Янтарная комната: история создания, цифры, факты и тайны. Янтарная комната: история, факты и тайны Фрагмент интерьера Янтарной комнаты


Янтарная комната - одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Роскошный зал в Большом Екатерининском дворце, украшенный от пола до потолка янтарем, золотом и драгоценными камнями, привлекает туристов со всего мира. Однако, не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то, была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.


Замок в Кёнигсберг, 1900 год

Замысел янтарной комнаты появился у немцев, это должна была быть зимняя резиденция Фредриха I, короля Пруссии. Комната была спроектирована немецким скульптором Андреасом Шлютером. Когда комнату увидел Петр I в 1716 году, Фредрих Уильям I отдал ее российскому императору в дар, чтобы упрочить прусско-российский альянс против Швеции.


Екатерининский дворец в Царском Селе

Вначале янтарнй кабинет был установлен в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а после дочь Петра Елизавета решила перенести его в Екатерининский дворец в 1755 году.


Драгоценности в Янтарной комнате

В 1941 году после нацистского вторжения, начался массовый вывоз культурных ценностей из СССР. Эвакуировать янтарную комнату не представлялось возможным, материал был слишком хрупким. Чтобы
уберечь ее от грабежа, музейные работники попытались спрятать драгоценные украшения под обои. Для сохранности янтарь оклеили бумагой, а сверху проложили марлю и вату. Правда, такие меры не спасли произведения искусства: немцы смогли демонтировать драгоценное панно всего за 36 часов и отправить в Кёнигсберг.

С 1942 по 1944 год панно экспонировалось в одном из музеев Кёнигсберга. Из-за того, что зал по размерам был меньше питерского, часть панно хранилась отдельно. Этот замок-музей был захвачен советскими воинами, но из-за бомбежек там произошел пожар, и, согласно одной из версий, янтарная комната была утрачена.

Однако, существуют и другие версии: по некоторым из них янтарная комната до сих пор хранится в тайных подземельях Калининграда (бывший Кёнигсберг), по другим данным ее вывезли тайно в одну из ближайших европейских стран (Германию, Австрию или Чехию). есть и более фантастические версии, что якобы она была передана в США или Южную Америку.

Большинство из этих версий историки опровергают, главный аргумент - без специального температурного режима в подземельях янтарь попросту не может храниться долго. В Санкт-Петербурге воссоздание янтарной комнаты начали в 1981 году. Десятки мастеров трудились над амбициозным проектом, и к 2003 году восстановительные работы наконец были завершены.


Раскрашенная фотография оригинальной Янтарной комнаты, 1931

Янтарная комната является огромной ценностью, не только для России, но считается шедевром мирового ювелирного искусства.

После пропажи Янтарной комнаты во время Второй мировой войны, многие ученые искали ее, но тайн стало еще больше, чем вначале поиска.

Напомним. Сам Янтарный кабинет был задуман талантливым немецким скульптором и архитектором Андресом Шлютером по заказу прусского монарха Фридриха I. Король решил превзойти роскошь Версаля и планировал украсить янтарем свой кабинет и галерею загородной резиденции в Потсдаме. Работы по созданию Янтарного кабинета были завершены в 1709 году. Но произошел несчастный случай: плохо закрепленные янтарные панно неожиданно обрушились.

В гневе король выгнал А. Шлютера из страны. При жизни Фридриха I работа над янтарной галереей и кабинетом так и не была закончена. Его приемник Вильгельм I, осуждавший любовь отца к роскоши, приказал остановить работы. Но уже готовые фрагменты, представляли собой настоящие ювелирные шедевры: панно удивительной красоты с уникальными орнаментами, цветочные гирлянды, выполненные из многочисленных, со вкусом подобранных, кусочков солнечного камня, картины и гербы, в изготовлении которых использовался янтарь разных оттенков. Уникальность работы немецких мастеров в том, что они впервые использовали янтарь для создания картин - раньше этот камень применялся только при изготовлении украшений, шкатулок, инкрустации мебели. Янтарные панно состояли из тысяч полированных пластинок: лучистые и прозрачные они создавали непередаваемый эффект солнечного света.

Спустя несколько лет, Вильгельм I обменял это янтарное сокровище на 55 русских солдат, рост которых был более двух метров. Так янтарная комната оказалась в России, в сокровищнице русского царя Петра I. Эти ценности не заинтересовали русского монарха, поэтому длительное время находились в подсобных помещений Летнего дворца. Только в 1743 году дочь Петра I, Елизавета Петровна решила украсить покои Зимнего дворца Янтарным кабинетом.

Поручили создать кабинет из солнечного камня гениальному архитектору Варфоломею Растрелли. В подсобке находились панно площадью около 55 кв.м, но планируемый Янтарный кабинет, был в шесть раз больше размером, чем кабинет Фридриха I. Растрелли блестяще справился с этой проблемой: он использовал для дополнительной отделки деревянную позолоченную резьбу, картины из яшмы и агата, зеркала, золотые бра. Комната получилась удивительной и изысканной красоты.

200 лет Янтарная комната не подвергалась никаким переделкам. В сентябре 1941, оставшаяся охрана Царского Села была выведена на Пулковские высоты, Янтарную комнату никто не демонтировал, поэтому вовремя вывезти ее не удалось.

Только после снятия блокады с Ленинграда удалось подсчитать невозвратные потери сокровищ города. Фашисты ограбили до нитки Екатерининский дворец. Вывезено было все: от шелковых обоев и паркетных полов до всех дверей. Янтарная комната также была вывезена гитлеровцами в конце 1941 года в Кенигсберг - столицу Восточной Пруссии. С тех пор следы ее теряются.

Существует множество версий, где же может находиться Янтарная комната. У каждой версии есть свои противники и сторонники. И хотя найдено достаточно много документов, сопровождающий любой поиск, всемирно известный шедевр так и не нашли. Создается впечатление, что кто-то, очень влиятельный, не хочет, чтобы эта тайна была раскрыта. Многие утверждают, что как только исследования подходят к какой-то результирующей точке, так что-то случается: либо внезапно пропадают документы, либо умирает важный свидетель и т.д. Если это действительно так, то поиски Янтарной комнаты могут продолжаться вечность.

Но остановимся на самых интересных версиях. Иосиф Сталин никогда особо не интересовался Янтарной комнатой, занимаясь более важными государственными делами. Однажды, после подписания с Германией в 1939 году «пакта о ненападении», Сталин разговаривал с графом Алексеем Николаевичем Толстым. Вопрос представителю культуры был задан конкретный - как можно укрепить наметившуюся «хрупкую дружбу» с Германией? Поскольку А. Толстой длительное время проживал в Пушкине, он предложил в подарок немцам преподнести… Янтарную комнату. Сталин не ожидал такого предложения и был возмущен. Но граф объяснил, что якобы эта комната находится в плачевном состоянии, денег на реставрацию потребуется много, а тем более, ее, в свое время русским подарил монарх Фридрих I и ничего плохого не будет, если этот шедевр вернется в Германию. Но Сталин решил этот вопрос по-своему: был найден талантливый резчик по камню Анатолий Осипович Барановский, ему были предоставлены все необходимые материалы. От реставратора требовалось изготовить копию Янтарной комнаты. Барановский предупредил вождя всех народов, что детально повторить этот шедевр ювелирного искусства за такие короткие сроки, как желает Сталин, невозможно. Но Сталина это не смутило, ему нужно было срочно «укрепить дружбу» с Гитлером.

Вместе с учениками, Барановский работал над правительственным заказом днем и ночью. А надзирающим, за работой, был назначен А. Толстой. Работе очень мешали многочисленные высокие чиновники, которые узнав о талантливом мастере, досаждали ему просьбами сделать на заказ кулоны, браслеты, броши и иные украшения из янтаря. После вмешательства Сталина поток просителей сразу прекратился. Барановский перенес инфаркт, но продолжал работу. Создавалось две копии Янтарной комнаты: копию делал сам мастер, а макетом комнаты в масштабе 1:1 занимались его ученики. Спустя два года обе копии Янтарной комнаты были готовы! Конечно, при внимательном рассмотрении копия оказалась не совсем точной: другие цветовые соотношения, вместо зеркальных пилястров, были изготовлены пилястры из янтаря и т.д.

За два дня до начала войны, подлинник Янтарной комнаты заменили на копию Барановского. Затем ее тщательно сфотографировали, разобрали и отправили на хранение в подвал Екатерининского дворца. А вот макет, который создали ученики мастера, собрали в том зале, где ранее находилась подлинная Янтарная комната. Вот только вручить немцам подарок не успели - ранним утром 22 июня немцы бомбили советские города.

Итак в Пушкино оказалось три Янтарные комнаты: подлинник, копия Барановского и, установленный в зале дворца, макет. Только Алексей Толстой и директор музея Павловского дворца знали, что подлинник, тщательно упакованный, был 6 июля 1941 года отправлен в Москву. Сопровождали этот груз два ученика Барановского. Но о судьбе этих людей долгое время было ничего не известно.

Очень странно выглядит тот факт, что об этой перевозке Янтарной комнаты Алексей Толстой ничего не сказал, когда после войны создавали комиссию по ее розыску, хотя входил в состав этой комиссии.

Один из исследователей, посвятивший себя поиску Янтарной комнаты — Александр Кучумов, в последствие, с горечью говорил: «Даже если она жива, то искать ее не имеет смысла!».

Только чудом можно считать то, что в восьмидесятых годах прошлого столетия нашелся один из учеников Барановского - Андрей Николаевич Воробьев. Именно он якобы сопровождал перевозку подлинника Янтарной комнаты в 1941 году. Из его рассказа следует, что в Москве подлинник Янтарной комнаты был помещен в запасники Третьяковской галереи. В то время весь персонал этой галереи был уже отправлен за Урал, а помещения Третьяковки были в полном распоряжении НКВД. В одной из комнат галереи Янтарная комнаты была установлена - ее тщательно сфотографировали и измерены. Сталин вроде тоже приезжал посмотреть на этот шедевр ювелирного искусства.

Видео:Тайна янтарной комнаты. Необъяснимо, но факт.

В тоже время, сенсацией стало событие, произошедшее в декабре 1994 года на лондонском аукционе антиквариата. Там была выставлена на торги гемма с изображением римского воина, которая, по уверениям экспертов, являлась частью подлинной Янтарной комнаты. Еще одна часть, утерянного шедевра, появилась в 1997 году. Полиция Потсдама обнаружила четыре мозаичных картины, относившихся к Янтарной комнате. Подлинность находки подтвердили сотрудники Царскосельского музея. Там же в Германии были найдены два комода, входившие в состав Янтарной комнаты.

Возможно, эти факты подтверждают версию, что подлинник Янтарной комнаты все же был вывезен гитлеровцами при грабеже музеев Санкт-Петербурга во времена Второй мировой войны.

Активный поиск Янтарной комнаты начался с 1949 года, после того как Молотов, позвонив секретарю калининградского обкома, спросил: «Товарищ Сталин интересуется, где Янтарная комната?». К поиску были подключены практически все спецслужбы и специалисты-музейщики. Поисковики выяснили, что именно в Кенигсберг немцы свозили все предметы искусства, награбленные в странах Европы, поскольку гитлеровцы считали его самым спокойным местом: военные действия шли далеко, американские и английские бомбардировщики туда не долетали. Только в середине 1944 года город бомбили американцы. В результате налета в городе возникли пожары, пострадал и замок, где, предположительно, могла находиться Янтарная комната.

Также, для хранения ценностей, немцы строили большое количество бункеров. Возможно,

Видео:Тайна Янтарной комнаты

Янтарная комната находилась в одном этих многочисленных подземных хранилищ. Так, из протоколов допроса сотрудников СД, в обязанности которых входила охрана ценностей, выяснилось, что они укладывали в одном из бункеров ящики с особо ценными экспонатами. Сегодня уже многие бункеры гитлеровцев исследованы, там, действительно нашли оружие, деньги, произведения искусств, но следов Янтарной комнаты не найдено.

Известно, что она пропала во время Второй мировой войны. С тех пор многие энтузиасты и учёные искали янтарную комнату, но не находили. У "Искателей" есть веские основания предполагать, что Янтарная комната находится в России, в одном из подземных тайников Екатерининского дворца. Исходные данные версии таковы: в 1938 году по указанию НКВД были выполнены 2 копии Янтарной комнаты в натуральную величину. Одну под видом оригинала продали Арманду Хаммеру, другой заменили оригинал. Саму же янтарную комнату спрятали в тайниках Екатерининского дворца, где, возможно, она находится до сих пор.
Однако большинство историков и археологов склоняются к мысли о том, что искать Янтарную комнату всё же стоит в Калининграде. Именно туда, в Кенигсберг во время второй мировой войны нацисты вывозили сокровища из Царского Села. Сохранилась ли Янтарная комната, удастся ли нам когда-нибудь снова увидеть это восьмое чудо света? На эти вопросы попытается ответить команда "Искателей".

Существует еще и некая «морская версия», суть которой в следующем: Янтарная комната была погружена на транспорт «Вельгельм Густлоф» для перевозки на Земланский полуостров, но корабль был потоплен русской подводной лодкой. Пока этот транспорт не удалось поднять из морских глубин, но подготовительные работы уже ведутся.

Начиная с 1979 года, в Петербурге приступили к восстановлению знаменитой Янтарной комнаты. Планировалось открыть ее для посещений к празднованию 300-летия города. Реставраторам понадобилось более 6 тонн янтаря и 7,754 миллиона долларов и еще $3,5 млн, были переданы в фонд восстановления немецкой фирмой ‘Рургаз АГ’.

Сегодня восстановленную Янтарную комнату можно увидеть в Царкосельском музее. Она является жемчужиной Екатерининского дворца и, несомненно, одним из чудес света.

Пенсионер из западногерманского городка Вупперталь заявил, что, похоже, разгадал тайну Янтарной комнаты, которую в годы войны нацисты вывезли из Царского села. Известно, что из-под Ленинграда комнату вывезли в Восточную Пруссию. Там ее с тех пор искали, но не нашли. В итоге нашим замечательным мастерам-реставраторам пришлось делать точную копию, показанную публике к 300-летию Петербурга. Но где же все-таки оригинал? Оказывается, мало кто читал биографию гауляйтера Восточной Пруссии Эрика Коха. А он был родом как раз из той части Германии, где полно подземных туннелей. Кто и как теперь ищет оригинал?

Земля под Вупперталем буквально изрезана подземными ходами и туннелями. Власти говорят, их — 173. Но диггеры уверяют: их — около пяти сотен, причем большинство до сих пор не изведано. Немецкие пенсионеры уверены: в одном из таких бункеров и спрятана Янтарная комната.

Присев на холодные и сырые камни и развернув сильно потрепанную карту города, Йорган и Карл-Хайнс снова обсуждают маршрут. Они спускаются вниз по пять раз в неделю, за их плечами уже десятки метров обследованных подземелий.

На пути попадаются трухлявые от влажности доски, разбитая черепица, оборванные провода, но пока никаких сокровищ. В конце пути — узкий тоннель, который в итоге оказывается замурован. Янтарная комната — по ту сторону кирпичной стены, уверен Карл-Хайнс Кляйне.

"Нам срочно требуется бормашина, с помощью которой можно было бы делать отверстия глубиной 50 сантиметров, — пояснил Карл-Хайнс. — С помощью этого инструмента мы сможем пробраться в две шахты, которые, предположительно, приведут нас к бункеру, который состоит из двух уровней. Владелец этой постройки был дружен с Эрихом Кохом. В 20-е годы они вместе агитировали за НСДАП в Рейнской области".

Чтобы пробить стену, Карл-Хайнс одолжил специальную буровую машину у строительной компании, но те станок быстро забрали. Пенсионеры успели проделать лишь небольшое отверстие. Денег на продолжение работ у них нет. Речь идет о пяти тысячах евро. Теперь напарник Кляйне пытается разломать кирпичную кладку вручную — арматурой — но пока тщетно. Прерывается на самокрутки, от расстройства выкуривает по 50 штук в день.

Янтарную комнату, подаренную Петру Первому прусским королем Фридрихом Первым, называли восьмым чудом света. 52 квадратных метра янтарных панелей с канделябрами и мозаикой, украшенных двумя тоннами золота. Солдаты вермахта вывезли комнату из царской резиденции в замок Кенигсберга, сегодняшний Калининград, в октябре 1941-го. В 1945 году ее след теряется. Одни говорят, что ее разбомбили, другие уверены, что она до сих пор где-то надежно спрятана.

"Было множество версий, около пятисот. Около ста имеют право на существование. Это были версии немцев, которые пытались приехать в закрытую Калининградскую область", — рассказал Авенир Овсянов, историк, участник секретной геолого-археологической экспедиции по поиску утраченных культурных ценностей.

Комнату искали в Польше, Чехии, на дне Балтийского моря. Мест, где когда-то видели что-то похожее на ящики с янтарем из Екатерининского дворца, уже около 160, причем больше 100 находятся на территории Германии. В 2008 году клад едва не нашли в деревне Дойч-ной-дорф. Штольню вскрыли чуть ли не в прямом эфире, но внутри оказалось пусто.

Российские историки уверены: если Янтарная комната еще где-то существует, то искать ее нужно в подземельях Калининграда. "Советские войска настолько плотно взяли в кольцо эту территорию, что вывезти Янтарную комнату нацисты просто не могли, поэтому она где-то здесь", — считает Мария Теплышева, пресс-секретарь Калининградского областного Историко-художественного музея.

В архивных документах сохранилась телеграмма, отправленная в 1944 году из Кенигсберга в Берлин. Один из офицеров, служивший под началом гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха, писал: комната находится в сохранности в надежном трехъярусном бункере, а вход в него замаскирован.

"То, что Янтарная комната со всеми сопутствующими документами находилась в Кенигсберге, — факт. Кох был родом из Вупперталя, зачем ему было прятать свою собственность где-то в других областях, которые ему были плохо известны? Нет, таким глупым он не был", — уверен Карл-Хайнс.

С приближением войны жители Вупперталя перестраивали и расширяли пивные погреба и делали из них бомбоубежища. Большинство бункеров теперь в частных руках, копать разрешают лишь в тех туннелях, которые принадлежат государству. Вход обычно на замке. Вместо лицензии на поиски диггерам выдают от туннелей ключи. Тому, кто найдет клад, полагается 3%. Пенсионеры готовы делиться с любым, кто финансово поможет завершить их поиски. Говорят, что в случае успеха денег хватит на всех, ведь стоимость Янтарной комнаты, по их оценкам, достигает 250 миллионов евро.

Зловещая тайна Янтарной комнаты Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».

Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить». 1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев.

Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка.

Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка…

Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка. Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было.

Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу.

Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей. В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты.

Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным. Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски.

В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке».

Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве. Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате».

Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы. В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами.

На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе.

Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь. Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке…

Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты.

Случайность? Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России.

Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века.

К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов?

«Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо.

По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней - цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков. После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать.

Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.

Оригинальное название: Не ФАКТ!
Год выпуска: 2016
Жанр: Развлекательно-семейное шоу
Режиссер: Нарек Хачатурян, Тарас Василенко
Ведущий: Арарат Кещян, Андрей Бурковский

Описание: Программа «НЕ ФАКТ!» - познавательно-развлекательная передача для всей семьи. Команда программы, отправляясь в путешествия раскрывает загадки истории, науки, а также не объяснимые факты и явления, заметно, сокращая количество «белых пятен»…

01.. Брестская крепость – Эфир 16.01.2016
Программа «НЕ ФАКТ!» отправляется в Брестскую крепость, чтобы приоткрыть одну из самых загадочных страниц в истории Великой Отечественной войны. Почему в случае с Брестской крепостью не сработал план молниеносного захвата, и сколько на самом деле держалась ее оборона? Что за таинственная мстительница убивала немцев в развалинах? Арарат Кещян постарается найти ответы на все эти вопросы. А кроме того, он займется поисками легендарных подземелий, которые, как утверждает народная молва, ведут из крепости в Брест и даже на территорию Польши. Что найдет ведущий под землей? Смотрите в этом выпуске!
02. Холодная война и Бункер-42 – Эфир 06.02.2016
Темой этого выпуска стал один из самых впечатляющих рассекреченных объектов советской эпохи - Бункер-42. Его история, начиная со строительства, неразрывно связана с Холодной войной и созданием ядерного оружия. Фактически это один из первых бункеров, способный выдержать удар атомной бомбы. Ведущий Андрей Бурковский расскажет об этом уникальном объекте и о причинах конфронтации между ведущими мировыми державами.
03. Подземная тюрьма – Эфир 13.02.2016
Нам кажется, что про Великую Отечественную войну мы знаем почти всё… На самом деле тайн и загадок остаётся немало. Так, через много лет пошли разговоры о таинственном подземном объекте в Подмосковье. Якобы это была свежая мысль в оборонной стратегии, новое слово в военном деле: создать подземные укрепления для обороны Москвы, где бы служили заключенные. Подземная тюрьма! Возможно, это лишь легенда. Поэтому ведущий программы Арарат Кещян проверит всё с самого начала. Правда ли, что в Подмосковье есть подземная тюрьма? Что этот объект уникален и ничего подобного в мире нет? И правда ли, что на защите Москвы стояли тысячи заключенных? НЕ ФАКТ
04. Тайна смерти «Буревестника революции – Эфир 22.02.2016
20 июня 1936 года. В Колонном зале Дома Союзов страна прощается со своим главным писателем - Максимом Горьким. Неожиданно скорбящая публика начинает громко аплодировать. Проститься с Горьким приехал вождь - Иосиф Сталин. Немногие знают, что за время краткой и смертельной болезни писателя Сталин навещал его трижды. Смерть Горького будет детально обсуждаться два года спустя, когда разразится печально знаменитый «третий московский процесс». На скамье подсудимых окажутся трое кремлевских врачей: Казаков, Плетнев и Левин. Их обвинят сначала в некомпетентности, а потом и вовсе в убийстве Максима Горького. Прокурор доказал: врачи действовали не самостоятельно, а по прямой указке главы НКВД Генриха Ягоды. Но решился бы Ягода самостоятельно устранять главного писателя Страны Советов? Кому и зачем понадобилось избавляться от лояльного к власти 68-летнего Горького? Отчего же все-таки умер «буревестник революции»? Все это в программе «НЕ ФАКТ!»
05. Янтарная комната и бункер Ляша – Эфир 27.02.2016
Команда программы «НЕ ФАКТ» отправляется в Калининград, бывший немецкий Кёнигсберг, на поиски янтарной комнаты. Ведущий Андрей Бурковский уверен, что реликвия до сих пор находится где-то в городе и полон решимости доказать это. В ходе расследования он побывает на развалинах Королевского замка, спустится в древние подземелья Кёнигсберга и восстановит события 70-летней давности. Он узнает, кто и когда смог обмануть самого Гитлера. Выяснит, как могла янтарная комната оказаться в двух местах одновременно. А в конце выпуска ведущий сделает сенсационную находку, ради которой снова обязательно вернется в Калининград.


Страна: Россия
Студия: ООО Продюсерский центр «Простые вещи», ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Продолжительность: 5 х ~ 00:25:00
Перевод: не требуется

Кодек: XviD
Качество: SATRip
Видео: ~ 1800 Кбит/с, 720x400
Звук: AC3, 2ch, 192 Кбит/с

Скриншоты:

Http://img-fotki.yandex.ru/get/45886/39424676.684/0_1269b3_9a76084a_orig.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/64120/39424676.684/0_1269b4_54dfe56e_orig.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/5009/39424676.684/0_1269b5_1b74c789_orig.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/68630/39424676.684/0_1269b6_eeb1288e_orig.jpg