Водка на могиле - это не по-христиански. Поминальная свеча: особенности, традиции и интересные факты Можно жечь свечи на могилах

Во все времена, у всех народов существовал или культ или традиция почитания усопших. Православные здесь не исключение. Правда у нас это нельзя назвать культом и это, конечно же не просто традиция. «У Бога все живы» и «Бог есть Бог живых, а не мертвых». Православные люди поминают своих усопших родных и близких не только на кладбищах, но и в храмах, и в домашней молитве. Это молитвенное общение важно как нам, еще живым, так и нашим ушедшим родственникам.

Для выбора и покупки лампадки перейдите в соответсвующий раздел каталога

Вообще говоря про православные традиции можно заметить, что очень часто при богослужениях, при молебнах, при поминовениях, в частной молитве. Используется огонь. Это может быть или зажженная свеча, или огонек лампадки. С одной стороны огонь символизирует нашу жертву Богу. Сдругой стороны огонь символизирует вечную жизнь.

Возжигая лампаду на могиле, мы порой, даже не задумываемся, зачем мы это делаем. Кто-то просто повторяет то, что делала его бабушка, кто-то вкладывает в этот ритуал или традицию собственный смысл, но ничего особенного и тем более мистического (или не дай Бог оккультного) в этом действии нет.

Устройство могильной лампадки

Могильная лампадка может иметь множество вариантов исполнения, однако есть определенные критерии, которым она должна отвечать.

  • Во-первых, такая лампада должна быть эстетически приятной. Вряд ли кому то понравиться уродливый или дешево выглядящий фонарь.
  • Во-вторых, в ней должна быть предусмотрена защита от ветра и дождя.
  • В-третьих, такая лампадка или фонарик должна отвечать правилам противопожарной безопасности.

Для этого у нее должно быть устойчивое основание, что бы она не опрокинулась, защита от открытого огня, что бы он не мог распространиться на близлежащие предметы, а так же защита от ожогов. Т.е. что бы ее можно было взять в руку и не обжечься.

Самой распространенной конструкцией является стеклянная лампада с залитым воском или парафином или специальным парафиновым вкладышем с фитилем. Сверху такой лампадки предусматривается жестяная крышечка с боковыми прорезями. С одной стороны такая крышка не дает дождю залить фитиль, с другой боковые прорези или дырочки обеспечивают приток кислорода (воздуха) для поддержания горения.

Самый слабый элемент в этой конструкции - жестяная крышка. От огня она накаляется и если ненароком до нее дотронуться рукой, то можно получить ощутимый ожог. Об этом надо помнить и брать лампаду только за основание.

Где располагать лампадку на могиле?

Точных указаний на этот счет не существует. Одни ставят ее в изголовье, другие, наоборот, в ногах. Иногда на могиле предусмотрено специальное крепление (где-нибудь на изгороди), куда лампаду можно вставить.

Строго говоря расположение фонарика или свечи не самое главное, что нужно усопшему. Гораздо важнее искренняя молитва, любовь и добрые дела во имя усопшего.

Что нас ждет за гранью смерти?

Православное богословие утверждает, что при окончании земного пути, человек умирает и его душа ожидает страшного суда. Земная жизнь была отпущена на исправление и покаяние и теперь остается лишь уповать на милость Божию и пожинать плоды содеянного. Т.е. покаяния и исповеди после смерти Господь уже не принимает. Но вот живые могут существенно помочь усопшему. Именно по их молитвам и делам может измениться участь уже усопшего.

Можно ли молиться за некрещеных?

Можно и нужно. Надо только понимать, что если они не приняли Святого Крещения в земной жизни, то поминать их можно лишь частным образом. В церкви это невозможно. Просто в силу того, что человек по своей свободной воле не стал частью общего организма, а навязывать что либо извне без свободного волеизъявления личности недопустимо.

Если человек был крещен, то над ним совершается чин отпевания. Покойника в гробе вносят в церковь, где священник совершает определенное заупокойное богослужение, далее родственники и близкие прощаются с усопшим, после чего гроб накрывают крышкой и с пением «Святый Боже…» износят из храма. На кладбище гроб уже не открывают.

Возжигая лампаду на могиле или в доме, в церкви или за ее пределами, поминая крещеных или некрещеных не надо делать это формально. От такого поминовения не будет пользы ни усопшему, ни молящемуся. «Сыне, дай Мне сердце» - чистых сердец и искренней молитвы ждет от нас Господь. И еще стоит помнить, что человек характеризуется поступком. И нет более легкого пути ко спасению, чем милостыня. Если мы творим добрые дела во имя усопших, это очень существенно сказывается и на их судьбе и на нашей.

Что такое могила

У разных народов - разные традиции захоронения. Одни сжигают тела своих умерших, другие - полагают их в скалах (например, древние Иудеи). В России принято полагать тело усопшего вгроб, а сам гроб закапывать в землю. Язычники пытаются положить в гроб еще какие то вещи, но это усопшему никак не поможет. У православного покойника в руке разрешительная молитва, а на теле крестик. С этим он и отходит ко Господу. Существует так же традиция, когда каждый пришедший на кладбище бросает в могилу горсть земли. Это не несет никакого сакрального или мистического смысла, а означает лишь общее дело - т.е. вместе похоронили, вместе закопали. Никаких могильных лампадок ни в гроб, ни внутрь могилы не кладется! Лампадка возжигается у основания могильного креста.

Об усопших и смерти

Можно ли поминать в храме умерших вследствие болезни, вызванной пьянством?

Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (не упились до смерти).

Можно ли ставить за престол свечи о упокоении?

Для этого есть особое место - канун, туда и должно ставить.

Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

Ни в коем случае недопустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой, некоторые читают «Серафимово правило».

Можно ли на могилу ставить памятник, на котором выбит крест?

На могиле должен быть только крест.

Есть обычай возжигать на могиле свечи или лампадки. Правильно ли это?

Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.

Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай?

Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».

Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Это - поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино - кагор (для Св. Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого - до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.

Надо ли оставлять на сорок дней в храме икону, которая была при отпевании на умершем, и куда ее девать потом?

Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется. Об этом пишет святитель Феофан Затворник.

Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?

В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день, посетить могилы. Прочитать из Псалтири 118-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.

Хорошо ли украшать могилы близких?

Украшение могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.

Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.

Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня?

Хорошо и приятно усопшему всё; но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.

Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?

Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».

Слышал, что умершие на Светлой Седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?

Это правильно, но не для всех. Те, кто носил крест, в Великий пост причащался, каялся, жил благочестиво, тот действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого не имел, тот ее не получит.

Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на Литургии.

Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл или это безполезно?

Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.

В календарях (православных), кроме церковных праздников, юбилейных и памятных дат и др., приводятся дни особого поминовения усопших. А когда нельзя поминать? Я имею в виду поминальные домашние трапезы. Два года назад у меня умер брат, в среду на Страстной неделе. Хоронили, как и положено, на третий день, в пятницу. А пер­вые поминки Церковь разрешила только во вторник после пасхальной недели. Хотелось бы знать, в какие дни нельзя устраивать поминки и как это объясняется. И еще: какие из поминок (девятый день, сороковой день, полгода, год) можно делать, как их называют, встречными, т.е. с переносом на другой день?

Поминальные трапезы устраиваются не по Церковному Уставу, а по обычаю. По Уставу Церкви поминовения, а следовательно, и трапезы не полагаются Великим постом, кроме суббот и воскресений, на Светлой Седмице, в великие праздники. Объясняется это тем, что в дни, когда Церковь призывает к радости праздника, всякая печаль не уместна. Великим же постом не бывает Литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а следовательно, и проскомидии, за которой священник вынимает частицы из просфор [в память усопшего -Прим. ред.], которые в конце Литургии омываются Кровью Христа в Св. Чаше. Постом и трапеза поминальная очень скудная. В последние несколько десятилетий сложилась практика: вместо богослужения многие на Пасху идут на кладбище и устраивают там поминки. Сложился этот обычай вследствие того, что народ отучали от Церкви длительное время. Но так как веру в бессмертие уничтожить невозможно, то и нецерковные люди старались ее в День Светлого Христова Воскресения выразить тем, что шли на кладбища и там общались со своими усопшими так, как это понимали. Церковь же, по традиции, поминает усопших на «Радоницу» - первый вторник после Пасхальной седмицы, а на Пасху призывает к великой радости и не благословляет ходить на кладбище, так как особенно недавняя смерть близких вместо радости повергает человека в печаль: вместо радости - слезы, чего быть не должно. На Пасху лучше помолиться в церкви и дома и порадоваться празднику. Кто не может быть во вторник - в день «Радоницы» - в связи с работой, то более логично побывать на кладбище в первый воскресный день после Пасхи (он еще называется «Сошествием Иисуса Христа в ад»). Девятый день, сороковой и годовщины - нужно поминать в Церкви в эти же дни, а трапезы устраивать - как вам удобно.

Я - пенсионерка, у нас в селе нет церкви. Живу одна, по воскресеньям собираются у меня старухи, как и я. Молимся, читаем молитвослов. Нам нужно знать: при похоронах и на поминках в девятый, сороковой дни, на полгода и год, если поминать, то что читать и в каком порядке?

Обычно за упокой мирян читают Псалтирь. В ней указан и порядок чтений. После нескольких коротких или одного длинного псалма указано: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков» и трижды - «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже», а затем: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя)». После каждой «Славы» помин повторяется снова. Можно читать помянник, который есть в молитвословах после утренних молитв.

Какое самое важное поминовение для усопших?

Проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сей великой жертвой. Вообще же хороший пример поминовения оставила нам св. праведная Иулиания. Читаем, что когда скончались Василий и Евдокия, она раздала за упокой их души щедрую милостыню, заказала по церквам сорокоусты и в течение сорока дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам (есть еще ми­лостыня духовная: раздача духовных книг за усопших).

Скажите, какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени нужно совершать по новопреставленной усопшей?

Должно читать молитву: «Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя ее) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное», - двенадцать раз с двенадцатью поклонами утром (после утренних молитв), вечером так же (после вечерних молитв), в течение сорока дней.

Все ли усопшие молятся там о нас?

«Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: «Они теперь молитвенники за нас». Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верою и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу душам поминавших. Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения» (игумения Феофания Говорова).

Что важно во время смерти?

Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.

Имеет ли значение для вечной участи умершего внешний обряд погребения?

Знай, что для вечной участи умершего внешность погребения (гроб, венки, почет, музыка, отпевание высшими церковными чинами и пр.) мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим.

Имеет ли для спасения души значение, в чем застанет человека смерть?

Спасение души немало зависит от последних минут жизни. «В чем обрящу, в том и сужду», - говорится в Евангелии.

Чего должно более всего опасаться при приближении смерти?

Отчаяния. Надо помнить, что сказал Господь св. Екатерине: «Грешники, которые при кончине жизни своей отчаиваются в Моем милосердии, больше всего прогневляют Меня и очень Мне не угодны за свой грех, нежели за все иные беззакония и злодеяния свои».

Нужно ли служить панихиды по младенцу?

По младенцу не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва и о святых вынимают­ся частицы: погребение младенческое поется - прося не о прощении грехов, но «об упокоении младенца».

Как избавиться от боязни внезапной смерти?

По уверению св. отцов, внезапная смерть не случается с людьми, желающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами.

Как оправдаться на мытарствах?

Святая Феодора хорошо отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). «Ты то и то сделала», -говорили бесы. Она отвечала: «Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь, а затем исправление жизни.

Как смотреть на посмертные завещания?

Иные делают разные посмертные распоряжения, завещания, но такая жертва далеко не может равняться с тою, которая делается своими теплыми руками.

Должно ли нам рисковать жизнью или надо сохранять себя от безвременной смерти?

Когда Бог явно не определяет нам смерти или когда смерть наша не приносит пользу ни вере, ни Церкви, ни ближним, ни отечеству, тогда можно ли думать, что Бог «не хотяй смерти грешнику», могущему обратиться, захотел смерти безвременной людям? Читаем, что святитель Афанасий Великий многократно убегал от гонителей, искавших его смерти. Святой Поликарп Смирнский вышел из храмины, угрожавшей падением и по его исходе подавившей многих. Сам Господь заповедал и ученикам Своим не подвергать себя без­временно опасности и, когда будут гнать их в одном каком-либо городе, убегать в другой.

Можно ли брать определенную таксу (деньги) за чтение Псалтири по умершим?

Можно ли молиться за усопших не только Господу, но и Его святым?

Уже известны нам слова от лица умерших на большой панихиде: «Того прилежно мученицы молите долгов разрешение нам даровати». Вообще же Церковь заканчивает заупокойные свои молитвы обращением к Божией Матери.

Что делать, если трепещешь Страшного Судного дня?

Если ты, душа христианская, воистину трепещешь Страшного Судного дня и ищешь помилования у Господа, то страхом Суда Божия возбуди в себе твердую решимость покаяться и жить для одного Господа в благочестии и чистоте, и в свидетельство своей искренности понуди себя, на первый раз, благоговейно провести наступающую седмицу, в благочестивом размышлении, в воздержании и молитвенном приготовлении к подвигам приближающегося поста, как того требует Св. Церковь.

Если в этом деле останавливают и соблазняют тебя обыкновенные мирские мысли, из-за которых большая часть людей остается в нераскаянности и беспечности, то опять противо­поставь им образ Страшного Суда - и соблазны исчезнут.

Все ли дела человека на Страшном Суде будут исследованы?

Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16: 27); когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, якожеесть, огнь искусит (1 Кор. 3: 13); яко все творение приведет Бог на судео всяцем погрешении, аще благо и ащелукаво (Еккл. 12: 14). По сих востанет и воздаст им, и воздаяние их на главу их воздаст (Сир. 17: 19). Не думай, чтобы я, говоря о суде, внушал ложный страх подобно кормилицам, которые, чтобы удержать детей от плача, имеют обыкновение пугать их вымышленными рассказами. О суде говорит неложное учение. Итак, будь уверен, что все дела, совершенные тобой в продолжение жизни, будут исследованы.

Кто должен более бояться Страшного Суда?

Страшного Суда должны бояться более те, кои не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание.

Будет ли наша будущая жизнь лучше настоящей?

Будущая наша жизнь несравненно будет превосходнее настоящей.

«Сила, поддерживающая жизнь души, будет там не совокупность чего-либо твердого и жидкого, но ведение Божественной природы, общение с истинным и Святым Духом. Там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, кои терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных... Там, в оном народе душ, царствует совершенная справедливость прав и законов и высочайшая мирная свобода; ибо там каждый имеет то, что еще здесь приготовил себе по собственному произволу и выбору. И если кто, по неблагоразумию, приготовил себе худшее вместо лучшего, - смерть не виновата; ибо всякий имеет здесь власть избрать себе то, чего ему хочется» (святитель Григорий Нисский. Слово о жизни будущей).

Чем можно помочь душе усопшего?

Можем принести отраду его душе милостынями, молитвами, а паче Бескровной Жертвой, приносимыми за него. Хотя душа преставившегося обретается во временном месте, где удерживается за свои прегрешения, но совершаемые Церковью молитвы о преставившихся могут искупить ее от долгов, и мы, грешные, преставившимся этим споспешествовать можем.

Хочу, чтобы меня похоронили с почестями. Грех ли это?

Святой Феофил предузнал свою кончину и велел послушнику похоронить его так: привязать веревкой за ногу и стащить (волоком) по земле в глубокий овраг. Пред кончиной же он лег на пол, на рогожу и сказал: «Радуюсь я вам, Святые Ангелы, радуюсь я Тебе, Пресвятая Богородица, радуюсь я вам, все святые», - и скончался. Пример этот поучает нас не о пышных похоронах заботиться, а лучше стараться совершать больше добрых дел при жизни.

Должно ли кропить св. водою тело и гроб умершего?

В православном обряде погребения читаем: священник (или если нет его, то мирянин) на дому кропит св. водою тело умершего и ковчег его извне и изнутри и тотчас влагает (тело) в него.

Можно ли поминать в храме умерших вследствие болезни, вызванной пьянством?

Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (не упились до смерти).

Можно ли ставить за престол свечи о упокоении?

Для этого есть особое место - канун, туда и должно ставить.

Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

Ни в коем случае недопустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой, некоторые читают «Серафимово правило».

Можно ли на могилу ставить памятник, на котором выбит крест?

На могиле должен быть только крест.

Есть обычай возжигать на могиле свечи или лампадки. Правильно ли это?

Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.

Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай?

Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».

Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Это - поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино - кагор (для Св. Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого - до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.

Надо ли оставлять на сорок дней в храме икону, которая была при отпевании на умершем, и куда ее девать потом?

Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется. Об этом пишет святитель Феофан Затворник.

Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?

В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день, посетить могилы. Прочитать из Псалтири 118-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.

Хорошо ли украшать могилы близких?

Украшение могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.

Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.

Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня?

Хорошо и приятно усопшему всё; но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.

Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?

Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».

Слышал, что умершие на Светлой Седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?

Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на Литургии.

Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл или это безполезно?

Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.

В календарях (православных), кроме церковных праздников, юбилейных и памятных дат и др., приводятся дни особого поминовения усопших. А когда нельзя поминать? Я имею в виду поминальные домашние трапезы. Два года назад у меня умер брат, в среду на Страстной неделе. Хоронили, как и положено, на третий день, в пятницу. А первые поминки Церковь разрешила только во вторник после пасхальной недели. Хотелось бы знать, в какие дни нельзя устраивать поминки и как это объясняется. И еще: какие из поминок (девятый день, сороковой день, полгода, год) можно делать, как их называют, встречными, т.е. с переносом на другой день?

Поминальные трапезы устраиваются не по Церковному Уставу, а по обычаю. По Уставу Церкви поминовения, а следовательно, и трапезы не полагаются Великим постом, кроме суббот и воскресений, на Светлой Седмице, в великие праздники. Объясняется это тем, что в дни, когда Церковь призывает к радости праздника, всякая печаль не уместна. Великим же постом не бывает Литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а следовательно, и проскомидии, за которой священник вынимает частицы из просфор [в память усопшего -Прим. ред.], которые в конце Литургии омываются Кровью Христа в Св. Чаше. Постом и трапеза поминальная очень скудная. В последние несколько десятилетий сложилась практика: вместо богослужения многие на Пасху идут на кладбище и устраивают там поминки. Сложился этот обычай вследствие того, что народ отучали от Церкви длительное время. Но так как веру в бессмертие уничтожить невозможно, то и нецерковные люди старались ее в День Светлого Христова Воскресения выразить тем, что шли на кладбища и там общались со своими усопшими так, как это понимали. Церковь же, по традиции, поминает усопших на «Радоницу» - первый вторник после Пасхальной седмицы, а на Пасху призывает к великой радости и не благословляет ходить на кладбище, так как особенно недавняя смерть близких вместо радости повергает человека в печаль: вместо радости - слезы, чего быть не должно. На Пасху лучше помолиться в церкви и дома и порадоваться празднику. Кто не может быть во вторник - в день «Радоницы» - в связи с работой, то более логично побывать на кладбище в первый воскресный день после Пасхи (он еще называется «Сошествием Иисуса Христа в ад»). Девятый день, сороковой и годовщины - нужно поминать в Церкви в эти же дни, а трапезы устраивать - как вам удобно.

Я - пенсионерка, у нас в селе нет церкви. Живу одна, по воскресеньям собираются у меня старухи, как и я. Молимся, читаем молитвослов. Нам нужно знать: при похоронах и на поминках в девятый, сороковой дни, на полгода и год, если поминать, то что читать и в каком порядке?

Обычно за упокой мирян читают Псалтирь. В ней указан и порядок чтений. После нескольких коротких или одного длинного псалма указано: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков» и трижды - «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже», а затем: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя)». После каждой «Славы» помин повторяется снова. Можно читать помянник, который есть в молитвословах после утренних молитв.

Какое самое важное поминовение для усопших?

Проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сей великой жертвой. Вообще же хороший пример поминовения оставила нам св. праведная Иулиания. Читаем, что когда скончались Василий и Евдокия, она раздала за упокой их души щедрую милостыню, заказала по церквам сорокоусты и в течение сорока дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам (есть еще милостыня духовная: раздача духовных книг за усопших).

Скажите, какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени нужно совершать по новопреставленной усопшей?

Должно читать молитву: «Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя ее) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное», - двенадцать раз с двенадцатью поклонами утром (после утренних молитв), вечером так же (после вечерних молитв), в течение сорока дней.

Все ли усопшие молятся там о нас?

«Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: «Они теперь молитвенники за нас». Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верою и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу душам поминавших. Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения» (игумения Феофания Говорова).

Что важно во время смерти?

Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.

Имеет ли значение для вечной участи умершего внешний обряд погребения?

Знай, что для вечной участи умершего внешность погребения (гроб, венки, почет, музыка, отпевание высшими церковными чинами и пр.) мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим.

Имеет ли для спасения души значение, в чем застанет человека смерть?

Спасение души немало зависит от последних минут жизни. «В чем обрящу, в том и сужду», - говорится в Евангелии.

Чего должно более всего опасаться при приближении смерти?

Отчаяния. Надо помнить, что сказал Господь св. Екатерине: «Грешники, которые при кончине жизни своей отчаиваются в Моем милосердии, больше всего прогневляют Меня и очень Мне не угодны за свой грех, нежели за все иные беззакония и злодеяния свои».

Нужно ли служить панихиды по младенцу?

По младенцу не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва и о святых вынимаются частицы: погребение младенческое поется - прося не о прощении грехов, но «об упокоении младенца».

Как избавиться от боязни внезапной смерти?

По уверению св. отцов, внезапная смерть не случается с людьми, желающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами.

Как оправдаться на мытарствах?

Святая Феодора хорошо отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). «Ты то и то сделала», -говорили бесы. Она отвечала: «Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь, а затем исправление жизни.

Как смотреть на посмертные завещания?

Иные делают разные посмертные распоряжения, завещания, но такая жертва далеко не может равняться с тою, которая делается своими теплыми руками.

Должно ли нам рисковать жизнью или надо сохранять себя от безвременной смерти?

Когда Бог явно не определяет нам смерти или когда смерть наша не приносит пользу ни вере, ни Церкви, ни ближним, ни отечеству, тогда можно ли думать, что Бог «не хотяй смерти грешнику», могущему обратиться, захотел смерти безвременной людям? Читаем, что святитель Афанасий Великий многократно убегал от гонителей, искавших его смерти. Святой Поликарп Смирнский вышел из храмины, угрожавшей падением и по его исходе подавившей многих. Сам Господь заповедал и ученикам Своим не подвергать себя безвременно опасности и, когда будут гнать их в одном каком-либо городе, убегать в другой.

Можно ли брать определенную таксу (деньги) за чтение Псалтири по умершим?

Можно ли молиться за усопших не только Господу, но и Его святым?

Уже известны нам слова от лица умерших на большой панихиде: «Того прилежно мученицы молите долгов разрешение нам даровати». Вообще же Церковь заканчивает заупокойные свои молитвы обращением к Божией Матери.

Что делать, если трепещешь Страшного Судного дня?

Если ты, душа христианская, воистину трепещешь Страшного Судного дня и ищешь помилования у Господа, то страхом Суда Божия возбуди в себе твердую решимость покаяться и жить для одного Господа в благочестии и чистоте, и в свидетельство своей искренности понуди себя, на первый раз, благоговейно провести наступающую седмицу, в благочестивом размышлении, в воздержании и молитвенном приготовлении к подвигам приближающегося поста, как того требует Св. Церковь.

Если в этом деле останавливают и соблазняют тебя обыкновенные мирские мысли, из-за которых большая часть людей остается в нераскаянности и беспечности, то опять противопоставь им образ Страшного Суда - и соблазны исчезнут.

Все ли дела человека на Страшном Суде будут исследованы?

Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16: 27); когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, якожеесть, огнь искусит (1 Кор. 3: 13);яко все творение приведет Бог на судео всяцем погрешении, аще благо и ащелукаво (Еккл. 12: 14). По сих востанет и воздаст им, и воздаяние их на главу их воздаст (Сир. 17: 19). Не думай, чтобы я, говоря о суде, внушал ложный страх подобно кормилицам, которые, чтобы удержать детей от плача, имеют обыкновение пугать их вымышленными рассказами. О суде говорит неложное учение. Итак, будь уверен, что все дела, совершенные тобой в продолжение жизни, будут исследованы.

Кто должен более бояться Страшного Суда?

Будет ли наша будущая жизнь лучше настоящей?

Будущая наша жизнь несравненно будет превосходнее настоящей.

«Сила, поддерживающая жизнь души, будет там не совокупность чего-либо твердого и жидкого, но ведение Божественной природы, общение с истинным и Святым Духом. Там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, кои терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных... Там, в оном народе душ, царствует совершенная справедливость прав и законов и высочайшая мирная свобода; ибо там каждый имеет то, что еще здесь приготовил себе по собственному произволу и выбору. И если кто, по неблагоразумию, приготовил себе худшее вместо лучшего, - смерть не виновата; ибо всякий имеет здесь власть избрать себе то, чего ему хочется» (святитель Григорий Нисский. Слово о жизни будущей).

Чем можно помочь душе усопшего?

Можем принести отраду его душе милостынями, молитвами, а паче Бескровной Жертвой, приносимыми за него. Хотя душа преставившегося обретается во временном месте, где удерживается за свои прегрешения, но совершаемые Церковью молитвы о преставившихся могут искупить ее от долгов, и мы, грешные, преставившимся этим споспешествовать можем.

Хочу, чтобы меня похоронили с почестями. Грех ли это?

Святой Феофил предузнал свою кончину и велел послушнику похоронить его так: привязать веревкой за ногу и стащить (волоком) по земле в глубокий овраг. Пред кончиной же он лег на пол, на рогожу и сказал: «Радуюсь я вам, Святые Ангелы, радуюсь я Тебе, Пресвятая Богородица, радуюсь я вам, все святые», - и скончался. Пример этот поучает нас не о пышных похоронах заботиться, а лучше стараться совершать больше добрых дел при жизни.

Должно ли кропить св. водою тело и гроб умершего?

В православном обряде погребения читаем: священник (или если нет его, то мирянин) на дому кропит св. водою тело умершего и ковчег его извне и изнутри и тотчас влагает (тело) в него.

О духовном чтении и понимании

Священного Писания

Сейчас очень большое количество православной литературы. Какую лучше литературу читать, чтобы избежать ошибок и заблуждений (богословскую, современную, святоотеческую и пр.), или вообще лучше ограничиться только чтением Священного Писания?

Священное Писание написано Святым Духом через пророков и апостолов, и Тот же Святой Дух через св. отцов разъяснил нам, как правильно понимать его. Все еретические веры произошли от неправильного понимания Св. Писания. Только одни св. отцы правильно разъясняют нам Св. Писание.

Как должно толковать Священное Писание?

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святой Дух истолковал его через св. отцов. И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его волею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель», - говорит нам святитель Игнатий Брянчанинов. Св. Писание могут понять правильно только чистые сердцем; они разумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с неочищенным от страстей сердцем оно послужит камнем преткновения. Посему нам надо читать творения святых отцов, в которых они изъясняют смысл Св. Писания.

Что, в частности, можно посоветовать почитать для новоначальных православных?

Закон Божий, толкование Св. Евангелия, наставления о духовной жизни.

Книги «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.

У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?

Чтение Божьего слова - что хлеб, а молитва - что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода - хлеб? Нужно то и другое.

Великий старец, преподобный Амвросий Оптинский, на такое же заявление отвечал: «Ты не понимаешь, но зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнешь».

Изменил ли Иисус Христос закон, данный Богом Моисею? Вообще-то на этот вопрос я нахожу ответ в Библии в Святом благовествова-нии от Матфея: гл. 15, ст. 17: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить». Почему же в церквах почитают воскресенье - первый день недели, а не субботу - седьмой день, как заповедал нам Бог?

Внимательно читая Евангелие, вы увидите, что очень многие положения Ветхого Завета (Моисеева Закона) вызывали особое отношение к ним Иисуса Христа. Посмотрите, как Он обличал фарисеев и законников за их внешнее почитание обрядов и законов Моисея. Когда Он говорил, что пришел исполнить закон, Спаситель тут же пояснял, каким образом нужно исполнять эти законы. «Вы слышали, - говорил Он, - что сказано древним: не прелюбодействуй. Я же говорю вам, что всякий, кто воззрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем», и т.д. Кроме того, из книги Деяний апостолов мы знаем, как апостолу Петру было видение пищи, которую по Моисееву закону было запрещено принимать, как нечистую. Однако апостолу было сказано: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым» (см. гл. 10 Деяний апостолов). Можно привести еще много мест из Священного Писания, Нового Завета, где сказано, что многие положения Ветхого Завета не обязательны для христиан. Из церковной истории мы знаем, что уже в I веке христиане собирались для молитвы не в день субботний, а в день недельный, т.е. в день Воскресения Христа из мертвых, потому что это событие стало центральным для всякого верующего во Христа: Если Христос не воскрес, то тщетна вера наша, тщетно и исповедание наше, - писал апостол Павел к христианам Коринфа (1 Кор. 15: 14). Поэтому суббота и была заменена воскресеньем.

Есть ли литература, где описано, что означает каждая икона? Что означает икона Божией Матери «Одигитрия», «Владимирская» и т.д.? Есть ли икона «Казанская»? Мой племянник родился 21 июля - на «Казанскую», недавно принял крещение, ему будет 24 года; я советую купить ему икону «Казанскую». Права ли я?

Об иконах Богоматери сообщается довольно полно в книге, которая называется «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание Ее чудотворных икон», - она постоянно переиздается издательством «Благовест». «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». «Владимирская» икона по преданию написана святым апостолом и евангелистом Лукой, принесена к нам из Византии. Первоначально находилась в г. Владимире (откуда и название), затем была перенесена в Москву. Здесь было совершено от нее множество чудес. В частности, она спасла Москву от нападения Тамерлана. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. Патриархия ходатайствует о том, чтобы этот образ занял прежнее место в Успенском Соборе Кремля. «Казанская» икона обретена неподалеку от г. Казани. Была в войске Минина и Пожарского при освобождении г. Москвы. Очень почитаемая всероссийская святыня. Будет хорошо, если вы подарите ее своему племяннику.

Почему в Библии нигде не встречается слово «ад»?

Вас неправильно информировали. «Ад» в Библии встречается неоднократно. «Ад» (евр. шеол) встречается в книге Бытия (37, 35), в книге Чисел (16, 30-33), в книге Псалмов (15, 10) и др. В буквальном переводе с греческого языка, ад означает место, лишенное света. В христианском учении под этим словом разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с Ним света и блаженства (см. Иуд. 1: 6).

Христианство всегда утверждало и утверждает, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20: 38). Ф. М. Достоевский писал в своем дневнике: «Без веры в свою душу, в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо, невыносимо». Если нет загробной жизни, то вся наша жизнь бессмысленна. Многие современные ученые не только признают загробную жизнь, но даже занимаются проблемами бессмертия, исследуя опыт людей, переживших клиническую смерть.

Как понять, что в одном месте в Библии написано: «наказываю детей за грехи отцов до четвертого поколения», а в другом, что дети не несут ответов за грехи отцов?

Ответ на ваш вопрос дан в 18 главе книги пророка Иезекииля. Читайте внимательнее Библию; там еще есть разъяснения.

Почему есть такие противоречия: «возлюбите друг друга» и «благословенны миротворцы», а в другом месте: «Не мир Я принес вам, а меч», «Я пришел восстановить человека против его отца, дочь против ее матери и т.д.»?

Да, христианство - это религия любви, и не вина Иисуса Христа, что многие не смогли принять Его вероучение. Его Самого, не имевшего греха, предали истязаниям и позорной смерти на Кресте. Словами: «Не мир Я принес вам, а меч», Он предсказывал, как мир часто будет ненавидеть всех верующих в Него. И не вина мучеников, верующих во Христа, что даже родители истязали их (см. житие святой Варвары-великомученицы), а беда мучителей, что они не восприняли это учение любви и желали силой истребить его.

Как понимать слово «блаженны», именно «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»? Какие нищие духом и почему?

«Блаженны» - значит счастливы. Счастливы нищие духом - это те люди, которые осознают себя находящимися только в начале духовного движения к Царствию Небесному, сознают, что имеют недостаток собственных сил для достижения духовных дел и им требуется Божественная помощь. У таких людей всегда стремление к идеалу святости. Им чужда фарисейская самоудовлетворенность, которая порождает косность и застой и конец совершенствования. Поэтому «нищие духом» недалеки от достижения Царствия Небесного, а это есть величайшее счастье.

Я слышала, что в Библии сказано: «Пей из сосуда своего, и будешь долго жить и не болеть». Но почему-то я в Библии этого не прочла. Дело в том, что я лечусь уриной - больны ноги. Правильно ли я поступаю? Библия у меня американская, каноническая, в переводе, но крестик на обложке нехристианский. Может, не следует ее читать или в принципе они одинаковы?

Текст Библии звучит так: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя... Источник твой да благословен - и утешайся женою юности твоей (Притчи Соломоновы, гл. 5, ст. 15-20). В вашей Библии этой книги нет, так как ваша Библия содержит только канонические книги. Читать ее можно, но в ней не хватает одиннадцати книг. Сегодня появились новые переводы, по крайней мере Нового Завета, Евангелия, которые верующих вводят в сомнение. Там действительно есть тексты, которые православные не принимают. Поэтому старайтесь приобретать Библию, которая напечатана с текста, одобренного Священным Синодом.

Почему в одном из четырех Евангелий дается родословная Христа по Иосифу, тогда как считается, что Иисус родился от Марии без мужского семени и, значит, родословную нужно описывать Марии, а не Иосифа?

В Евангелии от Луки действительно написано, что Иисус, «как полагали, был сыном Иосифовым». Однако в Александрийском Кодексе - тексте - дается пояснение этой родословной: «И был (точнее будучи) сын, как полагали Иосифов - (на самом деле) - Илиев». Но кто же такой Илий? По наиболее вероятному предположению, это был отец Пресвятой Девы Марии. Сама Она, по обычаю еврейскому, не вводится в число членов родословия Христа, но зато евангелисту было очень важно указать, что Христос по плоти являлся настоящим потомком Давида, что он и делает, давая родословие отца Марии и показывая, что Мария действительно происходила от Давида. Евангелист Лука ведет, таким образом, родословие Христа через Его деда по матери и в восходящем порядке. Так как предание называет отца Марии не Илием, а Иоакимом, то в объяснение этого можно припомнить обычай иудеев носить по два имени - одно, данное при рождении, и другое, принятое по случаю какого-нибудь необычайного события в жизни человека (см. Толковую Библию).

В Ветхом Завете читаем: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на востоке от Едема. И познал Каин жену свою: и она зачала и родила Еноха. И построил он город: и назвал город по имени сына своего Енох» (Бытие, гл. 4, 16-17). Мой вопрос: «Кто является женой Каина? Если она являлась дочерью Адама и Евы и имя ее не упоминается, то как не возникла проблема кровосмешения?»

Жена Каина действительно была дочерью Адама и Евы. В первые века после сотворения человека вопрос о кровосмешении и не возникал, потому что главной была заповедь о размножении рода человеческого. Об этом говорят и святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феодорит. При умножении рода человеческого необходимость браков в близком родстве отпадает. А в законе Моисеевом - уже считается большим грехом (см. книгу Второзаконие, 27 гл., и книгу Левит, 18 гл.). Хотя в истории Лота и рассказывается, как его дочери обманом вошли к своему отцу и зачали от него, толкователи Библии говорят, что поступили они таким образом потому, что считали, что все человечество погибло, и они не ради удовлетворения страсти так поступили, а ради продолжения рода человеческого.

Не могли бы вы истолковать в Псалтири церковные произношения, например, иерей, тропари, икос, ирмос, клирицы?

В современных молитвословах довольно часто помещаются краткие словарики, где вы можете найти перевод непонятных слов. Рекомендую приобрести «Словарь русского языка» Даля. Иерей - священник (греч.), архиерей - старший священник или епископ. Тропарь - краткое песнопение, посвященное празднику или святому. Кондак и икос - также специальные песнопения, только кондак - короче, а икос - длиннее. Кондак - это тема, а икос - развитие темы. Из кондаков и икосов составлены акафисты - более обширные церковные песнопения, посвященные праздникам, иконам и т.д. Ирмос - греческое название песен канона (буквальный перевод - связываю, соединяю). Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари; поэтому-то ирмос полагается в начале всякой песни канона. Клирицы (церковнослав.), клирики (от слова клир) - служители церкви.

Не беру ли я грех на душу? Набираю книг, а читать - времени очень мало. Работаю, хозяйство, летом огороды - и до пенсии еще им долго лежать.

Хотя сегодня и очень трудно жить и не всегда есть время читать, но если мы забросим свою духовную жизнь до пенсии, вот этим мы действительно грешим, потому что Господь никому из нас не обещал, что мы завтра будем жить. Он сказал, что примет наше покаяние в любой момент. Но мы сами себя очень обедняем, ничего не читая. Ведь даже в правила христианина входит не только чтение молитв, но и духовное чтение. Время поста - это время, когда мы особенно должны усилить свои духовные упражнения, в том числе и чтение Нового Завета и других духовных книг.

Какие книги Церкви относятся к Священному Писанию?

Объясните, как понимать евангельские слова: «Кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном, того и Я постыжусь»? Если я стыжусь перекреститься (на храм, когда сажусь есть, трогаюсь в путь и т.п.), - это обо мне?

Да, мы не должны стыдиться исповедовать имя Христово крестным знамением; несниманием нательного креста в общественной бане или идя к врачу; беседами о святом и добром; не должны постыдно молчать, когда попирается вера православная, а мы часто стыдимся исповедовать веру во Христа из-за ничтожных обычаев света, из малодушного страха прослыть между знакомыми отсталыми, фанатиками, как обычно именуют люди «мира сего» тех, кто хочет честно относиться к своим христианским обязанностям; не должны бояться перекреститься до и после обеда, благоговейно обнажить голову, проходя возле храма, стыдиться украшать свои жилища св. иконами.

Чтобы чтение Священного Писания было полезно, надо: 1) перед чтением призвать благодать Духа Святого в помощь себе; 2) читать неспешно, повторяя несколько раз то, что непонятно для тебя; 3) не стараться прочитать сразу много; 4) остерегаться чтения разнокнижного.

Не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души лукавых духов и вселяют в нее Святого Духа. «Чтением Псалтири и милостынею душа очищается от грехов», - говорил затворник Георгий Задонский.

Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие - для средних; Божие слово - для совершенных. Пред чтением надо упразднить душу от всего, обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить со вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться, - сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для слова Божия - утро, житий святых - после обеда, св. отцов - незадолго пред сном. Есть такие тексты Св. Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения
(старец Адриан Югский) .

Надо ли каждый раз заново слушать слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю; не делаю то, чему оно учит?

«Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех, хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь»(святитель Иоанн Златоуст"^.

Как понимать апостольские слова: «Суд без милости не сотворшему милости»?

Ночью пришел ко мне о. Никита, недавно умерший, - рассказывал валаамский старец, - а я его и спрашиваю:

А как вы, батюшка, проходили мытарства? - Ох, тяжело на мытарствах всем человекам - отвечал он. - Хорошо, кто добрый и милостивый, тогда и суд ему на мытарствах бывает снисходительный, а кто злой и жестокий, тому и судии поставляются лютые и злобные. Кто как на земле живет и проходит свою жизнь, так все там и спрашивают по его делам и жизни на земле.
Полезно ли читать Св. Писание?

«Чтение Писания - великая защита от греха» (святитель Епифаний Кипрский).

Необходимо ли покупать душеполезную литературу?

«Приобретение христианских книг для имеющих средство к такому приобретению - необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление ко греху, возбуждает в нас стремление к добродетели» (святитель Епифаний Кипрский).

Когда можно ходить на кладбище:

*в день похорон;
*на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;
*каждый год в день ухода человека из жизни;
*в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;
*Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;
*2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;
*Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;
*Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Когда нельзя ходить на кладбище:
*православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;
*Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;
*считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;
*женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола
.Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу.
Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.
По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.

Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.

Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).
Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.
Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

ЗАЧЕМ И КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ?

Очень много смыслов имеет этот ритуал зажжения свечи. Свет от неё – это божественный свет, который принес в мир Иисус. Жизнь людей во грехе и неведении – это сумрак, который развеет собой Спаситель. Так и свеча своим сиянием прогоняет мрак вокруг. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога. Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не автоматически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча. Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви. Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол - канун, чтобы почтить добрую память человека, отошедшего в мир иной. Свечки «за здравие» ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой, рискованным делом и так далее. Нередко возникает вопрос: каким иконам и каким святым ставить свечи? Конечно же, главными являются эмоции и мысли, с которыми ставится свеча. С добрыми мыслями и любовью в сердце вы можете поставить свечку за человека иконе Спасителя или Богородицы. Ваши благие пожелания будут услышаны. Если же вы не просто хотите поставить свечу за человека, а выскзать особенные пожелания, нужно решить, каким святым ставить свечи. Так, например, если вы беспокоитесь за родного человека, страдающего заболеванием, помолитесь перед иконой Божьей Матери «Целительница», которой вы можете поставить свечку. Если встал человек на путь алкоголизма, то свеча может быть поставлена иконе «Неупиваемая Чаша». Зная, какими чудодейственными свойствами наделены те или иные святые образа, вы будете знать, каким иконам ставить свечи, чтобы защитить, уберечь и помочь своим близким в трудную минуту и в непростом жизненном решении. Часто ставят свечи своим святым покровителям. Если у вас в доме есть именные иконы, можно поставить свечку и помолиться своему ангелу-хранителю.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ? ЗАЧЕМ ИХ СТАВЯТ В ХРАМЕ?

Свеча – символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими.

Свеча – знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к божественному свету.

Горящая свеча – видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами.

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ ПОСТАВЛЕННАЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЕЧА?

– Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

КОГДА НАДО СТАВИТЬ СВЕЧИ?

– Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ?

– Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

КОМУ И СКОЛЬКО СВЕЧЕЙ НАДО СТАВИТЬ?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.

В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

МОЖНО ЛИ ПОЛОЖИТЬ СВЕЧУ НА ПОДСВЕЧНИК, ЕСЛИ ЕЕ УЖЕ НЕКУДА СТАВИТЬ?

– Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

МОЖНО ЛИ ДЕРЖАТЬ ГОРЯЩУЮ СВЕЧУ В РУКЕ И СТОЯТЬ С НЕЙ?

– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ОБ ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ? ЧТО ЧИТАТЬ ОБ ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ?

Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

КАКОМУ СВЯТОМУ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПРИ СЕМЕЙНОМ РАЗЛАДЕ, КОГДА МУЖ ХОЧЕТ УЙТИ ИЗ СЕМЬИ?

– О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской.

Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться.

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О НЕКРЕЩЕНОМ НОВОРОЖДЕННОМ РЕБЕНКЕ, КОТОРЫЙ ЗАБОЛЕЛ?

– Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится.

Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ПРИСТРАСТИЛСЯ К НАРКОТИКАМ?

– Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СЕРЬЕЗНО ЗАБОЛЕЛ?

– Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим.

Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка – для всей семьи время молитвы и покаяния. Она как бы стимулирует духовную жизнь. Малышу следует давать святую воду, омывать его этой водой. И самое главное - это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как дома, так и в больнице, и в храме, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, духовное делание должно сочетаться с лечением, которое сможет рекомендовать профессиональный доктор.

КАКОЙ ИКОНЕ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩЕЙ ОПЕРАЦИЕЙ?

– Можно поставить свечи и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану. А еще надо подготовиться к Исповеди и Причастию, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЗДРАВИИ САМОГО СЕБЯ?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

МОЖНО ЛИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА УПОКОЙ?

– Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О БЛАГОПОЛУЧИИ В ДЕЛАХ?

– Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБШЕГО НЕКРЕЩЕНОГО И ВООБЩЕ ОБ УПОКОЕНИИ НЕКРЕЩЕНЫХ?

– Ставить свечи и молиться за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ В ПАСХУ?

– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ, КУПЛЕННЫЕ В ДРУГОМ ХРАМЕ?

– Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВЕЧОЙ ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ КУЛИЧЕЙ И ЯИЦ? МОЖНО ЛИ УНОСИТЬ ЕЕ ДОМОЙ?

– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

ЗАЧЕМ СНИМАЮТ СГОРЕВШИЕ ТОЛЬКО ДО ПОЛОВИНЫ СВЕЧИ, ВЕДЬ МЫ ЗА НИХ ДЕНЬГИ ПЛАТИМ…

– Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом.

КОГДА ПРИМЕНЯЮТ ЛАДАН? МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДОМА?

– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

В разных странах человеку свойственно посещать могилы своих предков. Но только у русского человека отношение к кладбищу, к могилам самое трепетное. Как писал Пушкин:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Заметим, что кладбище, происходит от слова клад, получившегося в свою очередь от глагола класть, полагать лежа. Но в то же время, как известно клад - слово означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем зарытое до поры. Так и слово кладбище означает, что на нем до поры зарыто сокровище - тело православного христианина, которое непременно восстанет в день всеобщего Воскресения. Русское кладбище - это не некрополь, как модно стало говорить. Некрополь - означает город мертвых, а согласно православию - у Бога мертвых нет. Потому русское кладбище - место, где усопшие /заснувшие на время/ люди покоятся в ожидании воскресения. Вот почему наш народ относился к кладбищу, к могиле своих предков, как к священному месту.

К сожалению, такое понятие сегодня во многом утрачено. Но в генетической народной памяти оно осталось. Об этом говорит то, что даже невоцерковленные люди стремятся посещать могилки родных или близких. У Бога мертвых нет… И наш народ приходит к усопшим родным, как к живым, как на свиданье. Люди предаются воспоминаниям, размышляют о своей жизни и стараются хоть как-то почить память усопших. Ухаживают за могилкой, поновляют кресты, надгробия и памятники. И это неплохо. Однако нам надо знать, что усопшим не станет легче от того, что их могилы ухожены, не забыты. Им не станет легче и от наших размышлений о них, от пожелания «да будет тебе земля пухом». Да и разве такое пожелание лучше молитвы-просьбы «Со святыми упокой Господи душу усопшего раба Твоего…»

Когда мы ухаживаем за могилкой, то проявляем свое почтение, свою любовь к усопшему неким делом. Конечно же, это хорошо. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она выражает нашу любовь, память. Но ведь внешнее проявление любви для души усопшего практически ничего не значит. А вот молитва есть самое великое дело, которое мы можем свершить в память покойного, есть самое глубокое проявление нашей любви к нему. При молитве и душа молящегося получает умиротворение и душа усопшего. А без молитвы на кладбище может возникнуть у вас тоска и даже уныние. А это, в свою очередь почувствует душа покойного и тогда о каком ее покое можно говорить?

Очень хорошо о смысле молитвы за усопшего сказал старец нашего времени архимандрит Кирилл (Павлов). «Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя". И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, - то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!»

Лучшая молитва за усопших - это соборная молитва всей Церкви. Поэтому, прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. После литургии нужно отслужить панихиду.

Когда же посещаете кладбище, надо зажечь свечку на могиле. А поскольку свеча часто задувается ветром, то для нее следует иметь специальный закрытый подсвечник, который продают непосредственно в прикладбищенских православных лавках, либо в православных магазинах. Можно порекомендовать обратиться в православный интернет-магазин «Зерна», где имеется большой выбор таких подсвечников. Имеются в нем и специальные фонари для возжигания свечей. Такие фонари традиционно использовали наши предки. Возобновление такой традиции способствует уважительному отношению к православной культуре возжигания свечей на кладбище. Особенно пригодится такой фонарь, когда на могиле близкого человека свершается лития.

Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Если же сделать это по каким-либо причинам трудно, то можно и самому свершить краткий чин, по книге "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище". А можно помолиться даже и своими словами. Ведь главное в молитве - это наше сердечное расположение, искреннее обращение к Богу об упокоении души близкого человека.

Затем прибрать могилу и предаться воспоминаниям о покойном. Но не таким, которые оскорбляют его память, а таким, которые подвигают нас на душеполезные размышления.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могилу - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества. Не надо оставлять на могиле никакую еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Архиепископ Иоанн (Максимович) так говорил об этом: «Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимися, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы».

К сожалению, внешние украшения могил становится все более распространенным. Но присмотритесь к разным могилам и вы увидите, что простой крест на могильном травяном холмике с живыми цветами смотрится естественно, вызывает чувство умиротворения. Потому что крест на могиле православного христианина напоминает нам о том, что у Бога нет мертвых, что все усопшие когда-то воскреснут. Вот почему он вызывает умиротворение.

А вот могила придавленная гранитом и громадной глыбой памятника вызывает тяжелое чувство. Не оттого ли у таких могил часто слышатся рыдания вместо молитв, пьют водку за то, чтобы земля покойному была пухом, потом опять рыдают и уходят придавленные тоской, как гранитом, которым придавлена могила.

Крест, будь он из металла или из дерева, более приличествует месту упокоения православного христианина, нежели дорогие монументы и мраморные надгробия. Но, конечно же, решение этого весьма деликатного вопроса - дело личное и решается каждой семьёй индивидуально.

"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", - говорил святитель Иоанн Златоуст.

Вот почему так душеполезно сделать пожертвование на храм или дать милостыню бедным с просьбой помолиться об усопшем рабе Божьем, называя его имя. Хорошо принести продукты для поминовения в церковь, специальное место для этого - канун. Обычно покупают крупы, конфеты в коробках, сок, красное вино, растительное масло, яйца, макароны. Эти продукты потом передаются нуждающимся и будут жертвой, принесенной за усопшего.

Однако, как уже говорилось выше прежде всего необходимо самим молиться за усопших. Это самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.