Те гуань цзы. Улун Бай Цзи Гуань (Белый Петушиный Гребень). Основные положения, выносимые на защиту

Этот редкий, особенный сорт очень ценится на Востоке и входит в состав Сыда Минь Цун 四大名欉 (Четыре Великие Куста), занимая почетное место среди таких чаев, как ДаХунПао (Большой красный халат), Железный Архат (Те Лохань) и Водная Золотая Черепаха (Шуй Цзинь Гуй).

Бай Цзы Гуань - улун особенный… Он относится к категории Утесных чаев. Кусты, с которых он собирается, корнями произрастают в каменистой почве горы УИ, расположенной в заповедном месте близ Уишаньшских гор провинции Фудзянь.

Соглано китайской пословице, хороший чай зарождается их чистой воды и великих гор. И Байзцыгуань полностью соответствует этим требования: невероятной красоты скалистые утесы и чистейшие горные родники и речушки, окутавшие УИ, заряжают чай величественным спокойствием и наполняют вкус очень тонкими нежными оттенками.

Производством Белого Петушиного Гребня занимаются только чайные мастера высшего уровня, ведь даже совсем незначительное отклонение от традиционной технологии обработки и ферментации способны исказить его глубокий, играющий послевкусиями настой. Ранней весной с горных плантаций собираются самые светлые, желто-зеленые листочки, которые уже впитали в себя гонную энергию, свежий ветер и кристально чистые свежие воды. Для приготовления Байцзыгуань характерен низкотемпературный режим прогрева листа, с помощью которого и сохраняется весь природный букет аромата и вкуса.

Вкус Бай Цзы Гуань благородный, окутывающий и многогранный. Здесь и сладковатый медово-персиковый букет, и нотки орехов и сухофруктов, сладость, насыщенность и глубина. Для каждого Байцзыгуань - СВОЙ. Аромат очень нежный, одурманивающий оттенками меда и корицы, ванили и миндаля, горных цветов и свежего ветра. С каждым проливом чай открывается с новой интересной стороны.

Бай Цзы Гуань отличается от своих собратьев темных улунов. И дело тут не только в его редкости и цене. Чем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно его попробовать. Он способен открыть перед Вами свою роскошную вкусовую мелодию. И если Вы сможете ее уловить и понять, Белый Петушиный Гребень станет одним из Ваших самых горячо любимых китайских чаев.

Как заваривать Бай Цзы Гуань?

В идеале лучше использовать глиняную или керамическую посуду, которую предварительно обдаем кипятком. Насыпаем чай из расчета 3 грамма на 120 мл воды. Температура воды около 95 градусов. Первая заварка - промываем чай, т.е. заварку сливаем. Последующими заварками уже наслаждаемся в полной мере, по вкусу увеличивая или уменьшая время проливов. Время заварки от 20 секунд до 2 минут, с каждым проливом время увеличивается. Если почувствуете горечь или терпкость, значит, чай передержали, нужно уменьшить время заваривания или увеличить количество горячей воды. 1 порция заваривается до 10 раз

Обратите внимание на фасовку чая. Традиционно Байцзыгуань фасуется маленькими порциями.

Бай Цзи Гуань входит в чётвёрку знаменитых кустов У И Шань. Этот чай прославился еще в династию Мин, причем известность пришла к нему раньше чем к его более раскрученному нынче соседу – Большому Красному Халату (Да Хун Пао). Вместе с Железным Архатом (Те Лохань) и Золотой Черепахой (Шуй Цзинь Гуй) эти сорта чайного дерева как раз и составляют четверку самых великих чайных знаменитостей с утёсов У И.

Чайное дерево этого сорта было найдено в двух местах: 1) у пещеры Внешних демонов (Вайгуйдун, 外鬼洞) под вершиной Хуоянь (Пламенный пик, 火焰峰) в районе утёса Хуэйюань (慧苑岩); 2) в районе дворца У И (Уигун, 武夷宫) у обители Чжичжиань (止止庵). Листья и почки у него особые и удивительные, цвет листа светло зелёный, поверх зелени встречается белизна, почки изогнутые и ворс на них пушистый-пушистый. Их форма как раз напоминает петушиный гребень на голове белого фазана, поэтому называется белый петушиный гребень. В династию Мин случались факты излечения с помощью этого чая злокачественных болезней, что привело Бай Цзи Гуань к настоящей славе. Бытует легенда, что некогда один правитель области вместе со своей семьёй приехал в эти прекрасные места и остановился на постой во дворце У И. Так случилось, что его сын подхватил какую-то неведомую болезнь: у него живот раздуло будто у буйвола, и никакие лекарства не помогали. Но в один прекрасный день к ним во дворец явился монах из одной окрестной обители и предложил высоким гостям по маленькой чашечке чая. Сам правитель, только пригубив чуток чая, уже понял, что вкус его особенно прекрасен. А вот сына его эта чашечка чудесным образом излечила. Когда монаха спросили об имени этого чая, он ответил: Белый Петушиный Гребень.

Чай этот начинают собирать каждый год в конце мая, берут 2 или 3 листа. Цвет зелёный, с розовыми вкраплениями, послевкусие очень многогранное и впечатляющее. Выделанный лист по цвету бежевый с молочно-белыми проявлениями. Цвет настоя оранжево-жёлтый блестящий, попадая в рот, вкус остаётся на зубах и щеках, дух очищается, взор проясняется.

Про БЦГ есть ещё одна история. Говорят, что в древние времена в У И Шань жил один чаевод. Однажды его тесть отмечал свой день рождения, и ему пришлось взять самый ценный товар в хозяйстве - большого петуха и понести его тестю в подарок. По пути солнце прямо обжигало своими лучами, и он в высшей степени перегрелся. Проходя около утёса Хуэйюань, он положил петуха под дерево, а сам в поисках прохладного тенистого местечка снял шляпу и с треском стал обмахиваться ею как веером. Прошло немного времени, как вдруг он услышал истошное «кукареку» его петуха. Он быстро побежал посмотреть и увидел, как одна тёмная змейка толщиной с большой палец ноги чиркнула его по ноге, и от этого он весь покрылся холодным потом. Затем он увидел, что у петуха голова свешивается набок, а из гребня стекает тёмно-красная кровь, капля за каплей падая рядом с корнями чайного дерева. Тот крестьянин возмутился до такой степени, что его глаза налились кровью, зубы заскрежетали. Но ничего не поделаешь, ему только и оставалось, что хорошенько выкопать под чайным деревцем ямку, большого петуха в ней схоронить, и с поникшей головою и с пустыми руками отправиться к тестю поздравить его с днём рождения. И неизвестно каким образом, но это деревце поблизости от утёса Хуэйюань с того времени стало расти особенно пышно. Прямо попёрло вверх с огромной силой, ветки стали густыми, листья – пышними. Оно несколько выделялось на фоне окрестных чайных деревьев. Его листья день ото дня всё сильнее превращались из тёмно-зелёных в светло-зелёные, а из светло-зелёных уже в белёсые. За несколько чжанов (чжан = 3,33 метра – прим.перев.) можно было учуять его густой-прегустой чистый аромат. Выделанный лист расцветкой сильно отличается от всех остальных в У И. Другой чай всегда там в сухом виде имеет коричневый цвет, а у БЦГ на бежевом проступает молочная белизна. Заваренный чай имеет кристально-чистый вид. Ещё не поднёс к краю рта, а в нос уже ударяет чистый аромат. А уж отведав глоток, ещё сильнее ощущаешь его прохладительную сладость. Говорят, что питьё этого чая излечивает многие болезни.

Каждая заварка этого чая богата ягодно-фруктовым вкусом, аромат цветочный и слегка отдаёт жареными каштанами. Гребень выдерживает много завариваний, непрерывно меняясь. Один раз заварил – и будто пьёшь зеленый чай, второй раз – желтый, на третий раз появляется ощущение красного чая. И так далее.

Немного биологических параметров. Дерево в высоту имеет 1,75 метров, ширина – 2 метра. Кора имеет пепельно-серый цвет, толстая и шероховатая. Ветвистость относительно хорошая, растёт обильно, ветки книзу выпрямляются, а кверху – загибаются, расстояние между сочленениями веток короткое, 1,2 – 1,5 см. Листья имеют среднюю длину 7,2 см, ширину – 2,6 см. Старый лист имеет тёмно-зелёный цвет. Край листа повёрнут немного в сторону, кончик листа немного тупой. Зубчики по краю листа частые и тупые. Мякоть листа выпуклая. Главные прожилки толстые и хорошо заметные, боковые прожилки тонкие, на листе их 5-8 пар. В раннем возрасте лист светло-зелёный и немного жёлтый, поверхность у него раскрыта, пигментация тёмная. У весенних побегов верхние почки загибаются.

Ну и напоследок история, вычитанная у Бронислава Виногродского. Жил-был один даосский монах, который занимался чаем. Один раз он увидел, как на окраине его чайного сада коршун атакует курицу-пеструшку. Монах бросился защищать бедную курочку, но было уже поздно: птичка отдала Небу душу прямо на руках у чаевода. Тогда монах вырыл на краю чайного сада яму и похоронил в ней курицу. Через год на этой могиле выросло чайное деревце со светлыми листьями. Когда монах обработал собранный чай, тот получился светлее обычного, и листья отливали краснотой. Тогда монах написал на банке «Гребешки пеструшки», положил в банку этот чай и поставил его на дальнюю полку. Через год в храме, где служил монах, случилась страшная болезнь. Чаевод оставался единственным, кто не заразился, и он, проводя очередное обследование храмовых закромов в поисках забытых снадобий, случайно наткнулся на гребешки пеструшки. Ну а дальше, как вы и сами догадываетесь, вся даосская братия испила гребешков и дружно вылечилась, а чай достаточно быстро стал очень знаменит.

| следующая лекция ==>

4.3 Трактат "Гуань-цзы"

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей вКитае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится кIV-III в. до н.э. В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

Проявляя заботу окрестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов иростовщиков. Вцелях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться вэкономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий ит.д.

Авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен.

Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались "бесплодными", как полагали легисты).

Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. "Гуань-цзы" предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. "Гуань-цзы" советует "взять в казну горы и моря". Трактат ставил перед государством одно важное условие - регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь "возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.".

"Гуань-цзы" выдвинул "принцип уравновешивания хозяйства". Для этого в руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он "управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки". Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

Трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

Столкновение двух тенденций всоциально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, содной стороны, рост иукрепление позиций рабовладения- сдругой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального итоварного хозяйства.


5. ЭКОНОМИЧЕСКА МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

5.1 Законы Ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни, содержались в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Заменитые "Законы Ману" составлялись на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал осоциально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману"- это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". Вних устанавливались формы превращения свободного человека враба, закреплялось его бесправное положение вобществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения идр.

Содержание "Законов Ману" значительно шире того, что мы понимаем под правом. По замыслу это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Древней Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения. Там есть рассуждения об этапе жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искуплении вины и покаяния, о дхарме царей (предмет артхашастр), о суде и о том, что мы отнесли бы к гражданскому и уголовному праву. Понятия права по-прежнему нет. Дхарма объемлет все.

"Законы Ману" свидетельствуют о том, что в Индии брахманизм одержал победу над еретическими учениями. Ману превозносит могущество брахманов, их превосходство над всеми другими варнами, включая кшатриев, их причастность к сверхъестественны силам. В консерватизме "Закона Ману" отразились застойные явления, которые стали характерными для древнеиндийского общества на рубеже старой и новой эры.

Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.


Того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. К. Маркс создал систему, которая охватила все социальные науки: экономическую теорию, философию, социологию и историю. В данной теме мы рассмотрим лишь основные идеи экономического учения К. Маркса, изложенные им в его знаменитой и обширной работе «Капитал», имеющей подзаголовок «Критика политической экономии». По мысли К. Маркса, ...

Начало XX вв Начало XIX в. - период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, иначе говоря, организационного становления российской экономической мысли. Теоретические постулаты политической экономии воспринимались российской аудиторией главным образом с позиций их социальной значимости, идеологического воздействия. Михаил...

Промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа наиболее заметный вклад в историю экономической мысли внесли французы Ж.Б. Сэй и Ф. Бастиа и англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус и Н. ...

Древней Греции /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1986, 2000. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим. В 2 т. М.: Дрофа, 1996. Постернак А.В. История древней Греции и древнего Рима. Учебное пособие. М., 1999. * * * Ковалев С.И. История Рима. Л., 1948, 1986. Машкин Н.А. История древнего Рима. М., 1948, 1956. История...

Глава I. Гуань Чжун и трактат «Гуань-цзы»

§ 1. Гуань Чжун и его эпоха.

§2. Трактат «Гуань-цзы» в культуре Древнего Китая.

Глава II. Характеристика трактата «Гуань-цзы»

§ 1. Структурно-композиционная характеристика трактата

Гуань-цзы».

§2. Концептуальная характеристика трактата «Гуань-цзы».

Рекомендованный список диссертаций

  • Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу: XI - III вв. до н.э., среднее и нижнее течение реки Хуанхэ 2006 год, кандидат архитектуры Шевченко, Марианна Юрьевна

  • 1999 год, кандидат исторических наук Хаютина, Мария Сергеевна

  • Проблема совпадающих фрагментов в древнекитайских текстах: На материале памятника "Хань Фэй-цзы" 2005 год, кандидат филологических наук Ксензов, Павел Вячеславович

  • Корейские конфуцианские памятники письменности об универсальной категории "Сыновней почтительности": XII - начало XX в. 2005 год, доктор исторических наук Курбанов, Сергей Олегович

  • Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае 2007 год, кандидат философских наук Прушенова, Елена Цырендашиевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трактат Гуань Чжуна "Гуань-цзы", его место и роль в культурной традиции Древнего Китая»

Актуальность исследования трактата «Гуань-цзы» обусловлена тем, что он является одним из важнейших источников древнекитайской мысли, отражающим раннюю историю становления китайского государства. В нем зафиксированы первые практические шаги формирования общества по принципу классового деления и первые теоретические мысли, обосновывавшие легитимность такого общества. «Гуань-цзы» является одним из крупнейших древнекитайских трактатов, включающих в себя около 130 тысяч иероглифов. Он занимает особое место в культурной традиции Древнего Китая, представляет собой сочинение энциклопедического характера, в котором содержатся обширные сведения о философских, социально-политических и экономических взглядах ранних китайских мыслителей.

Между тем, «Гуань-цзы» изучен менее основательно, чем другие древнекитайские сочинения, до сих пор нет полного перевода этого трактата на русский язык, что является существенным пробелом в отечественной востоковедной науке.

Всестороннее исследование содержания трактата «Гуань-цзы» и его полный перевод дадут, с одной стороны, более полное представление о древнекитайских канонах, составивших сокровищницу мировой философской мысли. С другой - новые, исчерпывающие сведения о становлении государственности в Китае, что весьма актуально в наши дни, когда мы стремимся построить правовое гражданское общество.

Степень изученности. Изучение трактата «Гуань-цзы» включает в себя два аспекта: первый - это его перевод с древнекитайского на европейские языки, второй - теоретическое исследование трактата в структурно-композиционном и концептуальном плане. В отечественном китаеведении одним из первых осуществил перевод экономических глав

B.М. Штейн. Он также глубоко проанализировал его экономическую концепцию [«Гуань-цзы»: исследование и перевод. - М., 1959]. В этой работе В.М. Штейн исследовал и перевел полностью пять глав (главы 48, 69, 73, 74, 75) и частично-13 глав (5, 20, 58, 68, 71, 72, 76, 77,78,80, 81, 83, 84) V Эти главы в основном касаются вопросов экономики и денежного обращения.

Помимо В.М. Штейна, перевод ряда глав «Гуань-цзы» был осуществлен отечественными синологами С. Кучерой и Ян Хиншуном.

C. Кучера перевел полностью четыре главы легистского толка (гл. 30, 31, 40, 46)", а Ян Хиншун дал полный перевод пяти даосских глав (гл. 36, о

37, 38, 39, 49) . Перевод 36

Й, 37-й, 49-й и 55-й глав представил В.В.

Таким образом, в настоящее время из 76 сохранившихся глав «Гуань-цзы» на русский язык переведено 28 глав, из них 15 глав переведены полностью (гл.30, 31, 36, 37, 38, 39, 40, 46, 48, 49, 55, 69, 73,74, 75), а 13 - частично (гл.5, 20, 58, 68, 71, 72, 76, 77, 78, 80, 81, 83, 84). В нашем исследовании выполнен полный перевод 1-й, 2-й, 3-й, 4-й глав трактата, которые ранее не переводились на русский язык.

1 Главы, переведенные полностью: «Чжи го» («Об управлении государством», глава 48), «Чэнма шу» («Количественные нормы для «чэнма»», глава 69), «Го сюй» («О государственных накоплениях», глава 73), «Шань го гуй» («О количественных нормах [хозяйственной деятельности] для горного княжества», глава 74), «Шань цюань шу» («О властвовании над количеством [благ] в горной стране», глава 75). Главы, переведенные частично- «Чэнма» (глава 5), «Сяо куан» («Малый план», глава 20), «Ди юань» («Категории земель», глава 58), «Чэнь чэнма»(«Отношение чиновников к «чэнма»», глава 68), ««Ши юй»(«Беседа о трудовой повинности», глава 71), «Хай ван»(«0 государе, правящем в приморских владениях», глава 72), «Шань чжи шу»(«0 цифровом учете поступлений в горном [княжестве]», глава 76), «Ди шу» («О цифровых расчетах в отношении земли», глава 77), «Куй ду» («Об учете и измерении», глава 78), «Цинчжун цзя» («О стабилизации[хозяйства] первая», глава 80), «Цинчжун и» («О стабилизации [хозяйства] вторая», глава 81), «Цинчжун дин» («О стабилизацин[хозяйства] четвертая», глава 83), «Цинчжун у» («О стабилизации [хозяйства] пятая», глава 84).

2 «Цзюнь чэнь шан» («Правитель и подданные (часть первая)», глава 30), «Цзюнь чэнь ся» («Правитель и подданные (часть вторая)» глава 31), «Сы ши» («Четыре времени года» глава 40), «Мин фа» («Ясные законы», глава 46). См.: Древнекитайская философия: в 2-х т. / сост. X. Ян. - М, 1994. - (Памятники философской мысли). - Т. 2. - С. 15-25,42-51.

3 «Синьшу шан» («Искусство сердца (часть первая)», глава 36), «Синьшу ся» («Искусство сердца (часть вторая)», глава 37), «Бай синь» («Чистое сердце», глава 38), «Шуи ди» («Вода и земля)», глава 39), «Нэй е» («Внутренняя деятельность», глава 49). См.: Древнекитайская философия: в 2-х т. / сост. X. Ян. - М., 1994 -(Памятники философской мысли). - Т. 2. - С. 25-42, 51-57.

В 1989 г. известный китайский ученый Чжао Шоучжэн осуществил первый полный перевод всех глав «Гуань-цзы» на современный китайский язык. На базе этого труда в 2003 г. Лю Кэ представил свой вариант перевода всего трактата «Гуань-цзы» на современный китайский язык.

Из отечественных ученых, посвятивших свои работы исследованию концептуального содержания трактата, необходимо отметить труды академика Н.И. Конрада4, JI.C. Переломова5, JI.C. Васильева6, Ю.Л. Кроля7, А.И. Кобзева8.

Большой вклад в исследование трактата «Гуань-цзы» внесли современные китайские ученые Го Можо, Вэнь Идо и Сюй Вэйюй. В средние века значительную роль сыграли работы китайских ученых Чжан Не (5Ш, 1049- 1146, дин. Сун), Чжао Юнсяня 1535-1596, дин. Мин) «Гуаньхань хэкэ», Дай Вана (ШШ, 1837-1873, дин. Цин) «"Гуань-цзы" цзяо чжэн», а также исследования японского ученого -конфуцианца Огю Сорая {Ш^ЕШШ, 1666-1728, период Эдо).

В КНР в последние три десятилетия XX в. число источниковедческих исследований, посвященных трактату «Гуань-цзы», растет с каждым годом. В 1987 г., в городе Цзыбо (провинция Шаньдун, территория столицы царства Ци) был учрежден журнал под названием «Альманах Гуань-цзы» («Guanzi xuekan»). В настоящее время вышло 62 выпуска альманаха.

В Европе изучением данного трактата занимались М.С. де Арле, Г. Габеленц, Г. Халоун, JI. Маверик, В.А. Рикетт.

4 Конрад Н.И. Синология: избранные труды / Н.И. Конрад. - М., 1972. - С. 442-446.

3 Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Л.С. Переломов. - М. Наука, 1981.-С. 20-23,41-45.

6 Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета/ Л.С. Васильев. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 309с. -172177.

7 Кроль Ю.Л. Экономические взгляды [трактата «Яньтелунь»] // Хуань Куань. Спор о соли и железе: в 2-х т. / Куань Хуань; пер. с кит., введение и коммент. Ю.Л. Кроля. - СПб, 1997. Т. 1. - С. 94 - 108.

8 Кобзев А.И. Гуань-цзы / А. И. Кобзев // Китайская философия: энцикл. словарь. - М., 1994. - С.77.

В конце XIX века М.С. де Арле напечатал перевод первых глав «Гуань-цзы», указав на невозможность буквальной и сплошной передачи китайского текста. Поэтому Арле предпочел избрать путь сокращенного перевода, выразив надежду, что китаеведам будет нетрудно найти нужные места подлинника, руководствуясь цифровой разметкой текста, соответствующей китайскому оригиналу9. В 1882 г. небольшой отрывок из первой главы «Гуань-цзы» был переведён Георгом Габеленцем10. Кроме того, в этой же работе он опубликовал большой биографический материал о Гуань Чжуне. В 1933 г. перевод глав 55 и 59 «Гуань-цзы» опубликовал Густав Халоун11. Ряд небольших выдержек из «Гуань-цзы» на английском языке можно найти в работах У Гочжэна (1928 г.) и Лян Цичао (1929 г.). В 1954 г. перевод экономических частей «Гуань-цзы» под руководством JI. Маверика?.

19 вышел в США. Полный перевод памятника «Гуаньцзы» на английский язык был осуществлен лишь в 1998 г. американским г-. китаеведом В.А. Рикеттом13. Перевод был опубликован в двух томах.

Цель и задачи. Целью данной диссертационной работы является исследование трактата «Гуань-цзы» как памятника древнекитайской культуры. Цель определила следующие задачи:

1. Дать анализ социально-политической и экономической ситуации древнекитайского общества периода политической деятельности Гуань Чжуна и создания трактата «Гуань-цзы».

2. Определить место и роль трактата «Гуань-цзы» в культурной традиции Древнего Китая.

9 de Harlez М.С. Un minister chinois au VII siecle av. J.C. Kuantze de Tsi et le Kuan-tze-shus //Journal Asiatique. - 1896. - №1. - P. 33.

10 Gabelentz G. Vorbereitendes zxur Kritic des Kuan-tsi, Sitzungsberichte der Koniglichen preussischen Akademie der Wissenschaften: vol. X / G. Gabelentz. - Berlin, 1892. - S. 127-152.

11 Haloun G. Legalist fragments: part I: Kuan-tsi 55 and related texts // Asiamajor: New series: vol. II: part I. -London, 1951.-P. 85-120.

12 "Economic Dialogues in ancient China" Selections from the Kuan-tzu,a book written probably three centuries before Christ. Translators:T"an Po-fii and Wen Kung-wen (Adam K.W.) Expert critic: Hsiao Kung-chuan. The enterprise directed, thebook edited and published by Lewis Maverick, Carbonale, Illinois, 1954

13 Rickett W.A. (trans.) Kuan-tzu. Hong-kong 1985; Rickett, W. Allyn, tr. Guanzi. Princeton University Press. 1998.

З.Дать структурно-композиционную характеристику трактата «Гуань-цзы».

4.Дать концептуальную характеристику трактата «Гуань-цзы».

5. Выявить и ввести в научный оборот основные философские и экономические понятия, использованные в трактате «Гуань-цзы».

6. Перевести с древнекитайского на русский язык непереведенные первые четыре главы трактата.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были применены методы сравнительно-исторического анализа: конкретное описание текста трактата «Гуань-цзы» и классификация его содержания. При исследовании трактата «Гуань-цзы» применялись методы источниковедческого анализа и синтеза, текстологические методы, а также системно-структурный подход. ^ Объектом исследования является трактат «Гуань-цзы». Предмет исследования - источниковедческий анализ структурно- < композиционного и концептуального содержания трактата «Гуань-цзы», определение его места и роли в культурной традиции Древнего Китая.

Источниковедческую базу исследования составили: 1. Трактат «Гуань-цзы» («[Трактат] Мудреца Гуаня», IV-III вв. до н.э.). 2. «Жизнеописание Гуань [Чжуна] и Янь [Ина]» («Шицзи» («Исторические записки»), Сыма Цянь, гл. 62). 3. «Наследственный дом цисского Тай-гуна» («Шицзи» («Исторические записки»), Сыма Цянь, гл. 32). 4. «Речи царства Ци» («Ци юй») («Речи царств» («Го юй»), гл. 6). 5. «Весны и осени господина Яня» («Янь-цзы чуньцю», V-IV вв. до н.э.). 6. «Дискуссия о соли и железе» («Янь те лунь», Хуань Куань, II -первая четверть I вв. до н.э.). 7. Комментаторские тексты Инь Чжичжана и Фан Сюаньлина к трактату «Гуань-цзы». 8. «Весны и осени господина Люя» («Люйши чуньцю», сер. III в. до н.э.). 9. «Философы из Хуайнани» («Хуайнаньцзы», II в. до н.э.). Научная новизна исследования:

Выполнен перевод ранее не переведенных на русский язык глав древнекитайского трактата «Гуань-цзы»;

Осуществлена комплексная структурно-композиционная и концептуальная характеристика трактата «Гуань-цзы», определено, что трактат «Гуань-цзы» представляет собой целостное произведение, в котором нашли своё отражение экономические, философские и политические идеи Древнего Китая;

Уточнена специфика традиционных философских и экономических понятий, использованных в «Гуань-цзы», выявлено, что эти понятия отражают ранние формы синтеза конфуцианских, даосских и легистских идей;

Определены место и роль трактата «Гуань-цзы», установлено, что трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в ряду памятников Древнего Китая, является энциклопедическим произведением, вобравшим в себя идеи различных школ и направлений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выдающийся древнекитайский государственный деятель Гуань Чжун не является непосредственным автором трактата «Гуань-цзы», тем не менее Гуань Чжун имеет прямое отношение к данному сочинению. В «Гуань-цзы» нашли отражение его экономические и социально-политические реформы, высказывания и мысли.

2. Памятник «Гуань-цзы» создавался на протяжении нескольких столетий и вобрал в себя различные идеи легизма, даосизма и конфуцианства. Вместе с тем он не является конгломератом социально-политических и экономических идей различных школ и направлений, а представляет собой произведение с целостной структурой и единой концептуальной основой.

3. По своей композиции трактат «Гуань-цзы» представляет собой богатое сочетание различных жанров и стилистических приемов, в которых отображены характерные особенности построения древнекитайских текстов.

4. В трактате «Гуань-цзы» нашли отражение передовые идеи мыслителей древности, осознавших необратимые процессы развития частной собственности и формирования государственности.

5. Трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в древнекитайской культуре, представляя собой энциклопедические сведения по истории, экономике, политике и философии Древнего Китая. Он оказал большое влияние на многих выдающихся китайских государственных деятелей как конфуцианского, так и легистского толка. Его идеи послужили непосредственным руководством для ряда экономических и социально-политических преобразований в Древнем Китае.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:

Данное исследование позволит восполнить пробел в изучении письменных памятников Древнего Китая;

Поможет глубже понять историю древнекитайского общества и его идеологии периода Чуньцю и Чжаньго;

Выполненные переводы могут внести свою лепту в разработку методики перевода древнекитайских текстов;

Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории Древнего Китая и древнекитайской мысли, а также при проведении практических и семинарских занятий по циклу гуманитарных и общественных дисциплин.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет». Результаты исследования опубликованы в 4 научных работах. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на конференции «История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» в 2006, 2007 гг., а также на ежегодной конференции преподавателей и аспирантов Бурятского государственного университета в 2006 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения, содержащего таблицы, иллюстрирующие тематическую структуру трактата «Гуань-цзы», и перевод первой, второй, третьей и четвертой глав трактата «Гуань-цзы».

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

  • Роль закона в учении древнекитайских легистов и в становлении первого централизованного государства в Китае 2004 год, кандидат юридических наук Сангаджиев, Бадма Владимирович

  • Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае 2005 год, кандидат педагогических наук Ло Юн

  • Конфуцианское учение в политической теории и практике КНР: 60-90-е гг. XX в. 2004 год, кандидат исторических наук Мартынов, Дмитрий Евгеньевич

  • Человек в историческом процессе древнего Китая VIII-III вв. до н.э. 2004 год, кандидат исторических наук Блинова, Ольга Михайловна

  • Земельное законодательство и контроль государства над землей в эпоху Чжаньго и в начале раннеимперской эпохи: по данным вновь обнаруженных законодательных текстов 2010 год, кандидат исторических наук Корольков, Максим Владимирович

Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Цыренов, Чингис Цыбикдоржиевич

Заключение

Важнейшим историческим достижением эпохи правления Хуань-гуна и Гуань Чжуна было создание сильного государственного образования, что нашло свое отражение в трактате «Гуань-цзы». Трактат «Гуань-цзы» не был написан самим Гуань Чжуном, но концепции этого трактата были непосредственно связаны с деятельностью этого выдающегося реформатора эпохи Чуньцю.

В структурном плане трактат «Гуань-цзы» состоит из 86 глав, разделенных на 8 тематических разделов и 24 свитка-цзюаня, при этом до нашего времени дошло 76 глав. Самый большой тематический раздел, «Цин чжун», включает в себя 19 глав, а наименьшее их количество (5 глав) содержится в пятом и седьмом разделах («Цюй янь» и «Гуань-цзьгцзе»).

Гуань-цзы» состоит из 130 тысяч иероглифов-и является одним из крупнейших философских трактатов Древнего Китая.

В композиционном плане трактат «Гуань-цзы» написан в форме вопросов и ответов, а также в форме развернутых многоступенчатых рассуждений. Для текста «Гуань-цзы» характерен такой своеобразный стилистический прием как параллелизм, на основе которого строятся различного рода языковые конструкции.

Широкое использование развернутых форм диалога и различных конструкций с параллелизмами в «Гуань-цзы» свидетельствует о сравнительно высоком уровне развития языковых средств, а соответственно, указывает и на более поздний период происхождения текста трактата.

В концептуальном плане в «Гуань-цзы» отражены ранние формы синтеза идей различных древнекитайских философских школ и направлений с преобладанием даосских концепций.

Социально-политическая и экономическая мысль в Древнем Китае, как правило, была тесно связана с учением об идеальном правителе, а

110 также с проблемой методов управления государством и народом. Учение об идеальном правителе разработано в «Гуань-цзы» самым тщательным образом. Обычно, в древнекитайских сочинениях рассматривается только морально-этический аспект методов управления, тогда как в «Гуань-цзы» наряду с морально-этическим аспектом этих методов (справедливая система наград и наказаний, укрепление «четырех основ государства»)" подробно" излагается и социально-экономическая составляющая этой проблемы.(принцип щин чжун»).

В «Гуаньцзы» на основе универсальной категории Дао гармонично сочетаются такие различные понятия, как «нормы благопристойности» (ли) и «закон» (фа), «долг» (и) и «выгода» (ли), «путь вана» (ван-дао) и «путь деспота» (ба-дао). Этот синтез выражен в следующем тезисе: «Законы-фя произошли от ритуальных норм-лм,. ритуальные* нормы-ли произошли от порядков-чэ/cw, а порядки-чжи произошли от Дао».

Согласно социально-экономической концепции трактата «Гуаньцзы», разумное государственное регулирование экономической системы на основе единого юридического закона, а также высокий морально-" этический уровень народных масс и их просвещенность являются фундаментом социальной гармонии и безопасности страны.

Отличительной чертой «Гуань-цзы» является то, что этот трактат не был составлен по образцу конфуцианских шаблонов чжоуских родовых обычаев, и в то же время его авторы отошли от легистского принципа тотальной военизации социальной структуры. «Гуань-цзы» является ценным источником сведений об экономической и социально-политической мысли Древнего Китая эпохи Чуньцю и Чжаньго.

В трактате «Гуань-цзы» нашли своё отражение передовые идеи мыслителей древности, осознавших необратимые процессы развития частной собственности и формирования государственности. Он занимает особое место в древнекитайской культуре, представляя собой энциклопедические знания по истории, экономике, политике и философии Древнего Китая.

Трактат оказал глубокое влияние на многих выдающихся китайских государственных деятелей как конфуцианского, так и легистского толка. Разделение общества на четыре социальные группы, предложенное Гуань Чжуном, повлияло на общественную мысль Китая, а за ним - Кореи и Японии и стало основой возникновения в обществах этих стран четырех сословий. Идеи трактата «Гуань-цзы» послужили непосредственным руководством для целого ряда экономических и социально-политических преобразований в Древнем Китае.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Цыренов, Чингис Цыбикдоржиевич, 2008 год

1. Гуань-цзы / отв. ред. Синхэ Ли. Куньмин: Юньнаньский ун-т, 2003. - 201 с. - (Huaxia wenhua jingdian baoku).

2. Гуань-цзы и чжу / гл. ред. Шоучжэн Чжао. Наньнин, 1982. - 502 с.

3. Гуань-цзы и чжу / гл. ред. Гэпин Хань. Харбин, 2002. - 582 с.

4. Гуань-цзы чжицзе / гл. ред. Ханьгуан Чжоу, Ювэнь Чжу, Хунцай Дай. Шанхай, 2000. - 534 с.

5. Ли, Эр. Лаоцзы / Эр Ли; гл. ред. Цзе Ли. Тайюань, 2001. - 178 с.

6. Люйши чуньцю / отв. ред. Цзе Ли. Тайюань, 2001. -196 с.

7. Мэн, Кэ. Мэн-цзы / Кэ Мэн; гл. ред. Цзе Ли. Тайюань, 2001. - 204с.

8. Ханьфэй-цзы / гл. ред. Юэсяо Ли. Хух-хото, 2006. - 186 с.

9. Источники на русском языке

10. Гоюй: (Речи царств) / пер. с кит. В. С. Таскина. М., 1987. - 472 с.

11. Гуань-цзы // Штейн В. М. Гуаньцзы: исследование и перевод / В. М. Штейн. М., 1959. - С. 251-318.

12. Книга правителя области Шан: (Шан цзюнь шу) / пер. с кит., вступ. ст., коммент. и послесл. Л. С. Переломова. 2-е изд., доп. - М. : Науч.-изд. центр "Ладомир", 1993. - 390 с. - (Памятники письменности Востока; 20).

13. Люйши чуньцю: (Весны и осени господина Люя) / сост. И. В. Ушакова; пер. Г. А. Ткаченко. М. : Мысль, 2001. - 525 е., 1 л. портр. -(Философское наследие).

14. Сыма Цянь. Ши цзи: (Исторические записки): в 7 т. / Цянь Сыма; пер. с кит. Р. В. Вяткина, В. С. Таскина. М. : Наука, 1972-1992. - 7 т.

15. Чжуан-цзы / пер. с кит. Л. Д. Позднеевой. СПб. : Амфора, 2000. -367 с. - (Александрийская библиотека).

16. Шуцзин // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. - С. 100113.1. Исследования

17. Абрамов В. А. История философии Китая: истоки, основные этапы развития, современность / В. А. Абрамов, Н. А. Абрамова. Чита: ЧитГТУ, 1997. - 204 с.

18. Абрамова Н. А. Политическая культура Китая: традиции и современность / Н. А. Абрамова. М. : Муравей, 2001. - 319 с.

19. Абрамова Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие: (социально-философский аспект) / Н. А. Абрамова. -Чита: ЧитГТУ, 1998. 303 с.

20. Алексеев В. М. Наука о Востоке / В. М. Алексеев. М. : Наука, -1982.- 536 с.

21. Берлев О. Д. Источниковедение истории Древнего Востока / О. Д. Берлев, А. А. Вигасин. -М. : Высш. шк., 1984. 392 с.

22. Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф. С. Быков. М. : Наука, 1966. - 240 с.

23. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации / К. В. Васильев. -М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 319 с.

24. Васильев Л. С. Аграрные отношения и община в Древнем Китае / Л. С. Васильев. М. : Изд. вост. лит., 1961. - 268 с.

25. Васильев Л. С. Государство и частный собственник в теории и практике легизма/ Л. С. Васильев // ОГК-5. М., 1974. - Ч. 5. - С. 17-23.

26. Васильев JI. С. Древний Китай: в 2 т. / JI. С. Васильев. М. : Восточная литература, 2000. Т. 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). -2000. - 623 с.: карта.

27. Васильев JL С. Проблема цзин-тянь / JI. С. Васильев // Китай, Япония: история и филология. М., 1961. - С. 23-38.

28. Васильев JI. С. Проблемы генезиса китайского государства: формирование основ социальной структуры и политической администрации / JI. С. Васильев; отв. ред. А. В. Меликсетов. М. : Наука, 1983.- 327 с.

29. Васильев JI. С. Проблемы генезиса китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета / Л. С. Васильев. М. : Наука, 1989. - 309 с.

30. Виногродский Б. Б. Менеджмент в китайской традиции -/; Б. Б. Виногродский, В. С. Сизов. М. : Экономист, 2007. - 255 с.

31. Го Можо. Философы Древнего Китая: («Десять критических статей») / Можо Го; пер. с кит., общ. ред. и послесл. Н. Т. Федоренко. -М. : Иностр. лит., 1961. 737 с.

32. Го Можо. Бронзовый век / Можо Го. М. : Изд. иностр. лит., 1959: -455 с.

33. Го Можо. Эпоха рабовладельческого строя / Можо Го. М. : Изд. иностр. лит., 1956. - 270 с.

34. Готлиб О. М. Основы грамматологии китайской письменности / О. И. Готлиб. -М.: ACT: Восток-Запад, 2007. 284 с.: ил., табл.

35. Гране М. Китайская мысль / М. Гране; пер. с фр. В. Б. Иорданского; общ. ред. И. И. Семененко. М. : Республика, 2004. - 526 с. - (Библиотека: Религия. Культура. Наука).

36. Деопик Д. В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» / Д. В. Деопик // Государство и общество в Китае. М., 1978. - С. 11-20.

37. Деопик Д. В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» / Д. В. Деопик // ОГК-5. М., 1974. - Ч. 1. - С. 35-42.

38. Деопик Д. В. Государство Ци в VIII начале V в. до н.э. : (по данным «Чуньцю») / Д. В. Деопик // ОГК-6. - М., 1975. - Ч. 1. - С. 219-221.

39. Джарылгасинова Р. Китай и Корея: в V до н.э. III н.э. / Р. Джарылгасинова // Китай и соседи: сб. статей. - М., 1970. - С. 84-100.

40. Древнекитайская философия. Эпоха Хань / сост. Хиншун Ян. М., 1990. - 523 с.

41. Жерне Ж. Древний Китай / Ж. Жерне; пер с фр. Н. Н. Зубкова. -М. : Астрель: ACT, 2004. 160 с. - (Cogito ergo sum: «Университетская библиотека»).

42. Иванов А. И. Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы / А. И. Иванов. СПб., 1912.

43. Ивочкина Н. В. Возникновение бумажно-денежного обращения в Китае: Эпохи Тан и Сун / Н. В. Ивочкина; Гос. Эрмитаж. М., 1990. - 189 с.

44. Из истории традиционной китайской идеологии: материалы и исследования / сост., отв. ред. О. JI. Фишман. М. : Наука, 1984. - 296 с.

45. Илюшечкин В. П. Об общественном и государственном строе Китая в XIV XV вв. до н.э. / В. П. Илюшечкин // ОГК-5. - М., 1974. - Ч. 1.-С. 3-10.

46. Илюшечкин В. П. Сословно-классовые общества в истории Китая / В. П. Илюшечкин. М. : Наука, 1966. - 396 с.

47. Календарные обычаи обряды народов Восточной Азии: годовой цикл. М.: Наука, 1989. - 360 с.: ил.

48. Карапетьянц А. М. Классический китайский язык вэньянь / А. М. Карапетьянц, Аошуан Тань. М., 2001. - 432 с.

49. Китай: история, культура и историография: сб. статей / отв. ред. Н. Ц. Мункуев. М. : Наука, 1977. - 248 с.

50. Китай: традиции и современность: сб. статей / ред. Л. П. Делюсин. М. : Наука, 1977. - 335 с.

51. Китайская философия: энцикл. словарь / гл. ред. М. Л. Титаренко. М. : РАН ИДВ, 1994. - 573 с.

52. Китайские социальные утопии / отв. ред. Л. П. Делюсин, Л. Н. Борох. М. : Наука, 1987. - 308 с.

53. Кобзев А. И. Учение о символах числах в китайской классической философии / А. И. Кобзев. М., 1994. - 428 с.

54. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. -М. : Наука, 2003. 486 с.

55. Конрад Н. И. Древнекитайская литература / Н. И. Конрад // История всемирной литературы. М., 1983. - Т. 1. - С. 164-168.

56. Конрад Н. И. Запад и Восток: статьи / Н. И. Конрад. М. : Наука, 1966.-519 с.

57. Конрад Н. И. Синология: избранные труды / Н. И. Конрад. М., 1972.-621 с.

58. Конфуцианский трактат «Чжун юн»: переводы и исследования / сост. А. Е. Лукьянов. М. : Вост. лит., 2003. - 247 с. - (Китайский классический канон в русских переводах).

59. Конфуциева летопись Чуньцю: Весны и осени / пер. и примеч. Н. И. Монастырева. М. : Вост. лит., 1999. - 350 с. : ил. - (Китайский классический канон в русских переводах).

60. Конфуций. Уроки мудрости: сочинения. : пер. с древнекит. / Конфуций; сост., вступ. ст. и коммент. М. А. Блюменкранца. М. : ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: ФОЛИО, 2000. - 957 с. - (Антология мысли).

61. Крил X. Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / X. Г. Крил; пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб. : Евразия, 2001.-480 с.

62. Кроль Ю. Л. Была ли ранняя китайская империя деспотией? / Ю. Л. Кроль // Петербургское востоковедение: альманах. 1995. - Вып. 4. -С. 376-377.

63. Кроль Ю. Л. Сыма Цянь историк / Ю. Л. Кроль. - М., 1970. -470 с.

64. Крушинский А. А. Язык и мышление в Древнем Китае / А. А. Крушинский // Вопросы философии. 2007. - № 5. - С. 99-112.

65. Крюков М; В. Древнекитайский язык / М. В. Крюков, Шуин Хуан. -М., 1978.-512 с.

66. Крюков М. В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / М. В. Крюков, Н. Н. Чебоксаров; отв. ред. : Л. С. Переломов, Н. Н: Чебоксаров. М. : Наука, 1983. - 415 с.

67. Крюков М. В. Древние китайцы. Проблема этногенеза / М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. М. : Наука, 1978. - 342 с.

68. Крюков М. В. История Древнего Китая / М. В. Крюков // История Древнего Востока. М., 2002. - С. 380.

69. Крюков М. В. Ритуальная коммуникация в древнем Китае / В. М. Крюков. М. : ИВ РАН, 1997. - 198 с.

70. Крюков М. В. Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу / М. В. Крюков. М., 2000. -464 с.

71. Крюков М. В. Формы социальной организации древних китайцев / М. В. Крюков. М. : Наука, 1967. - 201 с.

72. Кучера С. Китайская археология / С. Кучера. М., 1977. - 268 с.

73. Леве М: Китай династии Хань: быт, религия, культура / М. Леве; пер. англ. С. Федорова. М. : Центрполиграф, 2005. 224 с.

74. Лукьянов А. Е. Лаоцзы и Конфуций: философия Дао / А. Е. Лукьянов; отв. ред. М; Л. Титаренко. М., 2000. - 384 с.

75. Лукьянов А. Е. Лаоцзы: (философия раннего даосизма)1 / А. Е. Лукьянов. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. - 163 с.: ил.

76. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: (древний Китай и Индия) / А.Е. Лукьянов. М., 1992. - 207 с.

77. Малявин В. В. Гибель древней империи / В. В. Малявин. М., 1983.-225 с.

78. Малявин В. В. Даодэцзин. JIe-цзы. Гуаньцзы: даосские каноны: (в переводах Малявина В. В.) / В. В. Малявин. М., 2002. - 544 с.

79. Меликсетов А. В. Социально-экономическая политика гоминьдана в Китае: (1927-1949) / А. В. Меликсетов. М. : Наука, 1977. -317 с.

80. Мартыненко Н. П. Семиотика древнекитайских текстов: введение в метод / Н. П. Мартыненко. М. : Соц.-полит. мысль, 2003. - 95 с.

81. Меликсетов М. В. История Китая / М. В. Меликсетов. М. : Наука, 2007. - 752 с.

82. Никитина Т. Н. Грамматика древнекитайских текстов / ■ Т. Н. Никитина. Л.: ЛГУ, 1982.-132 с.

83. Никитина Т. Н. Грамматика древнекитайских текстов / . Т. Н. Никитина. М. : Восток-Запад, 2005. - 312 с.

84. Никитина Т. Н. Значения и употребления прилагательного «достаточный» в ДЯ / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1990.-Вып. 16.-С. 52-62.

85. Никитина Т. Н. Некоторые особенности языка Сыма Цяня: синтаксические конструкции / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1985.-Вып. 11.-С. 42-52.

86. Никитина Т. Н. Определение категориальной принадлежности слова в ДЯ / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1988. - Вып. 14. -С. 65-73.

87. Никитина Т. Н. Особенности языка Сыма Цяня / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1998. -Вып. 20. - С. 98-108.

88. Никитина Т. Н. Структура древнекитайского текста / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1980. - Вып. 7. - С. 51-64.

89. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история / В. Н. Никифоров. -М. : Наука, 1975.-350 с.

90. Ошанин И. М. Большой китайско-русский словарь: в 4-х т. / И.М. Ошанин. М. : Наука, 1984. - 4 т.

91. Переломов Л. С. Империя Цинь первое централизованное государство в Китае: (221-202 гг. до н.э.) / Л. С. Переломов. - М., 1962. -224 с.

92. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Л. С. Переломов. М. :"Наука, 1981. - 333 с. : ил.

93. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. М.: Наука. Изд. фирма «Вост. лит.», 1993. - 439 с.

94. Померанцева Л. Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнань-цзы» II в. до н.э.) / Л. Е. Померанцева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 243 с.

95. Попова И. Ф. Основные принципы податной политики в Древнем Китае / И. Ф. Попова // Подати и повинности на Древнем Востоке: сб. статей. СПб., 1999. - С. 122-132.

96. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая / И. Ф. Попова. М.: Вост. лит., 1999. - 277 с.

97. Продовольственная безопасность КНР и роль государственного регулирования -М. : Изд-во ИДВ РАН, 2002. 200 с.

98. Рубин В. А. Гуань Чжун / В. А. Рубин, Ф. С. Быков // Сов. ист. энцикл. : в 20 т. М., 1963. Т. 4. - С. 866.

99. Рубин В. А. Идеология и культура древнего Китая: (четыре силуэта) / В. А. Рубин. М., 1970. - 163 с.

100. Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае: собр. трудов / В. А. Рубин. М.: Вост. лит., 1999. - 383 с.

101. Рубин В. А. О датировке и аутентичности «Цзочжуани» / В. А. Рубин // Проблемы востоковедения. 1959. - № 1.

102. Серкина А. А. Символы рабства в Древнем Китае: дешифровка гадательных надписей / А. А. Серкина. М., 1982. - 207 с.

103. Смолин Г. Я Источниковедение древней истории Китая / Г. Я. Смолин.-Л., 1987.- 185 с.

104. Софронов М. В. Китайский язык и китайская письменность / М.

105. B. Софронов. М. : ACT: Восток-Запад, 2007. - 638 с.

106. Софронов М. В, Китайский язык и китайское общество /"М. В. Софронов. М.: Наука, 1979. - 312 с.

107. Спирин В. С. Построение древнекитайских текстов А. В. С. Спирин. М. : Наука, 1976. - 232 с.

108. Спирин В. С. Системно-структурный подход к древнекитайским памятникам идеологии /B.C. Спирин // Народы Азии и Африки. № 4.

109. Старостин С. А. Реконструкция древнекитайской фонологической системы / С. А. Старостин. М. : Наука, 1989. - 725 с.

110. Сторчевой Л. В. «Янь-цзы чуньцю»: введение в изучение текста / Л. В. Сторчевой // Петербургское востоковедение: альманах. 1992. - Вып. 4. - С. 239-300.

111. Сухарчук Г. Д. Социально-экономические взгляды Чан Кайши / Г. Д. Сухарчук // Китай. Поиски путей социального развития. М., 1979.1. C. 232-243.

112. Таранов П. С. 150 мудрецов и философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли: интеллектуал, энцикл. справ. : учеб. пособие / П. С. Таранов. Симферополь; Запорожье: Нарус-М, 2000. - (Библиотека третьего тысячелетия: БТТ).

113. Титаренко М. JI. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение / М. Л. Титаренко. М., 1985. - 245 с.

114. Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: миф и эстетика в «Люйши чуньцю» / Г. А. Ткаченко. М., 1990. - 284 с.

115. Ткаченко Г. А. Культура Китая: словарь-справочник / Г. А. Ткаченко. М., 1999. - 384 с.

116. Универсализм восточных культур / отв. ред. М. Т. Степанянц. -М.: Восточная литература, 2001. 431 с.

117. Федоренко Н. Т. Древние памятники китайской литературы / Н. Т. Федоренко. -М.: Наука, 1978. 320 с.

118. Федоренко Н. Т. Избранные произведения: в 2-х т. / Н. Т. Федоренко. М. : Худ. лит., 1987. Т. 1: Проблемы исследования китайской литературы. - 1987. - 510 с.

119. Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюньцзы / В. Ф. Феоктистов. М., 1976. - 295 с.

120. Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ цзяньши / Юлань Фэн. Пекин, 2004.-302 с.

121. Хуань Куань. Спор о соли железе: (Янь те лунь) : в 2-х т. / Куань Хуань; пер. с кит., введение и коммент. Ю. Л. Кроля. СПб., 1997.- (Orientalia) Т. 1. 1997. - 416 с.

122. Цзочжуань / пер. Л. Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963.

123. Шанцзюныпу // Переломов, Л. С. Книга правителя области Шан: Шанцзюныпу / Л. С. Переломов. Изд. 2-е, доп. - М.: Наука, 1993. - С. 137-240.

124. Штейн В. М. Гуаньцзы: исследование и перевод / В. М. Штейн. М. : Наука, 1959. - 380 с.

125. Экономическая теория / под общ. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, А. С. Тарасевича. Изд. испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2005. - 672 с.

126. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / Кэ Юань; отв. ред. Б. JI. Рифтин. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Наука, 1987. - 526 с.

127. Ян Хиншун. Древнекитайский философ JIao-цзы и его учение / Хиншун Ян. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1950. - 160 с.

128. Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае / Хиншун Ян. М. : Наука, 1984. - 184 с.

129. Ян Юнго. История древнекитайской идеологии / Юнго Ян; пер. с кит. Ф. С. Быкова, Д. Л. Веселовского, Т. Е. Мытарова. М. : Наука, 1957. - 437 с.

130. Яньцзы чуньцю // Петербургское востоковедение: альманах. - г 1995.-Вып. 4.-С. 239-300.

131. Яхонтов С. Е. Древнекитайский язык / С. Е. Яхонтов; под общ. ред. Т. П. Сердюченко. М. : Наука, 1965. - 114 с.

132. Ван Дэминь. 10 дней бесед о «Гуань-цзы» / Дэминь Ван, Бинь Лю. -Хэфэй, 1997. 255 с.

133. Ма, Фэйбай. Гуань-цзы цинчжун пянь синьцюань / Фэйбай Ма. -Пекин, 1979. 354 с.

134. Ху Цзяцун. Гуань-цзы синьтань / Цзяцун Ху. Пекин, 2003. -611 с.

135. Чжун Чжаопэн. Гуань-цзы цзяньши / Чжаопэн Чжун. Цзинань, 1997. - 602 с.

136. Bodde, Derk. China"s First: A Study of the Ch"in Dynasty as Seen in the Life of Li Ssu, 280-208 B.C. / D. Bodde. Leiden: E.J. Brill, 1938.

137. Creel, Herrlee. Shen Pu-hai / H. Creel. Chicago: University of Chicago Press, 1974.

138. Duyvendak, J. J. L. The Book of Lord Shang / J. J. L. Duyvendak. - London: Probsthain, 1963.

139. Rickett, Allyn W. The Kuan-tzu, A Repository of Early Chinese Thought / A. W. Rickett. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1965.

140. Rickett, W. Allyn. Guanzi: Political, Economic, and Philosophical Essays from Early China / A. W. Rickett. Princeton: Princeton University Press, 1985.

141. Rickett, W. Allyn. Guanzi / W. A. Rickett Princeton University Press. 1998. 608 p.

142. Roth, Harold. Original Tao: inward training (nei-yeh) and the foundations of Taoist mysticism / H. Roth. New York: Columbia University Press, 1999.

143. Waley, A. The Way and its Power. A Study of the Tao Тё Ching and its Place in Chinese thought / A. Waley. L., 1934.

144. Watson, Burton. Han Fei Tzu. Basic Writings. Paperback. New York: Columbia University Press, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

管子 один из крупнейших древнекит. филос. трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в осн. IV-III вв. до н. э., и состоящий из 8 тематич. разделов в 24 «свитках»-цзюань и 86 главах-пянь, из к-рых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном варианте сложился в середине III в. до н. э. в академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном около 26 до н. э. и впервые напеча-тан в XIII в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань И-у, Гуань-цзы; ум. 645 до н. э.), гл. министра царства Ци, прославившегося своими социально-политич. и экономич. реформами, к-рые послужили толчком для развития теории и практики легизма . Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсо-лютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде гос. контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с др. — видимо, пер-вым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа , разд. 1), к-рым должен следовать и сам государь («закон — отец и мать народа», гл. 16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном цар-стве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в «Гуань-цзы» произведений всех главных филос. школ древнего Китая, представленных в академии Цзися. «Гуань-цзы» сначала квалифицировался как даос. («Хань шу», цз. 30, I в.; см. Даосизм), а затем как легистский («Суй шу», цз. 34, VI-VII вв.) трактат. Последняя точка зрения закрепилась и ныне домини-рует в кит. науке, распространена в науч. лит-ре др. стран. Хотя адекватное понимание «Гуань-цзы» осложнено плохой сохранностью текста, нуж-дающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедич. («эклектических» — цза-цзя) произведе-ний типа «Хуайнань-цзы» и «Люй-ши чунь цю» , в к-рых представлен ши-рокий спектр знаний: филос., социально-политич., экономич., историч., естественно-научных и др., почерпнутых из учений различных школ.

Специфику «Гуань-цзы» составляет, во-первых, общая ориентация на экономич. проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм син-теза конф. (см. Конфуцианство), даос. и легистских идей с включением отдельных положений этики мо-цзя (моизма), гносеологии и протологики мин-цзя (школы имен) и школы Сун Цзяня - Инь Вэня (сунъинь-сюэпай), теории управления цзунхэн-цзя (школы дпломатов) и натурфилософии иньян-цзя . Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этико-ритуальных норм (ли ) и их конечной зависимости от дао , «главенствующего [во всей] тьме вещей». Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конф. объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну («закон и есть любовь к народу», гл. 16). Даос. трактовка дао как пустотно-бесформенного и «беспредельного» (гл. 36-38, 49) свя-зана в «Гуань-цзы» с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое господство (гл. 30). В гл. 36-38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации («пристанище», шэ ) — дэ и универсальной субстанции — «пневме» (ци ), «эссенциальная» (цзин ) форма к-рой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь ) — всеведение. В человеч. теле роль государя играет сердце, внутри к-рого находится руководящий им психич. центр — «сердце сердца» (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение современные исследователи атрибутируют школе Сун [Цзяня] — Инь [Вэня], на даос. основе соединявшей конф. и моистские идеи. В гл. 40, 41 содержится учение иньян-цзя о силах инь - ян , представляющих собой «великий принцип (ли ) Неба и Земли», и «пяти элементах» (у син), определяющих основные пространственно-временные характеристики «пневмы». Гл. 39 посвящена Земле (ди ) и воде — «первоисточникам тьмы вещей ». Вода сопоставлена с дао и названа «кровью и пневмой Земли». Связанный с идеологией «школы дипломатов» (цзунхэн-цзя) ведущий социально-экономич. принцип «Гуань-цзы» — цин чжун («[установление баланса] легкого и тяжелого») изложен в обозна-ченных этим термином гл. 80-86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею гос. конт роля над экономич. жизнью и представление о законосообразном ха-рактере обществ. бытия. «Гуань-цзы» является также ценным источником по истории кит. протологич. (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагоги-ки (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидро-логии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).

Источники:
Го Мо-жо, Вэнь И-до, Сюй Вэй-юй. Гуань-цзы цзи цзяо (Собрание редакций «Гуань-цзы»). Т. 1-2. Пекин, 1956; Штейн В.М. «Гуань-цзы»: Исслед. и пер. М., 1959; Гуань-цзы. Гл. 30, 31, 40, 46 / Пер. С. Кучеры; гл. 36-39, 49 / Пер. Ян Хин-шуна // Древнекитайская философия. Т. 2, М., 1973. С. 14-57; Даос-ские главы из трактата «Гуань-цзы» / Пер. В.В. Малявина // Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер., вступ. ст., примеч. и указ. В.В. Малявина. М., 1995; Maverick L., Т\\\" ang Po-fu, Wen Kung-wen. Economic Dialogues In Anciеnt China: Selections from the Kuan-tzu. Carbondale, 1954; Rickett W.A. Kuang-tzu. A Repository of Early Chinese Thought. A Translation and Study of Twelve Chapters. Vol. 1. Hong Kong, 1965; Он же. Guanzi. Political, Economic and Philosophical Essays from Early China. Vol. 1. Princ, 1985. Vol. 2, Princ, 1998.

Литература:
Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959. С. 318-361; Иванов А. Материалы по китайской философии. Вве-дение. Школа фа. «Хань Фэй-цзы». СПб., 1912. С. XXXVI-LV; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 76-77; «Гуань-цзы» яньцзю (Исследование «Гуань-цзы»): Сб. 1. Цзинань, 1987; Ло Гэнь-цзэ. Гуань-цзы тань юань (Выявление истоков «Гуань-цзы»). Шанхай, 1931; Ши И-сань. Гуань-цзы цзинь цюань («Гуань-цзы» с современными разъясне-ниями). Пекин, 1988; Grinpas В. Quelques notes sur Kouan-tseu / Труды XXV международного конгресса востоковедов. Т. V. М., 1960. С. 226-232.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 204-206.