интернет, брали необходимую информацию с сайта университета, задавали вопросы и отсылали профессору выполненные контрольные по электронной почте, а также с помощью Интернета участвовали в групповых дискуссиях. В аудитории они появились только для сдачи экзамена за семестр. И что интересно! «Сетевые» студенты продемонстрировали результаты в среднем на 20 % выше результатов своих однокурсников из обычной очной группы. Безусловно, в данном случае у «сетевых» студентов была более высокая мотивация и делать обобщающие выводы на основе одного эксперимента не стоит. Но конкретный результат говорит о многом. Кстати, относительная анонимность участия в дискуссиях по Интернету позволила многим студентам задавать те вопросы, которые они никогда бы не задали в реальной аудитории в присутствии своих друзей.

Начиная с 1960-х годов специалисты по обучению стали приходить к пониманию важности количественной оценки экономического эффекта от проектов в области образования, особенно при корпоративном обучении. Можно выделить четыре основных причины проведения оценки эффективности обучения в компаниях:

  • 1) обучение является инструментом бизнеса, одним из проектов, реализуемых организацией для увеличения своей производительности и доходности;
  • 2) обоснование целесообразности расходов на обучение вызывает необходимость проведения его количественного анализа;
  • 3) оценка эффективности помогает разработчикам улучшать обучающие материалы, так как без формальной оценки база для изменений чрезвычайно субъективна.
  • 4) оценка эффективности помогает выбрать наилучший метод обучения.

Эффективность корпоративного дистанционного обучения определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым удержать в памяти больше информации, увеличить свою осведомленность, добиться лучших результатов работы и тем самым увеличить коэффициент рентабельности инвестированного капитала. К этим факторам относятся: интерактивность, запоминаемость, гибкость в использовании, предоставление помощи и доступность.

Интерактивность . Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы.

Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов. Для более сложных в этом отношении тем можно смоделировать бизнес-процесс и предложить обучаемому изучить его.

Запоминаемость . Чтобы лучше запомнить, обучаемые должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает также структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее удержание в памяти необходимой информации. А это, в свою очередь, делает более вероятным применение ими полученных знаний в будущих реальных проектах. Кроме того, организация заголовков помогает избежать повторов, которые часто снижают эффективность электронного обучения.

Гибкость в использовании . В системе должна быть предусмотрена возможность обучения сотрудников с различным уровнем подготовки и различными возможностями. Необходимо, чтобы обучаемые могли легко двигаться по учебному курсу, следить за своим перемещением, а также могли вернуться на ту позицию, где находились при предыдущем сеансе обращения к учебному курсу.

По мере развития компании содержание курса редко остается неизменным, поэтому средства обучения должны позволять изменять учебный контент. Возможность таких изменений необходимо заложить в средства обучения в самом начале. Само внесение изменений необходимо планировать и следить за его осуществлением.

Предоставление помощи . Поскольку электронное обучение происходит обычно индивидуально, то необходимо, чтобы система обучения предоставляла обучающимся помощь. Им требуются инструкции по прохождению курса, средства навигации, подсказки для выполнения заданий, ссылки для получения определений, поддержка при возникновении технических вопросов и др. Кнопка вызова помощи должна быть доступна с любого слайда курса. Все это поможет сотрудникам сосредоточиться на обучении, а не отвлекаться на досадные помехи. Для гибкости работы обучаемых полезно предусмотреть раздел для часто задаваемых вопросов, а также глоссарий терминов, которые могут быть незнакомы обучаемым. Эти средства могут стать ценными справочными ресурсами для сотрудников даже после завершения обучения.

Доступность . Из-за загруженности обучающихся часто бывает трудно выбрать время для учебного процесса. Для решения этой проблемы необходимо использовать различные способы доставки учебного контента. Если учебный материал доступен через Интернет, то необходимо обеспечить возможность использования этих материалов вне работы. Для тех предприятий, где имеются затруднения с доступом к Интернету, для обучающихся, которые хотят изучать материал дома, а также для технического персонала, которому нужен справочный материал вне предприятия, можно предусмотреть создание версии учебного материала на компакт-дисках.

Для повышения экономической эффективности дистанционных курсов как в общем, так и в корпоративном обучении большое значение имеет маркетинговый подход к обслуживанию обучаемых для того, чтобы результаты образовательных проектов были максимально ориентированы на потребителя. Инструментами комплекса маркетинга должны учитываться не только требования рынка, но и способы активного воздействия на него. Результат деятельности службы маркетинга проявляется в организации оптимального набора студентов и в трудоустройстве подготовленных специалистов. При этом крайне важно, чтобы маркетинг был постоянно действующим процессом с обязательным участием всех вузов, входящих в систему открытого образования.