Отец михаил кожухарь. Отец михаил, успевающий все. – И вы к этому готовы

Без прошлого нет будущего. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.


Нижегородская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее.

В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!

(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).

Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу.

Православную Церковь приметишь с первого взгляда. Очень уж отличается вид храма от обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные купола.

Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов. Строятся православные церкви алтарем на восток, туда, где восходит солнце. Ибо для верующих Господь - сам свет немеркнущий. Даже в молитвах они называют Иисуса Христа «солнцем правды ».

Чаще всего в своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому на кресте Господу. Сверху здание храма обычно завершается куполом, воплощающим собою небо. Вверху купол завершается главою, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы моего родного села Никитино, об истории которой я хочу рассказать, имеет пять куполов. Пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Храм в нашем селе основан он был в 1904 году . Строился он очень основательно и кропотливо, в общей сложности примерно 10 лет. Только три года закладывали фундамент, для прочности в него клали куриные яйца, которые собирали с населения.

Первая служба в нем состоялась в 1914 году на Покров, 14 октября. Каждый храм посвящен Богу и носит имя того или иного события религиозной жизни или святого. Поэтому наш храм назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы .

Около 30 лет в церкви велись службы, венчали, отпевали, крестили. Колокольный звон церкви разносился далеко за пределы села. Красота поражала людей. По воскресеньям и по религиозным праздникам все село собиралось на церковную службу.

Но пришли другие времена и в 1936 году храм закрыли. Его не только закрыли, но можно сказать и разрушили, кресты с куполов сняли, колокола растащили. Иконами в сельсовете топили печку, лишь небольшая часть их уцелела.


Образа верующие люди прятали по домам на свой страх и риск. Более 70 лет в Храме располагался колхозный склад, мельница. Под сводом прочно обосновались голуби, да шумел ветер. Храм глядел на село пустыми глазами.

В 2004 году по инициативе руководства СПК им. Кирова была попытка восстановить Храм. Частично вывезли мусор, покрыли железом купола, побелили снаружи, внутри в некоторых местах оштукатурили стены.

Наблюдая за ремонтом Храма, люди радовались, что скоро у них в селе опять будет слышен колокольный звон. Но их надежды не оправдались и вскоре ремонт здания прекратили. Было больно смотреть, как гибнет памятник духовности.


Два года назад жители села решили всерьез заняться возрождением Храма. Сначала разобрали мельницу, которая находилась в нем. Затем начали вывозить мусор, его набралось 20 машин. Изгнали голубей, закрыли окна поликарбонатом.

На уборку Храма приходили не только взрослые, но и школьники под руководством учителей. Субботники в церкви стали регулярными. Храм наш очень большой, в нем три предела. Решили восстановить хотя бы один из них.

Отделали и утеплили часть Храма, сделали алтарь, чтобы можно было вести службу в зимнее время. В алтаре оказалась уцелевшей капсула со святыми мощами. Побелили свод, вставили пластиковые окна, принесли иконы.

Благочинный Починковского округа отец Михаил Кожухарь дал благословение на благое дело и словно вселил надежду. Хотя сейчас ремонт еще не закончен, внутри стоят строительные леса, но иногда по праздникам с разрешения батюшки в Храме проходят службы.

С каждым разом народу на службу приходит все больше и больше. Люди поверили, что общими усилиями можно вернуть Храм к жизни.

Изучая литературу по нашей теме, мы узнали, что по своей архитектуре таких Храмов как наш в Нижегородской области только три. (Еще я узнала, что Храмов Покрова Пресвятой Богородицы на территории нашей страны 1937).


Он построен в стиле византийского барокко. Архитектуру часто называют музыкой в камне или застывшей музыкой. Возможно, эти слова возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.

Внутри Храма на стенах в некоторых местах осталась красивая лепнина, жаль, что сохранились лишь отдельные фрагменты. Раньше своды были отделаны росписью, но она утеряна навсегда. Сохранились остатки деревянных ступеней, подъем на клирос. Он шел вдоль стены.

Рассказывают, когда певчие пели, дух захватывало. Акустика внутри необыкновенная, так как внутри храм очень большой. Вообще, когда находишься внутри здания, возникает ощущение того, что у храма есть душа… Что это не просто архитектурное сооружение, а живой организм. Душа у него есть, осталось привести его в божеский вид.

…В каком возрасте можно развернуть свою жизнь на 180 градусов? В любом.

У специалиста федерального казначейства из Верхневилюйска Михаила Иннокентьева этот поворот случился в 44 года: получив от епископа Якутского и Ленского Романа судьбоносное предложение стать священником, он не побоялся ответить «да». И тем самым, наверное, еще раз подтвердил общеизвестное: ничего случайного в этой жизни нет…

Однако самое интересное заключается в том, что свое служение отец Михаил успевает совмещать со светской службой в районном отделе Управления Федерального казначейства по РС(Я). Причем прихожане его не видят в этом никаких противоречий. И, немудрено, почему.

Ведь священник в Верхневилюйске появился впервые после 1925 года!

Четвертый

– Я всегда хотел понять, для чего человек рождается на свет? Читал толстые философские книжки, но вопросов после них только прибавлялось, –– говорит отец Михаил. –– А потом распался СССР и идеологии в стране не стало вообще. Вроде всеобщая свобода, а куда идти непонятно…

90–ые годы прошлого века оказались для нашей страны порой великих человеческих трагедий и –– не менее великих духовных поисков. Якутию эти процессы стороной не обошли. Именно тогда на книжных развалах едва ли не впервые появилась доступная массовому читателю литература о Боге и вере, а в Якутске всего за один только день можно было пообщаться с баптистами, последователями Кришны и приверженцами веры Бахаи… Наверное, многим из нас нужно было пережить эту непростую пору личностных исканий, состоящих из открытий и разочарований, чтобы, в конце концов, прийти к СВОЕМУ.

– В ту пору я заочно учился в банковской школе Иркутска, куда частенько заглядывали евангельские христиане, –– говорит отец Михаил. –– Вероучение их меня не зацепило, однако почему–то очень захотелось прочесть Библию самому…

Храм в Иркутске, куда он однажды зашел в надежде ее приобрести, был стар и давно не видел ремонта. «Но я вдруг почувствовал там себя так хорошо!» – вспоминает он.

В то время будущий финансист жил в Удачном, где работал на автобазе №3. Именно в эту пору в его жизни и произошла одна из тех важнейших встреч, вспоминая о которых, люди нередко называют их «определяющими»

– Однажды туда прибыл клирик Иркутской епархии отец Вячеслав с чтецом Владимиром, поселились в нашем общежитии. Мы стали общаться. Он много рассказывал о православии. Постепенно я начал глубже вникать в его суть, попутно открывая для себя его мудрость и красоту, –– рассказывает отец Михаил. –– А попутно обнаружил, что нахожу, наконец, ответы на свои вопросы –– то, что искал давно…

Впрочем, подобное переживал не он один.

– Вместе со мной в храм начал ходить мой друг и коллега по автобазе, электрик Андрей Ярыгин. Потом к нам примкнули другие сотрудники и жители города. Так, постепенно, отцу Вячеславу удалось создать общину православного прихода в Удачном, а мы стали ее ядром, –– вспоминает отец Михаил.

Результаты этого окажутся неожиданными и –– впечатляющими. Пройдут годы и бывший электрик Андрей Ярыгин примет сан и станет священником. Сегодня он –– настоятель Свято–Пантелеймоновского прихода поселка Пеледуй. Следом за ним тот же путь изберут для себя еще двое бывших коллег отца Михаила.

Ну, а осенью 2011 года, став четвертым, это решение принял и он сам –– муж, отец четверых детей, дед. И –– сотрудник районного Верхневилюйского отдела Управления Федерального казначейства по РС(Я), которым он, приняв сан, пока так и остался.

«Мы вас подождем!»

Это случится в Верхневилюйске, куда он переехал из Удачного, вернувшись с семьей к себе на родину. И практически сразу же влился в местную православную общину, где за неимением священника долгие годы прихожане вели службу мирским чином. Ситуация, надо сказать, типичная для нашей республики, где священнослужителей катастрофически не хватает везде.

– Осенью 2011 года к нам впервые приехал епископ Якутский и Ленский Роман. Владыка побывал в нашем храме, который ютится в приспособленной трехкомнатной квартире –– старая церковь в селе долгие годы была заброшена. Осмотрел приход, поговорил с прихожанами. Они сетовали на то, что постоянного священника нет, а потребность у людей в этом большая… И вдруг обращается ко мне: «А вы не думали о том, чтобы посвятить себя Богу?»

Этот вопрос, признается отец Михаил, застал его врасплох.

– Честно говоря, я об этом подумывал. Давно. Более того, наши прихожане даже предлагали мне в семинарию поступить, на что я всегда отвечал одно: поздно! У меня дети, внуки, семья… Те же самые сомнения выразил и владыке Роману. Однако он предложил неожиданное решение всех проблем: «Учить нужно молодых, а вас –– рукополагать. А что касается работы, то, принимая во внимание исключительные обстоятельства, службу и служение можно будет совмещать». Но все–таки дал время подумать –– три дня.

– А что вас пугало больше всего?

– Путь священника – невероятно сложный: с принятием сана твоя личная жизнь заканчивается. Ты живешь исключительно жизнью прихода. Это огромная ноша, и я боялся, что не выдержу ее. Пугало чувство своего несовершенства перед Богом. Ведь одно дело быть простым прихожанином, когда отвечаешь лишь за себя, и совсем другое – священником, который несет людям слово Божье и потому должен быть примером другим… Первым делом я позвонил своему старому другу – отцу Андрею Ярыгину в Пеледуй. А он мне и говорит: «Раз у тебя такой крестный путь получается, значит, надо свой крест взвалить и – вперед!» Его слово и стало решающим.

– А в семье как к этому отнеслись?

– Жена сразу же поддержала, дети тоже. Они все крещенные, воцерковленные люди.

– А на работе?

– Тоже не возражали. Более того, некоторые коллеги даже изъявили желание крещение принять. Я им говорю: вот скоро из Якутска батюшка приедет, можете креститься. Когда меня еще рукоположат!.. А они отвечают: «Нет, мы вас подождем!»

Без выходных и отпусков

…С отцом Михаилом мы говорили уже после его посвящения в сан. Рукополагал его епископ Якутский и Ленский Роман.

– Это событие навсегда запомню еще и потому, что состоялось оно 22 мая –– в Николин день, особый для якутов, –– говорит отец Михаил. –– К тому же посвящение проходило в Никольском храме, куда я всегда любил заходить, и вот Бог сподобил так, что именно там все и произошло..

После отец Михаил отправился в Якутск на стажировку, чтобы под руководством опытных священников начать постигать премудрости великого служения, которое ты принимаешь навсегда, и где не бывает привычных светскому пониманию отпусков, отгулов и почетных проводов на пенсию. Ведь священнослужитель –– он, можно сказать, всегда на посту: 24 часа в сутки и до конца своих дней.

– Владыка Роман меня так и предупредил: если решишься, то назад дороги нет, –– говорит отец Михаил. –– Это не светская работа, которую, в случае чего, можно поменять. Здесь несешь свой крест, пока не упадешь…

– И вы к этому готовы?

– Иначе не согласился бы. Обо всем передумал, все через себя пропустил. Уверен, что это – Божья воля, а противиться ей не к добру.

…Я почему–то всегда считала, что самое сложное для священника –– это проповедь. Потому что нужно найти такие слова и интонацию, которые не только сумели бы зацепить умы и души совершенно разных людей, но еще и наполнили бы их.

Отец Михаил говорит, что для начинающего священника сложно ВСЕ. Проповедь, взаимодействие с клиросом, исполнение треб… Но самое главное –– жизнь в миру, в который после посвящения в сан ты возвращаешься совершенно другим, а этот самый мир по привычке продолжает воспринимать тебя прежним.

– Это ведь как со стороны выглядит? Был простым человеком –– стал священником… А ведь ты к этому шел давно. Внутренне готовился. Тебя всего уже давно перевернуло, и сам момент рукоположения как бы ставит точку в этом процессе… А кто–то может подумать: какой же он священник, если я с ним еще вчера на охоту ходил? Вот почему я знаю, что отныне должен от многого отказаться, помня, что теперь всегда на виду…

Жизнь вне расписаний

…Предполагалось, что служить отец Михаил будет по выходным –– в субботу и воскресенье. Однако реальность, конечно, эти планы тут же скорректировала.

Жизнь во всем ее многообразии в какие–либо графики втиснуть сложно, а потому священник требуется людям вне зависимости от его рабочего расписания: мобильный телефон отца Михаила трезвонит днем и ночью. При этом зачастую люди нуждаются даже не столько в церковных требах, сколько в доверительном разговоре или просто житейском совете…

И, наверное, это лишний раз подтверждает, насколько нужны сегодня добрые пастыри, и насколько важна уже начатая в стенах Якутской духовной семинарии подготовка священнослужителей из числа именно местного населения. Людей, которые здесь родились, выросли и связывают с республикой свою судьбу.

…Последний верхневилюйский священник покинул село в 1925 году – по преданию, его отправили в ссылку. Кто бы знал тогда, что должно пройти целых 87 лет, прежде чем жители села смогут сказать опять: «наш батюшка»…

Беседовала Елена ВОРОБЬЕВА.

Крестный ход, посвященный 12-летию обретения мощей Алексия Бортсурманского, прошел в Пильнинском районе Нижегородской области в пятницу, 17 августа.

В нем приняло участие более 400 человек.

Мероприятие состоялось в церкви Успения Божией Матери.

На слбогослужение приехали настоятель Оранкинского монастыря архимандрит Нектарий (Марченко), заместитель благочинного Пильниинского района протоиерей Михаил Кожухарь, настоятель церкви Иоанна Богослова священник Александр Магар, настоятель церкви Дмитрия Солунского священник Сергий Тугов, настоятель Преображенской церкви священник Дмитрий Мартынов.

На богослужении присутствовали представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от администрации района, а также дети из многодетных семей и семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Также приехавшие посетили святой источник в Пильнинском районе.

Справка

Родился святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев) 13 (26) мая 1762 года в семье священника. Когда пришло время, отец отдал его в духовную семинарию - в Нижний Новгород. Вышел он из нее на двадцать втором году и перед священством вступил в брак. В том же году был рукоположен преосвященным Нижегородским Дамаскином во диакона к Успенской церкви села Бортсурманы, Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинского района Нижегородской области), а через тринадцать лет преосвященным Нижегородским Павлом посвящен во священника к той же церкви. При ней он служил до глубокой старости, у стен ее был похоронен, в ней ныне покоятся его честные мощи.

За праведность свою получил отец Алексей от Бога дар целения и прозорливости. Удостоился он также от Бога многих видений и откровений. Одно из видений записано игуменией Арзамасского монастыря Марией, которую отец Алексей очень уважал и которой рассказывал про себя то, чего не открывал другим людям. Вот как она говорит: «Во время опасной болезни, когда сей праведный старец лежал на одре своем с великим терпением, он удостоился слышать такое сладкое пение, которое никакой язык человеческий передать не может, и Сама Царица Небесная с великомученицей Варварой, одеяния в белые ризы, посетила раба Своего страждущего и без всяких врачей сотворила его здрава».

Сам отец Алексей также записывал свои видения и откровения, и в его записках говорится, что однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос в царской одежде, пришедший с неба, и благословил его. Рядом со Христом стояли три девы в белых одеждах, то есть три добродетели: Вера, Надежда и Любовь. Явилась с неба и Царица Небесная, и слышал он голос, который вещал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».

Во время французского нашествия, в 1812 году, отец Алексей молился за обедней, чтобы Господь даровал России победу над врагом, и вдруг он увидел Ангела, посланного Богом, который возвестил ему, что силы небесные двинулись на помощь, что враг будет сокрушен и что возрадуется вся Россия.

14 февраля 1814 года за божественной литургией возвещено было ему от Ангела Господня, что с этого дня он начал проходить ангельскую службу (по-видимому, слова эти означали, что служение святого Бог принял. как монашеское, равноангельное, хотя он и не принимал монашеских обетов), и в ту же ночь в сонном видении он поклонялся в алтаре Сущему и огне и в свете неизречен- ном, Самому Богу.

За девять лет до своей кончины отец Алексей вышел за штат и передал свое место отцу Павлу Вигилянскому, женатому на его внучке от старшей дочери Надежды. Передав свое место, он передал также и все заботы по дому и хозяйству отцу Павлу и уже больше не входил в них. Сам он перешел в малую келью, построенную под одной крышей с домом. В келье этой было одно окно, всегда за- навешенное, которое выходило к церкви. Удалив от себя всякие мирские хлопоты, смятой предался молитвенному подвигу Домашние не тревожили его в уединении и приходили только в тех редких случаях, когда требовались их услуги.

Текст: Корр. Юлия Горшкова

Фоторепортаж
















Картина дня

  • Лебедев: именно в школе получают знания, определяются с профессией, приобретают друзей
  • Культура

    Участники «Театрального Приволжья» побывали в Нижегородском театре кукол
  • Глеб Никитин поздравил учеников Центра одаренных детей с началом учебного года
  • Губерния

    Новое двухэтажное здание школы открыли в Тонкине
  • Общество

    Блогер, привязанный скотчем к автомобилю, проехался по Нижнему Новгороду
  • Общество

    Александр Федоров покинул пост ректора Мининского университета
  • Общество

    Волонтеры Greenpeace спасли рака, запутавшегося в мусоре, в Автозаводском районе
  • Участок Кремлевского бульвара в Нижнем Новгороде благоустроят до конца года
  • Культура

    Нижегородский художник Иван Серый создал арт-объект, посвященный поискам прозрения
  • Общество

    Нижегородка Алена Тарасова продолжает борьбу за звание «Девушка года Playboy 2019» (18+)
  • Культура

    Фильм «Найти и обезвредить» покажут на ННТВ 3 сентября
  • Павел Саватеев покинул пост директора нижегородского департамента строительства и капремонта
  • Культура

    Нижегородский театр оперы и балета откроет 85-й сезон 18 сентября
  • Нижегородцы посетят префектуру Мияги по программе обмена спортивным опытом
  • Более 30 мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом, пройдет в Автозаводском районе

51 год – а это более полувека – служит в селе Селище Барышевского района Бориспольской епархии известный духовник, протоиерей Михаил Макеев.

Когда мы подъехали к старинному деревянному храму великомученика Георгия Победоносца, увидели множество припаркованных автомобилей: к отцу Михаилу, кроме односельчан, приезжают его духовные чада из Киева, Чернигова, соседней Беларуси, где он родился. «И не только из Беларуси и России, – объяснили нам чуть позже. – Но и из Германии, США, и даже из Китая!..» Мы пробыли в приходе в этот праздничный день Преображения Господнего до вечера и даже в футбол сыграли с малышами. И вот что увидели и узнали…

Летопись в беседке

Заканчивалась Божественная литургия, во время которой о. Михаил запретил нам фотографировать, мол, на службе нужно молиться. И объяснил причину своей строгости: «Сейчас такая мода пошла, что в святом алтаре, где Ангелы невидимо служат и Сам Господь пребывает, где совершается бескровная жертва и куда даже архиереи заходят со страхом Божиим и благоговением, шныряют люди “в штатскомˮ, как на кухне где-нибудь или в концертном зале… Служба Божья – это не шоу и не представление. Там да молчит всякая плоть…»

Строгим батюшка оказался не на словах, а на деле. После службы, во время проповеди, шумели дети. Отец Михаил: «Так, чьи детки шумят? Мамаша, выведи крикунов на улицу и положи за своего певуна три поклончика…» Пономарь Сережа тоже получил за что-то «полтора поклончика» – один земной и один поясной. Но «поклончики», оказывается, духовные чада батюшки выполняют с радостью.

К батюшке за благословением

Потому как сам батюшка для них – это постоянный источник радости и любви. И вся его «строгость» – это бесконечная ласка, забота и внимание. И многие духовные чада о. Михаила подолгу не покидают дорогой сердцу приход, а живут здесь «на послушании» неделями. А кто и месяцами. Для этого о. Михаил построил приходскую гостиницу, точнее – домик для паломников, а еще проще – переделал купленную сельскую хату, разделив ее на спальные комнатки для приезжих.

Проповедь о. Михаила была простой, доходчивой и интересной. Например, он спросил: «А знаете, почему Христос, возносясь на небо, изображен с благословляющими руками? Причем это архиерейское благословение – незаконченное… Оно завершается, когда руки сложены крестообразно. Это означает, что Господь вернется таким же образом, как рассказывает нам Евангелие. И завершит свое благословение. И тогда наступит конец света и совершится последний суд…»

– А теперь можете снимать, – сказал о. Михаил, удаляясь в алтарь. – Сейчас будем именинницу «величать».

Именинницей оказалась 4-летняя Софийка, приехавшая с родителями на службу. Отец Михаил вынес ей из алтаря подарки и большую красную розу.

На этом чествования не закончились. Еще двух девушек-киевлянок одарили служебной просфорой и коробкой конфет в связи с окончанием средней школы. При этом они получили строгий наказ «быть внимательными и “блаженными, не ходящими на совет нечестивыхˮ»…

Потом была трапеза, похожая на любвеобильный обед большой семьи. С зеленым летним борщом, ароматной кашей, клубникой и медом. А у батюшкиной «сторожки», в которой проживает он уже много лет, собрались люди, желающие получить благословение и долгожданный совет.

О. Михаил отправил нас в беседку, расположенную здесь же, на церковном дворе, вручив кулек с зелеными брошюрами, приказав «пока изучать, а потом и пообщаемся». Брошюры оказались его авторскими книжицами с различными заглавиями, выпущенными, как узнали потом, духовными чадами о. Михаила: «Дела церковные. Лозовой Яр», «Помяну дни древния…», «БИК-95» («Березанская исправительная колония») и др. В них и проповеди, и различные документы, иллюстрирующие долгий священнический путь пастыря, порой напоминающий путь на Голгофу…

Оказывается, о. Михаила дважды собирались арестовать, и последний раз уже во время «демократической» перестройки, в 1986 году… И увидели письменные ответы, присланные ему в свое время персонально самим генеральным прокурором СССР… А у храма тогда дежурила «Волга» КГБ с установленной в ней дистанционной прослушкой…

К отцу Михаилу приезжали из Москвы чада убиенного о. Александра Меня. А еще был обыск, и местный следователь пытался даже «сшить» для батюшки уголовное преступление, обвиняя его «в краже хрусталя»…

Листая страницу за страницей, перед нами открывался жизненный путь белорусского мальчика, который во время войны остался без отца, а вскоре и без матери, мыкался «по хатах» у чужих людей, стал проводником слепого монаха и за семь лет жизни поменял шесть сельских школ. Денег не было, ручка стоила 30 коп., а перо – 3 коп. Михаил смог купить перо, а ручку приделал из веточки вишни, привязав ее к перу нитками…

Пока, наконец, не обрел место пономаря в одном из храмов Черниговщины… А затем уже стал и учащимся Киевской духовной семинарии и Московской духовной академии. Кстати, замечает по ходу батюшка, семинария в то время 1950-х, когда он учился, называлась «Киевская Православная Духовная Семинария». «И правильно! – продолжил он. – Потому как “духовностьˮ бывает разная. Вот у сектантов тоже “духовныеˮ академии…»

Вот такой он, о. Михаил. Недаром в докладных записках блюстители атеизма называли его «мятежным попом».

«Мятежный поп»

Почему «мятежный»? Да потому, что в 1958 году, получив свое первое священническое назначение в храм святителя Николая Мир Ликийского чудотворца села Лозовой Яр Яготинского района под Киевом, он сразу не пришелся по вкусу местной власти. Во-первых, потому, что вскоре «корабли уже бороздили космическое пространство» и деревянный старинный храм собирались разбирать, поскольку три года там уже никто не служил. А, следовательно, по советскому закону, такой храм подлежал ликвидации или передаче госорганам для использования в других целях.

Но священник не только вдохнул жизнь в православную общину в период расцвета «хрущевских гонений», когда к 1980 году Никита Сергеевич пообещал всему многомиллионному СССР показать по телевизору последнего попа, но и провел в храм «лампочку Ильича», т. е. электричество. Это было уму непостижимо! Не только село, но и сельсовет, и даже местная больница не были электрифицированы и пользовались освещением от керосиновых ламп (сам же молодой о. Михаил с матушкой Лидией и двумя детками жили в хате под соломенной крышей). Врач сельской больницы писал в местную газету: «в то время как я провожу операции при керосиновой лампе, местный поп служит при пяти электрических люстрах…» Но виноват в том, что село оставалось без света, был кто угодно, только не отец Михаил.

На молодого священника взъелся и местный голова сельсовета «товарищ Голяченко». Он буквально «рвал и метал»: какой-то «попик» обогнал его в электрификации села! «Да шо ж это делается, люди добрые, в век атеизма, социализма и краха капитализма!..» И начал строчить на о. Михаила доносы в местную прокуратуру, управление КГБ и милицию.

Мало того, матушка Лидия хотела устроиться работать в колхоз. Точнее – она уже три года там работала без официальной трудовой. И ей, как труженице колхоза, полагался земельный надел и право оформить малышей в детский сад. А Голяченко уперся – и ни в какую! Тогда батюшке пришлось защищаться тем же путем – писать в различные государственные инстанции.

Причем письма его всегда были исполнены иронии, благородства и убедительности: «…Извиняюсь за причиненное Вам беспокойство и прошу растолковать мне два вопроса, приведших меня в тупик. 1. Является ли священник в СССР полноправным гражданином Советского Союза? 2. И имеет ли его жена право на труд наравне со всеми женщинами страны или ей нет места в обществе?..» В результате письменных «боев местного значения» отец Михаил получил «ТАКУЮ бумагу», от которой у головы сельсовета пропал дар речи. Генеральный прокурор СССР писал: «…Настоящим сообщаем, что Ваша жена пользуется всеми правами, предусмотренными Конституцией СССР, в том числе и правом на труд».

С матушкой Лидией и первенцем – Аннушкой, 1960 г.

Правда восторжествовала. Злобствующий «голова сельрады тов. Голяченко» был уволен и закончил жизнь весьма плачевно – в алкогольном запое… Но о. Михаил и до сих пор молится о его грешной душе.

Вскоре «мятежного попа» переводят в село Селище под Барышевку. Здесь пройдет вся оставшиеся жизнь священника, а это более полувека…

Молитва под лампочкой с банкой из-под кофе

Здесь, в селе Селище, его ждал такой же старинный деревянный шестикупольный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, глубоко почитаемого самим священником. Дело в том, что святому Георгию молилась вся страна в тяжелый период войны, молился и сам мальчишка Михаил, потерявший отца в 1942-м…

И не случайно, наверное, жители села установили памятник односельчанам-воинам, погибшим на полях войны, как раз напротив Георгиевского храма, и скульптура воина-победителя над плитами с именами погибших совершенно необычна: молодой солдат с медалью на груди держит в руках ветку калины красной… Не отец ли Михаил подсказал скульптору эту композицию?..

…Шли года и десятилетия. Протоиерей Михаил Макеев исполнял уже обязанности благочинного Барышевского района, пользовался повсеместным авторитетом и уважением. К священнику приезжали киевляне, интеллигенция, молодежь – те, кто не хотел быть увиденными компонентными органами в городе: последствия были известны – лишение работы, возможно, и арест. Арестовывали за хранение «самиздатовской» литературы, за перепись проповеди на пишущей машинке, а значит – за антисоветскую деятельность. Отец Михаил понимал – он под контролем, каждый его шаг отслеживается, каждое слово, произнесенное в храме и вне его – фиксируется. Но он не молчал. А проповедовал жизнью: помогал людям, также государству, например, собирал деньги и отправлял их в Фонд защиты мира или в детские дома. Пытался побывать в Березанской исправительной колонии для заключенных «БИК-95». И только после распада Союза получил туда доступ. Построил там храм. Возвел и новый храм в ставшем родным на всю жизнь селе Лозовой Яр, где делал первые пастырские шаги. Злоумышленники ограбили и подожгли старинную деревянную церковь, настоятель приехал к о. Михаилу с просьбой помочь. И он помог. Через год селяне Лозового Яра уже молились в новом храме.

А тогда, в 1970–80-е гг., духовные чада приезжали отовсюду, просились переночевать перед воскресной службой и помолиться. Что делать? Он закрывал их в храме, проводив в комнатушку возле хоров на втором ярусе, окошко занавешивали. Освещения в храме тогда не было. Но о. Михаил по трубе под землей провел электрокабель, и в потайной комнате зажигалась лампочка, спрятанная в банку из-под кофе. Она освещала молитвослов и книги. И так они молились и читали до утра…

Георгиевский храм. На хорах был проведен свет, и под лампочкой, вделанной в банку из-под кофе, духовные чада о. Михаила, завесив храмовое окошко, молились и читали духовную литературу

Вскоре власти обеспокоились такой популярностью священника, стали искать повод для «предъявления претензий». И нашли. Оказывается, священник незаконно использовал церковную сторожку – крошечный домик, в который о. Михаил нынче перебрался окончательно «до конца дней своих». А тогда его семья проживала в сельском доме в деревне, а сам о. Михаил часто оставался на ночь в сторожке – нужно было готовиться к службе или принимать посетителей.

От уполномоченного по делам религии полетела «депеша» в органы управления такого содержания: «По имеющимся в аппарате уполномоченного по делам религий по Киевской области сведениям священник прихода с. Селище Макеев М. К. грубо нарушает законодательство о религиозных культах, незаконно проживая в церковной сторожке, в которой может проживать лишь сторож. Он, по сути, превратил это помещение в домовую церковь и приют для монашествующих элементов. В проведении церковных служб здесь регулярно принимают участие приезжие священники-миссионеры…»

Пришлось в который раз держать ответный письменный удар в адрес председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР. В присущей для отца Михаила иронической памфлетной форме он писал: «Досточтимый и многоуважаемый Константин Михайлович! В то время когда весь наш народ занят решением грандиозных задач по преодолению застоя и бюрократизма, мы с начальством обл- и райисполкомов гоняем… Нет, не футбольный мяч и не хоккейную шайбу, а… комара. Гоняемся за ним вместе, чтобы поймать его и раздуть из него самого большого слона… Простите, это не юмор. А горькая правда…»

И далее священник поясняет, как, прибыв в село с семьей, он оборудовал полуразвалившеюся сторожку под жилой домишко, пристроив веранду, где прожил 12 лет, пока теща в селе не приобрела сельскую хату. А сторожка стала притчевым домиком, где ночует сторож и иногда настоятель. И заканчивал о. Михаил свое письмо такими словами: «Если завистливое око не выдерживает, видя добро, а его сердце, преисполненное ненависти к религии и коварства к людям, ищет удовольствия в доносах и клевете, это не означает, что я нарушаю закон, причиняя вред своей стране тем, что ночую в причтовом доме, который воссоздал собственными руками почти из руин…»

Его пытались арестовать, проводили обыски, подсылали стукачей, стряпали ложный компромат, но Господь хранил своего пастыря.

Сегодня

Теперь в домике священника считают за честь побывать и мэр городка, и председатель сельсовета. Сюда приезжают и зарубежные гости, бывают епископы и митрополиты, простые крестьяне и академики…

И всех о. Михаил принимает с равной любовью. Потому что он следует заветам Христа, и у него нет лицеприятия.

В свои 82 он по-прежнему совершает службы и ежедневно принимает гостей, отдавая каждому частичку своего сердца, следуя заповеди своего Божественного Учителя: «…Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34–35).

Недаром в храме отца Михаила можно прочесть слова: «Будьте солнышком для каждого». Может, поэтому и называют его прихожане «наше солнышко»…

В гостях у отца Михаила побывал
Сергей Герук

(Интервью с о. Михаилом читайте в следующих публикациях портала «Православная Жизнь»).

Пильнинский округ, расположенный на юго-востоке Нижегородской области,- один из самых дальних уголков епархии. Точнее, здесь, в селе Языково, находится самый удаленный от центра приход - построенного 15 лет назад Преображенского храма. Однако далеко от центра не означает далеко от Бога. Здесь же, в Пильнинском районе находится и знаменитое на всю Россию село Бортсурманы, где в Успенской церкви служил праведный Алексий, современник преподобного Серафима Саровского.

Во славу праведника

17 августа весь Пильнинский район совершал память святого праведного Алексия Бортсурманского и всея России чудотворца, празднуя день обретения его святых мощей. А 4 мая исполнилось 162 года со дня преставления батюшки Алексия.

По сложившейся в Бортсурманах многолетней традиции перед началом Божественной литургии благочинный Пильнинского округа иерей Михаил Кожухарь отслужил водосвятный молебен.

В торжественном богослужении в храме в честь Успения Божией Матери села Бортсурманы, где праведный Алексий был настоятелем на рубеже XVII-XIX веков, участвовали священнослужители Пильнинского, Сеченовского и Гагинского благочиннических округов, а также духовенство из Чувашии и Нижнего Новгорода.

В храме собралось много молящихся: детей, молодежи, людей среднего и преклонного возраста. Чтобы почтить память угодника Божия, люди приезжали целыми семьями из Лыскова, Сергача, Спасского, Гагина, Сеченова. На богослужении присутствовали и представители районной администрации.

Благочинный поздравил верующих со знаменательной датой и пожелал им крепости духа и такой же сильной, неугасимой любви и веры, которая освящала земной путь праведного старца Алексия. Отец Михаил призвал собравшихся соизмерять свою жизнь с его молитвенным служением.

Затем состоялся крестный ход с иконой праведного Алексия Бортсурманского, который возглавил отец благочинный.

Каким же видится нам этот святой более полутора веков спустя? На этот вопрос настоятель Успенского храма протоиерей Андрей Смирнов так ответил нашему корреспонденту:

Это был добрый сельский батюшка, любящий людей, живущий среди них и ради них, с чутким сердцем, преисполненным любовью. Как истинный пастырь он заботился о своей пастве: питал ее Словом Божиим, молился о ней непрестанно, помогая явно и тайно. У него был проникновенный взор; казалось, что он насквозь видел каждого человека. По мнению его современника, преподобного Серафима Саровского, отец Алексий являл собой «свечу, возжженную пред престолом Божиим».

В праздник Преображения

19 августа в храме в честь Преображения Господня в селе Языково Пильнинского района, где давно существует хорошая, крепкая православная община, отметили престольный праздник. Он начался с Божественной литургии, которую благочинный округа иерей Михаил Кожухарь совершил в сослужении настоятеля храма священника Димитрия Мартынова.

На праздничную церковную службу собрались не только прихожане, но и приглашенные гости из Нижнего Новгорода, Чувашии и Подмосковья. Отец настоятель отметил, что по сложившейся негласно традиции все пришедшие на литургию в этот храм причащаются Святых Христовых Таин. Так было и в этот раз.

Отец Михаил освятил принесенные верующими яблоки и другие плоды и поздравил всех присутствующих с праздником Преображения Господня, а также с 15-летием восстановления храма. Он пожелал, чтобы «Преображение Господа нашего Иисуса Христа, произошедшее на горе Фавор, коснулось сердца каждого христианина».

По окончании литургии были совершены водосвятный молебен и крестный ход. Верующие обнесли вокруг храма икону Преображения Господня и образ святого Алексия Бортсурманского с частицей его мощей.

Каждый праздник мы обязательно служим молебен батюшке Алексию, - пояснил отец Димитрий. - В любом храме Пильнинского округа молебны этому святому совершаются регулярно. А сам престольный праздник всегда заканчивается у нас совместной трапезой, на которой присутствуют духовенство, прихожане и гости.

До революции село носило название Преображенское, по названию церкви, существовавшей там до советской власти. Храм был восстановлен на прежнем фундаменте в 1995 году на средства уроженца села, советника президента Чувашии по экономическим вопросам, президента компании «Агростройгаз» Александра Гусарова. Дед Александра Сергеевича был настоятелем старого Преображенского храма и пострадал во времена репрессий.

Местные жители до сих пор вспоминают звук старого церковного колокола. А иконы почти все разобрали в 30-е годы по домам местные жители - недавно все они вернулись в обновленный храм. Сегодня историю церкви в Языкове бережно собирает и хранит маленькая хрупкая женщина - инокиня Любовь, поселившаяся там шесть лет назад и всей душой полюбившая этот речной и холмистый край.

Святыни Пильнинской земли

Первыми жителями Пильны, основанной еще в 1689 году, были ссыльные, работавшие здесь на заготовках (распилке) дубового леса, который затем поставлялся в распоряжение Казанского адмиралтейства. Отсюда и пошло название местности. В период царствования Екатерины II в межевых книгах упоминается местный „пиловальный завод“. И все же прославилась Пильнинская земля не им, а своими новомучениками и праведным старцем Алексием. Испросить у великого старца помощи и исцеления приезжают верующие со всей России. Паломнический центр Нижегородской епархии разработал специальный маршрут в Бортсурманы к мощам преподобного Алексия.

В нынешнем году отмечается десятилетие всероссийской канонизации святого праведного Алексия Бортсурманского. По благословению правящего архиерея торжества по этому случаю пройдут 8–9 сентября на родине праведного старца, в селе Бортсурманы. В этот день Церковь празднует память Бортсурманских новомучеников и исповедников Российских.

Подготовка к торжествам идет полным ходом. 23 августа состоится очередное заседание оргкомитета праздника. В его составе 20 человек; среди них глава местного самоуправления Пильнинского района Николай Чимров, глава районной администрации Виктор Козлов, начальники отделов районной администрации.

Предстоящие празднества станут первым за долгие годы православным торжеством в районных масштабах. Благочинный округа уверен, что этот день должен стать началом программы духовного возрождения района. По мнению отца Михаила, Пильнинская земля, освященная молитвами и подвигами святого праведного старца Алексия, играет сегодня значительную роль в духовной и интеллектуальной жизни России.

Анна Ермолина