Одилон редон произведения. Одилон Редон * прекрасен но и фантастичен. Биография Одилона Редона

Одилон Редон (фр. OdilonRedon, 1840 — 1916 ) — французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и "Общества независимых художников".

Его волновали самые глубокие тайны бытия - рождение и смерть. Пять лет (1905-1910) - работал Одилон Редон над картиной "Зеленая смерть" , где страшная зеленая змея, превращаясь в человеческую фигуру, готова проглотить живой, трепетный огненный язычок. В 1910 году появилось полотно "Рождение Венеры" , на котором в мерцании перламутровой раковины проступает тело и вот-вот появится профиль античной богини красоты, являющейся как бы из небытия.

Природные формы становились для Редона только основой для его мистических, образных смешений сна и яви, на грани которых он создавал свой то пугающий, то завораживающий мир.



Одилон Редон родился 20 апреля 1840 года в городе Бордо. Его детские годы прошли в мечтательном одиночестве в фамильном имении Пейрельбад. Увлекшись рисованием, Редон начал заниматься у местного художника Горена. В пятнадцать лет он уже писал акварели и копировал английские гравюры. Огромное влияние на него оказал гравер Родольф Вреден.

Некоторое время Редон учился в Парижской школе изящных искусств. Увлеченно копировал в Лувре картины Эжена Делакруа. После окончания учебы до тридцати лет Редон жил в Бордо, а затем навсегда поселился в Париже.

В 1878 году появилась его композиция "Дух. Хранитель вод" , где обозначенный на небе черным контуром дух и маленький блуждающий в море парусник как бы воплощают столкновение мира реального и мира мистического. В серии литографий мечте" , которую Редон создал в 1879 году, в качестве материала он использовал уголь, позволяющий передать всю градацию тональных переходов. Эта серия - размышление о том, как человек слаб перед лицом окружающего его и все время испытующего мира.

Публика увидела произведения Редона только в 1881 году, когда прошла его первая персональная выставка. Художник был очень чуток к окружающей жизни, дружил с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме, и некоторые его графические листы и живописные полотна созвучны созданным в то время литературным и музыкальным произведениям. Например, "Ворон" (1882) напоминал современникам стихотворение Эдгара Аллана По:

Только приоткрыл я ставни - вышел
Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего.

Появившаяся в 1891 году гравюра "Персифаль" по звучанию близка к музыке Рихарда Вагнера в одноименной опере. В работе "Профиль света" (1881-1886) создается впечатление, что лицо рыцаря, возможно того же Персифаля, просвечено насквозь.

В 1890-е годы Редон дружил с художниками группы "наби". В это же время он увлекся пастелью. В 1895 году в этой технике он создал одну из лучших своих работ - "Христос Святого Сердца" , где образ Христа рождается из золотистого ясного сияния слегка размытых красок. Еще одного своего героя -"Будду" - в 1905 году художник изобразил рядом с проявляющимися в красочной ткани цветами и деревьями.

Редон приобретал все большую популярность. В Осеннем салоне 1904 года ему даже предоставили отдельный зал. Загадочна и непостижима, похожая на живое существо, написанная в 1910 году его "Красная сфера" . Декорированную ожившую фантазию напоминает "Женщина среди цветов" (1909 - 1910). В это время Редон устроил свою последнюю персональную выставку. Постепенно он начал отходить от своих болезненных, похожих на сновидения фантазий, писал натюрморты, вазы с цветами, рядом с которыми часто помещал красивые женские профили.

После смерти, которая настигла его 6 июля 1916 года, осталось множество так и неразгаданных до нашего времени картин и графических листов.





В своем дневнике «Себе самому» Редон высказал мысли, которые характеризуют его рисунки, но в равной степени могут быть отнесены и к творчеству мастера в целом:

«Мои рисунки внушают, а не определяют себя. Они ничего не детерминируют. Они отсылают нас, так же как и музыка, в двойственный мир неопределимого». Главная идея этих мыслей — о бессилии точного, однозначного выражения, и в конечном итоге — о бессилии слова перед глубиной высших смыслов».

И она сразу погружает в эпицентр проблематики о сути символизма и модели символического мышления, представленной в творчестве Редона.

Более всего этот художник знаменит своими «чернотами» − так он называл свои мрачные картины. Их явно не стоит показывать детям, рассматривать перед сном или в плохом настроении. Любой психотерапевт отметит, что у человека, нарисовавшего эти картинки было какое-то психическое расстройство. И он не ошибется.

Одилон Редон (Odilon Redon, 1840-1916) был очень мнительным, обидчивым и пугливым человеком, он не верил в собственный талант живописца и удивлял окружающих своим поведением.

Искусствоведы выделяют всего два цикла картин Редона – черный и цветной. Цветные работы тоже довольно мрачные и пугающие, чего только стоят жуткие портреты с мертвецкими лицами или символические ребусы! Но «черноты» − это вообще мечта любого фаната треша и безумия. Кажется, что если вглядываться в эту бездну, то она тоже заглянет тебе в глаза.

Пристально заглянет.

Не показывайте эти картины вашим жёнам и дочерям, иначе вам не дадут спокойно спать ночью. Так каким же человеком был художник, смотревший на мир через призму мрака, рисовавший таких «фантастических тварей» и явно знающий, «где они обитают»?

Одилон Редон родился в 1840 году во французском городе Бордо в семье аристократов. Он учился живописи у Горена и Жерома, а ботанике – у Клаво. Он-то и показал впервые молодому человеку сочинения Бодлера и По. Представляете, какое влияние оказали эти великие литераторы на неокрепшую психику творческого человека? Все эти пугающие истории Эдгара По, наводящие мистический ужас даже на взрослого (но чувствительного!) человека… Все эти «разлагающиеся» стихи Бодлера, названные «Цветами зла»… Может быть, это и было первым шагом в «черноту»?

Затем юный художник познакомился с мастером офорта Родольфом Бреденом (сейчас особенно известна его литография «Добрый самаритянин, 1861»). Творческий мир Бредена – это мир хаоса и пугающих фантазий, напряжения, ужаса и замирания. Чтобы понять смысл его работ, в них нужно было долго и напряженно вглядываться. Именно в мастерской Бредена Одилон Редон научился литографии и гравюре по металлу.

В 25 лет Редон стал писать свои черные картины углем, а также черно-белые литографии. В 27 лет он начал вести дневник, который озаглавил «Себе самому». Скорее всего, без дневника нашему герою было бы совсем плохо. Одилон был гениальным художником, но его психика была всё же довольно расшатана. В 30 лет художник отправился… в армию.

С той поры в нем прибавилось уверенности и решительности, а ещё через 10 лет он всё же поверил в свой талант живописца и выпустил несколько альбомов со своими рисунками: «В мире мечты, 1879», «Эдгару По, 1882», «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). Как мы видим по названиям, раннее увлечение творчеством Бодлера, По и не прошли даром.

И только с 1890 года в творчестве Одилона Редона наступило просветление. Повлияло ли на это рождение второго сына, счастливый брак или что-то еще – неизвестно. Но, тем не менее, на полотнах мастера все чаще стали появляться яркие краски. Он стал писать маслом, и сюжеты новых картин - бабочки, цветочки, женщины - разительно отличались от предыдущих. Кстати, позже художник прославился именно благодаря цветочным композициям. Он писал их, чтобы заработать денег, так как финансовая сторона в последние годы его жизни оставляла желать лучшего.

Но вернёмся к «черному периоду».

«Черное рождается в самых потаённых глубинах души» , − говорил художник.

Достаточно воспроизвести названия его работ, чтобы уже все стало ясно: «Воздушный шар с глазом, 1898», «Улыбающийся Циклоп», «Плачущий паук, 1881», «Улыбающийся паук, 1881».



Пауки у Редона выходили какими-то особенно печальными. Тоски в них куда больше, чем страха. Вполне человеческие сюрреалистичные лица с огромными грустными глазами вызывают не столько отвращение, сколько жалость. Путешествуя в глубины человеческого подсознания и приправляя эти «полеты» творчеством великих мистиков, Одилон Редон принес из хаоса свое видение боли с человеческим лицом…



Взгляните еще вот на эту работу. Здесь у неживого объекта вновь человеческое лицо. «Странный цветок» с опавшими лепестками, взирающий на зрителя безразличным взглядом – вот уж точно воплощение детского кошмара!

Большую известность в мире также приобрела гравюра на тему оперы Вагнера «Парсифаль, 1891», на которой изображена мрачная девушка с вновь большими и грустными глазами. Эта работа взволновала Париж того времени.



Французский критик Эннекен однажды написал про творчество Редона так:

«Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами… Сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны…»

Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 20 апреля 1840, Бордо - 6 июля 1916, Париж) - французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и «Общества независимых художников» .

Творчество Редона разделяется на два периода: «чёрный» и «цветной».

Детство будущий художник провел в семейном поместье Пейербальд, расположенном в нескольких милях к юго-западу от Бордо. Здесь он был оставлен на попечении кормилицы до одиннадцати лет. Вероятно, что мальчик страдал припадками эпилепсии и родители намеренно прятали его от глаз знакомых.

В 1851 году Одилон вернулся в семью и поступил в школу. В 1857 году Редон пытался поступить в парижскую школу изящных искусств, но провалился на первом же экзамене.

С 1855 года учился в Бордо у местного художника-романтика Станислава Горена, который обучил его технике акварели . Здесь же, через три года состоялся дебют Редона - на ежегодной выставке Общества любителей искусств он показал две свои картины.

Приблизительно в это же время старший брат художника вводит его в кружок молодых интеллектуалов. Здесь, в 1863 году Одилон Редон познакомился с Рудольфом Бреденом, гравером-«протосимволистом», испытав глубокое воздействие его творчества и решив стать графиком. В 1864 году занимался в Школе изящных искусств в Париже у Жан Леона Жерома. Литографии учился у Анри Фантен-Латура . Благодаря своим новым товарищам Редон познакомился с поэзией Шарля Бодлера, произведшей на него сильное впечатление.

В 1865-1870 Редон работает, в основном, углём, затем в черно-белой литографии, создавая большие листы, которые называет «чёрными» или «чернотами».

С 1867 начинает вести дневник под названием «Себе самому», в котором изложил свои взгляды на искусство и творчество. Окончил его в 1915 году.

Будучи болезненно мнительным человеком, Редон долгое время не мог найти своё место в искусстве, не верил, что может создать что-то стоящее. В 1868 году, например, когда картину Редона «Роланд у Ронсеваля» приняла комиссия парижского Салона, автор в последний момент испугался суда критики и забрал свою работу.

Переломным в жизни художника стал 1870 год. Художник записался добровольцем в действующую армию (шла франко-прусская война) и, к удивлению домашних и друзей, проявил себя смелым и стойким воином. Для Франции война окончилась унизительным миром, но Редону она придала уверенности в своих силах. Однако и после этого его не оставляли мрачные видения.

В марте 1874 года умер отец Редона, и это стало для художника сильным потрясением, хотя он так никогда и не смог изжить свою обиду на него за «бездомные» детские годы. Вместе с тем, смерть отца позволила Редону полностью посвятить себя искусству. Художник переезжает в Париж, знакомится со Стефаном Малларме.

1879 год: Редон решается, наконец, выпустить альбом своих рисунков, воспроизведенных литографским способом. Этот альбом, называвшийся «В грёзе» («В мире мечты»), привлек к себе внимание лишь некоторых знатоков живописи и коллекционеров. Вслед за этим циклом последовали и другие: «Эдгару По» (1882), «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). В 1881 году Редон впервые выставляет в помещении «Ви модерн» все свои «чёрные» рисунки. В 1886 принимает участие в восьмой и последней выставке импрессионистов . Все работы этих циклов населены странными существами, наполнены причудливыми образами.

В 1880 году художник женился на Камилле Фальт (1852-1923), креолке из французской колонии Реюньон. Этот брак оказался на редкость счастливым, хотя супругам пришлось пережить большое горе - в шестимесячном возрасте умер их первенец. Художник был так подавлен, что некоторое время не мог работать. В 1889 году у него родился второй сын. Его появление на свет помогло Редону излечиться от тоски.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Улыбающийся паук (ок. 1881) Лувр, Париж

При взгляде на этого паука сразу же вспоминается нашумевший в свое время роман Жориса Карла Гюисманса "Наоборот", а точнее - спальня Дезесента, главного героя этого произведения. Как, вероятно, помнит читатель, ее украшала картина, на которой был изображен ужасный паук с человеческим лицом. Кроме того, возможно предположить, что в "Улыбающемся пауке" Редон отразил не только свои видения, но и свои представления об эволюции. Во второй половине XIX столетия умами европейцев завладела эволюционная теория Чарльза Дарвина, согласно которой все формы жизни на Земле тесно взаимосвязаны друг с другом, и высшие организмы произошли от низших. Эта теория выводила на мысль, что в ходе эволюции Природа могла создавать некоторые "промежуточные", "гибридные" экземпляры, впоследствии оказавшиеся нежизнеспособными. В свете подобных предположений паук с человеческим лицом казался не столь уж фантастическим. Добавим, что воображение Редо-на могли подхлестнуть и "монстры из микроскопа", поскольку увлечение микроскопом было в те годы повальным (достаточно сказать, что в 1860 году в одном из кафе Бордо устраивались - и пользовались большим успехом - представления, в ходе которых зрители рассматривали под микроскопом каплю воды). Что касается паука Редона, то он пугает не столько "антропоморфностью", сколько величиной (о ней позволяет судить размер плиток пола). "Голова" паука напоминает отрубленные головы, часто встречающиеся в прочих "чернотах" героя нашего выпуска.

В детстве его прятали от людских глаз, каждую ночь кошмары стояли подле его постели, в юные годы он знал лишь один цвет - черный. Он был безумцем, был воином, был творцом и сам спас себя из пучины мрачных видений, впустив в свою жизнь яркие краски. Одилон Редон - художник и мыслитель, предтеча сюрреализма, утверждавший, что сны реальнее яви.


Редон родился в 1840 году в провинции Бордо. Первые одиннадцать лет жизни он провел в семейном поместье Пейербальд, во Франции, и те дни были омрачены разлукой с родителями и почти полным одиночеством. С раннего детства его мучили загадочные припадки, и родители, испугавшись пересудов, поспешили спрятать свое «неудавшееся» дитя от глаз знакомых. Те годы Редон неизменно вспоминал с болью и до последних дней таил обиду на отца.


Затем Одилон сменил несколько школ, каждая из которых, с ее шумом и множеством требований, только усугубляла его состояние. Приступы тревоги и внезапного страха изматывали Редона всю юность, и для него реальность и страшные сны переплетались в единое полотно. Со временем, чтобы избавиться от навязчивых образов, он начал переносить их на бумагу.


Он жил по принципу «главного глазами не увидишь» - но в особом, фантасмагорическом понимании. Редон верил в существование внутреннего зрения, взора, обращенного к тайникам души. Черные рисунки, «черноты», как он их называл, выполненные углем, вытаскивали на свет самые потаенные фобии и кошмары.


Вороны, антропоморфные пауки, вырванные глаза на стебельках, болезненные метаморфозы человеческого тела и неожиданные трактовки привычных предметов заставляли вздрогнуть неподготовленного зрителя. «Я наделяю человеческой жизнью неправдоподобные существа, заставляя их жить согласно законам правдоподобия и ставя… логику видимого на службу невидимому» - писал художник в дневнике, который вел всю свою жизнь.


Впрочем, сам Редон долгое время не пытался снискать славы и рисовал «в стол». Провалившись в 1857 году на первом же экзамене в парижскую школу изящных искусств (отец вспомнил о существовании сына и решил, что тот должен стать архитектором), он потерял веру в себя и способность что-то сказать миру.


И тут на помощь пришла... семья - старший брат взял шефство над Одилоном и ввел его в круг французских интеллектуалов. Состоялось знакомство с Рудольфом Бреденом, гравером-символистом, вдохновившим Редона на работу с графикой. В 1864 году он вновь штурмовал стены школы изящных искуств в Париже и стал учеником Жан-Леона Жерома, а литографии учился у знаменитого символиста и декадента Анри Фантен-Латура. Они считали его не столько учеником, сколько другом, единомышленником, и познакомили с поэзией Бодлера.
Эстетские яды Бодлера разбередили душу Редона настолько, что он выполнил цикл иллюстраций к легендарным «Цветам зла». Ничто так не отражало его внутренний мир, как мрачные строки этой поэмы.


Правда, смелости ему новые знакомства не прибавили. Когда одна из работ Редона прошла конкурсный отбор для крупной парижской выставки, он внезапно испугался нападок критиков и забрал ее за день до открытия.
В тридцатилетнем возрасте этот нервный, утонченный, болезненно мнительный и робкий человек стал... солдатом. Он отправился добровольцем на франко-прусскую войну, вызвав крайнее удивление у всех родных и знакомых. Еще сильнее они были поражены, когда он вернулся домой - стойко пройдя все тяготы войны, с какими-то странно горящими глазами и новыми силами.


Ужасы войны стали новой темой его кошмаров, но теперь он знал, что делать.
Он неожиданно сильно горевал, когда умер его отец, но почувствовал себя свободным. Благодаря наследству Редон самозабвенно отдался творчеству.


В 1879 году он наконец издал первый альбом своих «чернот».
Особого успеха он не имел, но начало было положено. Вслед за альбомом «В мире грез» последовали графические посвящения Флоберу, Бодлеру, Гойе и Эдгару По. С последним связано самое известное графическое произведение Редона – черный ворон на фоне распахнутого окна.


Он выставлялся на последнем салоне импрессионистов, хотя не имел к ним ни малейшего отношения, более того – презрение импрессионистов к нему было взаимным.
В возрасте сорока лет Редон обрел счастье в семейной жизни, но брак оказался омрачен смертью первенца. Несколько лет он не мог заставить себя рисовать – прошлые кошмары померкли в сравнении с потерей долгожданного ребенка от любимой женщины. Но рождение второго сына заставило его взяться за кисть – и его стиль радикально изменился. Сначала ради заработка он начал писать букеты – почти реалистичные, мерцающие, словно сорванные в райском саду, - и ему это понравилось.


Так в его живопись вошел цвет.


Первые опыты с пастелью он начал еще во время медового месяца, чтобы запечатлеть то опьяняющее счастье, но лишь после очередного душевного кризиса распрощался со своими «чернотами».
Тот, кто рисовал чудовищные глаза и безумных пауков, обрел способность писать сияющие медитативные иконы, всадников в перламутровых лесах, тонкие оттенки рассвета.


Его позднее творчество близко буддистскому искусству и философии – недостижимый мир абсолютного покоя, потерянный рай вечной радости.


Работы Редона "цветного

Умиротворенные лица, фантастические пейзажи, мечтательный розовый, небесный ультрамарин, образы мифологических существ и добрых духов – таким предстал миру обновленный Редон в своем «цветном периоде».


Он вдруг понял – в его мире есть место счастью. Яркая масляная живопись словно пролила свет в темную душу художника. Этот внезапный поворот и по сей день ставит искусствоведов в тупик.


Внезапное обращение к цвету "мастера кошмаров

Смену настроения ощутили и друзья, и критики. Редон снискал уважение Гогена и членов группы «Наби», удостоился выставок по всей Европе и получил Орден почетного легиона.


Работы Редона "цветного

Эмиль Золя, неоднократно отзывавшийся о Редоне резко и уничижительно, однажды написал ему: «Сегодня я восхищаюсь вами больше, чем любым другим художником: ни один из них не открыл моей душе столь светозарных, дальних и мучительных горизонтов таинственного, которое и есть единственно реальная жизнь».


"Цветочные облака", Одилон Редон.

Последняя запись в его дневнике гласит: «Я доволен своей жизнью».