Презентация на тему Контрреформы Александра III. Александр III Контрреформы в России «Положение о земских участковых начальниках»





































1 из 36

Презентация на тему: Контрреформы Александра III

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

1.Выявить, что стало основной причиной, свертывания реформ Александра Второго. 1.Выявить, что стало основной причиной, свертывания реформ Александра Второго. 2.Уметь работать с документами, фотографиями, краткими сведениями. 3.Уметь создавать свое мнение о первых лицах государства.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного и торгового капитала. Царствование Александра III было противоречивым: политическая реакция сочеталась с большими экономическими достижениями. Это было чревато потрясениями в будущем. Нельзя все же не отметить, что время этого царствования было одним из самых мирных и стабильных в истории России. Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного и торгового капитала. Царствование Александра III было противоречивым: политическая реакция сочеталась с большими экономическими достижениями. Это было чревато потрясениями в будущем. Нельзя все же не отметить, что время этого царствования было одним из самых мирных и стабильных в истории России.

№ слайда 7

Описание слайда:

Выросший в офицерской среде, Александр не получил образования которое подобает иметь будущему императору. Оставляли желать лучшего и особенности воспитания юноши. Александр III был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. В мощной фигуре Александра III присутствовала самодержавная царственность. Физически он был чрезвычайно силен: ломал подковы, гнул серебряные рубли. Характер был у него спокойный, уравновешенный, очень твердый, в редких случаях он колебался. И все же для государственного деятеля важнее ум и образованность. «Император Александр III, - писал Витте, - был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего, ниже средних способностей, ниже среднего образования…» В отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I , спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный сторожевыми башнями. Александр Александрович ни в детстве, ни в ранней юности не рассчитывал на российскую корону. Законный наследник престола – его старший брат Николай Александрович – скончался на 22-м году жизни от туберкулёза. Выросший в офицерской среде, Александр не получил образования которое подобает иметь будущему императору. Оставляли желать лучшего и особенности воспитания юноши. Александр III был надменным и грубым, к людям он относился как к подчиненным ему солдатам. В мощной фигуре Александра III присутствовала самодержавная царственность. Физически он был чрезвычайно силен: ломал подковы, гнул серебряные рубли. Характер был у него спокойный, уравновешенный, очень твердый, в редких случаях он колебался. И все же для государственного деятеля важнее ум и образованность. «Император Александр III, - писал Витте, - был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего, ниже средних способностей, ниже среднего образования…» В отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I , спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный сторожевыми башнями. Александр Александрович ни в детстве, ни в ранней юности не рассчитывал на российскую корону. Законный наследник престола – его старший брат Николай Александрович – скончался на 22-м году жизни от туберкулёза.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Новый правительственный курс видимым образом отличался от деятельности Александра II и его ближайшего окружения –либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А.Толстой, К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский, ставший ближайшим советником Александра III. Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности АлександраIII и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Однако Александр III имел одно необычное для русских императоров свойство: он не завидовал чужому уму, приближал к себе и ставил на важнейшие государственные посты талантливых, неординарных людей (например, министры финансов Н.Х. Бунге (с 1881 по 1886 гг.), И.А. Вышнеградский (с 1888 по 1892 гг.), С.Ю. Витте (с 1892 по 1903 гг.), позднее – председатель Комитета министров Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут”. Новый царь питал отвращение ко всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление сословного строя и самодержавия. Новый правительственный курс видимым образом отличался от деятельности Александра II и его ближайшего окружения –либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А.Толстой, К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский, ставший ближайшим советником Александра III. Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности АлександраIII и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Однако Александр III имел одно необычное для русских императоров свойство: он не завидовал чужому уму, приближал к себе и ставил на важнейшие государственные посты талантливых, неординарных людей (например, министры финансов Н.Х. Бунге (с 1881 по 1886 гг.), И.А. Вышнеградский (с 1888 по 1892 гг.), С.Ю. Витте (с 1892 по 1903 гг.), позднее – председатель Комитета министров Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут”. Новый царь питал отвращение ко всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление сословного строя и самодержавия.

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

1.Основными направлениями деятельности нового правительства были“искоренение крамолы” и успокоение общественности. Особая роль в укреплении и охранении режима отводилось Департаменту полиции во главе с Г.П. Судейкиным создавшему продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской деятельности, шпионаже и шантаже. 1.Основными направлениями деятельности нового правительства были“искоренение крамолы” и успокоение общественности. Особая роль в укреплении и охранении режима отводилось Департаменту полиции во главе с Г.П. Судейкиным создавшему продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской деятельности, шпионаже и шантаже. 2. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%). Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

3. Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская. Согласно новому городовому положению 1892 г имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. 3. Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская. Согласно новому городовому положению 1892 г имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. 4. Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против должностных лиц. 5. Образование. Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения.

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности. Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности. 6.Печать: Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура. В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин.

№ слайда 32

Описание слайда:

Проводимые в «жизненных интересах народа» контрреформы оказались бессильными перед самим течением жизни: она брала своё. Земская контрреформа не остановила земского движения, но настроила значительную часть земцев против самодержавия. Увеличенный избирательный ценз при проведении городской реформы стал ещё одним стимулом для деловых людей, чтобы задуматься о повышении уровня своих доходов. Это в свою очередь способствовало развитию городской экономики, усилению городской буржуазии, требующей от самодержавия предоставления ей всё новых и новых прав. Контрреформы в сфере образования также дали результат, прямо противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия. Не имели успеха и мероприятия правительства в области печати: количество изданий в России год от года увеличивалось. Александр III скончался осенью 1894 года от болезни почек, усилившейся из-за ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом, и постоянного неумеренного употребления спиртного. Он похоронен в Петропавловском соборе. Проводимые в «жизненных интересах народа» контрреформы оказались бессильными перед самим течением жизни: она брала своё. Земская контрреформа не остановила земского движения, но настроила значительную часть земцев против самодержавия. Увеличенный избирательный ценз при проведении городской реформы стал ещё одним стимулом для деловых людей, чтобы задуматься о повышении уровня своих доходов. Это в свою очередь способствовало развитию городской экономики, усилению городской буржуазии, требующей от самодержавия предоставления ей всё новых и новых прав. Контрреформы в сфере образования также дали результат, прямо противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия. Не имели успеха и мероприятия правительства в области печати: количество изданий в России год от года увеличивалось. Александр III скончался осенью 1894 года от болезни почек, усилившейся из-за ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом, и постоянного неумеренного употребления спиртного. Он похоронен в Петропавловском соборе.

Политика контрреформ. Александр III

Игнатьев Николай Павлович,

министр внутренних дел

Бунге Николай Христофорович, министр финансов

Толстой Дмитрий Андреевич,

Министр внутренних дел и шеф жандармов

Внутриполитический курс Александра III выразился в проведении мер, направленных на ограничение реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название "контрреформы".

1. Попытки решения крестьянского вопроса

Принят закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов

Прекращено временнообязанное состояние крестьян

Снижение выкупных платежей на 1 рубль

Приняты меры для смягчения малоземелья крестьян.

Учрежден Крестьянский банк

Была облегчена аренда государственных земель

Бунге Н.Х. министр финансов

Принят закон о переселенческой политике

Разрешение на переселение давало только МВД

Переселенцы освобождались на 3 года от податей и воинской повинности

Переселенцам предоставлялись небольшие денежные пособия

Принят закон ограничивающий выход крестьян из общины.

Проводилась политика, направленная на сохранение и укрепление общины

Принят закон ограничивающий права общины на переделы земли и закрепляющий наделы за крестьянами

Принят закон, запрещавший продавать общинные земли.

"Временные правила

о печати"

Было закрыто 9 изданий.

«Отечественные записки М.Е. Салтыкова-Щедрина

2. Политика в области просвещения и печати

А. А. Краевский, гравированный портрет В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка»

«Новый университетский устав"

Ликвидирована автономия университетов.

Циркуляр «О кухаркиных детях"

о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".

Впервые в России была произведена «чистка» библиотек.

133 названия книг, журналов были изъяты из библиотек как «недопустимые к обращению».

По настоянию Победоносцева были закрыты Высшие женские курсы.

3. Начало рабочего законодательства

Издан закон :

запрещавший труд детей до 12-летнего возраста,

ограничивавший рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами

Издан закон :

запрещавший ночной труд несовершеннолетних и женщин

Изданы законы :

  • О взаимоотношениях предпринимателей с рабочими
  • Об ограничении штрафов
  • О запрете на оплату труда бартером
  • О введении расчетных книжек
  • Об ответственности рабочих за участие в стачках

4. Укрепление положения дворянства.

Открытие дворянского банка

Предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств

Закон о земских участковых начальниках.

Он отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, мировые суды.

Было создано 2200 земских участков во главе с земскими начальниками

Издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Земское самоуправление стало низовой ячейкой государственной власти.

Новое городовое положение

Повышался избирательный ценз, закреплялась практика вмешательства властей в дела самоуправления

5. Национальная и религиозная политика.

Главная задача национальной и религиозной политики:

Сохранение единства государства.

Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к сектантам

Преследованиям подвергались буддисты

Суровым было отношение к приверженцам иудаизма.

Евреям было запрещено селиться вне городов.

Им было запрещено приобретать имущество в сельской местности.

Был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии.

Установлена процентная норма студентов – евреев.

Полякам-католикам

Был закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и Западном крае.

В неприкосновенности остались мусульманская религия и мусульманские суды.

Контрреформы Александра III

1 слайд - Контрреформы 1880 -1900 гг./Александра III.

Необходимо отметить, что обычно мы связываем политику реакции, контрреформ с политикой императора Александра Ш, но приостановление их началось уже в конце правления отца, реформатора Александра II.


Александр III Миротворец 1881-1894

Александр III (1845-1894)

2 слайд – Александр Александрович начал своё правление после убийства отца, что наложило отпечаток на всё правление императора. Его правление называют периодом контрреформ, поворотом к «полицейскому государству»


К.П.Победоносцев

  • учёный-правовед
  • писатель
  • историк Церкви
  • действительный

тайный советник

  • В 1880-1905гг.-

Обер-прокурора

Святейшего Синода

3 слайд –«живая мумия», Константин Петрович Победоносцев. Преподавал законоведение и право будущему императору Александру III и имел на него большое влияние. Внушал императору, что стремление к Конституции- «самая страшная опасность…для отечества и для вашего Величества лично». Он указывал на опасность реформ 60-70-х гг. В этих условиях был принят ряд мер по выхолащиванию реформ.


Изменения в системе судопроизводства и судоустройства при Александре II

  • 1871 – расширены права жандармов в области дознания и следствия
  • 1878-«О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени»

4 слайд – надо отметить, что затормаживание реформ началось ещё при Александре II. Развитие народнического движения,«Охота на царя» народников-народовольцев дала свои результаты:

1871 – расширены права жандармов в области дознания и следствия, то есть были ограничены права судебных следователей по политическим делам.

1878 –после убийства народниками шефа жандармов генерала Мезенцева принят закон «О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени».

«Полицейское государство»

  • 8 марта 1881 г. - заседание Комитета министров отвергло проект М.Т.Лорис-Меликова о созыве законосовещательных комиссий.
  • 29 апреля 1881г .-Манифест о незыблемости самодержавия

«…с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».

5 слайд - Совещание : Новый император Александр III 8 марта 1881 года провёл заседание Комитета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова о созыве законосовещательных комиссий; на заседании с резкой критикой предположений Лорис-Меликова выступили обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев и глава Государственного Совета граф Сергей Строганов ; Победоносцев, в частности, говорил:

Манифест - После некоторого периода колебаний, 29 апреля 1881 года императором был подписан, составленный Победоносцевым документ, известный как Манифест о незыблемости самодержавия , который возвестил об отходе от прежнего либерального курса . Сам Александр III полагал, что убийство его отца стало следствием проводившихся при нём либеральных реформ

14 августа 1881 г. «Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия…»

Главнокомандующие/генерал-губернаторы:

  • Право передавать военному суду дела лиц, совершивших «известные» преступления;
  • Право подвергать заключению в крепости, тюрьме или аресту на срок до 3-х месяцев или штрафу до 3000 рублей в административном порядке;
  • требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка
  • Ссылка в отдаленные места империи до 5 лет(Особое совещание при МВД)

6 слайд - 14 августа 1881 г.« Распоряжение (положение) о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и проведение определённых местностей в состояние усиленной охраны ».

Положение было временным, на 3 года как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но его продлевали вплоть до 1917 г.

В 1892 дополнено законом «О военном положении», позволявший вводить в случае необходимости режим военного положения в местностях, опасных в революционном отношении.

Положение усиленной охраны вводилось Министром внутренних дел либо генерал-губернаторами, после чего им надлежало представить эту меру на Высочайшее благоусмотрение через Комитет министров. На год и более по решению Комитета министров.

При введении положения усиленной охраны генерал-губернаторы, губернаторы и градоначальники получали следующие дополнительные полномочия (В местностях, где не было генерал-губернаторов, могли быть назначены специальные лица, именуемые главноначальствующими.):

накладывать взыскания (арест до 3-х месяцев и штраф до 300 рублей) в административном (внесудебном) порядке.

Право воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания.

Право делать распоряжения о закрытии торговых и промышленных заведений.

Право воспрещать отдельным личностям пребывание в объявленных на положении об усиленной охране местностям (административная высылка). Высылка также могла производиться в определенную местность, до момента высылки наказуемый мог содержаться под арестом. Срок высылки составлял от 1 года до 5 лет. Высылка должна быть согласована с министром внутренних дел, при котором для обсуждения данных вопросов имелось Особое совещание.(создавалось при МВД для рассмотрения дел об антигосударственной деятельности).

Создавалось Особое совещание из товарища МВД и 4 чиновников-по 2 от МВД и Министерства юстиции. Имело право применять административную высылку к любому лицу.

Право передавать военному суду дела лиц, совершивших «известные» преступления (закон намеренно употреблял неопределенное выражение);

Право налагать секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества, если доходы с них употреблялись на преступные цели;

Право подвергать заключению в крепости, тюрьме или аресту на срок до 3-х месяцев или штрафу до 3000 рублей в административном порядке; как за нарушение обязательных постановлений, так и за проступки, изъятые из ведения судов;

Право приостанавливать и закрывать собрания сословных, земских и городских учреждений;

Право приостанавливать периодические издания на время действия положения;

Право закрывать учебные заведения на срок не более одного месяца.

Увеличивался штат жандармов.


Оценка «Положения»

« … поставило всё население России в зависимость от личного усмотрения чинов политической полиции»

7 слайд- оценка «Положения чрезвычайной охраны»

А.А.Лопухин, директор департамента полиции в нач.XXв.:

« … поставило всё население России в зависимость от личного усмотрения чинов политической полиции» .

1889-«Положение о земских участковых начальниках»

  • Чиновники из потомственных дворян, которые были обличены фактически бесконтрольной административно-полицейской и судебной властью над крестьянами;
  • Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей;
  • Ведомству Земских Начальников, в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:
  • Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей Дела о восстановлении нарушенного владения Дела о потравах и других повреждениях полей, лугов и иных угодий… когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей. Все прочие иски не свыше трёхсот рублей
  • Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей
  • Дела о восстановлении нарушенного владения
  • Дела о потравах и других повреждениях полей, лугов и иных угодий… когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей.
  • Все прочие иски не свыше трёхсот рублей

8 слайд – В 1889г. вступает в действие "Положение о земских участковых "начальниках", разрушившее раздельность судебной и административной властей.

В 40 губерниях создавались 220 «земских участков», во главе которых были поставлены земские начальники. Цель-восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную в 1861 году.

Главная функция земского начальника –надзор за всеми установлениями крепостного общественного управления, новая должность сочетала административные и судебно-полицейские права. Мог отменить любое постановление сельского и волостного схода, волостного суда. Волостные суды назначались им из представленных сельским сходом кандидатур. Обязанности мировых судей были переданы земским начальникам(до 1912). Сами они оказывались в положении полной бесконтрольности.

В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд , состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников . Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия , находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников.


Мировые суды

  • Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1912 г., они исчезают вовсе.

9 слайд - Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1912 г., они исчезают вовсе.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.

Изменения в системе судопроизводства

  • В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным".

10 слайд – изменения в системе судопроизводства.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным". Двери Особого присутствия Правительствующего Сената (с 1872 года из высших чиновников для проведения крупных политических процессов) могли закрываться для публики по усмотрению суда. Чаще применялся дру­гой метод. Процесс являлся открытым, но из-за малого помещения фактически ограничивался допуск публики. Свободные места заполнялись переодетыми жандармами, кото­рые изображали публику.

Сенат постепенно становится учреждением, в которое назначались потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления (по старости и болезни) высшие и средние чиновники.

Суд присяжных 1878-1889

После дела В.Засулич

политические дела изымаются из ведения суда присяжных.

Происходят некоторые качественные изменения в формировании коллегии присяжных

11 слайд - Непредсказуемость решений присяжных по делам, носящим политический оттенок, не отвечала стремлениям правительства обеспечить порядок в стране. Правящие круги постарались изъять из ведения суда присяжных такие преступления, как сопротивление властям, убийство и покушение на убийство должностных лиц и т.п. Более того, кризис начался с принятия закона 9 мая 1878 года, временно изъявшего из компетенции присяжных заседателей преступления такого рода.

Причем названный закон совершенно обоснованно считается в истории следствием оправдания Веры Засулич Санкт-Петербургским окружным судом с участием присяжных заседателей в апреле 1878 года.

Развитие кризиса 1878-1889 гг. шло в трех направлениях:

1.изменение компетенции суда присяжных- После 1889 г. присяжным заседателям остались подсудны только чисто уголовные дела без какого-либо политического оттенка. На 10-15 процентов сократился объем юрисдикции суда присяжных (в основном за счет передачи мировым судьям дел о мелких кражах со взломом).

Тем не менее, ни сужение компетенции, ни сокращение объема юрисдикции практически не отразились на репрессивности "суда общественной совести". Статистические данные свидетельствуют, что репрессивность суда присяжных мало изменилась в 1890-е гг. по сравнению с 1870-ми гг. - по России в целом она выросла всего на 0,1 процента.

Если правительство, принимая ряд законов 1870-80-х гг., имело одной из целей повышение репрессивности суда присяжных, то оно этой цели не достигло.

2.изменение социального и образовательного состава присяжных заседателей;

В годы кризиса был значительно улучшен состав заседателей. Во-первых, все присяжные из-за введения требования умения читать по-русски стали избираться только из числа грамотных людей. Во-вторых, на 8-10 процентов сократилось количество крестьян, являвшихся наиболее бедными и необразованными среди присяжных заседателей. В то же время крестьяне по-прежнему, особенно в негубернских уездах, составляли более половины заседателей. В-третьих, были приняты меры по привлечению к участию в судопроизводстве достаточно состоятельных людей и исключению из состава присяжных заседателей лиц малоимущих и недостаточно самостоятельных в своих суждениях.


Другие контрреформы

  • Ужесточение цензуры- 1882
  • Лишение университетов автономии 1884
  • Циркуляр о «кухаркиных детях» 1887

12 слайд - редакторы д.б. раскрывать псевдонимы авторов -1882 «Временные правила о печати»

1884-новый университетский устав ликвидировал автономию вузов. Усилен контроль за студентами и повышена плата за обучение.

1887 – циркуляр о кухаркиных детях.(дети прачек, лакеев, лавочников) Плата за обучение поднималась до 100 рублей в год в вузах(зарплата рабочего в год 200 руб)

1894-1904 -Проект комиссии Н.В.Муравьева (не принят)

  • изменение действующих правил о несменяемости судей
  • расширение компетенции единоличных судов
  • постановка вопроса о целесообразности сохранения суда присяжных
  • об усилении правительственного надзора за адвокатурой.

13 слайд - Весной 1894 г. была намечена программа пересмотра положений судебной реформы 1864 г.

Тогда же была учреждена комиссия по пересмотру судебных уставов, в которую наряду с представителями министерств юстиции, внутренних дел, финансов, Сената вошли видные юристы (Н.С. Таганцев, А.Ф. Кони, И.Я. Фойницкий и др.). Работу по пересмотру судебных уставов 1864 г. проводила комиссия под председательством министра юстиции Н.В. Муравьева. За 30 лет основные институты и принципы судебной реформы претерпели существенные изменения. Комиссия настаивала на полном и систематическом пересмотре действующих правил по судебной части. В апрельском (1894 г.) докладе комиссии были намечены следующие направления преобразований: изменение действующих правил о несменяемости судей, расширение компетенции единоличных судов, постановка вопроса о целесообразности сохранения суда присяжных, о замене кассационного и апелляционного порядка пересмотра дел ревизионным порядком, об усилении правительственного надзора за адвокатурой. Проекты предусматривали создание советов присяжных поверенных при судебных палатах. По мысли составителей, между адвокатской корпорацией и судом должно было установиться единение и адвокаты должны были действовать под непосредственным контролем суда . Предлагалось даже создать корпоративную организацию и в среде частных поверенных, объединить их в советы.

В проекте комиссии предполагалось дальнейшее ограничение принципа несменяемости судей. Некоторые члены комиссии высказывались за уничтожение суда присяжных , мотивируя это «профессиональной неспособностью присяжных, вынести обоснованный и юридически мотивированный вердикт». Проекты разработали сокращенный порядок судебного разбирательства - путем судебных приказов и в порядке неотложности. При таком порядке все права личности не могли быть достаточно гарантированы. К концу 1899 г. работа над проектами была завершена, министерства внутренних дел и финансов дали отрицательные отзывы.

Летом 1904 г. было создано Особое совещание в составе Государственного совета для обсуждения законопроектов о преобразовании судебной системы. Проекты не были реализованы, пятилетняя работа комиссии Н.В. Муравьева не дала результатов.


Оценка контрреформ

  • С.Ю.Витте:

«Если бы Александру III суждено было продолжить царствовать, сколько он царствовал, то император, по собственному убеждению, двинул бы Россию на путь спокойного либерализма»

14-15-16 слайды – оценка контрреформ, личности и правления Александра ш.

Выводы: Экономические и политические реалии не позволяли Ал.3 вернуться к дореформенным временам.

Хотя Победоносцев критиковал суд присяжных, гласность и состязательность суда, они остались неприкосновенными.

Контрреформы с одной стороны не остановили процесса капитализации страны, но стремление не допустить подрыва принципа самодержавности с другой стороны, создавали основное противоречие в политической жизни России. Это оборачивалось застоем и внутренним параличом власти, бессилием мощного полицейского аппарата, с каждым годом приближая страну к революции.


  • «Это горе было и нашим горем; для нас оно приобрело национальный характер; но почти те же чувства испытывали и другие нации… Европа почувствовала, что она теряет арбитра, который всегда руководился идеей справедливости» (на смерть Александра III)

  • «Царь держал все под гнетом, что хорошо, что рано умер и вовремя. Противоречий не терпел, сам смыслил немного, людей умных возле него не было. Еще так мало времени прошло, а уже холоднее говорят про Александра III. Он оставил по себе неглубокий след. Жалеют о нем только те, кто страшится потерять у молодого царя свои министерские портфели».
краткое содержание других презентаций

«Александр III и его внутренняя политика» - Судебная контрреформа. Контрреформа. Правила по отношению к евреям. Социальное происхождение народников. Победоносцев Константин Петрович. Крестьянский вопрос. Воспитатели. Сведущие люди. Рабочее законодательство. Политика в области образования. Из Москвы выселили всех евреев. Правление Александра III. Александр правил вместо умершего брата. Программа царствования Александра III. Александр III и его внутренняя политика.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Экономическое развитие в годы правления Александра 3. Роль государства в развитии промышленности. Сельское хозяйство. Н.Х.Бунге. Крестьяне. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. Основные направления экономической политики. Н.А.Вышнеградский. Финансовая реформа. Направления экономической политики С.Ю. Витте. Характеристика. Транссибирская железнодорожная магистраль. Развитие сельского хозяйства.

«Внутренняя политика Александра 3» - Александр III. В.П. Мещерский. Попытки судебной контрреформы. Городская контрреформа. 1884 г. – студенческие волнения. «Циркуляр о кухаркиных детях». Из статьи Победоносцева. Ликвидация мирового суда. Земская контрреформа. Цензурная контрреформа. Отставка Н.П. Игнатьева. Губернаторы получили право приостанавливать решения земств. Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти. В 1887 г. был значительно увеличен имущественный ценз для присяжных.

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Смена правительства. События. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Александр III. Внутренняя политика Александра III. Полицейское государство. Временные правила о печати. Выход крестьян из общины. Персоналии. Идеология. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Документ. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Политика в области образования.

«Контрреформы Александра III» - Примечание. Взыскания за неисправную работу определяются соответственно свойству неисправности. Смерть переселенца. 1889. Эпоха контрреформ. Ограничивалось число заседаний городской думы. Построена в 1892–1916 гг. Повышение избирательного ценза для городской курии. 1882 г. – запрет труда детей до 12-летнего возраста. Ликвидация мировых судов (сохранились только в Москве, СПб и Одессе). Никакия взыскания не могут быть налагаемы по другим поводам.

«Контрреформы Александра 3» - Новые назначения. Александр правил вместо умершего брата. Судебная реформа. Портрет. Отставки. Земская контрреформа. Замена крестьянской администрации дворянской. Задачи. Насильственная русификация. Циркуляр о кухаркиных детях. Внутренняя политика Александра III. Судебная контрреформа (1887-1894гг). Воспитатели. 1845-1894 – годы правления Александра III. Какой характер носила политика. Контрреформы.



Политический курс Александра III можно охарактеризовать так: «сначала порядок, затем либеральные реформы» Александром проводились: реформа МВД, борьба с революционными настроениями внутри страны, преобразования в культуре и сфере образования, изменения в сфере местного самоуправления, экономические преобразования и др.).


ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III () ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский Увольнение либеральных министров: Д. Милютина, А. Абаза, Т. Лорис-Меликова, великого князя Константина Николаевича.






Причины Подъем земского и либерального движения в России (требование конституции). Террористическая деятельность революционных народников. Консервативные взгляды Александра III (батюшка слишком нареформировал). Контрреформы в России в 80-х - начале 90-х годов XIX в.


Контрреформы принятое в исторической литературе название мероприятий правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 60-х гг. Ограничение земского и городского самоуправления Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864 г. Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования Основные направления


Контрреформы в России в 80-х - начале 90-х годов XIX в. Печать и образование Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных и радикальных журналов Реакционный университетский устав, ликвидировавший по сути автономию университетов Указ о "кухаркиных детях"


Контрреформы в России в 80-х - начале 90-х годов XIX в. управление на местах Ограничение функций земств и усиление контроля за деятельностью зтих учреждений. Сокращение крестьянского представительства в земствах Ограничение избирательных прав городского населения (высокий имущественный ценз).




Рабочее законодательство 1882 г г.- закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста и ограничивавший рабочий день малолетних (от 12 до 15 лет)восемью часами г г.- запрет ночного труда для женщин и подростков г г.- ограничение размера штрафов ограничение произвола работодателей в отношении работников За исполнением трудового законодательства следила специально учреждённая в 1882 фабричная инспекция 1882


1881 г. Прекращение временнообязанных отношений (с 1883 г.) г. Создание Крестьянского банка (кредит под 6,5%). Снижение суммы выкупных платежей г.г. Отмена подушной подати. В крестьянском вопросе