Презентация к уроку «Народы Древнего Востока и мировая культура» презентация к уроку по истории (10 класс) на тему. Культурные достижения востока Культура Древней Месопотамии
Шакья-Муни Будда У основателя буддизма не менее 30 имён. При рождении его назвали Сиддхартха, что означает «исполнение желаний». Имя его рода – Гаутама. Шакья-Муни – «отшельник народа шакья». Будда – «просветлённый». Его ждал путь Великого Правителя или Великого Учителя. Он выбрал путь Великого Учителя. ЗАДАНИЯ
МИФИЧЕСКИЙ ДРАКОН Его облик представлялся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы (или нескольких) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы. Иногда в состав такого комбинированного образа входили части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.) ЗАДАНИЯ
В произведении средневекового китайского писателя Вэй Гуан Фу «Новое продолжение Цзацзуань» говорится: «Не представляешь себе невесту, со слезами отправляющуюся в дом жениха, цветы – в волосах старушки…» А без чего, по мнению автора, не представляешь себе кабинет учёного? КИТАЙ - 10
ПАГОДА Это буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной). Возникли они в начале нашей эры в Китае, известны также в Корее, Японии, Вьетнаме. Сооружая высокие пагоды, зодчие стремились выразить величие буддизма и его духовную силу. ЗАДАНИЯ
Маленькие ноги, обутые в крохотные туфельки, считались критерием женской красоты Маленькие ноги, обутые в крохотные туфельки, считались критерием женской красоты. Девочкам 4-5 лет стягивали бинтом стопу, подворачивая пальцы. Примерно через год такого бинтования стопа деформировалась и переставала расти. Идеалом считалась ножка в 3 дюйма (около 10 см) ЗАДАНИЯ
У средневекового китайского писателя Гу Лу можно прочитать: «Не может быть, чтобы на праздничных торжествах обошлось без давки; чтобы сезонную рыбу продавали без костей; чтобы не кусали комары, когда летом спишь без полога; чтобы хозяин лавки никому не отпускал в долг». А без кого не может быть зрелищ? КИТАЙ - 25
Древнейший трактат о военном искусстве в Китае приписывается полководцу Сунь Цзы (6 в. до н.э.). Согласно этом у трактату, на третьем месте в правилах ведения войны следует разбить войско противника, на втором – разбить его союзы, а на первом – разбить его … КИТАЙ - 25
ИКЕБАНА В икебану входят 3 основных компонента: природный материал (цветы, ветви деревьев, листья и др), ваза, металлическая наколка («кэндзан»). Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала. ЗАДАНИЯ
С древних времён жизнь этого японского воина была подчинена строгому кодексу. Вот выдержки из него: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть». Как назывался этот японский воин? ЯПОНИЯ - 10
В нём нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни единого цветка. В нём нет ничего, что изменяется, растёт, увядает, подвергается воздействию времени. Но всё в нём создаёт атмосферу философского самоуглубления, сосредоточивает человека на главном – на переживании пространства. Он – это что? ЯПОНИЯ - 20
Список использованных источников htm htm podarkov.ru/subjects_interior/pictures_int/comment/3484/ podarkov.ru/subjects_interior/pictures_int/comment/3484/
Слайд 1
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока
Слайд 2
Учебные цели и задачи: Познакомиться с религиозными представлениями человека Востока, определить направления и особенности восточного искусства, учиться видеть эстетику восточного искусства. Учебные вопросы: 1 .Характеристика культуры Древнего Востока. 2. Индия – религиозные взгляды, их культурное отражение. 3. Религиозные представления в Древнем Китае. 4. Научные и культурные достижения Древнего Китая.
Слайд 3
Древний Восток – эпоха первых памятников письменности, первых городов, первых металлургов, первых денег и первых реформ. Древний Восток – «детство человечества». Древний Восток – это тайны и загадки, множество удивительных людей с удивительной судьбой. Они смотрят на нас сквозь тьму веков и ждут. Ждут тех, с кем бы они могли поговорить.
Слайд 4
На полуострове Индостан в древнейшие времена жили люди разных рас, культур и религий. Арии образовали на территории Индии ряд государств. Язык ариев – санскрит, на нем записаны древние предания. Индия – родина мировой религии: буддизма. В религии огромное значение придается царству животных. Любовь к природе – основная тема индийского искусства.
Слайд 5
Ступа – мемориальное и погребальное сооружение. Ступа монолитная и цельная, форма погребального кургана, полусферическая. Полусфера – символ Неба И бесконечности. Ступа – место захоронения реликвий.
Слайд 6
Ступа в Санчи при Маурьях (около 250 лет до н.э.)
Слайд 8
Мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина 17 века)
Слайд 9
Фрески пещер Аджанты
Слайд 10
Скальные храмы Кайласа 150 лет вырезали древние мастера этот храм в скале.
Слайд 11
Религиозные представления в Древнем Китае
Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Устойчивость цивилизации придавало однородное население, народ хань. Помыслы людей были устремлены в прошлое, а не в будущее. Ханьцы считали, что в мире существует порядок, и чтобы его не нарушать, нужно придерживаться строгих правил и жить по законам природы. Согласно учению Конфуция, каждый должен стремиться улучшить свою жизнь и найти свое счастье. В этом человеку помогали духи усопших предков. В семье хранили таблички с их именами, и выставляли перед табличками угощение.
Слайд 12
Гармония в мире ИНЬ и ЯН
Ханьцы верили, что образование и воспитание делают человека человеком, а силы ИНЬ и ЯН создают гармонию в мире. ИНЬ – женское начало (тень, сумрак, холод, влага). ЯН – мужское начало (свет, солнце, тепло, сухость). Все вокруг – сочетание пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды. Дерево порождает огонь, огонь – землю (зола после сгорания), земля – металл (добываемый из горных пород), металл – воду (плавясь, металл становится жидким), вода – дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друг друга: дерево побеждает землю (вскапывает), металл рубит дерево, огонь плавит металл, вода гасит огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду.
Слайд 13
Научные и культурные достижения Древнего Китая
Потребности повседневной жизни привели к накоплению знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Китайцы достигли высот в каллиграфии и живописи, архитектуре, театре, литературе, парковом искусстве, китайской кухне, медицине и боевых искусствах. Китайцы изобрели шелковые ткани и лак, бумагу и компас, порох, сейсмограф.
Лекция по курсу «Культура и религия», длястудентов 2 курса
2017-2018 уч. год
Вопросы лекции
1. Общие закономерности2. Культура древней Месопотамии
3. Культура древнего Египта
4. Культура древней Индии
1. Общие закономерности
Одной из закономерностей историческогопроцесса является неравномерность его
развития не только во времени, но и в
пространстве. В древности то одни, то другие
народы
становились
носителями
общественного прогресса. Причем на ранних
стадиях истории, когда человек был еще
значительно зависим от природы, очень
важным оказывался географический фактор.В конце IV- начале III тыс. до н. э.
создателями первых цивилизаций на Земле
стали народы, заселявшие долины великих
рак – Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга,
Янцзы и Хуанхэ. Решающую роль в этом
сыграло
наличие
очень
плодородных
наносных земель, образующихся при частых
разливах рек.
2. Культура Древней Месопотамии
Месопотамией называют область междуреками Тигром и Евфратом (по-русски –
Междуречье или Двуречье). Эта территория
сейчас
принадлежит
Ираку.
Древняя
Месопотамия – историческая область, где,
раньше
всего
на
планете
складывается
государство.
Месопотамию часто называют колыбелью
человеческой цивилизации. Многое из того, что
составляет современную культуру и окружает нас
в повседневной жизни, возникло именно там.
Ирригация
В Месопотамии очень рано начинаютстроиться
ирригационные
сооружения.
Ирригация
носила
планомерный,
крупномасштабный
характер.
Разливы
Евфрата
бывают
очень
сильными,
но
редкими.
Поэтому
рылись
огромные
котлованы, они заполнялись водой во время
разлива – так создавался запас воды на время
засухи. Геродот описывает судоходный
канал, прорытый между Тигром и Евфратом.
Градостроительство
В конце IV - начале III тыс. н. до н.э. на югеДвуречья возникают и возвышаются несколько
городов-государств, объединенных историками
собирательным названием Шумер (по имени
жившего там народа).
В конце IV тыс. до н. э. шумеры строят первые
на планете города – Ур, Урук, Лагаш
Дело в том, что в Месопотамии нет готовых
строительных материалов – камня, дерева. Все
гигантские строения возводились из глиняного
кирпича.
Храмы и дворцы
Основными монументальными сооружениямибыли храмы и дворцы. Храмы часто размещались
на вершине особой ступенчатой башни –
зиккурата.
Зиккураты состояли из нескольких, убывающих
кверху платформ, сложенных сплошной
кирпичной кладкой. Подняться к храму,
находившемуся на верхней площадке, можно было
по длинным, идущим в обход лестницам. Такие
шествия составляли часть религиозных церемоний.
Дворцы
Столь же величественными, как и культовыепостройки, были: дворцы правителей Шумера,
Аккада, Вавилонии и особенно Ассирии, так,
вход в царский дворец в Ниневии был украшен
множествам огромных изваяний божеств –
крылатых человеко-быков и крылатых человекольвов. На стенах залов – сюжетные рельефы,
подробно изображающие жизнь правителя.
Самый знаменитый из рельефов посвящен охоте
– любимому занятию ассирийской знати.
Письменность Месопотамии
Безусловно, величайшее достижение культурыМесопотамии – письменность. Впервые создают ее
шумеры в IV тыс. до н. э. Появляется вначале
рисуночное письмо – пиктография. Затем постепенно
отдельные знаки начинают передавать уже не слово,
а слоги и звуки, меняют свое начертание – возникает
клинопись. Самый распространённый природный
материал в Двуречье – глина – стал использоваться
для письма. Из очень тщательно очищенной глины
изготавливали
табличку,
надпись
наносили
тростниковой палочкой или металлическим стержнем
(по форме клинообразных черточек письменность и
получила свое название); готовую табличку обжигали
в специальных печах.
Библиотека Ашшурбанипала
Замечательная находка была сделана прираскопках
Ниневии
–
первая
в
истории
человечества библиотека. Ее создали по приказу
ассирийского царя Ашшурбанипала. Сохранилась
и табличка со строгим приказом, разосланным по
всей стране: собирать или переписывать глиняные
таблички. Библиотека была блестяще организована
даже по современным меркам: внизу каждой
таблички – полное название книги и номер
«страницы», ящики расставлены по полкам в
соответствии с темами, на каждой полке – бирка с
номером.
Научные знания Месопотамии
- наблюдение за звездами, установлена связьСолнца со знаками Зодиака
- математические знания: четыре
арифметических действия, возведение в
квадрат и извлечение квадратного корня,
вычисление площади геометрических фигур.
- календарь (7 дней недели);
- две медицинские школы
- Оформлены первые письменные законы
царя Хаммурапи
3.Культура Древнего Египта
В Х-VI тыс. до н. э. по обширнымпространствам Северной Африки кочевали
разрозненные племена, занимавшиеся охотой,
собирательством и рыболовством. В связи с
изменением климата, приведшим к иссушению
саванн, племена вынуждены были осваивать
долину Нила. Создание сложной ирригационной
системы
позволило
перейти
к
высокопроизводительному
земледелию
и
скотоводству.
Произошло
объединение
родоплеменных коллективов, говоривших на
родственных
языках.
Возникли
крупные
племенные союзы, а позднее сформировался
египетский народ.
Летоисчисление древних египтян
Древние египтяне летоисчисление вели поправящим династиям. С воцарением новой
династии история как бы начиналась заново.
В IV в. до н. э. египетский жрец - историк
Манефон разделил историю Египта на
Древнее, Среднее и Новое царства, по десять
династий в каждом.
Монументальная архитектура
В Египте уже в начале III тыс. до н. э.складывается
монументальная
архитектура.
Причем
почти
не
сохранилось
построек
гражданского назначения, зато множество –
погребальных сооружений и храмов. Первым
погребальным сооружением, для которого
камень
явился
основным
строительным
материалом, была пирамида фараона Джосера
(Древнее
царство),
возведенная
под
руководством Имхотепа. Пирамида Джосера –
ступенчатая, впоследствии же стали строить
геометрически правильные пирамиды.
Пирамиды
Недалеко от современного Каира, в Гизенаходятся крупнейшие пирамиды: Хеопса,
Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса до
сих пор самая большая из каменных
построек
мира.
Пирамиды
окружены
храмами.
Скальные гробницы
Свозникновением
различных
экономических и политических трудностей
пирамиды постепенно «уменьшаются» в
размерах, а затем им на смену приходят
скальные гробницы и гробницы в «Долине
мертвых».
В
1920-1922
гг.
большим
событием в египтологии стало открытие
археологом
Говардом
Картером
не
разграбленной гробницы фараона Нового
царства Тутанхамона.
Храмовые комплексы
Во времена Нового царства были выстроенысамые знаменитые храмовые комплексы – храмы
Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, недалеко от Фив.
От
Луксора
к
Карнаку
ведет
прямая
двухкилометровая дорога – аллея сфинксов.
Ансамбль храмов очень сложен, строились они
веками. Самая характерная деталь – множество
огромных колонн (в одном из залов Карнака их
144). Ствол некоторых колонн могут обхватить
только пять человек. Колонны стилизованно
подражают нильским растениям и деревьям – их
капители (капитель – верхняя, украшенная часть
колонны) выполнены в виде закрытых или
распустившихся цветков лотоса, листьев пальмы.
Научные знания древних египтян
- Календарь (360 дней);- Деление суток на 24 часа;
- Десятеричная система счёта;
- Умение мумифицировать и развитие
анатомических знаний
4.Культура Древней Индии
Одним из первых очагов человеческойцивилизации, наряду с Месопотамией и
Египтом,
была
и
Древняя
Индия.
Полуостров Индостан представляет собой
своеобразный субконтинент, отделенный от
остальной Азии цепью гор и горных
хребтов, омываемый водами Индийского
океана. Уже в древности он был одним из
самых населенных мест планеты, приютив у
себя огромное количество народностей.Центрами цивилизаций становились
бассейны рек Инда и Ганга (особенно
притоки Инда – «Пятиречье» или
«Пенджаб»), где местные обитатели
рано начали заниматься земледелием.
Именно в Индии стали выращивать рис,
который затем попал в другие регионы
Азии, Африки и Европы, сахарный
тростник
(само
слово
«сахар»
происходит от санскритского «сакхари»
– тростниковый сахар), хлопок, были
одомашнены зебу (горбатый бык),
слоны.
Градостроительство
С 20-х годов XX в. Начались планомерныераскопки в Индии.
Были найдены крупные городские поселения –
Хараппа,
Мохенджо-Даро,
Калибанган.
Они
строились по сходным проектам и состояли из
«цитадели» – «верхнего» города, расположенного
на холме, и «нижнего» города с жилыми
постройками. Здания возводились из обожженного
кирпича, связывающим материалом был илистый
или гипсовый раствор. Улицы пересекались строго
перпендикулярно, на перекрестках углы зданий
закруглялись, чтобы не препятствовать движению.
Дома не имели окон и украшений, выходящих на
улицу.Во всех городах имелась система
канализации, причем осуществлялось
как водоснабжение, так и отвод
сточных вод. Ничего подобного в
других государствах того времени
еще не встречалось. Существовали
также
общественные
купальни,
которые служили, скорее всего, для
ритуальных омовений.
Древнеиндийская письменность
Письменность не была алфавитной исостояла из рисунков (пиктограмм). Строки
располагались горизонтально и включали в
себя до 8 знаков. Писали справа налево.
Расшифровка этих надписей пока еще не
завершена. По рисункам на печатях можно
делать выводы и об определенной связи
религии жителей Хараппы с последующими Художественное творчествоИмператоры из династии Гуптов всячески
покровительствовали
художественному
творчеству.
На
основе
древнего
вида
театрального
искусства – пантомимы –
возникает
драматургия.
При
дворе
Чандрагупты II (380-415 гг.) жили лучшие
поэты его времени. Наиболее известен из них
Калидаса (353-420 гг.). До нас дошли три его
драмы, самой совершенной из которых
является
«Шакунтала».
Существовал
и
народный театр, соединявший музыку и
пластику танца. Индийцы очень любили
различные игры. Одна из них – чатуранга –
дошла и до нас в виде современных шахмат.
Общая характеристика древних цивилизаций
Общая характеристика древнейших на Землецивилизаций Востока – Месопотамии и Египта,
Индии и Китая – показывает, что они облазали как
общими
чертами,
так
и
значительным
своеобразием. К общим чертам относятся:
- исключительная роль государства во всех
областях жизни (в первую очередь, в лице
верховного правителя)
- отделение умственного труда от физического,
накопление немалых научных знаний пока без
выделения науки в самостоятельную сферу;
- ведущее место монументальной архитектуры в
искусстве, a в ней – склонность гигантским
формам.
Древний Восток является родиной первых цивилизаций. Можно с уверенностью сказать, что история человечества начинается на Востоке. Именно здесь в результате неолитической революции произошел переход к оседлому образу жизни и возникли предпосылки для образования первых городских цивилизаций.
Четыре очага культуры Древнего Востока являлись центрами притяжения, втягивающими в орбиту своего культурного влияния соседние территории. Так, Шумер и Египет оказали влияние на развитие всей ближневосточной общности и стран Средиземноморья. Индия, подарившая миру первую по времени мировую религию - буддизм, являлась экспортером философской мысли на все окрестные территории. Китай стал центром дальневосточной цивилизации, оказав решающее влияние на развитие Кореи, Вьетнама и Японии.
Что объединяет первые четыре центра мировой культуры, которые возникают на весьма обширной территории примерно в одно время и независимо друг от друга? Во-первых, Шумер, Египет, Индия и Китай - это речные цивилизации, то есть важную роль в их становлении сыграли великие реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд и Ганг, а также Хуанхэ) и их плодородные долины. Однако реки не только предоставляли благоприятные климатические условия, способствовавшие развитию земледелия, они таили в себе немалые опасности (разливы, изменения русла и т. д.), ставя человека перед вызовом великой водной стихии.
Действительно, для успешного существования в подобных условиях общество вынуждено было не только сплотиться, но и подчиниться единому руководству, в результате чего возникают первые протогосударственные и государственные структуры.
Именно при осуществлении жесткой центральной власти появились возможности крупного строительства, прежде всего ирригационных сооружений, плотин и дамб. Кроме того, в результате создания властных структур с системой принуждения
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
стало развиваться монументальное строительство (дворцы, храмы, ритуальные погребальные сооружения), что привело к возникновению укрепленных городов и феномену урбанизации. Этот момент можно считать началом отсчета существования цивилизации.
Итак, первые культуры можно охарактеризовать как городские речные культуры. Следующей важной чертой цивилизаций Древнего Востока является возникновение в этом регионе письменности. Именно письменные источники наряду с археологическим материалом предоставляют исследователям сведения о жизни первых цивилизаций, об их религиозных и мифологических представлениях и особенностях экономической, политической и социальной жизни. Клинопись Междуречья и египетские иероглифы расшифрованы благодаря найденным билингвам, то есть переводам древних текстов на известный ученым язык, а вот письменность древнеиндийской цивилизации пока представляет собой загадку.
Обратимся к конкретному историческому материалу для описания выделенных выше культурных особенностей Древнего Востока.
Китай. Благоприятные природные и климатические условия долины реки Хуанхэ способствовали тому, что уже в третьем тысячелетии до н. э. здесь начинает развиваться «речная» культура, основанная на ирригационном земледелии.
Первой открытой неолитической общностью Китая стала культура Яншао в бассейне среднего течения Хуанхэ. Она получила свое название от расположенной неподалеку от места первых находок деревни в провинции Хэнань. Основной археологический материал этой культуры составляют керамические сосуды (расписные и монохромные), среди которых можно выделить как повседневную утварь, так и сосуды ритуального характера. Керамика Яншао поражает многообразием форм, узоров и орнаментов.
Вторая неолитическая культура Китая - Луншань - также относится к третьему тысячелетию до н. э. Она зародилась в провинции Шандунь, но потом распространилась на более широкую территорию, в том числе и в долину Хуанхэ, где произошло ее наложение на более раннюю культуру Яншао.
Археологические находки говорят о том, что именно Луншань создала предпосылки для формирования китайской государственности. Именно здесь, помимо уже знакомой нам керамики, обнаруживаются лопаточные кости различных животных,
которые использовались для гадания. Они сыграют важную роль в истории следующего периода, известного под названием Шан-Инь.
Следует упомянуть об одной чрезвычайно важной особенности китайской цивилизации - о ее удивительной преемственности культурных традиций. Несмотря на смену эпох и династий, основные цивилизационные ориентиры заимствовались из поколения в поколение. Этим объясняется устойчивость и традиционность китайского общества.
Кроме того, Китаю свойственна тщательная фиксация происходящих событий в письменных источниках. У китайской летописи есть точное время начала - это правление пяти совершен-номудрых императоров, относящееся также к третьему тысячелетию до н. э. И хотя реальность этого периода китайской истории не подтверждена археологическим материалом, его изучение ставит перед исследователями важную проблему соотнесения исторической действительности с летописной историей Китая.
Дело в том, что первых императоров сменяет, согласно летописи, династия Ся, до недавнего времени тоже относившаяся к области мифологии. Однако раскопки общности Эрлитоу вызвали ряд споров среди ученых, так как данная культура по ряду характеристик совпадает с описанием династии Ся.
Конечно, речь не идет об их отождествлении, Эрлитоу считают все же переходным звеном между неолитическими культурами и древними государствами, но это заставляет отнестись более внимательно к мифам Китая, которые действительно дают много ценной информации для реконструкции древнейших событий.
Например, в мифологии Китая можно обнаружить любопытный сюжет о «владыках сторон света». Он связан с представлением о мире как строгой схеме, где пространство состоит из центра и четырех сторон. Подобная пятичленная модель характерна для мировоззрения китайцев, в нее укладываются самые разнообразные характеристики. Например, со сторонами света были связаны пять элементов (дерево, огонь, металл, вода и земля), пять цветов (желтый, зеленый, красный, белый, черный) и т. д. По легенде «владыка центра» Хуан-ди обложил данью все остальные земли, однако «владыка юга» отказался ему подчиниться. Тогда Хуан-ди собрал огромное войско и отправился с карательной экспедицией на юг. Битва была долгой, обе стороны использовали тактические и магические уловки, однако победа осталась за «владыкой центра». Если попытаться дешифровать этот миф, то можно увидеть в нем процесс объединения
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
ряда земель под властью самого сильного правителя, который мог проходить как мирным, так и военным путем. Так миф становится источником информации о снаряжении армии, технике ведения боя, роли военных советников и т. д.
Первым историческим государственным образованием на территории Китая считается династия Шан-Инь (Шан - это самоназвание народности, а Инь - название столицы государства. Эти термины зачастую используются как синонимы). Интересно, что изначально эта династия тоже считалась легендарной, но археологические открытия позволили ей получить статус родоначальницы китайской цивилизации.
В мифах есть сюжет о том, как последний император Ся был свергнут правителем Инь. Могущество некогда сильного клана Ся клонилось к закату, правители все меньше интересовались государственными делами, предпочитая проводить досуг в праздных развлечениях. Последний правитель Цзе-ван особенно в этом преуспел, народ ненавидел его, страдая от последствий его безрассудства.
На востоке меж тем поднималось новое государство - Шан, правитель которого, Тан-ван, сочувствовал подданным Цзе-вана. После ряда небесных знамений правитель Шан повел войско на столицу Ся. Не без божественной помощи и благодаря поддержке жителей ему удалось одержать победу и свергнуть жестокого Цзе-вана.
Но помимо легенд история Шанского государства представлена рядом археологических данных. В начале XX в. был раскопан дворец правителя Шан близ Аньяна. Он представлял собой прямоугольное здание весьма внушительных размеров (30 м в длину и 9 м в ширину), построенное на искусственной земляной платформе. Кроме того, были обнаружены храмовые постройки, гробницы, дома и даже мощеные дороги.
Но самыми интересными находками стали гадательные кости, которые ничем не отличались бы от найденных ранее в культуре Луныиань, если бы не надписи, которые являются древнейшими образцами китайской письменности. Сама техника гадания основывалась на предсказании будущих событий по рисунку трещин, которые образовывались на ровной поверхности кости в результате ее нагрева на огне. Надпись, как правило, представляла собой вопрос и содержание полученного предсказания, кроме того, могли указываться дата гадания, имена проводивших его людей и даже последующие события, что представляет собой богатейший материал для исследований.
Начиная с династии Шан история реконструируется не только по археологическим находкам, но и по письменным источникам. Письменность китайской цивилизации уникальна, потому что она развивалась постепенно на протяжении тысячелетий, пройдя путь эволюции от пиктограмм и идеограмм гадательных костей до современной иероглифики. Мы вновь видим подтверждение удивительной традиционности китайского общества, которое развивало свою письменность на протяжении тысячелетий, не подвергая ее радикальной трансформации. От надписей на костях перешли к записи иероглифов на бамбуковых дощечках, затем появились первые шелковые книги, и наконец во II в. до н. э. была изобретена бумага, однако иероглифика за эти годы так и не превратилась в алфавитное письмо. Для сравнения, иероглифы Египта остались достоянием раннего этапа цивилизации, уступив со временем место более практичной буквенной системе.
Чем еще можно охарактеризовать культуру Шан-Инь? Во-первых, в этот период осуществился переход к бронзолитей-ному производству, что позволило усовершенствовать орудия труда и сделать земледелие более эффективным. Во-вторых, формируется государственность, возводятся укрепленные города, которые отличаются от неолитических поселений. Во главе города стоит правитель - ван, который выполняет несколько важных функций: помимо основной военной функции в его руках сосредоточен контроль над отправлением жертвоприношений и осуществлением гаданий, он же является организатором крупного производства и строительства (в том числе градостроительства), кроме того, он является гарантом благосостояния народа, так как отвечает за запас продовольствия на случай неурожая или засухи.
В-третьих, формируются религиозные представления китайцев, которые выражались в обожествлении сил природы. Особенно почиталось ебо, которое считалось верховным божеством. Также продолжает развиваться культ предков, зародившийся еще в неолитическую эпоху. С ним был связан и ритуал погребения - согласно ему в могилу клали разнообразные предметы, которые могли понадобиться умершему в загробной жизни.
Раскопки гробниц в Аньяне позволяют сделать вывод о существенном имущественном расслоении общества этого периода. В захоронениях богатых людей и правящей верхушки обнаруживаются бронзовые и керамические изделия тонкой обработки, а также останки людей и животных, которые должны были сопровождать умершего; стены гробницы зачастую покрывались
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
резьбой или росписью, тогда как в более простых захоронениях помещалась лишь грубая глиняная утварь.
Могущество Шанского государства со временем угасло, чем не замедлили воспользоваться соседние племена. Кочевой народ чжоу располагался вдоль западных границ государства Инь. Постепенно кочевники перешли к оседлому образу жизни и даже успешно заимствовали многие достижения культуры соседей. В мифологии покорение чжоусцами территории Шан также рассматривается как результат упадка центральной власти, которая сосредоточилась в руках честолюбивого, жестокого и жадного вана, свергнутого в итоге более достойным представителем династии Чжоу.
Однако центральная власть быстро приходит в упадок. В VII-V вв. до н. э. на территории Китая существовало порядка 200 царств, которые представляли в большинстве своем небольшие города-государства. Все они обладали определенной автономией, хотя и признавали власть верховного вана.
Именно в это время получает распространение концепция сакральной верховной власти, согласно которой ван признавался «сыном Неба», его земным воплощением. Божественное происхождение власти вана было дополнено учением о «воле Неба» (тянь-мин), согласно которому Небо даровало власть только достойному человеку; соответственно, при потере важных для правителя качеств таковой мандат на власть мог быть утрачен. Именно с этой позиции объяснялись смены династий в китайской истории. Если одна династия приходит в упадок, более достойная получает моральное право и благословение Неба на ее свержение.
Сакральная концепция власти появилась именно в тот период истории, когда реальной военной власти уже не хватало для того, чтобы удержать под контролем огромную территорию китайского государства. Необходимо было дать новое обоснование полномочий правителя на основе разделяемых всеми верований в высшую реальность.
Концепция «сына Неба» разрабатывалась параллельно с еще одним важным представлением китайцев о себе. Все царства считали себя «срединными», находящимися в центре Вселенной, а значит, обладающими превосходством над варварами, занимающими периферию мира. Действительно, если небо для китайцев имело форму круга, а земля - квадрата, то при проекции одного на другое получается некая центральная область, середина, освященная милостью Неба, и четыре угла, на которые божественная защита не распространяется. Формируется и этниче-
ское самосознание китайцев, также основанное на чувстве культурного превосходства над окружающими их «варварами четырех сторон света».
Связующим звеном между народами разных царств служила единая письменность, которая помогала взаимопониманию китайцев при разнообразии диалектов. Грамотность была признаком образованности и фактически открывала дорогу в жизнь любому члену общества, освоившему ее. Действительно, попасть на государственную службу можно было только после успешного прохождения ряда экзаменов. Однако, несмотря на кажущуюся достижимость, социальная мобильность не была развита, так как обучение грамоте стоило недешево и отделяло бедняков от престижной государственной карьеры «стеной иероглифов».
Однако самые важные события этой эпохи происходили в культурной сфере. Именно во время наибольшей политической раздробленности расцветает философская и научная мысль, не стесненная жесткими рамками центральной власти. Считалось, что в Китае периода Чжаньго соперничали 100 школ, они проводили публичные диспуты, обменивались взглядами, в разнообразии которых не наблюдалось недостатка.
Наиболее важные школы этого времени, оказавшие влияние на всю последующую китайскую философию, - это конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.
Конфуцианство возникло на рубеже VI-V вв. до н. э. Его основоположником считается учитель Кун, или Конфуций в латинской транскрипции. Основные представления древнего конфуцианства впоследствии претерпели значительные изменения, породив реформированное конфуцианство, которое было специально приспособлено для нужд государственной системы.
В центре внимания самого Конфуция лежало учение об идеале личности - «благородном муже», который обладает пятью добродетелями (дэ): жэнъ (гуманность), ли (благопристойность, выполнение надлежащих обрядов), и (справедливость), чжи (мудрость), син (верность).
Ранняя система конфуцианства выступает больше в этическом, чем политическом ключе, хотя принятая от раннечжоу-ской эпохи концепция тянь-мин (воли Неба) получает у Конфуция свое развитие.
Если у правителя Поднебесной отсутствует одно или несколько из вышеперечисленных качеств, он теряет право на верховную власть, то есть «волей Неба» может быть оправдан государственный переворот. Однако это крайние меры, а добродетельный пра-
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
витель, наоборот, заслуживает сыновней почтительности со стороны своих подданных, так как в рамках представления о Поднебесной как одной большой семье он приходится отцом всем жителям государства.
Суть концепции сяо (сыновней почтительности) сводится к следующему: младшие должны беспрекословно подчиняться старшим, заботиться о них в старости и почитать после смерти посредством жертвоприношений.
Кроме того, в учении Конфуция постоянно звучит ностальгия по ушедшему «золотому веку», он не без грусти вспоминает времена, когда правители были мудры (его идеал - это эпоха правления пяти совершенномудрых императоров), чиновники бескорыстны, а народ благоденствовал. Для восстановления утраченного порядка Конфуций предлагал провести «исправление имен» (чжэн мин), под которым понималась расстановка всех людей по местам в строго иерархическом порядке, что выразилось в формуле: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, чиновник - чиновником, а государь - государем». То есть каждый обладает своими обязанностями, соответствующими занимаемой в социальной иерархии позиции.
Памятники конфуцианской литературы представляют особый интерес. В «Пятиканоние» (У цзин) включают:
1. «Летопись Чуньцю», в которой кратко зафиксированы события VIII-V вв. до н. э., происходившие в раздробленном на мелкие царства государстве Чжоу. Конфуцию приписывают редактирование летописи и частичный комментарий.
2. «Шу цзин» (Книга истории) - сборник мифов, легенд и исторических событий, которые описывают историю Китая с эпохи правления пяти совершенномудрых императоров до VIII в. до н. э. Традиция приписывает Конфуцию составление этого сборника из лично им отобранных материалов.
3. «Ши цзин» (Книга песен) - первый литературно-поэтический сборник, в который вошли как образцы народного творчества, так и произведения придворных музыкантов.
4. «Ли цзи» (Книга ритуалов) - описание норм поведения человека как в семье, так и на службе, представляющее из себя подробные предписания для каждой ситуации.
5. «И цзин» (Книга перемен) - один из самых удивительных памятников древнекитайской литературы. В его основе лежат 64 гадательные гексаграммы - это особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех возможных сочетаниях. Мы
помним, что важные вопросы решались с помощью гадания в Китае со времен неолитической древности, система гадания И цзин до сих пор занимает важное место в культуре китайского общества.
Еще одним важным памятником конфуцианской школы является сборник «Лунь юй», в который вошли мысли и афоризмы самого Конфуция, бережно собранные его учениками после смерти учителя.
В крайней оппозиции к конфуцианству находился даосизм. История его возникновения возводится к двум трактатам - «Дао де цзин» (Канон Пути и Добродетели) и «Чжуан-цзы», которые содержат в себе центральные теоретические понятия школы дао.
Первый приписывают легендарному мудрецу Лао-цзы. Однако ученые до сих пор не сошлись во мнении, был ли Лао-цзы реальным историческим лицом или нет, жил ли он во времена Конфуция или значительно позже и, наконец, принадлежит ли авторство «Дао де цзин» одному человеку или этот трактат - результат компиляции нескольких самостоятельных текстов.
Основная категория даосизма, получившая подробное описание в трактате «Дао де цзин», - дао (Путь), которое понимается двояко. С одной стороны, оно бездеятельное, пребывает в покое и недоступно восприятию, с другой - оно всепроникающее, действующее и изменяющееся вместе с миром, то есть в нем заложены принципы трансцендентности и имманентности. Дао прича-стно к творению мира, так как именно из него возникает единица, порождающая, в свою очередь, двойственность инь и ян и все дуальные противоположности, из которых создается все многообразие вещей.
Социальным идеалом даосизма был возврат к естественному первобытному состоянию. Конфуций тоже мечтал о возврате к «золотому веку», но он имел в виду время правления пяти совершенномудрых императоров, которые обладали необходимыми добродетелями, у даосов же под «золотым веком» подразумевается догосударственное состояние общества, когда не было имущественного социального расслоения, не было власти (которая ассоциируется у даосов в основном с поборами подданных и жестокими войнами, поэтому осуждается, тогда как у Конфуция император - гарант благоденствия общества, отец всего народа).
Важнейшая концепция даосизма - теория недеяния (у-вэй), или отказ от любой целенаправленной деятельности как противоречащей естественному течению Дао. Действия должны совершаться спонтанно, без лишних рассуждений и мотиваций, которые являются серьезным препятствием на пути к гармонии.
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
Даосы выступали против обожествления неба, считая его лишь частью природы, отвергали культ предков и другие религиозные культы, в том числе жертвоприношения.
Второй трактат - «Чжуан-цзы» - приписывается философу Чжуан Цзы, достоверных сведений о жизни которого практически не сохранилось. В центре его внимания разработка концепции дао, которое он понимает как основу мира, источник всех вещей, постоянно меняющихся в круговороте мироздания. Его философские идеи изложены в виде занимательных притч и диалогов, в которых участвуют как реальные исторические личности, так и мифические персонажи и фантастические существа.
Еще одной школой, решительно выступавшей против конфуцианцев в период Чжаньго, были моисты. Взгляды основателя этой школы, Мо Ди, изложены в одноименном трактате. Основная ориентация моистов - практическая польза. Главный тезис - потенциальное равенство всех жителей Поднебесной. Они признавали «волю Неба», но считали ее познаваемой, а значит, судьба человека не предопределена и зависит от него самого. Школа моистов была весьма популярна, так как отражала интересы низших слоев общества и была настроена на борьбу с правящей потомственной аристократией и поддерживающими ее конфуцианцами. Моисты выдвинули идею всеобъемлющей «объединяющей любви», которая распространялась бы не только на близких людей, - именно такая любовь несет в себе не личную выгоду, а взаимную выгоду всех членов коллектива.
Против конфуцианцев выступала и еще одна школа, зародившаяся в рассматриваемую эпоху, - это школа легистов, или сторонников закона. Легисты выдвинули теорию сильного деспотического государства, основанного на едином писаном законе фа (отсюда и самоназвание школы фа-цзя). Согласно этой концепции единственным творцом закона является государь, власть которого никем не ограничена, поэтому легисты выступали против потомственной аристократии, что сближает их с монетами.
В середине IV в. до н. э. идеи легистов оказались востребованы в царстве Цинь, которое было на тот момент одним из претендентов на гегемонию в регионе. Министр Шан Ян, который являлся одним из основоположников и теоретиков легизма, решил воплотить его принципы в ряде реформ, направленных прежде всего на укрепление центральной власти и ограничение прав потомственной знати.
Было введено единое законодательство и судопроизводство. Все наследственные титулы были отменены, отныне ранг можно
было получить только благодаря личным заслугам, прежде всего военным. Именно эти реформы позволяют царству Цинь опередить в своем развитии соперников и повести удачные захватнические войны, направленные на объединение политически разрозненных территорий в единую империю.
В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел молодой правитель Ин Чжэн. Его главной задачей было разбить собравшуюся против царства Цинь коалицию из шести крупных царств. В 221 г. он завоевал последнее независимое царство Ци и принял титул Хуан-ди (император), положив начало новой династии в теперь уже имперской истории Китая.
Первой империи, созданной военным путем, не удалось просуществовать долго. Однако Цинь Шихуанди (Первый император Цинь) благодаря активной военной политике определил контуры будущей более прочной империи Хань. Помимо объединения «срединных царств», император выступил в поход в северном направлении, имея задачу разбить племена еюнну (гуннов), которые постоянно учиняли набеги на территорию Китая. Нанеся кочевникам решительное поражение и оттеснив их за Хуанхэ, монарх приказал возвести стену, которая защищала бы Поднебесную от варваров.
Так началось строительство Великой Китайской стены - крупнейшего памятника архитектуры Китая. Ее строительство и укрепление велось на протяжении столетий. При постройке участков стены использовался различный материал, на раннем этапе применяли в основном утрамбованный лесс с камышом и песком, обмазанный глиной, позже стена была облицована серым камнем. Средняя высота Великой Китайской стены составляет 5-10 м, верхняя ее часть образована рядом зубцов с отверстиями для бойниц, через каждые 100-150 м располагались сторожевые башни с сигнальной системой оповещения о приближающейся опасности.
После активной завоевательной политики Цинь Шихуанди жизнь имперского Китая вошла в мирное русло. Открытие западного мира для Поднебесной произошло благодаря китайскому дипломату и путешественнику Чжан Цзяну, который получил задание найти военных союзников против сунну, но попал в плен, а после освобождения отправился путешествовать по Средней Азии. Оказалось, что к западу от Срединной империи существуют развитые государства, торговля с которыми может оказаться весьма прибыльной. Основным направлением внеш-
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
ней политики Китая отныне стало стремление контролировать торговые пути для успешного взаимодействия с соседями.
Торговая дорога на Запад получила название «Великий Шелковый путь». Он шел из ханьской столицы Чаньань на северо-запад по территории провинции Ганьсу до Дуньхуана, далее через Кашгар в Фергану и Бактрию, откуда путь расходился: одно направление вело в Индию, другое - через Парфию к странам Средиземноморья.
Главной статьей ханьского экспорта был шелк, который ценился на Западе буквально на вес золота. Изобретение шелководства в Китае приписывается супруге Желтого императора - мифологического основателя государства, который был первым из пяти совершенномудрых императоров. Согласно данным археологических раскопок эта отрасль производства появилась уже в неолитическую эпоху. Технология производства шелка долгое время держалась в строжайшем секрете. Китай обладал монополией на разведение гусениц бабочки тутового шелкопряда до VI в., когда два монаха вывезли обманным путем в полых посохах несколько личинок и доставили их ко двору византийского императора Юстиниана.
Помимо шелка торговые караваны везли из Китая железо, серебро, предметы ремесла и лаковые изделия. История лакового производства в Китае также уходит своими корнями в эпоху неолита. Уже тогда было замечено уникальное свойство лака придавать изделиям прочность и устойчивость к высокой температуре. Сок лакового дерева использовался в производстве самых различных изделий: от бытовой и ритуальной утвари до боевого снаряжения. Цветной лак, получаемый с помощью добавления в него красителей, применялся в различных техниках росписи и инкрустации.
Индия. Древняя цивилизация Индии зародилась в долине реки Инд, аллювиальные почвы которой отличались плодородием. Эта территория словно отделена от внешнего мира самой большой горной системой - Гималаями, однако эта преграда не является непреодолимой. С северо-востока на индийские земли издревле проникали завоеватели и поселенцы, здесь проходили торговые пути, а также распространялось культурное влияние других регионов. И наконец, именно этим путем в Индию вторглись кочевые племена индоариев, религия которых определила контуры крупнейшей в Южной Азии ранней цивилизации на долгие годы.
В середине третьего тысячелетия до н. э. на плодородной равнине Пенджаба (Пятиречье - район, где протекают пять
крупнейших притоков реки Инд, сейчас находится на территории Пакистана) возникла городская культура, знакомая с поливным земледелием (хараппская культура, по названию одного из крупнейших раскопанных центров). Открыта археологами она была довольно поздно (в 20-х годах XX в.).
Цивилизация долины Инда была признана самостоятельной и автохтонной. Хронологические рамки ее определяются 2300-1700 гг. до н. э. Археологи изучают многочисленные центры этой культуры, крупнейшими и наиболее исследованными из которых являются города Хараппа и Мохенджо-Даро. Особый интерес представляет город Лотхал на южной границе харапп-ской культуры, который имел выход к Аравийскому морю и, вероятно, был крупным морским портом того времени.
Самыми интересными находками индской цивилизации являются искусно выполненные резные печати, которые, скорее всего, являлись символами собственности, а также могли использоваться в качестве амулетов.
По изображениям на этих печатях можно сделать некоторые выводы о религиозных концепциях представителей этой культуры. В частности, можно говорить о культе богини-матери, который был связан с обожествлением деревьев, а также о мужском божестве, изображавшемся в виде быка, оттиски которого обнаруживаются на многих образцах.
Сказать что-либо более конкретное о ранних культах сложно, так как письменность, которая уже была известна в эту эпоху, до сих пор остается нерасшифрованной.
На многих из найденных печатей имеются короткие надписи - не более 20 знаков. Попытки сопоставить данную систему письма с шумерской не увенчались успехом, поэтому письменность индских печатей остается одной из главных загадок ха-раппской цивилизации.
Раскопки городов позволяют судить об уровне материальной культуры этого времени. Города были построены по единому плану. В западной части располагалась цитадель, которая представляла собой искусственную земляную площадку, обнесенную стеной. В цитадели размещались общественные строения. Ниже располагался сам город. Главные улицы пересекаются под прямым углом, деля город на ровные прямоугольники, - это говорит о том, что строительство велось по заранее намеченному плану. Жилые дома выходили на улицы глухими фасадами, а большую внутреннюю часть дома занимал двор. В городе была система канализации и водопровод. Из крупных построек дан-
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
ной эпохи можно отметить дворец или зал для собраний в Мо-хенджо-Даро, купальню, которая имела, скорее всего, ритуальное назначение, и хлебные амбары.
Строительство из камня в Индии долгое время не велось. Оно началось только во время правления царя Ашоки из династии Маурьев. До этого строили из обожженного кирпича или просто из глины. Позже получили распространение деревянные постройки.
К концу XVIII в. до н. э. хараппская культура перестала существовать. Можно точно сказать, что она погибла не в результате внезапной катастрофы (хотя сначала была выдвинута версия, что она была уничтожена нашествием индоариев, но данные события не совпадают по времени). Она постепенно приходила в упадок, происходила ее варваризация и ветшание.
Спустя несколько столетий на территорию Индии из Афганистана через район Пенджаба начинают проникать арийские племена, осевшие в итоге в долине второй крупной реки - Ганга. Процесс заселения Индии пришлыми народами шел волнами и длился века.
Основным источником для изучения этого периода являются Веды - древнейший памятник религиозной литературы Индии. Из текстов Вед, составленных жрецами и содержащих жертвенные формулы и гимны, можно получить сведения об образе жизни арийских племен. Эти тексты, прежде чем были записаны, долгое время передавались в устной традиции из поколения в поколение.
Всего известно четыре Веды. Первая и самая ранняя - Риг-веда - содержит хвалебные гимны в честь богов. Самаведа - это сборник ритуальных песнопений, в основном повторяющий тематику Ригведы. Яджурведа - это Веда жертвенных формул. Атхарваведа - самая поздняя из Вед.
Деление Вед неслучайно, оно соответствует разделению жреческих функций во время ритуала жертвоприношения. В момент обряда знаток Ригведы призывал божество, произнося посвященные ему гимны, знаток Самаведы сопровождал обряд песнопениями, знаток Яджурведы сопровождал его формулами и заклинаниями.
В наиболее древней части литературного корпуса - Ригве-де - упоминается в основном район Пенджаба, название реки Ганг практически не встречается. Вероятно, во времена сложения Ригведы кочевники еще не достигли долины Ганга и не перешли к оседлости.
Уже в раннем ведийском периоде существовало деление общества на определенные группы, что было связано не только с имущественным расслоением, но в первую очередь со статусом члена той или иной группы. Однако окончательное оформление жесткая варновая система получила в поздний ведический период, после перехода ариев к оседлому образу жизни.
Наверху иерархии находились жрецы, или брахманы, которые отвечали за сохранность культурных традиций и проведение обрядов. Они обладали немалой реальной властью, поскольку арийское общество было проникнуто религиозностью.
Второй влиятельной и престижной варной считались кшатрии, или цари-военачальники. Это претенденты на верховную власть, которая, однако, еще не была прочной. Власть в общине могла быть выборной, то есть кшатрий не мог передать ее по наследству или же его власть ограничивалась собранием старейшин, которые принимали участие в решении всех важных вопросов. Привилегией варны кшатриев был сбор с общинников налога-ренты, который постепенно превращался из добровольного пожертвования в обязательный взнос. При переходе к оседлому образу жизни кшатрий получал право распределения земли.
Варна вайшьев, или земледельцев, включала в себя всех остальных членов арийской общности. Считается, что именно вайшьи были основной производящей силой, однако положение их было привилегированным по рождению. Дело в том, что в первые три варны входили непосредственно арийцы, чей высокий статус подтверждался проведением обряда инициации, то есть каждый человек в детстве получал посвящение внутри своей варны, после чего он имел право обучиться профессии и стать домохозяином. Прошедшего такой обряд именовали дваждырожден-ным в противовес четвертому слою индийского общества, который назывался варной шудр.
Не стоит думать, что шудры имели самое низкое социальное положение. Они действительно происходили из местных племен, так что отличались от арийцев даже по виду, однако они добровольно подчинились завоевателям, а потому были включены в систему социального деления, что уже было немало. Те же племена, которые были завоеваны силой, никакого статуса в обществе не имели, поэтому находились на положении рабов.
Постепенно с развитием общества происходит сближение варны вайшьев и шудр, причиной которого была как утрата арийских привилегий вайшьями, все больше превращавшимися в обычных крестьян и ремесленников, так и повышение статуса
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
шудр, уже ассимилировавшихся настолько, что их происхождение не ставилось им в вину.
Интересно, что подобное социальное деление никогда не вызывало бунта или недовольства в индийском обществе, в отличие от соседнего Китая, который время от времени потрясали крестьянские волнения. Стабильность варновой системы обеспечивал закон кармы, который был сформулирован в начале первого тысячелетия до н. э. Согласно представлениям индийцев о загробной жизни со смертью человека его существование не прекращалось и через определенное время он возвращался в мир в новых условиях. Это получило название круга сансары, или бесконечной череды воплощений каждого индивидуума. Причем переродиться можно было не только в человеческое существо, но и в демона, насекомое, а в лучшем случае - в божество.
От чего зависело подобное перевоплощение? От самого человека, точнее, от суммы добрых и злых дел, которые он совершил в прошлой жизни (именно это и называется кармой). Закон кармы безличный, его нельзя обойти или нарушить, даже с помощью какого-либо персонифицированного божества, поэтому только от человека зависит его будущее благополучие. Но этот закон имеет и другое важное следствие, согласно которому низкое социальное положение в настоящей жизни является виной самого человека, а значит, бунты против верховной власти не только не изменят ситуацию, но и отяготят человека новым кармическим негативом. Поэтому все, что оставалось представителям низших слоев индийского общества, - следовать по своему пути, пытаясь улучшить свое положение хотя бы в следующей жизни.
Религиозные представления со временем претерпевали определенные изменения. Обильные жертвоприношения божествам, характеризовавшиеся количественным фактором (чем больше жертва, тем больше милость и помощь со стороны божества), заменяются ритуальными подношениями, на первый план выходит магия и символические отношения с небожителями. Успешное осуществление магической деятельности напрямую зависит от святости брахмана, совершающего ритуал. А святость можно обрести через подвижничество и аскезу. Возникает новый идеал - отшельник, удалившийся от мира для снискания благодати божеств через совершение религиозных подвигов.
Постепенно сами тексты древней Веды становятся все более сложными для понимания брахманов, поэтому возникает комментаторская традиция, в результате которой в 800-600 гг.
до н. э. сложился комментаторский корпус к Ведам, получивший название «Брахманы». Вслед за этим были составлены Араньяки (Лесные книги), в которых содержались руководства для лесных отшельников. Именно эти тексты стали источником литературы Упанишад - первых философских текстов Древней Индии. Самые ранние Упанишады принято относить к VIII-VII вв. до н. э., по разным источникам всего их насчитывается от 150 до 235.
Поздний ведический период характеризуется строительством городов в долине Ганга, в это время образуются первые государственные образования, развиваются ремесло и торговля. Исторические события этого времени частично нашли отражение в народных эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата», где описываются процветающие царства и города, а также ожесточенные войны между ними.
Нужно отметить, что для Древней Индии характерны рыхлые и слабые политические образования. Царства были достаточно неустойчивы, одна династия сменяла другую, да и территории часто переходили под контроль то одной, то другой воюющей стороны.
Между тем в социальной сфере общества при отсутствии жесткой центральной власти назревал кризис. Жрецы-брахманы все больше усложняли ритуал, плата за него становилась непомерной для многих членов общества, которые оказывались тем самым как бы выключенными из религиозной жизни. Ответом на подобные противоречия стал буддизм - новая религия, возникшая на рубеже IV-V вв. до н. э.
Основоположником буддизма является индийский царевич Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев. Его отец был правителем небольшого царства Капилавасту (сейчас это территория Непала, недалеко от границы с Индией). Согласно легенде, матери будущего Будды царице Майе приснился вещий сон о том, как в ее лоно входит белый слон. Толкователи посчитали это признаком великого будущего для ее ребенка и предрекли ему две разные дороги: он мог стать мудрым правителем или великим учителем.
Отец мальчика, царь Шуддходана, мечтал о блестящей политической карьере для своего сына. Он решил изолировать царевича от всех горестей мира, которые могли натолкнуть его на печальные размышления. Он окружил его самыми прекрасными вещами и людьми, и Сиддхартха до 29 лет жил в роскоши без забот и уныния.
Однако планам Шуддходаны не суждено было сбыться, царевичу не терпелось узнать, что за жизнь идет за стенами прекрас-
5. Культура во времени
Культура Древнего Востока
ного дворца. Выбравшись тайком в город, царевич повстречал человека, больного проказой, старика и наконец похоронную процессию. Удивленный невиданным зрелищем, он спросил своего возницу о причине страдания этих людей. Выяснилась, что никому на свете еще не удалось избежать подобной участи: все люди болеют, стареют и умирают. Сиддхартху такой ответ крайне опечалил, он решил попробовать отыскать истину о природе человеческих страданий.
Встреча с монахом помогла ему встать на путь, он покинул дворец и отправился путешествовать по Индии в поисках новых знаний. Преуспев в медитации и сосредоточении, он понял, что этот путь не дает освобождения от страданий. Тогда он решил предаться суровой аскезе, но и этот путь не привел к желаемому результату. Тогда царевич уселся под дерево бодхи, дав клятву, что не покинет это место, пока не постигнет причину страданий. 49 девять дней провел он под священной смоковницей, погрузившись в глубокую медитацию, после чего на него снизошло просветление и он стал Буддой, или Пробужденным. Оставшуюся часть жизни он провел в странствиях по Индии, проповедуя открывшуюся ему истину.
В своей первой проповеди в Оленьем парке Сарнатха близ Бенареса Будда рассказал пяти ученикам о «четырех благородных истинах» и «восьмиступенчатом благородном пути», который позволяет достичь нирваны, избавившись тем самым от бесконечного круга перерождений. Согласно первой благородной истине наша жизнь есть страдание, вторая истина говорит о том, что причиной страдания являются желания человека (будь то желания материальных благ, телесных наслаждений или духовного общения). Третья истина утверждает возможность устранения причины страдания, а четвертая указывает на путь освобождения, которому следовал сам Будда.
Этот путь состоит из восьми ступеней, соответствующих основным категориям буддийской морали:
1. Правильные взгляды (они противоположны заблуждениям, порождающим страдания).
2. Правильная решимость, которая должна помочь адепту отказаться от мирских привязанностей, а также дурных мыслей и намерений.
3. Правильная речь, которая не допускает произнесения лжи, клеветы или грубости.
4. Правильное поведение - в это понятие входит следование принципу ахимсы, то есть непричинения вреда живым сущест-
вам, отказ от дурных поступков и сострадание всему живому на земле.
5. Правильная жизнь, которая предписывает пользоваться только честным источником дохода для поддержания своей жизнедеятельности.
6. Правильное усилие, которое нужно приложить для искоренения старых привычек, мешающих продвижению по пути.
7. Правильное направление мысли, или состояние постоянной бдительности.
8. Правильное сосредоточение - глубокая медитация, которой можно достичь, лишь пройдя первые семь этапов пути.
Буддизм получил распространение среди широких народных масс, кроме того, его поддерживали и в среде аристократии, которая увидела в новом учении средство борьбы с брахманским жречеством. При царе Ашоке буддизм был объявлен государственной религией. Ашока - самый известный представитель династии Маурьев, которой удалось объединить царства Северной Индии в единое государственное образование.
Придя к власти в 272 г. до н. э., Ашока продолжил активную завоевательную политику своих предшественников, однако после победы над небольшим царством Калинга, которое оказало отчаянное сопротивление его войскам, правитель раскаялся в том, что он стал причиной столь большого количества смертей, и обратился в буддизм, приняв принцип ахимсы. Он также отменил жертвоприношения животных, а традиционную охоту заменил паломничеством в святые буддийские места. Царь приказал установить по всему государству специальные колонны, на которых были зафиксированы моральные нормы буддизма.
Помимо укрепления положения буддизма со временем правления Ашоки совпал расцвет архитектуры Индии, который был связан с использованием камня в строительстве. Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Они представляли собой реликварии и строились в местах, связанных с деятельностью Будды или его сподвижников. Ступа символизирует собой нирвану, ее полусферическую форму принято возводить к погребальным холмам, однако согласно легенде такая форма была подсказана самим учителем, который в ответ на вопрос учеников о форме захоронения перевернул на расстеленный плащ свою чашку для подаяния.
Самым ранним и самым известным памятником является ступа в Санчи, постройку которой относят ко времени правления Ашоки, хотя в последующие годы она была расширена и пе-
5. Культура во времени
Лнтпичная культура
рестроена, а также обнесена каменной оградой с четырьмя воротами - торанами, ориентированными по сторонам света. Эти каменные ворота восходят к более ранним деревянным формам постройки, они сплошь покрыты резьбой, сюжетами для которой стали как легенды о жизни Будды, так и жанровые сцены, изображающие быт простого народа.
Буддийское искусство в Индии развивалось на протяжении столетий. Был разработан иконографический образ Будды, возникли школы скульптуры. Письменный буддийский канон Три-питака окончательно сложился к I в. до н. э. и был записан на Шри-Ланке. На рубеже веков буддизм вышел за пределы Индии и начал триумфальное шествие по соседним странам и регионам. Он распространился на обширной территории, найдя приверженцев и в конфуцианском Китае, из которого в уже несколько переработанном виде попал в Корею и Японию, и в Средней Азии, и в горном Тибете, и в странах Юго-Восточной Азии.
1 слайд
2 слайд
Задачи урока: Познакомится с культурой и искусством Древнего Востока: Индия Япония Китай
3 слайд
4 слайд
Культура и искусство Древней Индии – это нечто загадочное, манящее, необыкновенно интересное. Складывалась она на протяжении тысячелетий, вырастая на основе нескольких религиозных направлений. Продукт этого синтеза культур и называется сегодня индийским искусством, весьма глубоким, красочным и привлекающим уже на протяжении многих лет пристальное внимание исследователей. По словам известного писателя Марка Твена, Индия – «Единственная страна под солнцем, которая бесконечно интересна... образованному и неграмотному, мудрому и глупому, богатому и бедному».
5 слайд
Особенности архитектуры Древней Индии заключаются также в сакральном смысле, заложенном в каждой детали постройки. Величественные храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе. Но даже несмотря на это, каждое строение наполнено индивидуальностью. Где-то внешние внутренние поверхности стен содержат чувственные барельефные изображения, а где-то основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или даже богов. Архитектура
6 слайд
Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков. Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.
7 слайд
Доминирующее свойство искусства Греции - красота, а Египта - религия. Для наивысших форм, создающихся в Индийском искусстве, красота не является важной. Религия тоже не стоит превыше всего. Для искусства Индии характерны 2 аспекта: религиозный, мировой. В древнюю Индию часто врывались арийцы, персийцы, греки, арабы, монголы и другие завоеватели, которые оставили свои следы в Индийской истории культуры. Так вот, искусство Индии - это искусство теперешней Индии, Афганистана, Пакистана, Кашмира и Непала. Основу индийского искусства составляют религии индуизма и буддизма, дополненные культурами ислама и хелениста. Искусство
8 слайд
После внезапной и загадочной гибели протоиндийской цивилизации на полуостров Индостан пришли арии(XV в. до н.э., по мнению некоторых индийских учёных, -- XXV в. до н.э.). Они принесли с собой мифологию, фольклор, традиции и обычаи, которые легли в основу одной из величайших литератур мира – литературы Древней Индии. Литература
9 слайд
ВАЖНЕЙШИЙ ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ АРИЕВ – Веды (санскр. Veda – «знание»), возникновение и запись которых занимает не менее тысячелетия (с XII по II в. до н.э.). Они – основа Веданты, одного из наиболее распространённых религиозно – философских учений в Индии. Веды Шрути («услышанное»)- тексты, рассматриваемые как священные. Входят 4 самхиты: Ригведа(знание гимна) Самоведа(знание песни) Яджурведа(знание жертвоприношений) Атхарваведа(знание заклинаний) Смрити («запоминаемое»)- не носит священного характера; относятся к «веданги»(части вед), состоящие из сутр («сутра»- нить, краткое правило * Сутра – популярный афористический жанр древнеиндийской литературы; в сутрах излагаются вопросы ритуала, а также других областей знания (фонетики, грамматики и т. д.) *
10 слайд
11 слайд
Культура Японии сформировалась вследствие исторического процесса, который начался с миграции прародителей японцев на японские острова с континента и основания культуры эпохи Дзёмон. В нынешней культуре Японии прослеживается воздействие стран Азии (в частности Кореи и Китая), Северной Америки и Европы.
12 слайд
На культуру и мировосприятие японского населения сильно повлияло расположение страны, климатические особенности и особенности рельефа, и кроме того постоянные природные катаклизмы (землетрясения и цунами), что нашло отражение в особенном почитании японцев окружающей природы как живого существа. Способность восторгаться мгновенным очарованием природы является характерной чертой японского менталитета, и отразилась в японском творчестве.
13 слайд
Японский язык и письменность. Японский язык во все времена являлся важной частью культуры Японии. Японский представляет собой агглютинативный язык и отличается трудной концепцией письма, которое образовано из трёх разных видов иероглифов - китайские знаки кандзи, азбука слогов катакана и хирагана. Кандзи
14 слайд
Литература В течение длительного времени литература Японии испытывала воздействие Китайской империи, произведения литературы также были написаны на китайском языке. Первыми образцами японской литературы являются сборник японских сказаний и мифов «Кодзики» («Письмена о деяниях старины») и исторические записи «Нихон сёки» («Написанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» - «Анналы Японии»), которые были созданы в эпоху Нара (VII - VIII века). В это же время были написаны стихотворные антологии «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», 759 г) и «Кайфусо». Популярны и за чертой Японии типы поэтических стилей хайку, вака и танка. Хайку знаменитого японского поэта Басё: Цветы увяли. Сыплются, падают семена, Как будто слёзы…
15 слайд
Одежда В Японии существует два вида одежды - национальная - вафуку, и обычная европейская, которую носят в повседневной жизни. Кимоно (в переводе «одежда, наряд») - общее название любой одежды в широком смысле, а в узком - форма вафуку. Юката - лёгкий халат; хакама - штаны; гэта, варадзи - сандалии; оби - пояс.
16 слайд
Архитектура На становление и развитие архитектуры в первую очередь повлиял буддизм, проникнувший в страну из Китая. Дворцы, храмы, монастыри строились преимущественно в китайском стиле, который длительное время формировался изначально в самом Китае и соседствующей Корее. Разумеется, что для полного внедрения буддизма в страну были необходимы и некоторый материальный комплекс этой религии, поэтому начинают появляться первые изображения Будды, бодхисатв. Архитектура тех времен сочетала в себе иностранные ноты, органично смешенные с местной культурой. Храмы и дворцы расположены всегда посреди красивого сада. Роспись этих сооружений была достаточно лаконичной, но яркой.
17 слайд
В какой-то степени на стиль и особенности японской древней архитектуры повлияла и местная природа. Капризная, но прекрасная она уже тогда могла сокрушать и ломать, что отразилось в творениях местных архитекторов. Тут нет величественных древних построек, которые своими размерами или сложностью вводили в восхищение. Постройки были просты и понятны, в них нет ничего лишнего, однако они отличаются изяществом линий. Главным строительным материалом было дерево. Дома строились на каркасе, который позволял не пропускать влагу в дом, за счет воздушной подушки между землей и полом. Дома, храмы, дворцы всегда имели колонны, на которые «опирался» дом во время сейсмической активности. Вместо привычных окон были отверстия, с натянутой тонкой тканью или полотном, пропускающим в дом мягкий свет. Все стены, кроме несущих, могли раздвигаться, сниматься, заменяться. Это позволяло менять планировку. Комната могла быть одна, две или более, в зависимости от нужного количества и доступного пространства. Крыша всегда была широкой и прочной, для предохранения дома от влаги, дождей, ветра и холода, а также летнего палящего солнца.
18 слайд
Скульптура Первые фигурки воинов, животных, слуг, жрецов, найденные в японских царских курганах, восходят к 3-5 векам нашей эры. С 8 века увеличивается количество статуй, которые часто украшали дворцовые храмы. Для их изготовления использовали глину, бронзу, дерево, лак. В связи с развитием страны создается намного больше статуй божеств. Примерно в этот период также появляется скульптурный портрет. С 9-го века также меняются образы божеств, которые отныне изображаются многоликими и многорукими. Эта перемена связана с развитие религии, а вернее ее ответвлений в виде небольших сект. Для скульптуры этого времени характерна особый способ их разработки. Использовались дерево и лак. Из дерева вырезали нужную форму, которую покрывали слоем лака. Когда последний застывал, дерево вынимали, и оставалась лишь тонкая лаковая оболочка. Ее раскрашивали и с легкостью переносили в любое место.
19 слайд
Живопись Живопись в древней стране появилась достаточно поздно, аж в 11-12 веках. Речь идет о школе живописи Ямато-э. В качестве полотна использовались керамические сосуды, ширмы, кимоно, свитки, книги, веера, стены дворцов. Живописцы часто изображали иллюстрации к древним мифам, сказаниям, романам. При этом изображалось не само действие, а настроение героев. Мастера черпали вдохновение из самой природы, пронизывающей искусство того времени. Письменность Как и другие виды искусств, наука и главное письменность заимствовались изначально у китайцев и корейцев. Китай имел сильное влияние, сюда и в Корею японцы отправляли своих детей на учебу. В 3-м веке Япония начинает заимствовать китайские иероглифы. При этом читались они иначе, по-японски. Со временем они упрощались, становились менее сложными для письма. И уже в 8-м веке появились первые японские письменные памятники, записанные по-китайски.
22 слайд
Письменность Развитие письменности как части культуры древнего Китая, кратко можно напрямую связать с изобретениями, сделанными в начале времен. Дело в том, что первые приборы для письма представляли собой бамбуковую дощечку и заостренную палочку. Но изобретение шелка, кисточки и туши, сделали процесс письма более удобным и комфортным, следующим импульсом было изобретение бумаги. В XV века до нашей эры в Поднебесной для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов. Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.
24 слайд
Архитектура, живопись, прикладные искусства Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек. Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке. Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.