Библейские истины. Кто может быть спасен

Многие библейские выражения со временем утрачивают свой изначальный смысл, искажаются. Так, приводя известное выражение из Евангелия: «Не хлебом единым жив человек», всегда опускают вторую его половину - «но всяким словом, исходящим из уст Господа», и вряд ли с умыслом - скорее всего, по незнанию.

Сейчас, слава Богу, не составляет труда познакомиться с Библией, выходят книги, в которых ссылки на неё приводятся без уничижительно-ироничного оттенка. Но незнание современными россиянами Книги книг будет преодолено нескоро: более чем семидесятилетняя политика государственного атеизма дала свои плоды. До сих пор для многих является откровением, что источником значительной части распространённых крылатых выражений является Библия.

Автор этой книги, давний друг нашей редакции Валерий Григорьевич Мельников, собрал около двухсот наиболее известных крылатых выражений библейского происхождения, в надежде, что приведённые разъяснения помогут узнать их истинный смысл.

В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19) - сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле - суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском «столпотворение» - строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11, 1-9).

Валаамова ослица. Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22, 21-33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку.

Валтасаров пир (беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Екк. 1, 6) (по-церковнославянски - «на круги своя»).

Власть предержащие. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По-церковнославянски высшим властям - властем предержащим. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.

Власть тьмы (торжество зла). «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53) - слова Иисуса Христа, обращённые к пришедшим взять Его под стражу.

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта - мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41-44; Лк. 21,1-4).

Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1 Пет. 2, 7).

Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушёл из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил всё наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощён (Лк. 15, 11-32).

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий своё злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Врачу, исцелися сам. Церковнославянский текст выражения: «Врач! исцели самого себя» (Лк. 4, 23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя.

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему своё время).

«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; ...время разбрасывать камни, и время собирать камни; ...время войне, и время миру» (Екк. 3, 1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега (Быт. 6, 19-20; 7, 1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пёстрой компании.

Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Ин. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.

Гога и Магога (нечто страшное, свирепое). Гог - свирепый царь царства Магог (Иез. 38-39; Откр. 20, 7).

Голгофа - место, где был распят Христос. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» (Ин. 19, 17-18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение «крестный путь» - путь Христа на Голгофу.

Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принёс ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Грехи молодости. «Грехи юности моей... не вспоминай... Господи!» (Пс. 24, 7).

Да минует меня чаша сия. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Распятия.

Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 26-27).

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т.п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).

Жнёт, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф. 25, 24). «Берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял» (Лк. 19, 21).

Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф. 18, 12-13; Лк. 15, 4-7).

Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2, 16-17).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра), вместо того чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3, 8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9).

Змий-искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1-13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.

Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32, 1-4).

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».

Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф. 16, 3) - упрёк Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.

Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлееме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до двух лет (Мф. 2, 16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком - по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя Ирод, как символ жестокости, стало нарицательным, так же как и другие библейские имена: Голиаф - великан, Иуда - предатель, Каин - братоубийца.

Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает «ищите и найдёте» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9).

Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32-33; 1 Пет. 2, 7).

Камни возопиют (крайняя степень негодования). «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 39-40).

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после Распятия Христа.

Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - своё). «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Мф. 22, 21).

Книга за семью печатями (нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу... запечатанную семью печатями. ...И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1-3).

Козёл отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козёл изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16, 21-22).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2, 31-35).

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал - к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл.

Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16).

Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).

Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею».

Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14-16; Исх. 16, 31).

Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) - один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27).

Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15-16).

Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг - бисер.

Не ведают, что творят. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по-церковнославянски так: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

Не от мира сего. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23) - из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 36) - ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешённым от реальностей жизни, чудакам.

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1).

Не хлебом единым. «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4). Употребляется по отношению к пище духовной.

Невзирая на лица . «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2, 1).

Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3, 2).

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нёс крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Ин. 19, 17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Мф. 27, 32; Мк. 15, 21; Лк. 23, 26).

Нет пророка в своём отечестве. «Никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк. 4, 24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мф. 13, 57; Мк. 6, 4).

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Ик. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

Нищие духом. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Одна из девяти евангельских заповедей блаженства. Нищие духом - смиренные, лишённые гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста - «смиренномудрые». В настоящее время выражение употребляется в совершенно ином смысле: ограниченные люди, лишённые духовных интересов.

Око за око, зуб за зуб. «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24, 20; Исх. 21, 24; Втор. 19, 21) - ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причём ответственность за это нёс конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространённую в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода мстили всему роду, причём местью (как правило, независимо от степени вины) была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести.

От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37) - слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землёю, головою клянущегося.

Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания её и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24- 30; 36-43).

Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10, 14; Мк. 6, 11; Лк. 9, 5; Деян. 13, 51). В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.

Первым бросить камень. «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8, 7) - слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.

Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало - плуг.

Питаться мёдом и акридами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вёл аскетический образ жизни и питался диким мёдом и акридами (саранчой) (Мк. 1, 6).

Плоть от плоти (родственная близость). «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» - слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

По букве и духу. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Употребляется в значении: отнестись к чему-либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении «формальность, противоположная сущности, смыслу» употребляется выражение «мёртвая буква».

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землёю. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2, 12); «... разодрал одежды свои и возложил на себя... пепел» (Есф. 4, 1).

Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 3).

Превращение Савла в Павла (резкая смена своих убеждений). Савл был ярым гонителем первых христиан, но, после того как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства - апостолом Павлом (Деян. 9, 1-22).

Прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). «Язык мой прильпнул к гортани моей» (Пс. 21, 16).

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). «И будешь... притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» - «во всех языцех».

Продать за чечевичную похлёбку (поступиться чем-либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлёбку. (Быт. 25, 29-34).

Путеводная звезда - Вифлеемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Мф. 2, 9). Употребляется в значении: то, что направляет чью-либо жизнь, деятельность.

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) - часть скинии (походного иудейского храма), отгороженная завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святая Святых» (Исх. 26, 33).

Скрежет зубовный. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12) - слова Иисуса об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Лк. 16, 13).

Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Маммона - богатство или земные блага.

Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1 Ин. 5, 16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.

Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19, 24-25).

Соль земли. «Вы - соль земли» (Мф. 5, 13) - слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие: лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.

Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» (Екк. 1, 2).

Тайна сия велика есть. Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему-либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.

Терновый венец (тяжкие испытания). Перед распятием воины надели Христу на голову колючий терновый венец (Мф. 27, 29; Мк. 15, 17; Ин. 19, 2).

Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Мф. 26, 15). Сребренник - древняя иудейская монета, по достоинству равная четырём греческим драхмам.

Труба иерихонская (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Нав. 6).

Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» - «тьма кромешная».

Умывать руки (устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6-9).

Фарисейство (лицемерие). Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13; 23, 14; 23, 15; Лк. 11, 44).

Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего-либо, а также лицемерное прикрытие чего-либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3, 7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.

Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил своё минутное сомнение.

Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6, 11; Лк. 11, 3) - из молитвы Господней.

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7, 11). По-церковнославянски «окна» - «хляби».

Хранить как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16, 8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32, 10).

Печатается по оригинальному изданию (г. Новосибирск )

Присцилла Ситиени , жительница деревни Ндалат на западе Кении, — претендентка на звание самого пожилого ученика начальных классов в мире . 90-летняя кенийка посещает школу вместе с шестью праправнуками. Основным мотивом получения образования в столь преклонном возрасте, по ее словам, стало желание самостоятельно прочитать Библию, а также записать познания в медицине, накопленные за 65 лет работы акушеркой. До этого у Присциллы, выросшей в бедной многодетной семье, не было возможности учиться — бесплатное начальное образование в стране ввели только в 2003 году. По официальным данным, 7,8 миллиона кенийцев малограмотны.

Речь в ООН

До Присциллы Ситиени, согласно Книге рекордов Гиннесса, самым старым первоклассником считался другой кениец 84-летний Кимане Нганга Маруге . Отец 15 детей сел за парту, чтобы научиться считать и перестать зависеть от других в денежных вопросах. Проучившись год, Маруге отправился в Нью-Йорк, чтобы обратиться в ООН к участникам саммита с речью о важности бесплатного начального образования.

Китай
Фальстарт

Китаянка Ма Сюсянь впервые переступила порог школы в 102 года . Правда, до конца урока просидеть она не смогла и покинула класс за пару минут до звонка, поэтому стать рекордсменкой ей не удалось. Ма Сюсянь была вынуждена работать с 13 лет. Она вырастила девятерых детей, все получили образование, семеро — высшее. В одном из интервью Ма Сюсянь сказала, что ее мечта — учиться в школе. И местные власти пошли ей навстречу.

Фото: REX / Fotodom.ru, AFP / East News

Истина
В Библии нет споров об И., подобных тем, которые ведут философы. Вопрос Пилата: «Что есть истина?» – сразу разоблачается в своей глубокой неистинности как фактическое бегство от И., которая как раз и предстает перед прокуратором в образе Иисуса (Ин 18:36-38 ). Библию не занимают и свойственные любой науке логические построения, в которых отсутствуют противоречия в чисто умозрит. аспекте. И. в Библии познается, открывается, переживается, совершается. Ветхозаветное понятие эмэт означает реальность, которая считается действит. и обязат., а потому и является И. Слову эмэт родственно слово эмуна ; оба они означают также → веру и → верность, которые, в свою очередь, состоят в тесной связи с → милостью, → миром и праведностью (→ Справедливость, праведность). В греч. яз. НЗ понятие И. (алэтейя ), как и эмет, означает нечто твердо установл. и действит. существующее; кроме того, это справедливость, правдивость, надежность, верность, искренность, честность, фактическая суть дела, соотв. И. высказывание, праведное учение, праведная вера, но прежде всего божеств. реальность. Важнейшая библ. И. – это реальность существования Бога, Иисуса Христа, Св. Духа и Евангелия.

I. ИСТИНА = РЕАЛЬНОСТЬ БОГА. Бог в Своем слове и Своих деяниях, в исполнении Своего однажды данного обещания всегда верен и надежен. Между Божьей сущностью, с одной стороны, и Божьим словом и делом – с другой, существует совершенное согласие (2Кор 1:20 ). Бог не может солгать (2Цар 7:28 ; 3Цар 17:24 ; Пс 18:10 ; Пс 110:8 ; Пс 118:86,151,160 ; Мал 2:6 ). Свои обетования, как и угрозы, Он обязат. исполняет (Быт 24:27 ; Пс 32:4 ; Пс 88:3 ; Пс 91:3 ; Пс 99:5 ; Пс 116:2 ; Пс 118:90 ; Дан 4:34 ; Рим 15:8 ). Верующий при всех обстоятельствах может рассчитывать на Божью И. и верность, в этом – основа его спасения (Пс 35:6 ; Пс 39:11 ; Пс 90:4 ). Примечат. частое сочетание Божьей И. (эмэт ) с Божьей милостью (хэсэд ); доверяющий Его И. познает великую милость Господа (Пс 39:11 и следующие; Пс 56:4,11 ; Пс 60:8 ; Пс 85:15 ; Пс 137:2 ).

II. ИСТИНА, ЯВЛЕННАЯ В ИИСУСЕ ХРИСТЕ. Иисус Христос есть Истина, потому что Он, как истинный Бог и истинный человек, всей Своей сущностью, Своим словом и Своим подвигом искупления открыл совершенную И. и осуществил ее (Ин 1:14,17 ). В Иисусе все Божье спасение и вся Божья И. были явлены нам во плоти (Ин 8:40 ; Ин 14:6,9 ). В Нем исполнена и подтверждена божеств. И. всех Божьих обетований спасения (2Кор 1:20 ). В Иисусе И. проявляется прежде всего как светлая, возвыш., небесная, божеств. реальность, делающая Божье откровение в Сыне доступным познанию верующих. Божеств. царству И. и → света противостоит бесовское царство → тьмы и → лжи (Лк 11:17-20 ; Кол 1:13 ), связанное с властными сферами этого мира (Еф 2:2 ). С особой полнотой понятие И. раскрывается в сочинениях Иоанна. Иисус, как царств. Свидетель божеств. истины, открывается посреди безбожного, призрачного и лживого мира дьявола (Ин 8:44 ; Ин 18:36 ), и Его крестная смерть – это победа И. над ложью. Воскресший трактует итог Своего искупительного подвига как точное исполнение всего того, о чем Бог прежде говорил в ВЗ (Лк 24:25-27 ). Так И., явленная в Иисусе, осуществляет и подтверждает обетов. в ВЗ Божью истину Отца.

III. СВЯТОЙ ДУХ КАК ДУХ ИСТИНЫ. Преображенный Господь продолжает Свое дело спасения на земле через «Духа истины» (Ин 14:17 ; 1Ин 4:6 ; 1Ин 5:6 ), Который наставляет верующих во всякой И. (Ин 16:13 ). Своим введением во всякую И., т.е. в благовестие об Иисусе Христе, мы обязаны и апостольским посланиям, в которых на все времена ясно изложена новозаветная весть о спасении. Поскольку лишь Св. Дух, как Дух И., может сделать доступным для людей Божье спасение во Христе, Иисус объявляет «хуление Святого Духа» (→ Хула, III,4) такой виной, которой нет прощения (Мф 12:31,32 ; Мк 3:29 ; Лк 12:10 ; ср. Евр 10:29 ), ибо она представляет собой полное отречение от И. и виновный безвозвратно предается царству тьмы и лжи.

IV. ЕВАНГЕЛИЕ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ КАК СЛОВО ИСТИНЫ. Павел и Иоанн нередко характеризовали Евангелие как итоговое выражение всего того, что Христос даровал миру. Они называли его «истиной» (Рим 1:18 ), «истиной Христовой» (2Кор 11:10 ), «словом истины» (2Кор 6:7 ; Еф 1:13 ; Кол 1:5 ; 2Тим 2:15 ), «истиной Евангельской» (Гал 2:14 ), «всякой истиной» (Ин 16:13 ). Слово Божье есть И. Мысль о том, что Евангелие является И. во всей полноте, закреплена, кроме того, в след. выражениях: «покориться истине» (Гал 5:7 ); «верить истине» (2Фес 2:12 ); «через веру истине» (ст. 13); «ходить в истине» (2Ин 1:4 ; 3Ин 1:3 и следующие); «препоясать чресла истиною» (Еф 6:14 ); «освяти их истиною Твоею» (Ин 17:17 ). Из этого следует, что И. в этом значении немыслима без своего практического выражения в праведности и святости (Еф 4:24 и следующие). Поэтому противоположностью И. является «неправда» (1Кор 13:6 ; ср. Рим 1:18 ), кто упорствует в неправде, тот не покоряется И. (Рим 2:8 ), соотв. в Иак 5:19 говорится об уклонении от И., а в 2Тим 3:8 о том, что люди противятся И. Божья И. проявляется только там, где есть люди «от истины» (Ин 18:37 ), т.е. там, где человек добровольно открывается И. и признает ее. Таким образом, «познать истину» (1Тим 4:3 ; Тит 1:1 ) не означает только усвоить ее разумом, это значит быть открытым и послушным ей (Ин 3:21 ; 2Тим 2:25 и следующие). Живущий в грехе не может прийти к познанию И., даже если он «всегда учится» (2Тим 3:6-8 ). Даже тот, кто воспринял И. веры как дар Божий, должен «ходить в истине» (Гал 2:5 ; 3Ин 1:3 ), иначе он может вновь утратить ее и обречь себя на гибель (Евр 10:26 ). Но утвердившийся в И. Евангелия познает, что И. становится определяющей силой его жизни. Он уже ничего не может делать вопреки И. (2Кор 13:8 ), и она приносит праведность и святость (Ин 17:17 ; Еф 4:23 и следующие), делает человека свободным (Ин 8:32 ) и честным в послушании И., а в результате этого – способным к нелицемерному братолюбию (1Пет 1:22 ; ср. 2Ин 1:1 ; 3Ин 1:1 ). Новая жизнь от Бога во всех отношениях есть жизнь «в истине» (3Ин 1:4 ; ср. Гал 2:14 ; 2Пет 2:2 ), которая освобождает верующего от всякой показной праведности (1Ин 2:21 ; 1Ин 3:18 ) и наделяет его способностью поклоняться Богу (Ин 4:23 и следующие) и служить (Еф 6:14 ) в Церкви, которая есть утверждение И. (1Тим 3:15 ).

V. ИСТИНА = ПРАВДИВОСТЬ. Наряду с истолкованием центр. библ. понятия И. как И. Божьей, Христовой, Св. Духа и Евангелия мы обнаруживаем, что это понятие неоднократно употребляется в общепринятом значении. И. означает здесь правдивость, искренность, надежность в помыслах и делах (Ин 8:17 ; 1Кор 5:8 ; 2Кор 7:14 ), а также то, что некое высказывание верно и соответствует действительности (Руфь 3:12 ; 4Цар 19:17 ; Притч 8:7 ; Мк 5:33 ; Рим 9:1 ; Еф 4:25 ; Тит 1:13 ).

Джордж Лэдд

Библейский взгляд с позиций истории спасения или истории искупления создает две трудности для современного мыслителя. Во–первых, возможно ли, чтобы в истории содержалось откровение Божье? Платон говорил о царстве времени и пространства как о чем–то изменчивом и непостоянном. История по определению содержит в себе элемент относительности, пристрастия, каприза, произвола, в то время как откровение должно быть всеобщим, абсолютным, окончательным. Иногда историю называли «пропастью, которая поглотила христианство против его воли».

Как можно познать Бесконечность через конечное, Вечное - через временное, Абсолют - через относительность истории? С человеческой точки зрения это кажется невозможным; но, вероятно, именно здесь заключено величайшее чудо библейской веры. Живой Бог, Вечный и Неизменный, дал людям знание о Себе в изменчивом и непостоянном потоке исторического опыта. Таков, как указывает самый трудный для понимания момент христианской веры.

Либералам прошлого и настоящего (например, в лице Рудольфа Бультмана) представляется невероятным, чтобы Бог мог действовать в истории так, как это описано в Новом Завете. Согласно Бультману, «мифология» включает в себя не только представления о Боге и Его деяниях, но и деяния Бога, явленные в мировой истории. Он считает, что мы должны говорить о Боге как действующем только в том плане, что Он действует через меня здесь и сейчас. Для Бультмана история спасения, в указанном нами смысле, не существует по определению, поэтому он попытался переистолковать значение искупительной деятельности Бога в свете личного человеческого опыта. Однако тем самым он пожертвовал самой Благой Вестью, провозглашающей искупительную историю, конечной целью которой является Христос. Проблема здесь не в природе истории, а в природе Бога.

Есть и другая трудность. В Библии мы можем отчетливо видеть, как в одном конкретном историческом потоке искупительная деятельность Бога проявляется так, как не проявлялась никогда и нигде в мировой истории. Более того, в Писании указывается также, что иногда деяния Бога в истории выходят за рамки обычного исторического опыта.

Это проще понять, если вкратце проанализировать природу «истории». Миряне рассматривают ее как совокупность прошедших событий; но и без долгих раздумий понятно, что обширные области прошлого человеческого опыта остаются от нас сокрытыми. Истории нет, если нет документов - записей о прошедших событиях. Но вместе с тем древние записи сами по себе еще не составляют «историю». Труды Геродота - своего рода история, но в них масса нелепостей, вымысла и ошибок. «Историю», следовательно, надо понимать как воссоздание событий прошлого современным историком, критически подходящим к трактовке древних документов. При таком воссоздании критический подход - главная заповедь. Если у древнегреческих писателей вы читаете о том, как боги действовали среди людей, вы относитесь к этому не как к истории, а как к мифологии.

Многие историки полагают, что так же критически следует подходить и к библейской истории. Однако это только усложняет задачу. В Библии Бог часто представлен действующим через «обыкновенные» исторические события. Порабощение Израиля Вавилоном и его последующее возвращение в Палестину были «обычными» историческими событиями. Бог использовал халдеев для того, чтобы нанести поражение Своему избранному народу и изгнать его из земли обетованной; но это не было божественным судом. Он использовал также Кира, Своего «помазанника» (Ис. 45:1), для возвращения Своего народа в родную землю. В подобных случаях Бог активно действовал в истории, исполняя замысел, связанный с искуплением народа Израиля. Этот конкретный исторический поток обладает особым значением, отличающим его от всех остальных потоков истории. Глаза веры способны различить в исторических событиях работу Бога.

Но часто деятельность Бога предстает как нечто необычное. Иногда откровение принимает такой характер, что современные светские историки называют его антиисторическим. Бог, Который являет Себя в искупительной истории, - Господь творения и Господь истории, следовательно, Он может не только влиять на течение обычных исторических событий, но и совершать самоценные деяния, выходя за границы обычного исторического опыта.

Самый яркий пример этого - воскресение Христа. С точки зрения научного исторического критицизма воскресение не может быть «историческим», потому что оно не могло быть вызвано никаким другим историческим событием и не имеет аналогов. Бог, и только Бог, - причина воскресения. Поэтому у этого события нет причинно–следственных связей с другими историческими событиями. Более того, ничего подобного нигде больше не случалось. Воскресение Христа - это не воскресение мертвого, но возникновение жизни нового порядка - жизни воскресения. Если библейские записи точны, воскресение Христа невозможно объяснить «исторически» или с чем–то сравнить. В самом деле, сам по себе вызов, который это событие бросает научной исторической критике, может служить чем–то вроде доказательства от противного в пользу его сверхъестественного характера.

Суть проблемы - богословская. Соответствует ли такое предположительно сверхъестественное событие характеру и замыслу Самого Бога, явившего Себя в священной истории? Является ли история как таковая мерой всех вещей, или же Живой Бог - действительно Господь истории? Библейские ответы на эти вопросы не оставляют места для сомнений. Господь истории превосходит историю, но Он не чужд ей. Поэтому Он может осуществлять во времени и пространстве подлинные деяния, которые тем не менее «сверхисторичны» по своему характеру. Это значит лишь, что такие события откровения вызваны не историей, а Господом истории, Который выше ее, но действует в ней для искупления исторических созданий. Искупление истории может прийти извне - от Самого Бога. Это не значит, что мы не должны применять исторический метод для изучения Библии. Это значит, что иногда Бог совершает деяния, выходящие по своему характеру за рамки исторического метода, и историк ничего не может о них сказать.

Лэдд Д.

Богословие Нового Завета: Пер. с англ. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. - 800 с.

Библейские доказательства относительно
Бога, Троицы, Иисуса Христа,
души человека, ада и пути спасения

Библейская истина

Христос сказал: "И ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ... Я - ПУТЬ И ИСТИНА И ЖИЗНЬ" (Иоан.8:32 и 14:6).

Следовательно, Христос есть Истина, и Его слово - истинная весть для человека.

Только одна книга Божия в мире - Библия. Она переведена на русский язык с двух древних языков. Ветхий Завет - с древнееврейского, а Новый - с греческого. А потому важно нам усвоить некоторые их выражения, чтобы знать истину о Боге, Христе и человеке.

1. Имя Бога

Прежде всего мы определим имена Бога. Библия совсем не учит, что Бог - единственная тройственная личность. Но она учит, что один Бог в трех личностях. Имя Бог произошло из еврейского слова "Елогим", означающее множественное число, или Троицу. Оно в Библии употребляется около 2.500 раз.

Остановимся на нескольких текстах Библии относительно этой истины.

"И СКАЗАЛ БОГ (ЕЛОГИМ): СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ" (Быт.1:26).

"И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ (ИЕГОВА-ЕЛОГИМ): ВОТ АДАМ СТАЛ КАК ОДИН ИЗ НАС" (Быт.3:22).

"СОЙДЕМ, И СМЕШАЕМ ТАМ ЯЗЫК ИХ" (Быт.11:7).

"...КОГО МНЕ ПОСЛАТЬ И КТО ПОЙДЕТ ДЛЯ НАС?" (Ис.6:8).

В настоящее время весьма популярное имя Бога взято из еврейского языка - "Иегова". В переводе на наш язык - Господь или Сущий.

В книге Исх.3:14 читаем: "Я семь сущий". А по еврейски - Иегова, и означает: Я всегда есмь, без начала и конца.

Важно также знать, что Бог не сразу открылся человеку с разными именами, но постепенно, по мере нужды его.

В начале Бог Адаму объявил свое первое имя Елогим, или Бог в трех личностях, как Творец и Создатель. Но уже во второй главе в четвертом стихе появляется сочетание двух имен Иегова-Елогим. В переводе на наш язык - Господь Бог.

Имя Иегова появляется здесь как Божественно искупительное имя. Когда грех вошел в мир, и понадобилось искупление, тогда Бог пришел к человеку как Иегова-Елогим, или Господь Бог. И в связи с искуплением человека, имя Иегова имеет семь соответствующих имен, которые пополняют все нужды человека со времени его падения вплоть до искупления.

Все эти имена также являются именами Иисуса Христа.

1) ИЕГОВА-ИРЕ. "На горе Иеговы усмотрится", или Господь усмотрит Себе жертву. Быт.22:13-14. Сравни по отношению ко Христу - Рим.8:32.

2) ИЕГОВА-РАФЕ. "Я Господь целитель твой" Исх.15:26. Христос был также целитель. Лук.4:18.

3) ИЕГОВА-НЕССИ. "Господь знамя мое" Исх.17:8-15. Означает - "Господь победа моя". Христос Искупитель - победа над диаволом. 1Пет.1:18.

4) ИЕГОВА-ШЕЛОМ. "Господь мир". Суд.6:24. Сравни о Христе: "Он есть мир наш". Еф.2:14.

5) ИЕГОВА-РАА. "Господь Пастырь мой". Пс.22:1. Христос сказал, что Он - добрый Пастырь. Иоан.10:11.

6) ИЕГОВА-ЦИДКЕНУ. "Господь оправдание мое" Иер.23:6. А Христос есть оправдание наше. Рим.5:1,18.

7) ИЕГОВА-ШЕМАЙ. "Господь там". Иез.48:35. Сравни о Христе - Мат.18:20; 28:20.

2. Является ли Христос Богом?

Пусть само Писание говорит за Него.

1) Он есть тот же Иегова. Иоан.8:58. - "Я есмь". Он не говорит "Я был", но "Я есмь", т. е. "Сущий". "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же". Евр.13:8.

2) Он есть один из Троицы, по-еврейски Елогим или Творец. Кол.1:16.

3) Он есть "Альфа и Омега, начало и конец". Отк.1:8.

4) Он Всемогущ - "Вседержитель", "Бог крепкий". Отк.1:8; Ис.9:6.

5) Апостол Иоанн представляет Его "истинным Богом". 1Иоан.5:20; Иоан.1:1.

6) Фома называет Его Богом. Иоан.20:28.

7) Апостол Павел называет Его Богом. 1Тим.3:16. Фил.2:6.

8) Мария называет Его Богом. Лук.1:47.

9) Бог Отец называет Его Богом. Евр.1:8 сравни с Пс.44:7.

10) Царь Давид по вдохновению называет Христа Господом. Пс.109:1. (По-еврейски: "Сказал Иегова Иегове").

11) Пророк Исаия называет Христа Богом. "Бог крепкий". 9:6.

12) Евангелист Матфей называет Его Богом. 1:23 - "Еммануил - с нами Бог".

13) Господь Иисус Сам Себя представляет сатане как Бога. Мат.4:7. (Фарисеи осуждали Его за то, что Он считал себя Богом).

Еще другие доказательства, что Он Бог:

1) Он принимает поклонение, которое принадлежит только Богу. Мат.14:33. Сравни с Отк.22:8-9 и Деян.10:25-26.

2) Он прощает грехи. Map.2:5-11. Только Бог может прощать грехи.

3) Он держит все. Евр.1:3. Только Бог может это делать.

4) Он имеет всякую власть на небе и на земле. Мат.28:18. Это также принадлежит только Богу.

5) Он ходил по волнам. Мат.14:26.

6) Он смирял бури и волны. Лук.8:22-25.

7) Он исцелял больных и воскрешал мертвых во имя Свое. Лук.5:18-25.

8) Имел власть изгонять демонов. Map.1:23-27 и Лук.8:27-39.

9) Он творил много чудес, которые только Бог может творить.

3. Дух Святой - личность и третье лицо Троицы

1) Он носился над водою, как личность. Быт.1:2.

2) Дух Святой принимал участие в сотворении мира и человека. Иов. 33:4. "СОТВОРИМ человека" (Быт.1:27).

3) Дух Святой носил пророка за волосы. Иез.8:3.

4) Он сошел как личность на Христа. Мат.3:16.

5) Христос сказал, что грех против Духа Святого не простится. Мат.13:31.

6) Дух Святой говорит. Только личность может говорить. Map.13:11.

7) Дух Святой учит верующих. Только личность может учить. Лук.12:12.

8) Дух Святой был послан. Послать можно только личность. Иоан.14:17, 26.

9) Дух Святой наставляет, говорит, прославляет, возвещает, берет - и все это делает как личность.

10) Дух Святой свидетельствует. Деян.5:32.

11) Он говорит с Филиппом. Деян.8:39.

12) Дух Святой говорит с Петром. Деян.10:19.

13) Он участвует в воскресении Христа. Рим.8:11.

14) Он подкрепляет верующих и ходатайствует за них. Рим.8:26.

15) Дух Святой вселяется в сердце человека. 1Кор.3:16.

16) Все крестятся во имя Святого Духа. Мат.28:29. Есть много больше доказательств в Писании относительно личности Духа Святого, но этого достаточно, чтобы веровать истине.

4. Определение души по Писанию

Библия имеет четыре определения по отношению души. Это вытекает из недостатка нужных слов в каждом языке. А потому одним и тем же словом часто определяется несколько вещей. Так обстоит дело и со словом душа.

1) Душа как личность. "Всех душ, пришедших с Иаковом,.. шестьдесят шесть" (Быт.46:26). "По числу душ..." Исх.16:16. "В семидесяти душах..." Втор.10:22.

2) Душа как жизнь. "Ибо умерли все, искавшие души (жизни) твоей" Исх.4:19. "Нет больше той любви, как если кто положит душу (жизнь) свою за друзей своих". Иоан.15:13.

3) Душа в крови. Лев.17:11. Но здесь Бог говорит о животных, что их душа в крови, - в крови, а не сама кровь. Здесь говорится: "всякого тела", а человек не есть только тело, но он и внутренняя духовная личность. 2Кор.4:16. Плоть и кровь не наследуют Царства Божия. 1Кор.15:50.

4) Душа - внутренний духовный человек. "Но если внешний наш человек и тлеет (тело), то внутренний со дня на день обновляется", т. е. душа или дух. 2Кор.4:16.

Человек - внутренняя духовная личность, живущая в теле. 2Кор.5:6.

Внутреннего духовного человека никто убить не может, когда убивают тело, потому что он вечен, бессмертен.

5. Человек состоит из трех частей: духа, души и тела (1Фес.5:23)

Тело - земной дом (2Кор.5:1-9); дух - наш внутренний человек (2Кор.4:6), а душа - жизнь пребывающая в духе, с которым она никогда не разлучается. Потому часто в Писании говорится, как одно и то же. И когда дух человека, или этот внутренний человек оставляет тело, то и душа (жизнь) идет вместе с ним, а тело умирает или засыпает до дня воскресения его, как говорит Писание.

Когда мы (дух и душа) оставляем тело (2Кор.5:8), то будучи без тела, мы все же живем. В Отк.6:9 читаем о тех, которые были убиты, их кровь была пролита, но они сами были в небе у Господа.

Тоже самое читаем про неспасенных людей - Ис.14:9-10, - что они будучи умерщвлены телом, духом очутились в аду; там обладали знанием, пониманием и разговаривали.

Читаем и про Моисея, что он умер и был похоронен. Втор.34:5-6. Но сам, как духовная личность, был живым и ходил со Христом на горе Преображения. Мат.17:1-3.

Христос сказал, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Мат.22:32; Лук.20:38.

6. Сотворение человека

Человек сотворен и рожден Божьим Духом. Его тело мастерски сотворено из праха земного (Быт.2:7), а его дух и душа, этот внутренний человек произошел от Духа Божия. 2Кор.5:5. Сказано, что Бог вдунул в лицо дыхание жизни. Быт.2:7. Он вдунул то дыхание жизни, Которым Он Сам обладает. Иов.32:8; 33:4; Зах.12:1. Поэтому Он и есть наш Отец, Отец нашего духа. Евр.12:9. Он является Отцом только людей, но не животных. Для животного мира Он - Творец.

Надо заметить, что отцом может быть только тот, кто родил или выделил из себя личность подобную ему. Так и Бог-Отец дал нам Своего духа. 2Кор.5:5. И мы стали образом и подобием Его по духу, так как Он тела не имеет. Бог есть Дух, или Духовная Личность. Иоан.4:24.

И этот дух - наша духовная личность. 2Кор.4:16. И потому мы имеем те же духовные проявления, какие имеет и Божий Дух, то есть способность думать, говорить, проявлять волю, совесть и любовь. Животный мир не обладает такими качествами, так как у них нет духа, они только телесные существа.

Бог также имеет душу, как и мы, или жизнь вечную в Своем Духе, или в духовной Личности, хотя не имеет тела. Лев.26:11.

7. Наш дух и душа оставляют тело во время физической смерти

Доказательства: Быт.35:18. Когда жена Иакова умирала, то ее душа оставила тело.

Когда Стефана побивали камнями, он духом вышел из тела. Деян.7:59.

Когда Иисус Христос умирал на кресте, дух Его вышел из тела. Лук.23:46. И этим Духом сошел в преисподнюю и там свидетельствовал духам, однажды умершим телом, живущим духом. 1Пет.3:18-20.

Моисей умер телом (Втор.34:5-6), но жил духом (Мат.17:3).

Петр знал, что ему надлежит вскоре оставить телесную храмину и выйти из тела. 2Пет.1:13-15.

Павел предпочитал выйти из тела и быть с Господом. Фил.1:23; 2Кор.5:8.

Иаков писал также, что дух выходит из тела во время телесной смерти. Иак.2:26.

Соломон говорит, что умирая человек, тело его возвращается в прах, из которого взято, а дух - к Богу, ибо произошел от Него. Екк.12:7.

Когда Христос воскресил девицу, душа ее возвратилась назад в тело. Лук.8:55.

И когда Илия воскресил отрока, то душа его возвратилась в тело. 3Цар.17:21-22.

Когда умер богач и был похоронен телом, то сам духом, или внутренним человеком, который и есть ДУША, очутился в АДУ. Лук.16:19.

Обратите ваше внимание на то, что это не притча, как некоторые учат, а действительный случай. Христос говорит: "Был богач". Следовательно, это так и было. Когда Христос говорил притчу, то везде такая заметка:

"Иную притчу сказал Он", или: "Еще подобно Царство Небесное..."

8. Существование ада

Слово Божие предупреждает говоря: "Были и лжепророки и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении" (2Пет.2:1-2). "...что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания" (2Пет.3:16б).

В настоящее время есть очень много подобных учителей, которые не зная совершенно древнееврейского и греческого языков, пользуются некоторыми выражениями их, чтобы приобрести больше последователей себе. Они твердят, что слово АД происходит из древнееврейского выражения "ШЕОЛ" и из греческого слова "ГАДЕС", что означает могилу. И потому, никакого АДА нет, есть только могила куда человек с телом и душой идет и на этом конец. А поэтому хотим проверить хотя на основании греческого оригинала, это фальшивое учение.

1. МОГИЛА. В греческом языке могила называется "МНЕМА", а не "ГАДЕС". В нижеследующих стихах видим эту истину:

1) Мат.8:28 - ...Его встретили два бесноватые, вышедшие из ГРОБОВ (по гречески "ТОН МНЕМЕЙОН"). Пользуюсь Новым Заветом Ебергарта Нестля.

2) Мат.23:27 - "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным ГРОБАМ..." (по гречески "ТАФОЙС"). В русском языке часто и могила высеченная в скале называется гробом. А греческий язык имеет два выражения: "МНЕМА" и "ТАФОЙС".

3) Мат.27:52 - "И ГРОБЫ отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли", по гречески - "ТА МНЕМЕЙА".

4) Мат.27:60 - И положил Его в новом ГРОБЕ, который высек он в скале..." (по гречески - "МНЕМЕЙО").

5) Мат.27:61 - "Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против ГРОБА" (по гречески - "ТОУ ТАФОУ").

6) Мат.27:64 - "Итак прикажи охранять ГРОБ до третьего дня..." (По-гречески "ТАФОН").

7) Мат.27:66 - "Они пошли и поставили у ГРОБА стражу..." (Греч. "ТАФОН").

8) Мат.28:1 - "...пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть ГРОБ". (Греч. "ТАФОН"). Так точно и в следующих трех Евангелиях, везде где говорится о могиле или о гробе везде употребляется эти два выражения "МНЕМА и ТАФОС", но нигде и никогда - "ГАДЕС".

КОГДА СЛОВО "ГАДЕС" УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В СЛОВЕ БОЖИЕМ

Всегда там, где идет речь о наказании и страдании после смерти телесной.

2) Мат.16:18 - "...и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата АДА (ГАДЕС) не одолеют ее".

3) Лук.16:23 - "И в АДЕ (ГАДЕС), будучи в муках, он поднял глаза свои..."

4) Деян. 2:31 - "Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в АДЕ (ГАДЕС), и плоть Его не видела тления". Читаем, что когда наш Господь Иисус умер на кресте, то тело Его было похоронено во ГРОБЕ (МНЕМЕЙО), Мат.27:60, а сам Он ДУХОМ (душой) пошел "в темницу духов" (ГАДЕС) и там "проповедал" (1Пет.3:18-20), но там не остался, а победно вышел оттуда, победив смерть и ад, и отнял от сатаны "ключи АДА" (ГАДЕС) "и СМЕРТИ" (ФАНАТОУ).

5) Отк.20:13 - "Тогда отдало море мертвых, (тела людей) бывших в нем, и СМЕРТЬ (ФАНАТОС) и АД (ГАДЕС) отдали мертвых, которые были в них..." Во время воскресения умерших, смерть (ФАНАТОС) отдаст тело человека, где бы оно не было похоронено, в море или земле, а АД (ГАДЕС) отдаст духа (душу), и соединенный человек опять со своим телом, станет перед судилищем Христа!

СУЩЕСТВОВАНИЕ АДА

Все Писание учит, что АД (ГАДЕС) реальное место. Сам Господь ясно об этом говорил и учил. Вот некоторые доказательства из Слова Божия.

A) Мат.25:41 - "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в ОГОНЬ ВЕЧНЫЙ, (по греч. "ТО ПУР ТО АЙОНИОН") уготованный диаволу и ангелам его" (его служителям).

Б) Мат.25:46 - "И пойдут они в МУКУ ВЕЧНУЮ (по-греч. на вечное наказание - "КОЛАСИН АЙОНИОН"), а праведники в жизнь вечную". Если допустить, как некоторые опровергая учат, что эти муки не будут вечны, тогда и нет жизни вечной. "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал.6:7), "...не возможно Богу солгать..." говорит Писание.

B) Мат.13:42,50 - "И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов" (по-греч. ТЕН КАМИНОН ТОУ ПУРОС), так как и в русском переводе. Если допустить мнение, что только все могилой кончается, то как "там плач и скрежет зубов?" Ведь в могиле "...нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9:10). Размышление, страдание и скрежет зубов есть только в АДУ. Лук.16:23.

Г) Апостол Павел верил сам и учил о страшных последствиях неспасенных и непокоряющихся Евангелию спасения: "В пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа" (дословно по-греч. - "ЕН ПУРИ ФЛОГОС". 2Фес.1:8).

Д) Иисус Христос, говоря о богаче (Лук.16:19-31), сказал следующее: "И в АДЕ, (ГАДЕС) будучи в муках..." (по-греч. "ТО гадес Упархон эн басанойс).

Е) В Отк.20:15 читаем, что после воскресения всех неспасенных и страшного суда, люди будут брошены в озеро огненное (по-греч. "ТЕН ЛИМНЕН ТОУ ПУРОС" - дословно - в озеро с огнем). Ис.14.

Ж) У пророка Исаии читаем, что неспасенные люди телом идут в гроб (МНЕМА), а сами, этой духовной личностью в АД (ГАДЕС ШЕОЛ).

Во втором воскресении всех неспасенных и страшном суде, всех неуверовавших в Евангелие и не принявших Христа своим Спасителем ожидает "озеро огненное" (Отк.20:15). И не будут иметь покоя ни днем ни ночью - Отк.14:9-11. Это не притча и не аллегория.

Мнение, что Бог своих детей не может послать в озеро огненное, совершенно правильное. Но мы должны помнить что не все люди - дети Божии, большинство - "дети диавола" (Иоан.8:44). Слово Божие говорит: "Кто делает грех, тот от диавола..." (1Иоан.3:8).

По Писанию, те дети Божии, "которые приняли Его" в свою жизнь и сердце - Иоан.1:12, и которые "родились от воды и духа" - Иоан.3:5, которые покаялись и уверовали в Евангелие - Map.1:15; Деян.2:38. Таких Бог никогда не бросит в ад, а только слуг греха и диавола. Если бы АД не существовал вообще, то Господу Иисусу Христу не надо было бы приходить на землю и умирать на кресте.

9. Телесное воскресение Христа

Христос воскрес телесно и дал ученикам возможность проверить ноги, руки и ребра. Лук.24:39-44.

Фоме позволил даже вложить персты свои в раны от гвоздей. Иоан.20:27.

Христос упрекал Своих учеников за неверие в Его телесное воскресение. Map.16:14.

Все согрешили и являются погибшими. Рим.3:23-24. Все зачаты и рождены во грехе. Пс.50:7. И только Христос может спасти. 1Тим.1:15; Деян.4:12.

11. Кто может быть спасен?

Все, без исключения, могут быть спасены, и для этого требуется от человека:

Уверовать в Евангелие и креститься. Map.16:15-16.

Принять верою Христа, как своего Спасителя. Иоан.1:12.

Пройти процесс возрождения "от воды и Духа". Под "водой" надо понимать Слово Божье. Иоан.4:10,14; Иак.1:18; 1Пет.1:23.