Дмитрий пожарский - история - познание - каталог статей - роза мира. Пожарский дмитрий михайлович биография кратко

Дмитрий Михайлович Пожарский

Дмитрий Михайлович принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, которые поступили на службу к московским князьям еще в XV в. В своем достаточно разветвленном роду они считались старшей ветвью по сравнению с Палецкими, Ряполовскими и Ромодановскими, но особо высоких чинов никогда не имели. Невелики были и их родовые земельные владения.

О службе отца князя Дмитрия, Михаила Федоровича, носившего прозвище Глухой, ничего не известно. Возможно, он плохо слышал, поэтому жил в родовом имении либо в с. Медведкове в Подмосковье, либо с. Мугрееве на р. Угре.

Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 г., когда в семье уже была старшая дочь Дарья. Вслед за ним появился на свет младший брат Василий. Отец умер, когда юному князю было только 9 лет. Главой дома стала мать Мария Федоровна из рода Берсеневых-Беклемишевых. Именно ей пришлось позаботиться о хорошем образовании для сыновей, поскольку без этого была невозможна успешная служба при дворе.

Первые сведения о службе Д. М. Пожарского относятся к 1593 г. - он стряпчий с платьем, т. е. должен был подавать царю Федору Ивановичу одежду.

После воцарения в 1598 г. Б. Ф. Годунова продвижение по службе молодого князя стало более успешным. Он получил должность стольника. Мать стала боярыней в свите царевны Ксении. При этом Пожарский решил, что даже эти высокие назначения являются умалением его родовой чести и вступил в местнический спор с князем Б. М. Лыковым, чья мать стала боярыней царицы Марии Григорьевны.

При Лжедмитрии I князь Дмитрий не получил никаких повышений, поскольку не стал выслуживаться перед самозванцем. Не приблизил его к себе и царь Василий Шуйский. Но Пожарский оставался стольником при царском дворе, поэтому построил дом на Лубянской площади, женился на Прасковье Варфоломеевне, которая родила ему несколько детей.

Первое боевое назначение Пожарский получил в 1608 г. Ему было поручено доставить в столицу продовольствие из Коломны. Было известно, что на Коломенской дороге орудует отряд А. Лисовского. Князь не стал ждать его нападения и первым ударил по тушинскому отряду. Это оказалось настолько неожиданным для польского полковника, что он отступил. В итоге Дмитрию Михайловичу удалось беспрепятственно доставить столь необходимое Москве продовольствие. В следующем году царь Василий вновь поручил удачливому князю привезти продукты из Коломны. На этот раз его противником был разбойник Салков. Но и он не помешал Пожарскому выполнить задание государя.

Заметив воинские таланты у Дмитрия Михайловича, В. И. Шуйский отправил его воеводой Зарайска, склонявшегося на сторону Тушинского вора. В городе князь сразу понял, что местные жители склонны к измене. Чтобы ее предотвратить, он приказал свезти в каменную крепость все запасы продовольствия, казну и боеприпасы. Потом своим сторонникам повелел закрыть ворота крепости и выставить караул. Жители, осознав, что все преимущества на стороне нового воеводы, были вынуждены ему подчиниться.

В январе 1610 г. рязанский воевода П. П. Ляпунов попытался привлечь Пожарского к заговору против царя Василия. Но князь ответил, что будет служить тому государю, который сидит на троне в Москве.

Во время быстро меняющейся ситуации в 1610 г. Дмитрий Михайлович оставался в Зарайске, сохраняя нейтральную позицию. Изменить своим принципам ему пришлось в конце 1610 г., когда отряд карателей от пропольского боярского правительства пытался захватить П. П. Ляпунова в Пронске. Пожарский прислал ему помощь и помог выбраться из окружения.

После этого уже самому князю пришлось разбираться с посланцами из Москвы. Он приказал гостеприимно открыть перед ними городские ворота. Когда же те въехали, то были окружены и перебиты. После этого Пожарский связался с Ляпуновым и заявил о своем согласии примкнуть к Первому ополчению. Но предварительно он отправился в Москву, чтобы вывезти семью в безопасное место. Пока все готовились к переезду, стихийно вспыхнуло Московское восстание. Дмитрий Михайлович не мог остаться в стороне. Он соорудил недалеко от дома баррикаду из бревен, прикатил с помощью слуг пушки с Пушечного двора и стал обстреливать приближающиеся польские отряды. Только начавшийся в Белом городе пожар заставил князя отступить. В ходе боев он был ранен и обожжен. Слуги отвезли его сначала в Троице-Сергиев монастырь, а потом - в родовое имение Мугреево.

Осенью 1611 г. к выздоровевшему Пожарскому прибыли архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Болтин. Они уговорили князя возглавить новое народное ополчение.

Прибыв в Нижний Новгород, Пожарский встретился с воинскими людьми и заявил им, что до похода на Москву все должны дать друг другу клятву верности: «Стоять за один и быть в совете за общее дело».

Главным помощником воеводы стал земский староста Кузьма Минин. Во всех делах у них было полное согласие, и как руководители ополчения они очень удачно дополняли друг друга.

К марту 1612 г. численность Второго ополчения достигла 3000 человек, поэтому было принято решение двинуться к Ярославлю. В апреле к патриотам присоединились отряды из Алатыря, Кадома, Темникова и Касимова. Общая численность войска достигла 10 тысяч человек.

На «Совете всей рати» было создано временное правительство, в котором Пожарский стал называться так: «По избранию всей земли Московского государства всяких чинов людей у ратных и земских дел стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский».

Сначала руководители Второго ополчения были категорически против каких-либо контактов с Первым ополчением. Их возмущали и присяга Псковскому вору Сидорке, и попытка казаков занять Ярославль, и желание Заруцкого расправиться с Пожарским с помощью наемных убийц. К счастью, они были вовремя схвачены и разоблачены.

По инициативе Дмитрия Михайловича было решено начать переговоры с новгородцами, присягнувшими шведскому принцу Карлу-Филиппу. Они могли помочь в борьбе и с поляками, и с казаками. Однако быстро меняющаяся в Москве ситуация помешала достигнуть какой-либо договоренности. В июле 1612 г. от Д. Т. Трубецкого пришла весть о новом походе гетмана Ходкевича. Остановить его у Первого ополчения не было сил.

Д. М. Пожарский решил действовать немедленно и сразу же послал к столице отряд Д. П. Пожарского. Сам же с основным войском двинулся вслед за ним. Остановку он сделал только в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы помолиться у гроба святого старца и получить благословение у архимандрита Дионисия.

Не сразу сложились хорошие отношения Пожарского с Трубецким. Но совместные бои с гетманом заставили их сплотиться. Когда враг был отбит, руководители ополчений стали регулярно съезжаться и совместно разрабатывать планы по взятию Китай-города и Кремля. Наконец, 26 октября 1612 г. Москва была полностью освобождена от поляков.

Отпраздновав победу, полководцы-освободители решили, что их главной задачей является созыв Земского собора, который должен был избрать нового царя.

Некоторые современники предполагали, что Дмитрий Михайлович хочет выставить свою кандидатуру. Но он вряд ли мог предпринять этот шаг, понимая, что по своему происхождению не имеет никаких прав на престол.

Пожарский, как и Трубецкой, полностью согласился с решением членов Земского собора избрать на престол двоюродного племянника последнего законного царя Федора Ивановича - Михаила Федоровича Романова.

Новый царь оценил заслуги князя и во время венчания на царство доверил ему нести яблоко-державу. Правда, сразу несколько представителей знати попытались затеять с Дмитрием Михайловичем местнические споры. Выиграть князю удалось только у дворянина Чепчугова. А за местничество с Б. М. Салтыковым, двоюродным братом царя по линии матери, он был даже наказан.

Несмотря на обиды, Пожарский продолжал нести службу и весной 1618 г. отражал атаки королевича Владислава на Можайск, осенью защищал Арбатские ворота. Его положение изменилось после возвращения из польского плена Филарета Никитича. Сначала он получил почетную должность воеводы Новгорода Великого, потом стал главой Ямского приказа, затем - Разбойного и Судного. При подготовке похода на Смоленск в 1632 г. Филарет хотел назначить князя Дмитрия главнокомандующим. Но он отказался из-за подорванного старыми ранами здоровья. Однако когда армия М. Б. Шеина оказалась в тяжелом положении в конце 1633 г., Пожарский вместе с Д. М. Черкасским бросился ему на помощь. Но было уже поздно. Бездарный полководец сдался Владиславу.

Дмитрий Михайлович активно занимался строительной деятельностью. На свои средства он построил каменный храм в честь иконы Казанской Богоматери на Красной площади. В родовом имении Медведково он возвел красивую шатровую церковь. В своих селах Палех и Холуй покровительствовал иконописцам. Князь очень любил книги и создал целый штат переписчиков, которые изготавливали фолианты не только для него, но и для вкладов в монастыри. Один только суздальский Спасо-Евфимиев монастырь получил в дар 20 книг.

Еще одним увлечением Дмитрия Михайловича были своеобразные театральные постановки, устраиваемые скоморохами. Их даже называли «люди Пожарского». Поэтому в его имении любили бывать разные гости. В их числе завсегдатаем был известный писатель С. Шаховской, написавший о гостеприимном хозяине так: «Всегда против супостат лица своего не щадит».

Прославленный полководец дожил до старости. Перед смертью он принял постриг под именем Кузьма в честь своего нижегородского соратника. Вся Москва во главе с царем Михаилом 20 апреля 1642 г. оплакала его кончину и проводила гроб до выездных ворот из столицы, поскольку родственники захоронили его в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.

Подвиг Д. М. Пожарского навсегда остался в памяти потомков. В 1818 г. ему и Кузьме Минину был поставлен памятник на Красной площади в Москве.

Постепенно при «Совете всей земли» сформировалось несколько приказов. Поместный приказ возглавили известные дьяки Ф. Лихачев и Г. Мартемьянов, Разрядный - А. Вареев и М. Данилов, Большой дворц - Н. Емельянов, Посольский - С. Романчуков, Сибирский - С. Головин, Монастырский - Т. Витовтов.

В начале апреля 1612 г. от имени Д. М. Пожарского и его сподвижников по городам были разосланы грамоты, сообщавшие о целях нового ополченческого движения: «Теперь мы все православные христиане общим советом согласились со всею землею, обет Богу и души свои дали на том, что нам их воровскому царю Сидорке и Марине с сыном не служить и против польских и литовских людей стоять в крепости неподвижно. И вам, господа, пожаловать, советовать со всякими людьми общим советом, как бы нам в нынешнее конечное разоренье быть небезгосударными, выбрать бы нам общим советом государя, чтобы от таких находящих бед без государя Московское государство до конца не разорилось. Сами, господа, знаете, как нам теперь без государя против общих врагов, польских и литовских и немецких людей и русских воров, которые новую кровь начинают, стоять? И как нам без государя о великих государственных земских делах с окрестными государями ссылаться? И как государству нашему вперед стоять крепко и неподвижно? Так по всемирному своему совету пожаловать бы вам, прислать к нам в Ярославль из всяких чинов человека по два, и с ними совет свой отписать, за своими руками. Да отписать бы вам от себя под Москву в полки, чтоб они от вора Сидорки отстали, с нами и со всею землею розни не чинили». (Памятники Смутного времени. М., 1909. С. 92–96.)

Данная грамота говорит о том, что вопрос избрания нового государя для ополченцев был самым главным. Они считали, что только новый всенародно избранный царь сможет примирить все враждующие стороны, сплотит русских людей и поднимет престиж Русского государства на международной арене.

Можно предположить, что руководители Второго ополчения хотели созвать Земский собор еще в Ярославле, поэтому просили прислать к ним по два представителя от каждого города. Но сделать это им не удалось из-за напряженной обстановки в стране.

Из книги 100 великих россиян автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора Костомаров Николай Иванович

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский Движение, поднятое Гермогеном и Ляпуновым, не было задавлено неудачами. Города продолжали переписываться с городами и убеждали друг друга действовать взаимно для спасения веры и государства. Тогда в том же Нижнем Новгороде выступил

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Дмитрий Пожарский? Ярослав II 1578 Рождение Дмитрия 1191 Рождение Ярослава 387 Личность князя Дмитрия Пожарского в отечественной историографии явно недооценена. В отличие от многих известных современников, он происходил из знатного рода и являлся прямым потомком великого

Из книги Русская смута автора

Глава 7. Князь Дмитрий Пожарский Прежде чем начать рассказ о Первом и Втором ополчениях, стоит рассказать о его руководителях Прокопии Петровиче Ляпунове и Дмитрии Михайловиче Пожарском. Это тем более важно, так как отечественные историки склонны искажать их образ,

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность К 1312 г. Тверь вполне успешно нащупала те основные принципы внешней и внутренней политики, что обеспечили в XIV–XV вв. возникновение «Русского национального государства».И именно с начала 10-х гг.

Из книги Русская смута автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7 Князь Дмитрий Пожарский Прежде чем начать рассказ о Первом и Втором ополчениях, стоит рассказать о его руководителях Прокопии Петровиче Ляпунове и Дмитрии Михайловиче Пожарском. Это тем более важно, так как отечественные историки склонны искажать их образ,

Из книги Смутное время в Москве автора Шокарев Сергей Юрьевич

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Князь Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к стародубской ветви Рюриковичей. Родоначальником князей Стародубских был сын Всеволода Большое Гнездо князь Иван Всеволодович (ум. около 1247 г.), получивший небольшой удел с центром в

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Пожарские были захудалой ветвью Рюриковичей, властителей небольшого удельного Стародубского княжества в бассейне Клязьмы, Луха и Мстеры. Потомки потерявших в XV веке независимость стародубских князей стали рядовыми

Из книги 1612. Рождение Великой России автора Богданов Андрей Петрович

ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА КНЯЗЬ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПОЖАРСКИЙ Среди русских полководцев XVII в. мало имен, общеизвестных широкому читателю. Хрестоматийная фигура князя Пожарского является редким исключением. В кратком рассказе о его жизни и деятельности даже нет нужды обращаться к

автора

Дмитрий Михайлович Пожарский

Из книги Полководцы Ивана Грозного и Смутного времени автора Копылов Н. А.

Пожарский Дмитрий Михайлович Сражения и победыКнязь Дмитрий (крестильное имя - Косьма) Пожарский - национальный герой России. Военный и политический деятель, руководитель Второго народного ополчения, освободившего Москву во время Смутного времени.Когда шатались

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Дмитрий Михайлович Пожарский Дмитрий Михайлович принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, которые поступили на службу к московским князьям еще в XV в. В своем достаточно разветвленном роду они считались старшей ветвью по сравнению с Палецкими, Ряполовскими и

Из книги Государственные и духовные лидеры автора Артемов Владислав Владимирович

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Кузьма (Козьма) Минин и князь Дмитрий Пожарский – одни из самых видных созидателей русской государственности. Именно Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей

Из книги Полководцы XVII в автора Каргалов Вадим Викторович

Глава вторая. Дмитрий Пожарский

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский-человек высокой веры,чести и долга

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17 (30) октября 1577 года—1 ноября 1642 года) русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.

Род Пожарских

Дмитрий Пожарский является потомком Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей суздальской земли. Стародубские князья, в свою очередь, являются потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы

Согласно распространённой легенде, центр его небольших владений — село Радогость — было опустошено пожаром, и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела.

Придуманный в XVIII веке герб княжества и князей Стародубских

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Юрий Владимирович Долгорукий

До Дмитрия Михайловича выдающихся военных и политических деятелей в роду Пожарских не было. Лишь его дед, Фёдор Иванович Пожарский, участвовал в качестве полкового воеводы при завоевании Казани царём Иваном Грозным. В результате учреждения Иваном Грозным опричнины поместные земли у многих княжеских семей в центральной части Руси были отобраны. Многие семьи попали в опалу и были сосланы. Такая участь постигла и семью князя Фёдора Ивановича Пожарского, которая в 1560-х годах века была сослана на «низ» (низовскими землями в то время считались земли Нижегородского уезда и соседствующих с ним иноверцев — мордвы, черемисов, а впоследствии и татар), где у Пожарских было старинное родовое имение в Жарской волости в селе Юрино.

Детство

Традиционно считается, что Дмитрий Михайлович родился 1 октября 1577 года. Отцом Дмитрия был князь Михаил Фёдорович Пожарский, который в 1571 году женился на Марии (Евфросинии) Фёдоровне Беклемишевой, происходившей из старинного знатного дворянского рода. При рождении и крещении Пожарский получил «прямое имя» Козма в честь Космы бессребреника, поминовение которого приходится на 17 октября (по старому стилю). Одновременно он получил «публичное» имя Димитрий в честь Димитрия Солунского, поминовение которого приходится на 26 октября (по старому стилю). В составе приданого Марии Фёдоровны было село Берсенево в Клинском уезде, где, вероятнее всего, и родился Дмитрий, так как Суздальские земли князей Пожарских, в том числе и село Мугреево (Волосынино), были конфискованы царём Иваном Грозным в пользу опричников. У Пожарских был дом в Москве, на Сретенке, подвальная часть которого сохранилась до настоящего времени и входит в состав дома графа Ф. В. Ростопчина, который владел домом в начале XIX века (сегодня Большая Лубянка, 14). В московском доме Пожарских в это время никто не жил, так как детей у Фёдора Ивановича Пожарского, кроме сына Михаила, не было. Умер Фёдор Иванович в 1581 году, а его жена Мария — в 1615 году. Оба были похоронены в Троице-Сергиевом монастыре. Отец Дмитрия, Михаил Фёдорович, умер 23 августа 1587 года и похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале. Его мать Мария (Евфросиния) Беклемишева умерла 7 апреля 1632 года и тоже похоронена в Спасо-Евфимьевом монастыре. Из исторической литературы известно, что у Михаила Фёдоровича Пожарского было четверо детей. Старшей была дочь Дарья и сыновья — Дмитрий, Юрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, Дмитрию — неполных десять, Василию — три. Юрий умер при жизни отца. Впоследствии Дарья вышла замуж за князя Никиту Андреевича Хованского.

Москва Вид от Лубянки на Владимирские ворота Ф.Я.Алексеев.

Служба при царе Борисе Годунове

После смерти отца семья Пожарских переехала в Москву, где вдовая Мария Федоровна занялась воспитанием детей. В 1593 году в 15 лет Пожарский поступил на дворцовую службу, как это было принято у княжеских и дворянских детей того времени. В начале царствования Бориса Годунова (1598 год) у Пожарского был придворный чин — «стряпчий с платьем» .

Борис Фёдорович Годунов

Тогда же Пожарский с матерью неоднократно (до 1602 года) попадали в опалу к царю Борису. Но в 1602 году опала с них была снята. Сам Пожарский был пожалован царём в стольники, а его мать стала боярыней при дочери царя Ксении Борисовне. Под конец царствования Бориса Годунова мать Пожарского была уже верховной боярыней при царице Марии Григорьевне, сменив на этом посту мать боярина Бориса Михайловича Лыкова − Марию Лыкову.

Ксения Борисовна Годунова

В конце 1602 года у Дмитрия Пожарского был местнический спор с Борисом Лыковым за верховенство их матерей при дворе. Данный спор не был разрешён. Но в итоге мать Дмитрия Пожарского всё же стала верховной боярыней Московского двора. Поэтому мнение историка XIX века Н. И. Костомарова о «захудалости» княжеского рода Пожарских неверно — по крайней мере, той ветви, к которой принадлежал Дмитрий Михайлович Пожарский, в том числе и по материнской линии.

Николай Ге. «Царь Борис и царица Марфа». Эскиз неосуществленной картины. 1874

Мать оказывала Пожарскому большую помощь в течение всей своей жизни. Она сама была высокообразованной женщиной и всем детям своим дала блестящее, по тому времени, образование, что было тогда редким явлением. Так после смерти отца Пожарский, которому было неполных десять лет, отдал в поминание по отцу в Спасо-Евфимьев монастырь деревню Три дворища, сам составив дарственную и подписав её. Под влиянием матери у Пожарского привились и сохранились до конца его жизни такие замечательные черты, как высокое чувство веры, чести и долга. По отзывам современников и согласно историческим документам, присущими князю Пожарскому чертами характера были: отсутствие всякого чванства, заносчивости и зазнайства; отсутствие алчности и высокомерия. Его отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях конкретным людям и обществу в целом; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям российским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию; благочестие, исключительная набожность, но без фанатизма; любовь к своим ближним. В необходимых случаях он был твёрд духом, решителен и непоколебим, непримирим к врагам Отечества и изменникам Родины, отличался высоким чувством собственного достоинства. Вместе с тем он был очень мягким и внимательным человеком, что притягивало к нему людей разного возраста и социального положения, от холопа до боярина, что было очень удивительно для эпохи того времени. Поэтому неслучайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

После смерти царя Бориса Годунова и его сына царя Федора II, в апреле 1605 года к власти пришёл Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III, которому присягнула и Москва, и боярская дума. Пожарский продолжает находиться при дворе.

Лжедмитрий I

Служба при царе Василии Шуйском

В мае 1606 года самозванец был убит, царём стал князь Василий Иванович Шуйский, которому присягнул и Дмитрий Михайлович Пожарский.


Василий IV Шуйский

Весной следующего года появился Лжедмитрий II, а с ним на русские земли вторглись полчища литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, занимались грабежом, разоряли русские города, сёла, деревни, церкви и монастыри. На борьбу против нового самозванца и непрошеных гостей царь Шуйский мобилизовал все имеющиеся у него средства. В числе других приближённых в 1608 году он отрядил на борьбу с захватчиками князя Пожарского в качестве полкового воеводы.


Дмитрий-самозванец. Дальневосточный художественный музей.

Николай Васильевич Неврев

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В. И. Шуйского в 1609 году вотчину из своего старого поместья (отца и деда) в Суздальском уезде село Нижний Ландех c двадцатью деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он «многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всёмъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ въ твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости» .

В конце 1609 года рязанский воевода Прокопий Ляпунов уговаривал Пожарского провозгласить царём боярина Скопина-Шуйского, но князь был верен присяге Шуйскому и не поддался уговорам.


Свидание Скопина-Шуйского с царем Василием Шуйским в Москве


Князь Скопин-Шуйский разрывает грамоту послов Ляпунова о призвании на царство. Гравюра XIX века

В феврале 1609 года царь назначил Пожарского воеводой города Зарайск Рязанского уезда.

После смерти Скопина-Шуйского в апреле 1610 года, П. Ляпунов обратился к Пожарскому с предложением отомстить царю Шуйскому за смерть князя, но Пожарский снова остался верен присяге. В июле Шуйский был смещён, и власть перешла к боярской думе.

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский на пиру у князя Воротынского

Позднее, в январе 1611 года, жители Зарайска, по примеру жителей Коломны и Каширы, пытались склонить Пожарского присягнуть самозванцу, но воевода решительно отказался от их предложения, сказав, что он знает только одного царя, В. И. Шуйского, и своей присяге не изменит. Убеждённость Пожарского оказала большое влияние на умы горожан и они остались верны царю Шуйскому. Узнав об этом, «Коломна опять обратилась к царю Василию Ивановичу»

Междуцарствие

К началу 1609 года, значительное количество городов России признало «царя Димитрия Ивановича». Только Троице-Сергиев монастырь, города Коломна, Смоленск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород и ряд сибирских городов остались верны Шуйскому. В их числе был и Зарайск, где воеводствовал князь Пожарский. Царь обратился за помощью к шведам, и Карл IX послал в Россию войско под предводительством Якоба Делагарди.

Якоб Понтуссон Делагарди граф Лекё


Князь Михаил Скопин-Шуйский встречает шведского воеводу Делагарди близ Новгорода (1609 г.)

Русско-шведское войско М. В. Скопина-Шуйского разбило тушинцев под Дмитровым и подошло к Москве. Одновременно польский король Сигизмунд III вторгся в Россию и осадил Смоленск, потребовав от тушинских поляков оставить Самозванца и перейти на его сторону. В начале 1610 г. Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу. Скопин-Шуйский вступил в Москву, где неожиданно умер; русско-шведское войско под командованием брата царя Дмитрия Шуйского выступило на помощь Смоленску. Однако 24 июня 1610 г. оно было наголову разгромлено гетманом Жолкевским в битве при Клушине.

Клушинская битва

Шуйский был свергнут, во главе Москвы встала Семибоярщина, Жолкевский подошёл к Москве и встал у Хорошева, Самозванец со своей стороны встал в Коломенском. В такой ситуации Семибоярщина из страха перед Самозванцем целовала крест сыну Сигизмунда королевичу Владиславу, на условиях его перехода в православную веру, а затем (в ночь на 21 сентября) тайно впустила в Кремль польский гарнизон.

Портрет Сигизмунда III Вазы, 1610-е годы. Королевский замок в Варшаве,Якоб Трошель

Питер Пауль Рубенс. Портрет Владислава Вазы, 1624 г. Вавель.

Станислав Жолкевский показывает пленного царя и его братьев на сейме в Варшаве 29 октября 1611 года. Картина Яна Матейко.

Первое народное ополчение

Князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения московских бояр призвать на российский трон сына Сигизмунда III, королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы. В январе 1611 года, утвердившись крестным целованием (клятвой) с балахонцами (жителями города Балахны), они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов.

Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году,Михаил Песков

Одновременно с нижегородцами собиралось ополчение и в Рязани под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. К отряду Ляпунова примкнул со своими ратными людьми и зарайский воевода князь Д. М. Пожарский. Первое Нижегородское ополчение под руководством нижегородского воеводы князя Репнина выступило на Москву в феврале 1611 года численностью около 1200 человек. К нижегородцам примкнули отряды ратников из Казани, Свияжска и Чебоксар. Под Москву нижегородское ополчение пришло в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды ополченцев из Рязани и Владимира. Жители Москвы, узнав о приходе ополченцев, стали готовиться к истреблению ненавистных им поляков. 19 марта началось всеобщее восстание. Улицы были забаррикадированы санями с дровами, с крыш, из домов и из-за заборов в поляков стреляли. Поляки устроили резню на улицах, но в конце концов оказались осаждёнными со всех сторон. Выход был найден в поджоге города. Москва была сожжена практически дотла. Ополченцы поспешили на помощь москвичам. Д. М. Пожарский встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего опорный пункт около своего подворья на Лубянке (район нынешнего памятника Воровскому). Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен и вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево, а затем в родовое имение Юрино Нижегородского уезда. Там Пожарский продолжил своё лечение до возглавления им в октябре 1611 года второго народного ополчения, организация которого началась в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьмы Минина.

Первое ополчение первоначально одержало победу, захватив Белый город. Однако вражда между дворянами под предводительством Прокопия Ляпунова и казаками (бывшими тушинцами) под предводительством Ивана Заруцкого сыграла в его судьбе роковую роль. После убийства казаками Ляпунова, дворяне стали разбегаться, и ополчение фактически утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой.

Второе народное ополчение

Здесь следует отметить, что наиболее стойко и последовательно в это смутное для России время держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия да Нижний Новгород под руководством воевод князя Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключённый поляками в темницу Чудова монастыря, где он и умер впоследствии 17 февраля 1612 года от голода и болезней.

Василий Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой Лавры»

Павел Чистяков — «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков»

С июля 1611 года архимандритом Дионисием начали рассылаться грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, где святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Воевода Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы — в Пермь. И неслучайно, что первыми во весь голос заговорили о сопротивлении иноземцам именно в Нижнем Новгороде.

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам,Алексей Данилович Кившенко

Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему в село Юрино (по другой версии в село Мугреево, ныне Южский район Ивановской области) делегацию в главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.

Минин на площади Нижнего Новгорода,возле церкви Иоанна Предтечи призывающий народ к пожертвованиям. К. Е. Маковский (1839—1915)

Второе народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612 года. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль и Ростов Великий. По просьбе жителей Суздаля Пожарский послал в город своего родственника, стольника князя Романа Петровича Пожарского, который разбив поляков, освободил город. В Ярославль ополчение пришло в конце марта — начале апреля 1612 года и вынуждено было задержаться до конца июля, чтобы собрать больше войск и лучше подготовить ополченцев к московскому сражению. Перед приходом в Ярославль Пожарский получил известие об измене руководителей казацкого отряда, стоявшего под Москвой, князя Д. Т. Трубецкого и атамана Заруцкого, присягнувших ещё одному Самозванцу, беглому дьякону Исидору (в июне 1612 года князь Трубецкой прислал Пожарскому письмо, в котором отказался от присяги новому Самозванцу). В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким.

Изгнание поляков из Кремля. Э. Лисснер

28 июля 1612 года второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а 20 августа подошло к Москве. 21—24 августа состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушёл в Польшу. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города.

М. И. Скотти. «Минин и Пожарский» (1850). Красное знамя с иконой, которое несёт князь, исторически достоверно.

Служба при царе Михаиле Романове

После многочисленных обсуждений на Земском Соборе 1612—1613 гг., вторым лицом на котором после князя Фёдора Ивановича Мстиславского был князь Пожарский (он направлял прения и руководил ими), 21 февраля 1613 года государем российским был избран Михаил Фёдорович Романов. Накануне, 20 февраля 1613 года, Д. М. Пожарский предложил Собору избрать царя из числа претендентов, имеющих царское происхождение, то есть из родственников последнего Рюриковича — Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Михаил же Фёдорович приходился двоюродным племянником царю Фёдору Ивановичу и был боярского происхождения.


Призвание Михаила Федоровича на царство

Призвание Михаила Федоровича на царство. Н. Шустов.

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство

Алексей Данилович Кившенко

Нестеров Михаил. Призвание Михаила Федоровича на царство.

Избрание Михаила Романова на царство в 1613 году Клавдий Васильевич Лебедев

На этом Соборе Пожарский «за службу и очищение Москвы» получил сан боярина и вотчины с поместьями в количестве 2500 четей. На грамоте Земского Собора об избрании на российский престол царём М. Ф. Романова его подпись, как боярина, идёт десятой по списку. «Местничество» в то время ещё занимало сильные позиции в российском государстве, несмотря на огромные заслуги перед Отечеством Д. М. Пожарского. При своём венчании на царство 11 июля 1613 года Михаил Романов вновь пожаловал Пожарского саном боярина, подтвердил земельные дачи Пожарскому Земским Собором и наградил его новыми землями в Пурецкой волости Нижегородского уезда в количестве 3500 четей.

Во время миропомазания государя царский венец на золотом блюде держал родной дядя царя Иван Никитич Романов, скипетр — князь Д. Т. Трубецкой, а державу — князь Пожарский. Принимая во внимание, что князь Пожарский по своему «отечеству» был ниже многих бояр, особенно знаменательно, что он занял такое выдающееся положение при венчании на царство Михаила Фёдоровича. В этом надо видеть выражение признательности юного царя и современников князю Пожарскому за то, что он во время всеобщего «шатания» твёрдо и непоколебимо стоял за правду и, поборов смуту, привёл «все царства Российского государства» к единению в борьбе за его независимость и в выборе нового российского царя.

Москвитин Филипп. Помазание на царство Михаила Феодоровича Романова


Коронация Михаила Федоровича в 1613 году

После избрания на российский престол Михаила Федоровича Д. М. Пожарский играет ведущую роль при царском дворе как талантливый военачальник и государственный деятель. Несмотря на победу народного ополчения и избрание царя, война в России всё ещё продолжалась. В 1615—1616 гг. Пожарский по указанию царя был направлен во главе большого войска на борьбу с отрядами польского полковника Лисовского, который осадил город Брянск и взял Карачев. После борьбы с Лисовским, царь поручает Пожарскому весной 1616 года сбор в казну пятой деньги с торговых людей, так как войны не прекращались, а казна истощилась. В 1617 году царь поручил Пожарскому вести дипломатические переговоры с английским послом Джоном Мериком, назначив Пожарского наместником Коломенским. В этом же году в пределы Московского государства пришёл польский королевич Владислав. Жители Калуги и соседних с ней городов обратились к царю с просьбой прислать им для защиты от поляков именно Д. М. Пожарского. Царь исполнил просьбу калужан и дал наказ Пожарскому 18 октября 1617 года о защите Калуги и окрестных городов всеми доступными мерами. Князь Пожарский наказ царя с честью выполнил. Успешно защитив Калугу, Пожарский получил приказ от царя идти на помощь Можайску, а именно — в город Боровск, и стал летучими отрядами тревожить войска королевича Владислава, нанося им значительный урон. Однако в это же время Пожарский сильно заболел и по велению царя возвратился в Москву.

Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества,Григорий Иванович Угрюмов

Пожарский, едва оправившись от болезни, принял самое деятельное участие в защите столицы от войск Владислава, за что царь Михаил Фёдорович наградил его новыми вотчинами и поместьями. К концу своей жизни Пожарский имел без малого десять тысяч четей земельных угодий со многими сёлами, деревнями и пустошами и считался одним из самых богатых дворян Московского государства.

Котарбинский В. А. «Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов»

В 1619 году царь поручил Пожарскому руководство Ямским приказом. В 1620 году Пожарский был Новгородским воеводой и занимал эту должность до 1624 года. С 1624 по 1628 год Пожарский был начальником Разбойного приказа. В 1624 году, во время своей поездки на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, царь оставил Москву на попечение Ф. И. Шереметьева, помощником у которого был Пожарский. На обеих свадьбах царя в 1624 и в 1626 г. Пожарский был в дружках царя, а жена Пожарского, Прасковья Варфоломеевна, была свахой со стороны царя. Когда Пожарский по своей службе находился в Москве, то наряду с другими именитыми боярами бывал приглашён к праздничным царским и патриаршим столам и, по замечанию И. Е. Забелина, «въ этихъ приглашенияхъ передъ большими боярами онъ меньше не былъ». В августе 1628 года Пожарский был опять назначен воеводой в Новгород Великий с титулом наместника Суздальского, но уже в сентябре 1630 года указом царя он был вызван в Москву и назначен начальником Поместного приказа..

В 1632 году перемирие с Польшей закончилось. Русские войска осадили Смоленск. Русскими войсками под Смоленском командовали Михаил Шеин и Артемий Измайлов. Царь послал Пожарского и князя Черкасского на помощь Шеину, но не по их вине воинские сборы затянулись, и Шеин был окружён и вынужден был принять условия капитуляции в феврале 1634 года. В начале 1635 года с Польшей был заключён Поляновский мир. В переговорах с поляками участвовал и Пожарский.

Капитуляция осадной армии Шеина перед королем Владиславом IV (Триумфальная картина ок. 1634, неизвестный польский художник)

В 1636—1637 годах князь Пожарский состоял начальником Московского Судного приказа. В 1637 году ему исполнилось 60 лет, возраст по тому времени весьма преклонный. Но царь не отпускал Пожарского от себя. Он был ему нужен как человек, на которого можно положиться в любом ответственном деле. И на случай войны с крымскими татарами царь в апреле 1638 года назначает Пожарского полковым воеводой в Переяславль Рязанский. Но война эта не состоялась. Когда у Михаила Романова в 1639 году умер сначала один сын, Иван, а затем другой, Василий, Пожарский «дневал и ночевал» (то есть был назначен на почётное дежурство) при гробах царевичей. Весной 1640 года Д. М. Пожарский вместе с И. П. Шереметьевым дважды участвовал в переговорах с польскими послами, при этом писался наместником Коломенским. Эти переговоры являются последними службами князя Пожарского, записанными в Разрядной книге

Могила Пожарского

В XIX—XX веках среди историков существовало мнение, что перед смертью князь Пожарский принял схиму под именем Косма, как это было принято среди княжеского сословия того времени. Однако исследование академика М. П. Погодинав середине XIX века плюс обретение Духовной грамоты князя в начале XXI века дают основание заключить, что схиму перед смертью он не принял.

По свидетельству известного архивиста XIX века А. Ф. Малиновского, сенатора, Управляющего Архивом Коллегии иностранных дел, Дмитрий Пожарский умер 30 апреля (20 апреля по старому стилю) 1642 года на 65-м году своей жизни. В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце» . В своей работе «Обозрение Москвы» , которую Малиновский закончил в 1826 году, но впервые изданной лишь в 1992 году, автор пишет, что многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе, первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря, Суздаль

Спасо-Евфимиев монастырь

Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1765—1766 сломана «за ветхостью». В 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом России Дмитрием Медведевым

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Памятник Пожарскому в Суздале

Дмитрий Пожарский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пожарский,_Дмитрий_Михайлович

И князю Пожарскому на Красной площади работы скульптора И. П. Мартоса. Работа над монументом — от проекта до отливки — продолжалась пятнадцать лет и завершилась торжественной установкой памятника в 1818 году. До 1931 года скульптурная группа находилась именно там, где вы ее видите на этой литографии середины XIX века, — в центре площади.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился, как принято считать, в 1578 году, а на дворцовую службу поступил в возрасте пятнадцати лет. Воспитание его большей частью находилось в руках матери Марии Федоровны, урожденной Беклемишевой, так как отец, Михаил Федорович, умер в 1587 году. Мария Федоровна по своему времени была женщиной весьма образованной, высоких нравственных правил, и не будет преувеличением сказать, что именно она оказала решающее влияние на развитие своего знаменитого сына.

Дмитрий Пожарский находился при дворе и во время правления , и позднее, в , когда Москва поочередно присягнула и . Последнему он сохранял верность в самых тяжелых условиях. Достаточно сказать, что в 1609 году только , Смоленск, Переяславль-Рязанский, Зарайск, Нижний Новгород и некоторые сибирские города оставались верны присяге, все прочие признали царем . Воеводой Зарайска был в то время как раз Пожарский Дмитрий Михайлович.

Князь Дмитрий Пожарский возглавляет Второе ополчение

В 1611 году князь Пожарский со своими ратными людьми примкнул к рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Свою миссию по освобождению Москвы ополчение, как известно, провалило (сказались внутренние противоречия), а Дмитрий Михайлович, тяжело раненный у , был вывезен верными людьми к Троице-Сергию, а затем в родовое имение Юрино (Нижегородского уезда).

Здесь-то и нашло его посольство, возглавляемое архимандритом нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Феодосием; оно обратилось к Пожарскому с просьбой возглавить . В октябре 1611 года, еще не вполне оправившись от ран, князь прибыл в Нижний Новгород.

Ополчение выступило в сторону Москвы в начале марта. К концу месяца оно было в Ярославле, но здесь пришлось остановиться на несколько месяцев — следовало лучше подготовиться к решающему московскому сражению. К тому же, опять смутьянничили казаки: атаман Иван Заруцкий, уже сыгравший неблаговидную роль в истории Первого ополчения, теперь переметнулся к новому самозванцу, беглому дьякону Исидору, и подослал к Пожарскому наемных убийц. По счастью, покушение успеха не имело.

Заслуги князя Пожарского перед отечеством

Второе ополчение освободило Москву от поляков в конце октября 1612 года. Открылся Земский Собор, на котором князь Пожарский был вторым лицом (после Ф. И. Мстиславского). Заслуги его перед отечеством не забылись: его возвели в боярское достоинство и пожаловали вотчинами, что подтвердил при своем венчании на царство Михаил Федорович Романов.

Государь вообще старался всячески выказать уважение спасителю Русского государства, что проявлялось как в особых знаках внимания (на обеих свадьбах царя Пожарский был вторым дружкой; находясь в Москве, постоянно приглашался к государевым обедам), так и в особых назначениях. Собственно, борьба с интервентами все еще продолжалась, и на кого было опереться в ней Михаилу Федоровичу, как не на Пожарского. Да и граждане русские доверяли именно ему, как никому другому. Например, в 1617 году, когда в сильно «ужавшиеся» за смутные годы пределы Московского государства вторгся польский королевич Владислав, жители Калуги и других «западных» городов обратились к государю с просьбой прислать для их защиты именно князя Пожарского.

Действия Дмитрия Михайловича против королевича Владислава имели успех, но сам он в разгар кампании опасно заболел и, повинуясь наказу царя, уехал в Москву. Едва только встав на ноги, князь вновь «вернулся в строй».

Могила Дмитрия Михайловича Пожарского

В продолжение 1620-х годов Пожарский руководил Ямским и Разбойным приказами, был воеводой в Новгороде (с перерывом). Не отпускал его царь от себя и в 1630-е годы, хотя возраст князя по тому времени уже считался преклонным. В 1635 году он участвовал в заключении Поляновского мирного договора, в 1636— 1637 годах руководил Судным приказом.

Умер Пожарский в 1642 году, в среду второй седмицы по Пасхе. Долгое время считалось, что перед кончиной князь посхимился (что, в общем, было бы вполне в традициях тогдашнего высшего круга), но найденные впоследствии документы обнаружили, что это не так.

Гробницу Пожарского в суздальском ждала несчастливая, стыдная для нас, его соотечественников, судьба. В середине XVIII века ее сломали «за ветхостью» (род Пожарских пресекся, а о том, что поддерживать в пристойном состоянии могилу национального героя можно и должно сообща, тогда еще не догадывались) и восстановили только в 1880-е годы, поставив над усыпальницей Пожарских мраморный мавзолей. В 1933 году ее сломали опять — с тем чтобы восстановить в 2009 году.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский истинный гражданин и .

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 года - 30 апреля 1642 года) - русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
Имя русского князя – Дмитрия Михайловича Пожарского, навсегда войдет в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками. Прослеживая весь его жизненный путь по дошедшим до наших дней источникам информации – летописям, сказаниям, разрядным книгам, государственным актам, высказываниям его современников и т.д., не перестаешь удивляться, как же многогранен был образ этого воистину замечательного человека, великого гражданина многострадальной Руси.

Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. Обвенчалась она с Михаилом Федоровичем в 1571 году. В то время на Руси правил царь Иван IV (Грозный). По-видимому, Михаил Федорович на государственной службе не служил, так как в разрядных книгах того времени, по отзывам историков, он нигде не просматривается. Прожил он вместе с Евфросиньей Федоровной сравнительно недолго, так как в августе 1587 года Михаил Федорович умер.

У Евфросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей – дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, а Дмитрию – девять. Можно предположить, что незадолго до своей смерти Михаил Федорович со своей семьей жил в одном из своих имений, скорее всего в Суздальском уезде, так как и похоронен он был в родовой усыпальнице князей Пожарских – в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. Интересен тот факт, что на помин своей души князь завещал Спасо-Евфимьеву монастырю одну из своих деревень и купчую на эту деревню, переданную монастырю после смерти князя, подписал лично его сын Дмитрий, хотя ему было всего лишь девять лет. Это говорит о том, что в семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. И в девять лет Дмитрий умел уже и читать и писать.

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 году пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 года, в ранге "стряпчего с платьем". В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 году получает чин стольника. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского – Евфросинью Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем, верховной боярыней у самой царицы, Марии Григорьевны Годуновой. После смерти царя Б.Ф. Годунова в апреле 1605 года, к власти пришел Самозванец, Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III.

С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская Дума, Пожарский продолжает находиться при дворе. В мае 1606 года Самозванца убивают и царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул и Д.М. Пожарский. Однако с появлением на Руси второго Самозванца – Лжедмитрия II, на русские земли вторгаются отряды литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, начинают грабить и разорять русские города, села, деревни, церкви и монастыри. Царь Шуйский пытается организовать борьбу против нового Самозванца и непрошенных гостей, литовцев и поляков, мобилизуя все имеющиеся у него средства. И в числе других приближенных он отряжает на борьбу с литовцами и поляками и князя Д.М. Пожарского – сначала в качестве полкового воеводы в 1608 году, а затем назначает его воеводой в город Зарайск Рязанского уезда в феврале 1610 года.

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 году в вотчину из своего старого поместья в Суздальском уезде село Нижний Ландех и посадец Холуй с деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

Сам князь Пожарский был чрезвычайно скромным человеком, и он сам о себе как-то с иронией сказал: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын – все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля". Но князь В.В. Голицын в это время возглавлял посольство от московских бояр и находился в Польше в Варшаве у короля Сигизмунда III, чтобы просить его сына, королевича Владислава, быть царем на Руси, чему противилось все патриотически настроенное население Руси всех сословий. То есть, по сути, В.В. Голицын встал на путь измены православию, поддержав решение "Семибоярощины" (верховная власть в Москве в период междуцарствования в 1610-1612 годах) призвать на русский престол королевича-католика. Вот в этих условиях князь Д.М. Пожарский оказался единственным человеком, способным по своим воинским, деловым и человеческим качествам возглавить второе народное ополчение, формировавшееся в Нижнем Новгороде.

Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 году он писал в своей жалованной грамоте: "… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ".

По свидетельству известного архивиста XIX века А. Ф. Малиновского, сенатора, Управляющего Архивом Коллегии иностранных дел, Дмитрий Пожарский умер 30 апреля (20 апреля по старому стилю) 1642 года на 65-м году своей жизни. В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце». В своей работе «Обозрение Москвы», которую Малиновский закончил в 1826 году, но впервые изданной лишь в 1992 году, автор пишет, что многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе, первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1765-1766 сломана «за ветхостью». В 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом России Дмитрием Медведевым

на южской земле

Южский край - заповедный лесной уголок на юго-востоке современной Ивановской области. С XIV века он входил в состав Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне с. Клязьминский Городок, находящееся в 40 км на восток от Суздаля). Стародубский удел был выделен Всеволодом Большое Гнездо (1197-ок.1247) для младшего сына Ивана. В роду князей Стародубских есть прославленный как местночтимый святой Владимирского края благоверный князь Феодор (ум.1330). Его сын Андрей вместе с другими русскими князьями был участником Куликовской битвы, где командовал правым крылом русских войск.

Князья Пожарские - прямые потомки Стародубских князей, происходя от Василия Андреевича (ум. в к. XIV в.), которому на Стародубских землях в удел был выделен Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряполовского, близ с. Осипово. По названию удела князья и получили свою фамилию. Где-то между 1437 и 1445 гг. князь Данило Васильевич Пожарский променял родовое гнездо у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского на с. Мугреево с деревнями. Во время опричнины князья Пожарские лишились части своих суздальских вотчин, но Фёдор Иванович, дед князя Дмитрия, некоторые из них сумел вернуть во своё владение, передав сыну Михаилу, по прозвищу «Глухой». Об отце князя Д.Пожарского Михаиле практически ничего не известно, кроме того, что он скончался в 1588 г., когда будущему национальному герою было 10 лет.

В 1590-х годах его мать, Евфросинья Фёдоровна (урожд. Беклемишева, ум.1632), служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Фёдоровны верховой боярыней, взяв придворное имя «Мария».

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года, в день памяти св. бессребреников Косьмы и Дамиана, и был крещён в честь одного из этих святых Косьмой. В данной грамоте от 1588 года мы встречаем его первый автограф уже с именем Дмитрий, придворным именем князя. Согласно ей мальчик вкладывает на помин отца, по его завещанию, деревню Три Дворища (близ современного с. Мугреево-Дмитриевское) в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь.

Подпись князя Дмитрия стоит под Соборным определением об избрании на царство царя Бориса Годунова. Пожарский нёс службу при его дворе в 1598-1605 гг. сначала как «стряпчий с платьем», а с 1604 - стольником. В том же чине он продолжал службу при Лжедмитрии I (1605-1606) и Василии Шуйском (1606-1610). Присягнув в 1607 г. царю Василию Шуйскому, он остается верным присяге до конца своих дней. В 1608 г. Пожарский впервые проявил свой полководческий талант: охраняя коломенский хлебный тракт, со своим отрядом разгромил воровских казаков у с. Высоцкого близ Коломны. Когда столицу в 1609 г. осадили войска Лжедмитрия II, Дмитрий Михайлович был призван к защите Москвы и участвовал в обороне города.

За «Московское осадное сидение» князь Дмитрий был пожалован вотчинами в Суздальском уезде: селом Нижний Ландех с прилегающими деревнями и починками и частью слободы Холуй. Из жалованной грамоты царя Василия узнаем, что Дмитрий Михайлович «против врагов стоял крепко и мужественно», царю и Московскому государству «многую службу и дородство показал... На воровскую смуту и прелесть не покусился», стоял «в твёрдости разума крепко и непоколебимо».

В 1610 г. князь Дмитрий был назначен воеводой в Зарайск, один из ключевых пунктов обороны южных рубежей Московского государства на рязанщине. Своих взбунтовавшихся горожан он усмирил, не позволив присягнуть Лжедмитрию II, и вернул к повиновению царю восставшую Коломну. Молитвенным предстательством св. Николая (в Зарайске был особенно почитаемый его образ) князь одержал в это время много блестящих побед. Когда весной 1610 г., после кончины М.В.Скопина-Шуйского, П.П.Ляпунов предложил ему пойти на союз с Тушинским вором, Пожарский с негодованием отклонил предложение и доложил царю о намерениях рязанского дворянина.

После сведения с трона царя Василия для Москвы наступили тяжкие времена, предательством Семибоярщины столица была отдана во власть польского гарнизона. В марте 1611 г., когда началось стихийное восстание московского люда, князь Пожарский оказался в гуще событий. Наёмные солдаты гарнизона выжигали город, наступая на защитников Руси вслед за линией огня, и единственным очагом сопротивления скоро оказалась Сретенка с деревянным острожком, который по команде Пожарского был возведён у церкви Введения на Лубянке. Князь получил тяжелейшее ранение и был увезён сначала в Троице-Сергиев монастырь, а затем в его вотчину Мугреево. Крестьянский историк О.П.Голиков (потомок священника Саввы, лично знавшего Пожарского), писал в истории с. Нижний Ландех, что Пожарский лечился от ран «не инде где, а в Святоезерском монастыре». Сюда, в с. Мугреево, и пришли в октябре 1611 г. посланцы Нижнего Новгорода, приглашая князя возглавить ополчение, собранное его тёзкой Кузьмой Мининым.

В феврале 1612 года, воодушевлённые воззванием только что погибшего патриарха Гермогена, ополчение под командованием князя Дмитрия Михайловича, вооружённое на народные средства, с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, вышло из Нижнего Новгорода, направляясь через волжские города Кинешму, Кострому и Ярославль к Москве. В Ярославле была сделана долгая остановка, за время которой Пожарский и Минин создали Совет всея земли, от его имени рассылали грамоты и собирали новые силы. Надо отметить, что монеты, чеканенные ими, выпускались с портретом последнего государя из династии Рюриковичей Фёдора Иоанновича (1584-1598). В июле 1612 г. уже с отрядом прекрасно снаряжённого войска, в числе около 7 тыс. человек, Пожарский вышел в судьбоносный поход на Москву, по пути зайдя в Троице-Сергиев монастырь. Оттуда войско, благословляемое иноками, подошло к столице почти одновременно с превосходящим войском коронного гетмана Ходкевича (10 тыс. отборных воинов) и вступило с ним 23-24 августа в бой. Чашу весов перевесил подвиг К. Минина, ночью с отрядом храбрецов напавшего, с согласия своего военачальника, на отдыхавшего противника. Ходкевич был отброшен, и голодающий польский гарнизов в Кремле был обречён.

После осады 22 октября ополчение Пожарского и Минина взяло приступом Китай-город, и польский гарнизон капитулировал с условием сохранить жизни сдавшихся. Казаки Д.Т.Трубецкого, при выходе сдавшихся из Кремля, перебили почти всех; князь же Пожарский сдержал свое слово, и все, доверившиеся в его руки, остались живы. С тех пор день 22 октября (4 ноября н. ст.) стал церковным праздником Казанской иконы, а теперь - государственным праздником.

По инициативе князя был созван Земский собор с уникальнейшим представительсвом по 10 человек от всех городов и всех сословий, включая крестьян. Из 4-х кандидатов, выдвинутых на царство, собор избрал Михаила Фёдоровича Романова, ставшего родоначальником новой династии русских царей. 1 июля 1613 г. состоялось венчание на царство Михаила Романова, Московская Русь вновь обретала единство и преемство. В ночь перед церемонией князь Пожарский находился при «бережении» регалий: шапки Мономаха и барм. При церемонии шествия в Успенский собор Дмитрий Михайлович нёс царский скипетр, а во время торжественной литургии держал «яблоко» (так в старину называли царскую державу).

Символика оказалась пророческой: ведь во все время последующей службы именно князь Пожарский был посылаем юным царём во все «горячие точки», охраняя власть и державу нового самодержца. В первые годы после Смуты (до 1628 г.) в наводнённой вооружёнными отрядами стране князь возглавил ключевые ведомства: Ямской и Разбойный приказы. За это время он сумел построить множество новых путей, обеспечить их безопасность, даже ввёл новые законы: ответственность за неумышленное убийство и за куплю-продажу краденого имущества.

Получивши высший чин думного боярина и множество новых вотчин, стареющий князь осенью 1641 г. составил духовную грамоту, в которой среди прочих заветов разделил детям семейные святыни. Известно, что от брака с Прасковьей Варфоломеевной (ум.1635) он имел 6 детей: Ксению (в замужестве Куракину, ум.1625), Петра (ум.1649), Фёдора (ум.1633), Анастасию (Пронскую), Ивана (ум.15.02.1668), Елену (Лыкову). Второй женой Д.М.Пожарского была Федора Андреевна Голицына, детей у них не было.

Cпаситель Отечества отошёл ко Господу на Фоминой седмице 20 апреля 1642 г. и был погребён в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре, куда передал при жизни и по завещанию множество средств и семейных реликвий.

Князь Иван Дмитриевич, благословленный родовой иконой святителя Николая, после смерти брата Петра в 1649 г. основал Николо-Борковскую пустынь близ с. Холуй, доныне сохранившуюся на южской земле. До нашего времени сохранился синодик Святоезерского монастыря, в который Иван сделал множество вкладов. Первым среди рода Пожарских поминается «князь Козьма». Образ благоверного воина, освободителя Отечества князя Пожарского является примером воплощения завета Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Подвигом и делами «болярина князя Козьмы» мы стоим и сегодня.

Сегодня Сам Бог обращает наше внимание на дело Пожарского: совсем недавно, 19 ноября 1996 года, на южской земле произошло явление Матери Божией и была явлена икона Неопалимая Купина . Словно призыв вызволять любимое Отечество из пламени огня.