Произведения для дошкольников о жадности. Воспитываем щедрость. ==5== Два жадных медвежонка. Венгерская сказка

Урок 13 Тема: Щедрость и жадность

26.10.2011 20242 1421

Цели урока:

- ознакомление учащихся с ценностью «щедрость» и понятием «жадность»;

- привитие детям стремления совершать добрые поступки, быть добрыми, отзывчивыми и щедрыми;

- формирование у ребенка бескорыстного отношения к окружающему миру.

Методы: рассказ, беседа, практическая работа, объяснение, работа с книгой.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», «Волшебный мешочек со сладостями».

Ход урока

1. Круг радости

Ø Добрый день, дорогие мои ребята! Я сегодня встречаю вас с особенным, я бы так сказала – волшебным настроением. Мне хочется, чтобы мы сегодня на нашем уроке «Самопознание» стали необыкновенными, добрыми и щедрыми волшебниками.

Ø Приглашаю вас в «круг радости». Давайте встанем в этот дружный и радостный круг. А теперь мы будем приветствовать друг друга и желать радости, счастья и всего-всего хорошего. А волшебная палочка обязательно исполнит все наши пожелания. Давайте я первая начну свои пожелания вам:

Желаю счастья и добра,

Всем детям с самого утра.

Ø И передаю волшебную палочку Танирхану. Расскажи, Танирхан, что ты хочешь пожелать детям? (Ответы детей).

Я желаю всем здоровья.

Я желаю всем радости.

Я желаю всем солнечного дня.

Я желаю всем веселых игр. (И т.д.)

Ø Спасибо, дети. Вы сказали очень хорошие и добрые пожелания. А знаете еще один секрет? Когда человек говорит другому человеку пожелания искренне, от всей души, щедро, то они обязательно исполняются.

2. Творим в тетради

Ø Сегодня на нашем уроке «Самопознание» мы будем говорить об очень важной духовной ценности. А о какой, вы узнаете, отгадав ребус, который приготовила для нас «помощница». Откройте ее страничку. Обратите внимание на Задание 1 и прочитайте его. (Дети творят в тетради)

Ø Всем понятно задание? Все его выполнили? Все разгадали ребус? Как называется эта духовная ценность? (Дети отвечают).

Ø Молодцы! Задание 2 «помощницы» просит написать эту ценность в тетради. (Дети пишут в тетради отгадку ребуса – «щедрость»)

3. Поговорим

¨ Подумайте и скажите, что, по вашему мнению, означает щедрость?

¨ Какими качествами должен обладать щедрый человек?

¨ Были ли в вашей жизни моменты, когда вы проявили щедрость. Что вы испытывали после этого?

¨ Назовите противоположное словок слову «щедрый».

¨ Встречались ли вам жадные люди?

¨ Как вы догадались о том, что они жадные люди?

¨ У кого в вашей семье самое щедрое сердце? Расскажите.

¨ Какой подарок вы считаете щедрым? (Ответы детей)

Ø Молодцы! Очень хорошо. Давайте сравним наши ответы и размышления с «Азбукой». (Дети работают в учебнике).

Ø Прочитайте внимательно, как «Азбука» разъясняет понятие «щедрость». Щедрость – это духовная ценность человека. Щедрый человек – это человек, который оказывает бескорыстную помощь другим. (Дети работают над определениями ценности «щедрость»).

Ø Запомните пояснение «Азбуки». Мне бы хотелось еще добавить к вашим рассуждениям следующее. Щедрость – это бесценное качество человека. Щедрость – это оказание человеком бескорыстной помощи другим. Щедрость – это отсутствие у человека такого не очень приятного качества, как скупость.

Ø Щедрость – понятие емкое, глубокое. Щедрость – это духовная ценность человека и человечества, которая раскрывает широту и глубину сердца и души.

4. Обратимся к учебнику

Ø Об этой великолепном качестве рассказывает «Азбука».Прочитаем на ее страничках интересную суфийскую притчу, которая называется «Сорок золотых». (Учитель читает притчу. Дети внимательно слушают).

Один король собрал самых выдающихся своих архитекторов и приказал им выстроить на широком открытом месте дворец, чтобы в нем размещалась огромная золотая кладовая с сорока окнами.

Спустя некоторое время такой дворец выстроили. Король приказал заполнить размещавшуюся в нем казну золотыми монетами, и со всей страны в столицу собрали все повозки, чтобы наполнить дворец золотыми монетами. Когда работа была закончена, глашатаи объявили королевский указ: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроен дворец с сорока окнами. С этого дня его величество через окна сам будет раздавать золото всем нуждающимся». Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы. Изо дня в день король появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой.

Раздавая милостыню, король обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходил к окну, получал золотую монету и уходил. Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снова, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел в сороковой день, терпению короля пришел конец. Схватив его за руку, монарх в страшном гневе закричал:

– Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы раз улыбка озарила твое лицо. Ты что же, копишь эти деньги или даешь их в рост? Ты только позоришь высокую репутацию дервишского одеяния!

Только король умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил в течение сорока дней и, швырнув их на землю, сказал:

– Знай, о король Ирана, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий ее соблюдает три условия.

¨ Ребята, подумайте и скажите, какие три условия соблюдает человек, который щедр по-настоящему? (Ответы детей)

Ø Очень хорошо. Найдите в учебнике окончание этой притчи. Прочитайте мудрые мысли о трех условиях. Крепко запомните их.

Первое условие – давать, не думая о своей щедрости. Второе условие – не ждать ничего взамен. И третье – доверять, не питать в душе подозрений.

Но этот король так никогда и не стал по-настоящему щедрым. Он стремился к щедрости только потому, что хотел прославиться среди людей.

¨ О чем эта притча?

¨ Понравилась ли она вам? Чем?

¨ Какого человека можно назвать по настоящему щедрым? (Ответы детей).

5. Творим в тетради

Ø Представьте себе, ребята, сказочный эпизод. Вот добрая Фея одаривает нас и наших близких, родных таким прекрасным, нужным качеством – щедростью. Эта ценность стала нашим вторым «Я». Теперь мы – щедрые люди.

Ø А теперь подумайте над тем, что может, по вашему мнению, вырасти из волшебного семечка щедрости. Нарисуйте, пожалуйста, волшебный плод семечка щедрости (Задание 4). (Дети работают в тетради). Учитель может задать наводящий вопрос.

¨ Ребята, что произойдет, если все люди будут щедрыми?

6. Групповая деятельность

Ø Учитель делит детей на три группы. Каждая группа должна выработать и составить список, в котором раскрывается проявления щедрости Матушки-Природы.

¨ Как вы считаете, чем щедра Матушка-Природа?

¨ Человек так же щедр, как Матушка-Природа? Расскажите. (Ответы детей).

7. Обратимся к учебнику

Ø Сегодня на уроке мы много говорили о такой прекрасной духовной ценности как «щедрость». Однако, вы наверно обратили внимание и на то, что темой нашего разговора должно стать понятие «жадность». Поговорим на эту тему, ребята? Пообсуждаем? (Ответы детей).

Ø Молодцы! Спасибо вам за ваши размышления. А сейчас мы посмотрим, как на эту тему рассуждает «Азбука». Прочитаем рассказ В.Сухомлинского «Жадный мальчик».

Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».

Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:

– Это ты хотел сто порций мороженого?

Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:

– Да... Если бы кто дал деньги...

– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого. Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.

От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.

– Что же делать? – думает мальчик.

Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.

Съел еще две порции. Поплелся к школе.

Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.

У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому–то?

Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?

Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где–то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.

¨ Какие чувства и настроения у рассказа?

¨ А какие чувства и настроения возникли у вас к мальчику?

¨ Что бы вы ему посоветовали? (Ответы детей).

8. Творим в тетради

Ø Молодцы! Как было бы хорошо и замечательно, если бы все жадные мальчики и девочки послушали ваши советы и пожелания.

Ø В народе слово «жадность» подразумевает и такое слово как «скупой».

Ø Откройте странички тетради. Выполните Задание 5. Подумайте, кто такой скупой человек? Прочитайте пословицы о скупом человеке. Поразмышляйте, в какой из этих пословиц скупой наиболее скуп? выделите эту пословицу в рамочку и раскрасьте тем цветом, в который хотите.

9. Домашнее задание

Ø Прочитайте в «Азбуке» рассказы «Бережливость и скупость» И.Алтынсарина и «Скупой» М.Алимбаева. Подумайте, поразмышляйте, в чем ценность этих произведении и чему они нас учат. Поделитесь своим мнением с родителями.

10. Круг «От сердца к сердцу»

Проводится игра «Щедрый мешочек». Все вместе проговаривают слова: «Вам посылка от друзей, передай ее скорей». Угощенье из «волшебного мешочка» достается тому, кто последний проговорит слово «скорей». Затем игра повторяется. В конце игры, те ребята, кому достались печенье или шоколад, угощают всех детей. Самый щедрый тот, кто своим угощеньем угостил как можно больше друзей в классе.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Как-то случилось, что Щедрый и Жадный жили вместе. Решили они отправиться поискать счастья. Взвалили хурджины на плечи и тронулись в путь. Шли они весело, рассказывали небылицы да сказки, и дорога казалась им короче.

На привале Щедрый вытащил из хурджина еду, а Жадный сказал, что он оставит свою про запас. Как-то случилось, что Щедрый и Жадный жили вместе. Решили они отправиться поискать счастья. Взвалили хурджины на плечи и тронулись в путь. Шли они весело, рассказывали небылицы да сказки, и дорога казалась им короче. На привале Щедрый вытащил из хурджина еду, а Жадный сказал, что он оставит свою про запас. Щедрый, конечно, угостил друга, и так повелось каждый раз.

Когда же у Щедрого кончилась еда, Жадный бросил его на произвол судьбы и, не сказав ни слова, зашагал дальше. Щедрый в унынии свернул на тропинку. Вскоре стемнело, и пришло время позаботиться о ночлеге. Увидел Щедрый заброшенную мельницу, лег в корыто для зерна и заснул. Его разбудил странный шум. Проснувшись, он увидел, что рядом горит костер, а вокруг него сидят лиса, волк и медведь. Щедрый сильно испугался и лежал не шелохнувшись.

— Расскажи что-нибудь,— попросили лису волк и медведь.

— Я расскажу о бесполезном для нас, но полезном для человека,— сказала лиса. — Около мельничной канавы есть два больших камня, под ними нора, а в норе живет мышь. С восходом солнца она выносит из норы кали золота, а вечером уносит обратно. — А теперь твоя очередь,— обратилась лиса к волку.

— На той высокой горе пасутся овцы,— рассказал волк.— Одна из них, самая паршивая, дает столько шерсти, сколько не дает и вся отара. Вот бы что знать человеку!

— А я знаю, что под ореховым деревом у городских ворот зарыто сокровище,— сказал медведь.

На рассвете звери ушли, а Щедрый забрал себе все сокровища, о которых говорили звери, и купил у пастухов самую паршивую овцу.

Вернулся Щедрый домой и зажил в достатке. А потом возвратился и Жадный. Он был сильно измучен и одет в лохмотья. Дома ему рассказали об удаче его попутчика. На второй день Жадный пошел к Щедрому и начал жаловаться на свою судьбу:

— Много стран я объехал, и везде на мою долю выпадали горе и страдания. А как к тебе пришла удача, мой брат?

Щедрый рассказал обо всем и поделился с ним своими сокровищами. Но Жадному показалось, что его обделили, и он решил сам пойти на то же место и подслушать разговор зверей. Вдруг они расскажут о новых сокровищах! Найдя мельницу, он залез в корыто для зерна и стал ждать. В полночь пришли звери, развели огонь и стали греться. Вид у них был очень недовольный.

— Что невесела, лиса? — спросили волк и медведь.

— Как же мне быть веселой, когда кто-то узнал мою тайну и стащил золото,— ответила лиса.

— Да и наши сокровища кто-то прибрал к рукам,— пожаловались волк с медведем.— Не иначе как нас подслушали! Давайте-ка проверим, нет ли здесь кого-нибудь. Звери начали обыскивать мельницу. В корыте для зерна они нашли Жадного и разорвали его на части.


Жила - была на белом свете очень жадная девочка. Ни с кем она не делилась едой, никому не давала играть свои игрушки. В школе она пряталась где-то в уголке и тайком съедала свой завтрак. Если ей что-то дарили, например шоколадку, то она ни маму, ни папу, ни дедушку, ни бабушку не угощала. Всё съедала сама.

Узнал об этой девочке добрый волшебник из страны Знания и Умения. Решил он помочь жадной девочке избавиться от жадности. Отправил он её на планету Жадин. На этой планете живут одни только жадины. У каждого из них есть свой домик, куда они никого не пускают. На этой планете всё время идёт дождь. Поэтому все жадины сидят в своих домиках и объедаются едой. Из-за того, что они так и не смогли избавиться от жадности, у каждого из них на плече сидит невидимый им человечек. Зовут его Жадюлька. Он возник в тонком мире, поэтому и не видим. Этот Жадюлька очень вредный. Он всё время шепчет им на ухо: « Не делись. Не делись». А они его слушаются.

Идёт жадная девочка по улице. В каждый дом стучится, просит, чтобы её пустили погреться и дали поесть. Она вся промокла, замерзла и есть хочет. Вы уже конечно догадались, что её ни один жадина не пустил к себе и едой не поделился. Идёт она дальше, подходит к самому последнему домику. Вся такая несчастная и грустная. Она уже начинает понимать, как это плохо, когда все вокруг жадные.

Стучится она в дверь последнего домика, надеясь, что хоть здесь её впустят и накормят. Как вы думаете, впустят её или нет? Открылась дверь и на пороге стояла маленькая, миленькая девочка. Она впустила жадную девочку в дом, дала ей сухую одежду, усадила её у печки и накормила вкусной едой. В этот момент жадная девочка была рада даже корочке черного хлеба, такая она была голодная. Поела она, а потом сказала: « Спасибо» и расплакалась.

« Что же ты плачешь» - спросила миленькая девочка. Вы, я думаю, уже догадались, кем была эта девочка. Да, это был добрый волшебник в образе девочки. « Мне очень стыдно, что я была такой жадной. Теперь я поняла, каково было тем людям, с которыми я не делилась» - всхлипывая, ответила девочка. Жадность из неё ушла. Человечек Жадюлька, сидящий у неё на плече, исчез. Она помогла миленькой девочке помыть посуду и убраться в доме. Ей не хотелось, уходит из этого домика. Так в нём было уютно и радостно. Но пора возвращаться домой.

На следующий день в школе девочка угостила всех ребят конфетами. Теперь она не испытывала чувство жадности. Жадюльки на её плече уже не было. Она обрела чувство щедрости и всегда угощала маму, папу, бабушку и дедушку, когда ей что-то дарили вкусное, например шоколадку. А Вы, читатели, жадные или щедрые?

Нужно ли ребенка «отучать жадничать»?

Я думаю, что то, что чаще всего принимают за детскую жадность (защита своих границ, своих игрушек) — естественное стремление ребенка к «самости», к обретению себя через «свои» вещи, «свои» игрушки, «своих» маму и папу. Это естественный этап взросления, и отучать не только будет лишним, а еще и вредным.

Эти же рассказы скорее показывают малышу, что это вообще такое — настоящая жадность. Что такое — истинное богатство. Чем отличается жадность от чувства собственности и когда быть жадным — не интересно и нехорошо.

Если в вашей «копилке» есть похожие сказки или рассказы — присылайте их на или пишите в комментариях. Другие родители будут вам благодарны!

*Рассказы о жадности собрала Тамара Ломбина — ч лен Союза писателей России, кандидат психологических наук.

==1==
Японская сказка

Жили в одной деревне бедняк и богач. Много было денег у богача.

Позвал как-то богач бедняка к себе. Думает бедняк: «Никак, он решил сделать мне подарок. Для того и зовет». Пришел и говорит:

– Какое это счастье иметь так много денег!

– Да что ты,– отвечает богач, – какое ж это счастье! Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне это ты! У тебя целых два богатства: первое – здоровье, второе – дети. А у меня одни только деньги. Какой же я богач?

Послушал, послушал бедняк, да и думает: «И то правда, не так уж я и беден». И домой пошел – старухе обо всем рассказать. Старуха только руками всплеснула:

– А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье – дети да здоровье?

– Счастливо жизнь свою мы прожили,– решили старики.

– Вот мы с тобой какие богачи, всех детишек подарками одарили! – радовались старик со старухой.

С тех пор прозвали их в деревне бедными богатыми.

==2==
Жадность.
Афганская сказка

Жил на свете очень богатый человек. Но такой он был жадный, что даже самому себе жалел хлеба.

Однажды кто-то позвал его в гости. Богач пошел. Хозяин дома подал множество разных блюд, и гость принялся за еду.

Сначала он попробовал мяса и съел его очень много, потому что оно было острое, вкусное и ему страсть как понравилось. Потом подали какое-то мучное блюдо, которое так и таяло во рту. Скупец его тоже съел. Потом наступила очередь яиц и лапши.

Что ни стояло на столе, всему богач отдал должное.

После обеда хозяин подал разные фрукты – абрикосы, дыни, виноград, груши. Скупец смотрел на них голодными глазами, будто в жизни не видывал подобных вещей. В конце концов, он съел и все фрукты.

После того как набил он живот горячим и холодным, захотелось ему попить.

Богачу едва успевали наливать бокалы. Он выпил столько, что живот у него раздулся – вот-вот лопнет. Из последних сил, с большим трудом скупец дотащился до дому.

Через некоторое время стало ему совсем плохо.

Испугались домашние:

– Да ведь он, того гляди, умрет. Побежали за лекарем.

– Уж не объелся ли ты? – спрашивает лекарь.

– Да, – ответил богач, – я был в гостях и хорошо пообедал там.

– Что же ты наделал?! – воскликнул лекарь. – Еда-то чужая, но живот ведь твой собственный!

– Да, это так. Но угощенья было так много и все такое вкусное!

Мыслимо ли самому отказаться от вкусного и дарового обеда!

– Ладно, – усмехнулся лекарь, – что было, то прошло. Теперь нужно принять лекарство, которое извлечет из тебя излишки пищи.

– Э нет, такого лекарства я не хочу! Вот если найдешь лекарство, которое улучшает пищеварение, давай! А если нет, уж ладно, на сытый желудок и помирать легче. А другого вреда мне не будет. Ты свободен, иди себе.


==3==
Василий Сухомлинский.
Котлетка – как камень

Это было в трудный год – сразу же после войны.

Сегодня третий класс идет в лес. Мария Николаевна назначила сбор в школе. Все пришли до восхода солнца.

У каждого пакетик с пищей – хлеб, лук, вареная картошка, а у некоторых ребят даже сало. Все содержимое своих пакетиков дети выложили, завернули в большой лист бумаги и уложили в вещевой мешок. Дети решили: мы – один коллектив, одна семья, зачем же каждому сидеть над своим узелком?

Леня тоже положил в вещевой мешок свой кусок хлеба, несколько картофелин и щепотку соли. Но в кармане остался сверток с котлетой. Мать завернула ее в бумагу и сказала: съешь, чтобы никто не видел.

В лесу дети играли, читали книгу, у костра рассказывали сказки.

Потом на большой скатерти разложили все припасы и сели обедать. Рядом с Леней сидела Майя, худенькая белокосая девочка. У нее погиб отец на фронте – в последний день войны. Каждому достался маленький кусочек сала. Майя разрезала свой кусочек пополам и отдала половинку Лене.

Мальчику показалось, что в кармане у него завернута в бумагу не котлета, а камень.

Когда дети пообедали, Мария Николаевна сказала:

– Дети, соберите бумагу и сожгите.

Когда бумага была собрана и сложена в кучку, Леня незаметно выбросил в мусор свой сверток с котлетой.

==4==
Василий Сухомлинский.
Жадный мальчик

Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».

Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и спрашивает:

– Это ты хотел сто порций мороженого?

Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:

– Да… Если бы кто дал деньги…

– Не нужно денег, – сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.

Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.

От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.

– Что же делать? – думает мальчик.

Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.

Съел еще две порции. Поплелся к школе.

Зашел в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.

У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдавать такое добро кому-то?

Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?

Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький червячок – жадность. Это очень страшный червячок.

==5==
Два жадных медвежонка.
Венгерская сказка

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.

Шли они, шли. И день шли и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

– Эх, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.

– И мне хочется! – сказал старший.

Так они все шли да шли, и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.

Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса. – О чем вы спорите, молодые люди? – спросила лиса.

Медвежата рассказали ей о своей беде.

– Какая же это беда! – сказала лисица. – Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.

– Вот хорошо-то,– обрадовались медвежата.– Дели!

Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок – это даже на глаз было видно – был больше другого.

Медвежата закричали:

– Этот больше!

Лиса успокоила их:

– Тише, молодые люди! И это беда не беда. Сейчас я все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

– И так неровно! – забеспокоились медвежата.

– Ну, полно, – сказала лиса. – Я сама знаю свое дело!

– И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.

– И так неровно! – закричали медвежата.

– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкусным сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.

Лиса продолжала делить сыр.

А медвежата только черными носами водили туда-сюда, туда-сюда – от большего куска – к меньшему, от меньшего – к большему.

Пока лисица не наелась досыта, она все делила и делила.

Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – и помахав хвостом, она убежала.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!


==6==
Василий Сухомлинский.
Пахарь и Крот

Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь все пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошел Крот по вспаханному полю. Шел до самого вечера, а до конца поля не дошел. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждет Пахаря с плугом, чтобы спросить его:

– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?

Пахарь отвечает:

– Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот:

– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.

– Но ведь вы же кроты, мы – люди, – ответил Пахарь и начал новую борозду.

==7==
Василий Сухомлинский.
Металлический рубль

Тато дал Андрейке металлический рубль и сказал:

– Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла.

Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры разделся, бросил пиджак на траву.

После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:

– Что с тобой, Андрейка?

Рассказал мальчик о своей беде. Знали товарищи, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.

– Поможем Андрейке, – сказала Таня. – У кого есть деньги, давайте.

Соберем рубль!

Каждый полез в карман. Кто десять, кто пятнадцать, кто пять копеек нашел. Один только Степан сказал:

– Надо беречь деньги. Сам потерял – сам пусть и думает, что делать. Не дам ни копейки.

Он повернулся ко всем спиной и пошел домой.

Ребята подсчитали собранные деньги – девяносто девять копеек. Пошли все вместе в магазин, купили сахара и масла.

Радостный возвращался Андрейка домой.

На следующий день никто не захотел сидеть рядом со Степаном. Он остался один.

Степан жаловался учительнице.

– Почему же со мной никто сидеть не хочет?

– Спроси у товарищей, – ответила учительница.

==8==
Василий Сухомлинский.
Мишин велосипед

Мише купили велосипед. А живет он рядом со школой. Между домом его родителей и школьной усадьбой – сад, так что и ехать негде. Миша привел свой велосипед в школу, как коня на уздечке.

Мальчики окружили Мишу. Ощупывали колеса, педали, руль, фонарик.

Велосипед всем нравился. Все завидовали Мише.

– Ну что же, катайся, – сказал Федя и отошел от велосипеда, будто ему и не хотелось покататься.

– Ты думаешь, мне и в самом деле хочется на нем кататься? – равнодушно спросил Миша. – Бери, пробуй.

Радостный Федя взялся за руль, сел на велосипед и покатил по школьному стадиону. Катался до самого звонка на урок.

На первой перемене катался Иван, на второй – Степан, на третьей – Сергей, на четвертой – Оля.

Остались кататься и после уроков. Велосипед переходил из рук в руки. К четвертому часу накатались все.

Миша привел велосипед домой в половине пятого, как коня на уздечке.

– Где это ты до сих пор катался? – удивилась мама. – Разве так можно?

– А я и не катался…

– Как – не катался?

– Мальчики катались… И девочки…

Мама облегченно вздохнула и сказала как бы про себя:

– Единственное, чего я боялась, что будешь кататься ты один.


==9==
Василий Сухомлинский.
Яблоко в осеннем саду

Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко.

Оля и Нина вскрикнули от радости.

– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.

– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.

Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:

– Пусть твое будет яблоко, Нина.

Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было ее, но Нина тоже сказала:

– Пусть твое будет яблоко, Оля…

Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову

мысль:

– Отдадим яблоко маме.

Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В материнских глазах сияла радость.

Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.

>>

>>

Как-то случилось, что Щедрый и Жадный жили вместе. Решили они отправиться поискать счастья. Взвалили хурджины на плечи и тронулись в путь. Шли они весело, рассказывали небылицы да сказки, и дорога казалась им короче.

На привале Щедрый вытащил из хурджина еду, а Жадный сказал, что он оставит свою про запас. Щедрый, конечно, угостил друга, и так повелось каждый раз. Когда же у Щедрого кончилась еда, Жадный бросил его на произвол судьбы и, не сказав ни слова, зашагал дальше. Щедрый в унынии свернул на тропинку.

Вскоре стемнело, и пришло время позаботиться о ночлеге. Увидел Щедрый заброшенную мельницу, лёг в корыто для зерна и заснул.

Его разбудил странный шум. Проснувшись, он увидел, что рядом горит костёр, а вокруг него сидят лиса, волк и медведь. Щедрый сильно испугался и лежал не шелохнувшись.

Расскажи что-нибудь, - попросили лису волк и медведь.

Я расскажу о бесполезном для нас, но полезном для человека, - сказала лиса. - Около мельничной канавы есть два больших камня, под ними нора, а в норе живёт мышь. С восходом солнца она выносит из норы кали золота, а вечером уносит обратно.

А теперь твоя очередь, - обратилась лиса к волку.

На той высокой горе пасутся овцы, - рассказал волк. - Одна из них, самая паршивая, даёт столько шерсти, сколько не даёт и вся отара. Вот бы что знать человеку!

А я знаю, что под ореховым деревом у городских ворот зарыто сокровище, - сказал медведь.

На рассвете звери ушли, а Щедрый забрал себе все сокровища, о которых говорили звери, и купил у пастухов самую паршивую овцу.

Вернулся Щедрый домой и зажил в достатке.

А потом возвратился и Жадный. Он был сильно измучен и одет в лохмотья. Дома ему рассказали об удаче его попутчика.

На второй день Жадный пошёл к Щедрому и начал жаловаться на свою судьбу:

Много стран я объехал, и везде на мою долю выпадали горе и страдания. А как к тебе пришла удача, мой брат?

Щедрый рассказал обо всём и поделился с ним своими сокровищами.

Но Жадному показалось, что его обделили, и он решил сам пойти на то же место и подслушать разговор зверей. Вдруг они расскажут о новых сокровищах!

Найдя мельницу, он залез в корыто для зерна и стал ждать.

В полночь пришли звери, развели огонь и стали греться. Вид у них был очень недовольный.

Что невесела, лиса? - спросили волк и медведь.

Как же мне быть весёлой, когда кто-то узнал мою тайну и стащил золото, - ответила лиса.

Да и наши сокровища кто-то прибрал к рукам, - пожаловались волк с медведем. - Не иначе как нас подслушали! Давайте-ка проверим, нет ли здесь кого-нибудь.

Звери начали обыскивать мельницу. В корыте для зерна они нашли Жадного и разорвали его на части.